5 способов отнять власть над своими решениями у чувств

Миф о том, что на работе нет чувств, абсолютно не соответствует реальности. На самом деле человек не может прожить без чувств и минуты. Как невозможно какое-то время не дышать или не переваривать еду — так невозможно и «не чувствовать». Можно только скрывать, подавлять, вытеснять чувства. Мы можем их не осознавать, загонять их вглубь, не сверяться с ними — но они есть, и они мстят нам, если мы не умеем с ними обращаться.

Откуда взялась идея о том, что такой огромный фактор как человеческие отношения, можно просто взять и «запихать себе в…»? Откуда вообще взялась идея о беспристрастии на работе?

Эта идея родилась и обрела популярность в индустриальную эпоху. Заводы и машины усовершенствовались, стали эффективными. Тогда идея об эффективности стала распространяться и на людей, которые с ними работают. Люди казались дополениями к машине, и чтобы быть хорошими функциями, они должны были максимально «механизироваться». Рабочего надо сделать эффективным винтиком. Менеджера — эффективным управляющим. Организация труда и управления — вроде инженерии.

А что такого мог в ту пору человек, чего машина не могла? Конечно, думать, анализировать. Эта функция и казалась самой ценной.

Теперь времена изменились, и мы видим другую картину. Маркетинг намного сильнее производства и финансов. Искусственный интеллект сильнее человеческого разума. Единственное, чего не может машина в наше время — это soft skills: сотрудничество, интуиция; все, что основано на эмоциях.

Точно так же изменилось и понятие рабочей эффективности. В 1950-60 годах можно было «засунуть чувства себе в…» и «думать только о деле». Правда, это все равно никогда полностью не получалось, но и такого уж большого вреда от этого не было. По клеточкам тетрадки думали все бизнесы.

Теперь те, кто «засовывают» чувства, — проигрывают тем, кто их использует. Тот, кто думает по клеточкам, проигрывает тем, кто может думать по диагонали, криволинейно, над плоскостью бумаги.

1. Отреагировать и не застрять

Животное может выразить агрессию сразу и непосредственно, а человеку приходится накапливать и конвертировать эмоции. Это сложная работа, которой невозможно избежать, так как мы — животные социальные, цивилизованные. Но не стоит еще сильнее усложнять дело. С отреагированием чувств не стоит долго ждать. Когда мы тратим слишком много времени на то, чтобы держать чувства в себе, они накладываются друг на друга слой за слоем. Так копится утомление. Застрявшие чувства — это не только наша гипертония, но и наша эффективность.

Стоит снизить свой ценз отреагирования чувства и подумать, как можно его быстро переупаковать. Быстро пошутить, скорчить рожу зеркалу, сделать фигу в кармане, яростно выругаться в туалете (шепотом) — все это необходимая гигиена офисных чувств.

2. Конфликтовать плодотворно

Если чуть меньше бояться поссориться и высказать несогласие, оно не будет накапливаться, а конфликты станут более плодотворными. Стоит привыкнуть к умеренным дозам выраженной агрессии на работе. Скрытая агрессия хуже тем, что в каждый текущий конфликт просачиваются поводы из прошлых конфликтов и утяжеляют конфликт текущий. Люди, которые «не додрались» в прошлый раз, инстинктивно избегают драться и в этот раз, потому что понимают, что у них уже накопился друг на друга здоровый «зуб».

Наоборот, плодотворный конфликт — это конфликт только про здесь и сейчас. Открытый. Конечно, он должен быть цивилизованным, но и высказывать все лучше ясно. Именно если не бояться конфликтовать резко и открыто — парадоксальным образом приходишь к nothing personal only business. Потому что все персональное давно ясно, никаких личных обид не копится — территория поделена, границы установлены, и можно посвятить сегодняшний раунд исключительно обсуждению текущих дел. Когда мы всегда можем эмоционально сказать коллеге «это просто смешно», «это бред», «это супер», честно признаться ему «я не могу разобраться», «что-то слишком мудрено», «у тебя круче» — конфликты перестают быть чем-то страшным, таким, чего надо избегать.

Когда мы конфликтуем открыто, мы больше не держим в уме необходимость поддерживать статус. Рабочий вопрос не становится поводом кого-то унизить или возвыситься самому.

3. Устанавливать границы

Когда мы функции и не пользуемся чувствами, мы воспринимаем свое положение на работе исключительно через иерархию, статус. Кто кого? Кто выше? Кто ниже? Кто круче?

На самом деле у каждого из нас намного больше мест и характеристик, чем «верх» и «низ». С чувствами устанавливать границы мы можем надежнее и безопаснее, а сам процесс делается менее тревожным и конкурентным.

Мы дифференцируем не только «опасность» и «пользу» от конкретного человека, но и такие ранее необязательные параметры, как общительность, скорость мышления, доброжелательность, склонность прийти на помощь, свою необъяснимую симпатию к нему.

Мы лучше устраиваемся в своих границах и впускаем туда людей теперь по своему желанию, а если не желаем — спокойно храним их от посягательств. Мы чувствуем себя в большей безопасности и не вынуждены тратить энергию на защиту.

4. Принимать решения

Когда-то человек принимал решения без контроля сознания, сразу после получения импульса. Так как обстановка вокруг сильно изменилась, «импульсивность» стала нередко восприниматься чем-то вроде недостатка. «Не принимайте решения на эмоциях» — общее место, с которым, казалось бы, не поспоришь.

Как все общие места, оно уязвимо. Иногда принимать решения можно и нужно именно на эмоциях. Или, по крайней мере, учитывать их как важнейший фактор.

«Прислушайся к себе» — другое общее место, которое противоречит первому, а по сути значит то же самое.

Наши импульсы берутся не с потолка. Они сигнализируют о важных вещах. Мы почувствовали смутную опасность, еще не зная, почему — и отпрыгнули. Если бы начали анализировать и рационализировать, то попали бы под грузовик, который решил проехать на красный.

Так бывает и на работе. Инвестиции, переговоры, рабочие обсуждения, выбор формулировок, принятие решений в условиях неопределенности — более эффективно, если мы учитываем наши до-сознательные, нерациональные импульсы. Иногда задним числом приходит и рациональное понимание — но если бы мы его дожидались, то опоздали бы. Время на анализ и необходимые данные для него доступны не всегда.

5. Не закисать

Работник продал свое время, но он не может превратиться в рабочую функцию. Чувства надо обязательно конвертировать, иначе «работа» и «жизнь» становятся противоположными понятиями.

Вопрос ведь не только в том, чтобы люди были мотивированы, но и в том, чтобы им было куда «принести» свои чувства. В каждом офисе есть корзинка для мусора. Она не порочит офис. Точно так же — должна быть возможность отреагировать чувства. Высказаться, выговориться, сказать хотя бы самому себе, как тебя раздражает коллега. Невозможно быть на 100% «сдержанным и позитивным» — нужно целенаправленно снимать свое раздражение, понимать, зачем и почему я обиделся или разозлился.

Вот тогда чувства на работе перестанут бурлить, как в скороварке, и становиться хозяевами наших решений.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Москва

Очень интересная статья - познавательная и увлекательная. Взяла себе в "копилку".

"Стоит снизить свой ценз отреагирования чувства и подумать, как можно его быстро переупаковать. Быстро пошутить, скорчить рожу зеркалу, сделать фигу в кармане, яростно выругаться в туалете (шепотом) — все это необходимая гигиена офисных чувств" - замечательная мысль.

Насчет выругатся -  знакома с одной бизнес - леди, она начинала торговать продуктами питания  на рынке в палатке, потом  открыла маленький магазинчик и для снтия стресса и уменьшения  перекуров своих продавцов, которые часто переругивались с покупателями, и между собой,  иногда употребляя довольно "взрослые"  выражения (время такое было массово нервное!), установила магнитофон и разрешила своим продавцам ругаться в него,  не стесняясь в выражениях, и даже установила небольшую премию за самое виртуозное ругательство.  Прослушивание записи после работы имело мощный эффект разрядки и катарсиса- продавцы стали более вежливыми с покупателями и  продажи пошли вверх!   

Консультант, Москва

Написаное без учёта индивидуальности - "средняя температура по палате".

Специалист, Архангельск

В статье речь идёт не о чувствах. Об эмоциях. 

Консультант, Москва

Если  говорить о терминах - то чувство это эмоция + понятие. Чтобы из эмоций возникло чувство, как более высокая фома  эмоционального реагирования, человеку необходимо  имень понятие о предмете, к которому это чувство возникает. К примеру чувство любви к Родине вклячает в сябя само понятие - Родина. Если такого понимания  у человека нет, то эмоция тоски по родным честам - это просто ностальгия.

Эмоции есть и у животных, чувств у них нет, так как нет осознанного определения предмета к которому они испытывают  эмоции - гнев, злость, осторожность, страх  - эти эмоции  активируют  у животных  инстикты и безусловные рефлексы.

Понятийный компанент чувств превращает  эмоции в отношения. То есть отношения в том числе и рабочие стоятся на чувствах, потому как человек способен осознавать на какой предмент направлены его эмоции и имеет в этношении этого предмета определенные понятия.К примеру - сотрудик слева - токсичный человек или энергетический вампир, значит осторожность как эмоция по отношению к подобному сотруднику - есть уже не обезличенная эмоция, а чувство которое  формирует отношение к подобному сотруднику.

Президент, председатель правления, Украина
Евгений Кожин пишет:

В статье речь идёт не о чувствах. Об эмоциях. 

и следовательно... ?

Интересное замечание. Посыл ясен. Не ясен вывод.

Консультант, Москва

Спасибо, Леонид. Очень порадовала Ваша статья. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей имели бы способность к саморефлексии и достаточный уровень чувствительности к себе, чтобы применять в жизни данные рекомендации. 

Хотя, к сожалению, я наблюдаю еще много приверженцев идеи превращения человека в машину, подобные статьи дают мне понять, что люди бизнеса начинают возвращать человечность себе и другим. 

Консультант, Москва
Наталья Котельникова пишет:
Хотя, к сожалению, я наблюдаю еще много приверженцев идеи превращения человека в машину, подобные статьи дают мне понять, что люди бизнеса начинают возвращать человечность себе и другим. 

Стоит отметить, что когда "люди бизнеса" делают крутой поворот в своих  установках и методах ведения бизнес - процессов, то чаще всего это является результатом не рефлексии, а  скорее всего давлением  со стороны  сотрудников, которые  не хотят быть ни роботами, ни придатками машин, и начинают "требовать" человечного к себе отношения.

То есть время использования сотрудников как "расходный материал" безвозвратно уходит, медленно, трудно, с издержками, но уходит. Наступает эра  - "сотрудники как человеческий ресурс"  бизнес -  корпораций, к которому нужно относиться так же как ко всякому  другому ресурсу, имеющему отношение к получению  прибыли  компании  и  её эффективному развитию.  

IT-менеджер, Красноярск

Переход сознательной негативной установки в подсознательную занимает чуть больше 3-х недель. Получается такой "аутотренинг наоборот". Следовательно, не нужно думать, что мол, у меня еще "вагон времени" чтобы разобраться со своими эмоциями.

Консультант, Украина

Чувства - это то, что отличает людей от бездушных машин

 

Руководитель проекта, Уфа

Зацепила фраза из статьи "Искусственный интеллект сильнее человеческого разума". Статья из будущего?

Второе. По моему личному мнению, название статьи не соотвествует его содержанию. Основа статьи - надо использовать чувства при решениях. И при этом они перестанут властвовать (влиять) на решениями. Странная логика. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.