Карьерный рост молодого специалиста. Взгляд руководителя

Люди порой откусывают больше, чем могут прожевать. Но любой чего-то стоящий начальник
всегда предпочтет иметь дело с людьми, которые замахиваются на лишнее,
чем с теми, которые стараются сделать поменьше.

Ли Якокка

Один молодой специалист разместил статью на сайте для управленцев, в которой интересовался мнением топ-менеджеров компаний по вопросам оценки деятельности подчиненных. Автор не мог самостоятельно разобраться в причинах несправедливой, по его мнению, оценке руководством его деятельности и считал, что повышают в должности менее достойных кандидатов.

Эта проблемы была актуальна для меня, когда я начинал свою трудовую жизнь, и актуальна сегодня. Каким бы временами мрачным и недружелюбным не казался окружающий мир, не стоит подвергаться унынию и безысходности. Неудачное начало карьеры не должно быть поводом к обобщениям, что «все компании такие-то», «все руководители такие-то». Найти идеальную компанию и идеального руководителя невозможно. Все мы – и руководители, и подчиненные – обладаем своими человеческими достоинствами и недостатками, различным мировоззрением и мировосприятием, имеем различный жизненный опыт. Это, с одной стороны, делает управление людьми очень сложной задачей и даже искусством, которым удается овладеть немногим, но с другой стороны, людям талантливым, имеющим способности к менеджменту, это дает возможность проявить себя и сделать успешную карьеру.

1. Первым и самым важным объектом вашего внимания должны быть вы сами. Ваш профессиональный уровень является фундаментом в карьерном продвижении. Под профессиональным уровнем я подразумеваю способность показывать результаты своей деятельности на том уровне, который ожидает от вас компания, а еще лучше – сверх этого уровня. Многие считают, что для продвижения в карьере важнее иметь другие качества, не связанные напрямую с профессиональной деятельностью, такие как: техники манипулирования информацией, приемы манипулирования людьми, владение навыками самопрезентации, формирования имиджа и тому подобное.

Вам тоже нужно уметь пользоваться этими инструментами рекламы, презентации и управленческой борьбы для защиты своих интересов. Но самое главное оружие, способное нейтрализовать «обходные маневры» ваших конкурентов, – это способность дать нужный производственный результат в нужное время. И лучший шанс, для того чтобы проявить себя во всей красе, предоставляется в кризисные моменты развития организации. Под кризисными моментами я подразумеваю не только ситуации, вызванные воздействием неблагоприятных факторов, но и кризисы управления, которые неминуемо возникают при быстром росте организации. В такие моменты руководитель компании ищет опоры в лице тех, кто может своевременно и качественно выполнить важную для компании задачу. Подставьте свое плечо, дайте руководителю точку опоры и ваш профессиональный рейтинг в организации может стремительно вырасти. Это ваш «звездный час» – дайте руководителю результат и не забудьте позаботиться о том, чтобы ваши результаты не утонули в «общем котле» и не были присвоены «паразитирующими элементами».

Не оставайтесь в тени, заявляйте о своем желании показать, на что вы способны, принимайте на себя ответственность. Мой жизненный опыт позволил сделать вывод о том, что только те люди добиваются успеха, которых проблемы и препятствия не останавливают, а делают упорнее и настойчивее. Кто упорно ищет ответы на сложные вопросы, тот рано или поздно их находит. Как говорил Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Не ждите, пока, кто-то вас заметит, так можно прождать целую вечность. Заявляйте о себе, ищите и просите для себя работу, в которой вы проявите свои лучшие качества, опыт и способности. Успеха в карьере и бизнесе добиваются не самые умные и способные, а целеустремленные и расторопные. Но для этого требуется мужество взять на себя ответственность за будущие результаты и умение рассчитать свои силы. Даже если у вас не все получится, или вы потерпите полный провал, то в любом случае получите ценный опыт. Чем больше деловой активности вы будете проявлять, тем больше будете набираться опыта. И очень многое будет зависеть от вашей способности адекватно анализировать и интерпретировать полученный опыт, а для этого нужно постоянно работать над своим кругозором и повышать уровень знаний. Те, кто умеют быстро приобретать и «усваивать» полученный опыт, развиваются намного быстрее, чем инертные, осторожные, избегающие ответственности, стремящиеся к покою и стабильности люди. Две нижеприведенные цитаты подкрепляют мою точку зрения:

Победы учат наивных, а поражения - мудрых; успехи дают единицы уроков, а неудачи – тысячи. Учитесь на уроках побежденных.
Джефф О'Лири, бывший военный, полковник ВВС США, в настоящее время – лектор, писатель, аналитик.

Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1 процент вашей работы, а остальные 99 процентов – это неудачи.
Соичиро Хонда, японский инженер и предприниматель, основатель компании Honda Motor.

Также не ждите немедленных и быстрых наград, растите профессионально, повышайте свой авторитет, работайте над имиджем, будьте на виду и на слуху у руководства. Карьерный рост происходит скачкообразно, а скачок – в момент, когда созрела определенная ситуация, на которую вы практически никак не могли повлиять и к этому моменту вы должны быть готовы.

2. Нужно выбрать «вашу» компанию. «Вашей» будет та, в которой существует наиболее благоприятная почва для взращивания способностей и наиболее благоприятная среда для реализации возможностей. Первое, на что нужно обратить внимание в компании, – порядки, правила, законы, нормы поведения, традиции. Специалисты по человеческим ресурсам называют это корпоративной или организационной культурой. Особенно для вас важно, как в компании относятся к проявлению инициативы, принятию на себя ответственности, как относятся к ошибкам работников.

Если в компании наказывают непричастных и награждают не виновных, и корпоративная культура не приветствует инициативных и результативных работников, вам стоит задуматься. Любые ваши попытки изменить культуру организации, внедрить «справедливые» на ваш взгляд правила и традиции приведут только к разочарованию. Это под силу руководителям уровня собственника или генерального директора, да и то далеко не всегда. Так что не надрывайтесь, пытаясь осилить непосильное, берегите здоровье для более продуктивной деятельности.

Не зацикливайтесь на карьерном росте в рамках одной компании. Если вы действительно хороший специалист, умеете себя «преподнести» и будете активны в поиске, то всегда найдете себе применение в обмен на достойное вознаграждение. Сознательным волевым усилием преодолевайте свой страх остаться без работы и без средств к существованию. А лучше всего иметь страховой фонд – некую сумму денег, которая позволила бы вам в течение 3-6 месяцев целенаправленно, без спешки, искать новое место работы. Это важный психологический фактор как при переговорах об условиях увольнения на предыдущем месте работы, так и при переговорах при устройстве на новое место работы.

3. Налаживайте сбалансированные отношения с непосредственным руководителем. Хорошо, если вашим непосредственным начальником будет грамотный руководитель, уверенный в своих силах профессионал. С таким человеком легко будет сработаться, он ценит профессионализм и результативность, а ваши мелкие недостатки постарается нивелировать и не акцентировать на этом внимания. У вас будет происходить взаимный обмен знаниями и навыками, но он вам может дать гораздо больше, поэтому будьте ему благодарны за это и не забывайте выражать признательность. Помогайте ему в достижении результатов подразделения, а также в карьерном росте и будете продвигаться вместе с ним, или он поможет вам в продвижении.

Но не всегда судьба награждает руководителем, заинтересованным в развитии и продвижении подчиненных. В этом случае вам нужно установить баланс силы. У вашего руководителя есть сила должностной власти. У вас есть сила, которая исходит из вашего профессионализма. Но она начнет действовать только тогда, когда ваша результативность станет известна на более высоких эшелонах управления, когда вы завоюете авторитет, и с вашим мнением начнут считаться руководители более высокого уровня.

Например, в управляемых мною компаниях был ряд сотрудников, профессиональная деятельность которых находилась под контролем высшего руководства. Такие признавались особо ценными для компании и составляли «золотой фонд». Вопросы их увольнения или перемещения в должности не могли быть решены только желанием непосредственного руководителя. Непосредственные руководители об этом иногда знали, иногда догадывались, но сам работник об этом не должен был знать для его же собственного блага, чтобы не заболел «звездной болезнью».

Если чувствуете, что ваш непосредственный руководитель не питает к вам симпатии и хочет от вас избавиться, то тщательно отслеживайте все моменты, в которых он может вас «подставить». Для этого есть один надежный способ, требующий самодисциплины и самоконтроля – не подставляйтесь. Не давайте формальных поводов к тому, чтобы можно было раздуть из мухи слона. Например, факт двухкратного опоздания на работу в течение месяца можно раздуть в злостное и систематическое нарушение трудовой дисциплины.

Постарайтесь, чтобы непосредственные приказы по выполнению определенных задач и поручений вы получали в письменном виде или в присутствии свидетелей, которые потом это подтвердят. Многие руководители грешат тем, что при наступлении негативного для компании результата отказываются от своего приказа и перекладывают всю вину на подчиненного, будто бы он действовал по своей инициативе. Будьте бдительны и постоянно контролируйте баланс сил.

4. Не позволяйте никому присваивать свои достижения и результаты. Постоянно прилагайте усилия к тому, чтобы ваш результат был выделен из «общего котла». Как это сделать я не скажу, в этом деле нужно проявлять изобретательность, отталкиваясь от конкретной ситуации.

Любая организация не застрахована от того, что в ней могут завестись «паразиты». Это люди, которые сами не могут показывать хороших результатов, зато бог их наградил другими талантами. Они умеют ловко манипулировать информацией, быть любезными с нужными людьми, создавать видимость бурной деятельности. Задайте себе вопрос: почему такие люди зачастую продвигаются по карьерной лестнице быстрее, чем многие результативные трудяги? Трудяги перегружены работой, и им некогда заниматься интригами, и из-за этого возникает паразитическое разделение труда – одним работа, другим награды и почести. Я думаю, вас такое разделение труда не устраивает.

Поэтому нравится вам это или нет, но если вы хотите достичь успехов в карьере, вы должны владеть приемами управленческой борьбы.

5. Постарайтесь разобраться в своих способностях, желаниях и жизненных целях. Часто люди стремятся к тому, что на самом деле оказывается ложной целью. Например, если в организации практикуется профессиональный подход к управлению, то при выдвижении на руководящую должность кандидат оценивается, прежде всего, с точки зрения его способности осуществлять руководство вверенными ему людьми и процессами. Это лидерские качества: так называемая эмоциональная компетентность, способность быть требовательным, но справедливым к подчиненным, способность удерживать баланс между интересами компании и руководимого коллектива, способность быть гибким, хорошо ориентироваться в политических «течениях» и умело лавировать, не «разбиваясь о рифы».

В моей управленческой практике были случаи, когда хорошего специалиста в своей области назначали на руководящую должность, а он через некоторое время просил руководство избавить его от этой «привилегии». Взгляд «снизу» и «сверху» создают различные картины происходящего.

6. Тщательно рассматривайте «обратную сторону медали», чтобы сделать осознанный выбор в карьерном росте. Когда я проводил собеседование с кандидатами-специалистами, которых предполагалось продвинуть на руководящую должность, например, начальника отдела, то я в первую очередь обращал их внимание на ответственность, которую они будут нести после назначения. Разговор был примерно таким: «Кто хочет взять на себя ответственность за…», а далее перечислялось все то, что с этого руководителя будут требовать, за что он будет нести ответственность, какие обязанности он должен выполнять, какие конкретные последствия для него будут иметь конкретные ошибки и промахи в управлении. После этого собеседования кандидаты выходили озадаченными, так как повышение в должности у человека ассоциируется, прежде всего, с положительными сторонами, такими как улучшение материального положения, повышение социального статуса и тому подобное. А здесь им пришлось разглядеть «обратную сторону медали», которая показалась совсем непривлекательной.

7. Уходя, не хлопайте дверью. По этому поводу есть хорошая народная пословица: «Не плюй в колодец, потом из него пить придется». Очень возможно, что ваша новая компания на поверку окажется не такой уж и привлекательной, как казалось. Может быть, вы начнете ценить все хорошее, что было на прежней работе и то, что раньше воспринимали как должное и само собой разумеющееся, окажется ценным и значимым для вас.

Возможно, ваши бывшие работодатели переоценят ваш вклад в деятельность компании, когда сравнят вас с новым работником на вашей должности. Не зря говорят: «Что имеем – не храним, а потерявши – плачем». Возможно, вас пригласят обратно, сделав хорошее предложение, и вы с удовольствием согласитесь. В моей практике такое происходило неоднократно с моими подчиненными, но только с теми, кто с ответственностью доработал до дня увольнения, качественно передал дела и достойно уволился без обид и поливания грязью. Покидая компанию, не сжигайте за собой мосты.

8. Не предавайте интересов организации. Предательство интересов организации может выражаться в различных формах – от прямого воровства материальных ценностей до, казалось бы, незначительных и безобидных услуг заинтересованным лицам в предоставлении информации или лоббировании их интересов. Относительно воровства все понятно, а касательно лоббирования интересов и операций с информацией, то в этом случае граница перехода в область предательства интересов компании не имеет четких очертаний.

Приведу пример из практики. Один высокооплачиваемый региональный менеджер поддался соблазну и уговорам дилеров на то, чтобы лоббировать их интересы за определенное вознаграждение. Для этого он вошел в сговор с начальником планового отдела. Суть этого «бизнеса» заключалась в том, чтобы в пик сезона, когда срок изготовления и поставки продукции играл очень важную роль, ускорять производство и доставку заказов для некоторых дилеров. Два последователя Остапа Бендера попали под подозрение, были разоблачены и с позором уволены.

Предательство интересов организации может заключаться в более невинных, на первый взгляд, поступках. Один менеджер отдела сбыта всего лишь передал клиенту информацию об условиях предоставления скидок другому нашему клиенту. Причем сделал он это «за спасибо», так как у него с клиентом сложились хорошие отношения. Последствием этого стал отказ одного из лучших клиентов от сотрудничества с нашей компанией, так как он посчитал, что ему было нанесено личное оскорбление, а причиной этого стала разница в скидке всего лишь 0,5%. Компании был нанесен прямой материальный ущерб в виде неполученной прибыли.

Поэтому не заключайте сомнительных сделок со своей совестью и «берегите честь смолоду».

9. Не надевайте на себя «корону». Ложное ощущение своей уникальности и незаменимости многих людей «опустило с небес на землю». Есть мнение, с которым я согласен, что руководители зависят от подчиненных даже больше, чем подчиненные от руководителей. Но есть один маленький нюанс. Если вы начнете шантажировать этим руководителя, например, намекая, что конкуренты готовы платить вам намного больше, или попробуете ставить другие условия в категоричной форме, то ситуация обернется не в вашу пользу. Хороший руководитель не допустит появления прецедентов, когда подчиненные вынудили его принять решение под давлением – это чревато потерей контроля над ситуацией. По этой причине такой подчиненный или будет уволен, возможно, сразу, а возможно, через небольшой промежуток времени, пока ему найдется замена или будет подвергнут «воспитательным мероприятиям».

Только не подумайте, что я противоречу сам себе. За свои интересы нужно бороться, свою позицию нужно отстаивать, но только не такими «топорными» методами, а гибко и грамотно. Лучший способ добиться нужных вам решений – это стать на позицию руководителя, попытаться посмотреть на ситуацию его глазами и найти аргументы в пользу нужного для вас решения. Изложите ваши аргументы в письменном виде, избегая фраз «я хочу», «мне хотелось бы» и подобных. Попробуйте сначала сами себе ответить на вопрос: «Почему компании и конкретным руководителям, которые будут принимать решения, выгодно ваше назначение или повышение заработной платы?» Может случиться так, что, отвечая, вы более «трезво» и объективно оцените себя. Когда человек излагает свои мысли на бумаге, то это заставляет его быть предельно точным в выражении своих мыслей. А если убедительных аргументов вы не найдете, то тогда ответьте себе на вопрос – почему вам должны повысить заработную плату или продвинуть вас по карьерной лестнице?

И еще несколько строк по поводу заработной платы. Если работник хочет повысить уровень оплаты своего труда, то ему сначала нужно убедить руководство компании, что повышение заработной платы приведет к увеличению прибыли или другим благоприятным для компании изменениям. Но нужно понимать, что изменение условий оплаты влечет за собой не только перетекание денег из кармана работодателя в карман работника компании. Рядовые работники в большинстве случаев не задумываются о том, что повышение заработной платы одному работнику вызывает «общественный резонанс». Дело в том, что редко удается сохранить втайне изменение условий оплаты рядовому персоналу. Когда ваши коллеги узнают, что вам повысили заработную плату, то всегда найдутся люди, которые посчитают, что их ценность для компании не меньше вашей и повышения этого вы не заслужили. А если уже повышать, то всему отделу, а если повысить отделу, то другие отделы тоже не хуже. И начинаются «брожения в умах», недовольство, неудовлетворенность, снижение производительности труда и прочие проявления молчаливого протеста. Может быть, это странно для вас звучит, но изменение условий вознаграждения даже для одного работника является вопросом политическим.

В конце статьи хочу заметить, что мои рекомендации не могут уберечь вас от ошибок. Вы совершите в своей жизни столько ошибок, сколько необходимо, чтобы получить достаточный опыт для осуществления своих желаний и достижения целей. Но помните, что накапливаемый опыт пропорционален не количеству совершаемых ошибок, а способности человека анализировать их и «усваивать» полученный опыт. Надеюсь, эта статья поможет вам мыслить в правильном направлении и «не наступать постоянно на одни и те же грабли».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Коммерческий директор, Ярославль

В основном все верно изложено, но больно длинно

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

очень понравился шестой пункт, нарушается он сплошь и рядом
спасибо за статью

Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

На мой взгляд, статья очень правильная и полезна не только ''молодым карьеристам''. Например, формирование ''золотого фонда'' специалистов предприятия и обращение с этим ''фондом'' - это хорошая идея для высшего руководства.
В дополнение к советам хочу вспомнить совет моего первого директора, который сказал: ''мне нужны не те люди, которые говорят о том, что есть проблема, а те, которые предоставляют конкретный план действий по проблеме и берут на себя его реализацию''

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

то что выделено черненьким и жирно
можно быстро прочитать и этого достаточно :)
и неплохо сформулировано.
сжато.

приггодится чтобы кому посоветовать даже данный материал.

Руководитель проекта, Беларусь

Хорошая статья! особенно понравилось про рост за счет профессионального накопленного потенциала, который со времнем ''выстреливает''

Консультант, Украина
Благодарю всех за положительные отзывы о статье. Антон Марченко
очень понравился шестой пункт, нарушается он сплошь и рядом
Антон, нарушается, потому что в п. 6 идёт речь о работе профессионального руководителя-менеджера и о проведении управленческих бесед. Руководитель-начальник этим не занимается. Вопрос - каких у нас больше? :) Татьяна Кузнецова
В дополнение к советам хочу вспомнить совет моего первого директора, который сказал: ''мне нужны не те люди, которые говорят о том, что есть проблема, а те, которые предоставляют конкретный план действий по проблеме и берут на себя его реализацию''
Татьяна, я тоже ценю таких подчинённых, но ещё большей ценностью обладают подчинённые, которые могут увидеть признаки только зарождающейся проблемы и умеют предотвратить её возникновение. А ещё ценнее подчинённые, которые умеют создавать и внедрять системы управления, предотвращающие возникновение системных конфликтов и проблем. :) Александр Лазарев
то что выделено черненьким и жирно можно быстро прочитать и этого достаточно
Александр, если Вы дадите почитать только чёрненькое и жирненькое, то это будет восприниматься, как догма и будет выглядеть неубедительно. Вам зададут вопрос ПОЧЕМУ? И тогда надо будет показать нежирненькое. :) Павел Буланов
особенно понравилось про рост за счет профессионального накопленного потенциала, который со времнем ''выстреливает''
Павел, в дополнение скажу, что ''выстреливает'' только для тех, кто готов к ''выстрелу''. :)
Руководитель проекта, Андорра

Статью можно смело назвать ''Памятка хитрого руководителя для сотрудника-лоха о том, каким должен быть идеальный подчиненный'' :-) , а именно делай все на 200%, а лучше на 500% , и ничего в ответ не жди, потому что все равно не получишь. Возьму на вооружение, ибо полезно знать, по какую бы сторону ''баррикад'' ты не находился

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.