Наблюдая тенденции экономического развития, особенно в нашем государстве, можно утвердиться во мнении, что до тех пор, пока проблема не возникнет с особой остротой и не потребует незамедлительного решения, ни правительственные, ни бюрократические, ни бизнес структуры не ищут новых прогрессивных решений, не готовы проявлять инициативу и ориентировать экономику на будущее, выстраивая бизнес на перспективу.
Ярким примером тому может служить ситуация в сельском хозяйстве России. Во времена СССР и в послеперестроечные годы считалось, что сельское хозяйство в России — это чёрная дыра. Сколько средств не инвестируй, отдачи не будет. Поднять эту важную для государства отрасль экономики годами было невозможно.
Торговой отрасли наибольшую выгоду приносили закупки, в том числе и продовольственных товаров, за рубежом, что позволяло жить не напрягаясь, несмотря на слабо развитый сектор сельского хозяйства и производства собственных продуктов питания. Только санкции 2014 года и ответные контрсанкции заставили бюрократический аппарат и бизнес прийти в движение. В течении последних шести лет мы наблюдаем гигантский скачок в развитии сельского хозяйства России, в результате которого страна из «хронического» импортера сельскохозяйственной продукции постепенно превращается в экспортера.
Ситуация в сельском хозяйстве — это пример вынужденной модернизации и развития. Аналогичная ситуация сложилась и в авиастроении. В результате санкций со стороны США и запрета на поставку критически важных компонентов и материалов, российская промышленность вынужденно приступила к импортозамещению. Но любое замещение импортных комплектующих, материалов и технологий требует времени, что существенно тормозит процесс вывода готовых изделий на рынок и снижает конкурентные возможности российской продукции.
Стоит ли ожидать внешних санкций, чтобы сделать рывок в освоении технологий?
Рассмотрим для примера ситуацию в Китае. Внедряясь в новые технологические проекты, китайский бизнес всегда ставит вопрос о полном доступе к технологиям. Кроме того, как известно уже всем, китайские производители просто стараются купить какое-то изделие в единичном экземпляре или очень маленькой партией, и через какое-то время появляется «китайский клон».
Инвестировать китайские компании также в основном стараются в высокотехнологические западные и американские компании, чтобы получить полный доступ к технологиям и компетенциям. Конечно, подобная практика не может приветствоваться в рамках международной экономической этики, но такие методы работы Китая позволили на современнейшем уровне модернизировать страну: китайские товары, в том числе и высокотехнологичные, занимают все большую долю рынка, что приводит к потере рабочих мест в развитых странах, включая Россию.
Для любого государства применима аксиома: чтобы сохранять передовые позиции экономически высокоразвитого государства, оно обязано владеть передовыми технологиями и компетенциями, особенно важно это для такого большого и мощного государства, как Россия.
Очередной актуальный виток научно-технологической революции затрагивает основы экономики России, её экспортный потенциал. По итогам 2019 года из 419 млрд. долларов экспортных доходов России 60% обеспечили три товара: сырая нефть (121,4 млрд долларов), нефтепродукты (66,9 млрд долларов) и природный газ (19 млрд долларов). Половина этих поступлений пришла из Европы, где доля российской нефти в потреблении достигает 30%, а газа — 40%.
Такой односторонний ориентир в основном на ископаемое топливо ущербен для экономики России, что уже в ближайшие годы приведет к серьезным проблемам в российском бюджете и его способности финансировать социальные программы. Время на модернизацию экономики сократилось, падение цен на нефть, газ и другое сырье мы наблюдаем уже сейчас. Затраченные десятки миллиардов долларов на различные трубопроводы оказались неэффективным вложением, поскольку трубопроводы не работают на полную мощность или простаивают пустые, как, например, «Голубой поток» в Турцию.
Планы и предпринимаемые действия ЕС по отказу от ископаемого топлива к 2050 году демонстрируют отчетливо, что в ближайшие 20-30 лет потребность в нем резко сократится.
И если до сих пор о запрете на газ не говорят конкретно и однозначно, то приговор использованию нефти и нефтепродуктов вынесен и будет приведен в исполнение в ближайшее время по мере широкого перехода на электрическую тягу. И этот процесс уже запущен. К примеру, в США в 2019 году было продано свыше 200 000 электромобилей, в то время как в России — немногим больше 200.
Можно возразить, что электрокары занимают сейчас незначительную долю в общем объеме зарегистрированных автомобилей, что необходимы серьезные инвестиции в строительство сетей зарядных станций и увеличение электрогенерации. Можно приводить доводы, что солнечная и ветровая электрогенерации по своей природе не могут работать в базовом режиме, и на их основе нельзя построить гарантированное электроснабжение, поэтому газ будет нужен всегда и везде.
Даже учитывая все эти факторы, уже многие страны приняли решение о запрете производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания начиная с 2025-2030–2035 годов. Тенденция просматривается однозначно, и именно поэтому мировые автомобильные концерны один за другим начали выпускать электромобили, отказываясь от инвестирования средств в новые модели с двигателями внутреннего сгорания. Именно поэтому акции компании Tesla бьют рекорды. За последний год они выросли более чем на 500% - в июле 2019 года они стоили около 250$, в июле текущего года почти достигли 1800$. На сегодняшний день Tesla дороже, чем Bank of America и American Express вместе взятые. Инвесторы понимают, что век ископаемого топлива подходит к концу.
Для России, однако, нефть и газ продолжают оставаться приоритетом. На этой неделе с помпой было объявлено об окончании модернизации Московского НПЗ, стоившей 350 млрд рублей. Интересно, успеют ли эти инвестиции окупиться при столь стремительном развитии электромобильности? Можно сколько угодно приводить аргументы, что Россия страна северная, что условия для альтернативной энергетики у нас плохие, что даже в Крыму банкротятся солнечные электростанции, не выдерживая конкуренции с газовой электрогенерацией — все это верно сегодня, но в государственном масштабе необходимо мыслить стратегически, чувствовать тенденции, своевременно реагировать на них и идти в авангарде научно-технологической революции.
Широко известно изречение «Покупатель всегда прав» — что на практике должно означать — потребности и желания покупателя являются определяющими для развития экономики и торговли, потому что только покупатель принимает решение и определяют спрос.
Уже сегодня этот лозунг и назревшие потребности покупателя ставит на практике, а не словах, во главу угла своей деятельности немецко-американская компания Neutrino Energy Group, которая имеет отработанную Neutrinovoltaic технологию — способ получения постоянного электрического тока под воздействием различных электромагнитных излучений, включая воздействие нейтрино. Эта технология настолько универсальна, что позволяет изготавливать генерирующие источники тока различного предназначения, имеющие компактные размеры и заранее заданные требования по выходным мощностным характеристикам.
Этим летом генеральный директор компании Хольгер Шубарт объявил о широком развертывании работ по созданию корпуса электромобиля с использованием метаматериалов, который будет способен «собирать» электроэнергию из окружающего пространства — Pi Car. Для осуществления этого проекта компания привлекла лучших мировых специалистов в области материаловедения: возглавляет работы всемирно-известный учёный в области энергетики и материалов доктор Bharat Bhanudas Kale, который имеет тридцатилетний опыт в исследованиях технологий устойчивой энергетики и наноматериалов, обладает 22 патентами, опубликовал сотни статей в международных журналах. Доктор Kale — один из основателей и директор Центра материалов для электронных технологий (C-MET) в Пуне. В 2020 году он был избран членом Королевского химического общества в Лондоне.
Кроме того, Neutrino Energy Group ведет работы по созданию специальных автомобильных электрогенерирующих устройств, которые можно установить на существующие или новые модели электромобилей. Проводимые работы позволят создать электромобиль, которому не потребуется больше централизованное электроснабжение, который будет иметь небольшую аккумуляторную батарею, подключающуюся при изменении режима движения электромобиля - обгон, начало движения или подъем в гору.
Создание Neutrinovoltaic технологии стало возможным благодаря появлению новейших наноматериалов, в частности графена, который, благодаря структуре своей кристаллической решетки, а также конструкционным особенностям многослойного наноматериала, способен генерировать постоянный электрический ток в базовом режиме, 24 часа в сутки. 360 дней в году и не зависеть от погодных условий.
Появление на рынке электромобилей с такими нейтринными источниками — это несомненно удар по нефтегазовой и всем связанным с ней отраслями. Необходимо предвидеть заранее грядущие изменения на рынках и готовиться уже сейчас, так как массовое появление электромобилей, способных собирать электроэнергию — дело ближайших 10 лет. Материалы, которые применяются в нейтринных источниках тока, имеют широкое распространение и не дороги, что делает такие электромобили привлекательными для покупателя как в аспекте цены, так и в аспекте экологичности.
Инновационные технологии, в том числе и Neutrinovolatic, смогут в ближайшее время полностью перекроить привычный экономический расклад на мировых рынках. Важно позитивно воспринимать научно–техническую революцию, а особенно в области энергогенерации, как важный шаг на благо удовлетворения потребностей всего человечества, а для политики и бизнеса — не пропустить прорыв и быть в авангарде инновационного технологического развития, что не оказаться «позади паровоза».
Партнерский материал
Фото в анонсе: Luca Bravo на Unsplash
Партнёрский - это же ж реклама? А что в данном случае рекламируется? Технология, так пока только опытные наработки, которыми даже чайник не согреть. Компания, на сайте можно донатить ей в помощь, хай технику развивают )))
Всегда были интересны технологии, для информации - спасибо. Но практическая-то сторона есть?
Конечно, есть! Реклама - наше всё, для привлечения инвестиций в проект! Кстати - как дела у нашего S7 Space? Тоже "яблони на Марс" доставить обещали...
По электромобилям - уже для них столько пролоббировали преференций у нас, что будь у них хоть на 10 процентов больше шансов на успех, чем есть сейчас - уже вся Москва была бы ими заполнена!
Чтобы были годные для внедрения прикладные аспекты научных достижений - нужна база из НАУКИ КЛАССИЧЕСКОЙ, и содержать её может ТОЛЬКО государство! У нас сейчас - всё ещё не содержит и мало поддерживает, требуя сразу прорывных прикладных технологий без фундаментальных исследований...
Не бередите, это тяжкая тема - сколько, зачем и каких "колёс" нам надо (тяжче, наверное, только формат проживания полиса проектировать). А без этого - да пофиг на чём оно едет )))
У нас? Да везде так, быстро и нахаляву... И альтернативы государству нет, как масштабному "содержанту-развиванту". Надо что-то (всё) в государстве менять )))
Уважаемый Олег,
в данном случае сделан намек, что если государство не будет выделять деньги на науку, то останется без штанов в нефтяном бассейне.
По поводу электромобилей - показателен пример Зетты, которую попытались начать производить в нашем райцентре.
Ибо "поставки комплектующих частей для автомобилей Zetta из Китая были сильно задержаны". Мы, попытавшись начать производить некий конъюнктурный электроприбор, столкнулись с тем же самым - ключевые компоненты в РФ просто не производятся, равно как и половина прочих нужных, типа светодиодов низкого потребления, винтов крепления, вентиляторов низкого шума и пр. А поставки из Китая занимают до 3 месяцев и нет никакой ясности - привезут или нет даже оплаченные позиции.
Как это ни печально, но похоже, что перспективы для выпуска чего-то интересного у нас имеют только "коленочный" и "гаражный" способы выпуска штучных или мелкосерийных изделий, с масштабированием которых потом появляются предсказуемые проблемы, как в описанном примере...
Но мне видится, что как раз не надо стыдиться "артельной сборки", а наоборот - гордо обозвать её "HandMade", но сильно доработать механизм разрешительных процедур - сейчас ими можно побороть даже коронавирус, а не только самодел!
Да, в России есть много примеров "прорывов после застоя", сейчас, по-моему, как раз полоса застоя после прорыва...в никуда!
Вот ещё один пример, который меня поразил ещё в молодости - конструктор для сборки легкомоторного самолёта BD-5, статья о нём впервые мне попалась ещё в журнале "Техника Молодёжи", выпускавшемся в СССР.
Прочитать о нём можно здесь, для СССР, да и России сейчас, такой "летающий запорожец" был бы многим доступен и полезен, но - при наших просторах малая авиация у нас до сих пор...
Во многих местах России, где редко или никогда бывают многие жители "миллионников", были бы эффективны механизмы, работающие на преобразовании любого тепла в движение, ведь КПД даже малых паровых машин сейчас можно довести до 40% и более, а тщательно сжигать, чтобы выбрасывать почти один оксид углерода в атмосферу у нас можно много чего...
Но тут соглашусь с Олегом
Но для этого должны быть условия, когда толковые "технари" попадут в политику, и появится значительная масса населения, готовая их поддержать. Как правило, таковыми являются представители "среднего класса", с которыми такие же проблемы, как с электромобилями, мини-самолётами, и далее по списку....
Уважаемый Сергей,
из примерно 50 отдельных позиций для комплектации планируемого нами к выпуску прибора в РФ производят полностью только корпус и провода. Ну еще упаковку, паспорта, надпечатку на корпусе можно заказать у местных компаний. 40% комплектующих (по стоимости) пришлось закупать в Китае напрямую, так как отечественные поставщики того же самого китайского товара просто дают ценник в три-пять раз выше, а с такой ценой комплектующих товар не имеет перспектив на рынке.
Серьезный вопрос про масштабирование будет нами решаться после отработки первой опытной партии продукции. Ибо не может производство опираться на непредсказуемое поведение китайских товарищей, вкупе с нашей постоянно переменной таможенной практикой правоприменения.
Тут?! За деньги? Смутило несоответствие канала и потока. С вашими постами в целом согласен, это всё мазкИ одной текущей картины застоя...
Вопрос, кто это может сделать? Как и кем будет обсуждаться вопрос, что именно нужно менять?
Нужно изобретать велосипед или идти проверенным другими путем? Власть имущие будут сохранять статускво и жестко сопротивляться переменам или их возглавят? В каком направлении?
Одни вопросы, короче.....
Это точно не тема данной статьи, скорее это тема статьи УК, который походу расширят до запрета даже обсуждения этого вопроса )))
Но сначала бы определиться, "что" хотим получить, а "как" - приложится. Мы в своей книжке по управлению попробовали прикинуть, посмотрим что критика скажет )))