Самолет Sukhoi Superjet-100 компании «Аэрофлот», вылетевший из московского аэропорта Шереметьево в Мурманск рейсом SU-1492 в 18:02 МСК 5 мая 2019 года, вернулся в аэропорт вылета после 27 минут полета. На борту было 78 человек. При посадке самолет загорелся. В огне погибло более 40 человек.
Российские авиастроители возлагают большие надежды на SSJ-100, однако его судьба складывается не самым удачным образом: в России фиксируются аварии и происшествия с этим самолетом, зарубежные эксплуатанты отказываются от лайнера по причине поломок, а также из-за того, что не налажена послепродажная система технического обслуживания бортов. SSJ-100 имеет сертификаты Международного авиационного комитета и Европейского агентства по безопасности гражданской авиации, однако критики говорят, что самолет недоработан.
Бывший член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что SSJ-100 является политическим проектом, и что власти навязывали авиакомпании закупку этих самолетов.
Выпуск составлен по сообщениям аэропорта Шереметьево, «Интерфакса», РБК, радиостанции «Эхо Москвы», Федерального агентства новостей, РИА Новости, BBC, Forbes.
Фото: sledcom.ru
- Что произошло в воздухе
- Что произошло на земле
- Сколько человек погибло
- Сколько человек пострадало
- Можно ли было избежать катастрофы
- Кто создал SSJ-100
- Какие сертификаты имеет самолет
- Катастрофа в Индонезии
- Сбои в работе SSJ-100
- Кто эксплуатирует SSJ-100 в РФ
- Кто эксплуатирует SSJ-100 за рубежом
- Кто отказался от SSJ-100 за рубежом
- Каковы перспективы SSJ-100
- Как среагировали власти
- Какой будет реакция производителей
- Как реагирует общество
Как заявил командир корабля Денис Евдокимов, в самолет попала молния, из-за чего отказала радиосвязь. SSJ-100 отправил треводный сигнал и стал садиться в ручном режиме, без помощи автоматики. «Аварийный самолет перед посадкой подал сигнал бедствия, и связь с ним пропала, подтвердил «Интерфаксу» источник в службах аэропорта, – связаться с ним было невозможно, он заходил на посадку в полной тишине», – сказал собеседник агентства.
По сообщениям информационных агентств, самолет заходил на посадку с полными баками и с превышением вертикальной скорости. От удара о полосу самолет несколько раз подпрыгнул, после чего загорелся. Пламя вспыхнуло в левом топливном баке. Пожар произошел уже после посадки и был потушен за 18 минут, заявили РБК представители аэропорта Шереметьево. Эвакуация заняла 55 секунд при норме 90 секунд. Однако 41 человек эвакуирован не был.
По надувным трапам, выброшенным из носовой части горящего самолета, смогли спастись пассажиры, занимавшие места в передней части салона. Как свидетельствуют очевидцы, почти все пассажиры, находившиеся после 12 ряда, погибли: они отравились угарным газом и не смогли выйти из пламени. По данным агентств, число жертв – 41 человек. Хвост самолета полностью сгорел.
Большинство пострадавших после аварийной посадки самолета в Шереметьеве отравилось угарным газом. Также пассажиры получили различные травмы, рассказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Один человек поступил в клинику с подозрением на острый инфаркт миокарда. Шестеро раненых госпитализированы, двое в тяжелом состоянии находятся в реанимации, добавила министр. Медики оказали помощь 34 пассажирам и четырем членам экипажа самолета.
Пока нет ответов на вопросы, адресованные производителям самолета, авиакомпании «Аэрофлот», экипажу и службам аэропорта Шереметьево. Почему самолет не обошел грозовой фронт? Почему при попадании молнии отключилась связь? Почему посадка проходила с превышением скорости? Почему пожарные не встречали аварийный борт у полосы? На эти вопросы предстоит найти ответы авиационным экспертам и следствию. «Черные ящики» самолета еще не расшифрованы.
SSJ-100 – российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на дальность до 3000 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого», которая входит в состав Объединенной авиационной корпорации, которая в свою очередь входит в в состав госкорпорации «Ростех». Первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада СССР. На разработку самолета было потрачено 44 млрд руб. Стоимость самолета в экспортном варианте составляет около $30 млн.
В 2011 году Международный авиационный комитет (МАК) выдал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» сертификат типа на самолет Sukhoi SuperJet-100. В 2012 году SSJ-100 получил сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации (EASA). Он стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии с нормами летной годности CS-25 EASA. В 2014 году МАК сертифицировал дополнительные эксплуатационные возможности SSJ-100.
9 мая 2012 года Sukhoi Superjet 100-95 вылетел из аэропорта Halim Perdanakusuma в Джакарте для выполнения демонстрационного полета. Через 17 минут полета борт врезался в склон горы Салак. Все 45 человек на борту самолета погибли. Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами катастрофы стали несколько факторов – действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.
В апреле 2019 года рейс SU 1351 Воронеж-Москва отложен на 10 часов из-за технического сбоя. В марте 2019 года в Шереметьево SSJ-100 «Аэрофлота» совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла. В октябре 2018 года SSJ-100 «Аэрофлота», направляясь в Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по технической причине. В июле SSJ-100 приземлился без стойки шасси в Раменском. «Аэрофлот» считает SSJ-100 наименее надежным своим самолетом.
C 2011 по 2018 год было выпущено 167 экземпляров SSJ-100. По данным открытых источников, Superjet используют следующие российские авиакомпании и ведомства: «Аэрофлот» – 50 единиц, «Ямал» – 15 единиц, «Газпром авиа» – 10, «Азимут» – 8, «ИрАэро» – 8, «Якутия» – 5, «РусДжет» – 1, ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» – 2, МЧС России – 2, МВД России – 1…
Пограничная служба Казахстана эксплуатирует 1 самолет SSJ-100. Королевские Военно-воздушные силы Таиланда – 3 самолета. Швейцарская Comlux – 1 самолет. Лаосская частная компания Lao Central Airlines, ранее называвшаяся Phongsavanh Airlines, владеет одним самолетом SSJ-100, однако деятельность авиакомпании приостановлена в 2013 году.
В 2012 году Armavia заявила об отказе от SSJ-100 в период, когда авиакомпания испытывала финансовые трудности. В 2018 году Brussels Airlines отказалась от SSJ-100 по причине частых отказов и отсутствия перевода ряда руководств по эксплуатации с русского языка. В 2019 году от SSJ-100 отказались ирландский CityJet (единственный европейский эксплуатант) и мексиканский Interjet. Причина: плохо организованная система обслуживания и часто ломающиеся двигатели SaM146.
В 2019 г. директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал Forbes что 100 лайнеров SSJ-100 заказано только «Аэрофлотом», не считая соглашений с другими перевозчиками. Однако с введением западных санкций российское происхождение стало стоп-фактором для сделок. В 2018 г. производитель заключил соглашения с иранскими авиакомпаниями Aseman и Iran Air Tours о поставке каждой по 20 бортов, однако эта сделка может быть заблокирована США, т.к. в самолете есть американские комплектующие.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших в авиаинциденте с самолетом SSJ-100 в московском аэропорту Шереметьево. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Российский лидер поручил провести тщательное расследование и незамедлительно оказать пострадавшим всю необходимую помощь.
Обозреватели считают, что «Гражданские самолеты Сухого» скорее всего будут перекладывать вину на пилотов, т.к. катастрофа мешает планам производителей по продвижению самолета на внешних рынках. Тем временем проблемы SSJ-100 продолжаются: 7 мая 2019 г. в Шереметьево борт SSJ-100 в Ригу были вынуждены заменить из-за запаха гари. 8 мая рейс из Ростова-на-Дону в Москву был задержан из-за неисправности. Также 8 мая задержали рейс в Минск из-за неполадки. Об этом сообщают медиа.
На платформе Change.org началось голосование за запрет эксплуатации SSJ-100. Инициатива к моменту подготовки данной публикации собрала 130 тыс. голосов. 25 Telegram-каналов подписали обращение к В.Путину: «В катастрофе с российским лайнером погиб 41 человек. Просим Вас обязать руководителей тех госструктур, которые производят, эксплуатируют и курируют новые российские самолеты, самим летать только на этих самолетах и ни на каких других больше. Уверены, что без такого решения развитие отечественной гражданской авиации невозможно».
>>> Чем обернется катастрофа SSJ-100 «Аэрофлота» в Шереметьево? ///
Ничем.
>>> Катастрофа может помешать планам производителей вывести SSJ-100 на международный рынок. ///
А сия выводка была целью проекта SSJ-100 ?
Никаких последствий не будет. Попытки псевдоэкспертов навязать обществу и потенциальным покупателям выводы о ненадежности и небезопасности данного самолёта, безуспешны.
А выводы делать и принимать решения о закупках будут, к счастью, реальные эксперты-практики.
И я вам расскажу, как инженер-авиационщик, какие это будут выводы. Вот такие: Суперджет - это самолёт, который после прямого попадания молнии и отказа всей (хваленой зарубежной) авионики, сумел дотянуть до аэродрома и в полностью ручном режиме совершить аварийную посадку, что позволило спасти половину пассажиров. А значит - хороший самолет, надо брать. И да, напомните-ка мне, сколько пассажиров спаслось в последних пяти (за неполные три месяца) катастрофах Боингов? - ответ «НОЛЬ».
То, что Суперджет является прямым, и очень успешным конкурентом Боинга, не знают только дилетанты. И то, что Боинг постарается по максимуму использовать эту катастрофу в продвижении своих бизнес-интересов - факт абсолютный. Но не удастся. Потому что, повторюсь, решения о закупках принимают, к счастью, не диванные блогеры, а специалисты.
Дмитрий Чуркин, вряд ли Ваши "нетолерантные" попрёки несогласным с Вашим мнением являются обоснованием Вашей правоты. Я посмотрел с десяток видеороликов-мнений и склонен верить им, а не Вашему мнению. Потому что, есть слишком много вопросов. Например, вот один:
Владимир, вот что за привычка?! Как только аргументы заканчиваются, сразу же появляется термин «нетолерантность» )))
Дискутировать я далее не буду. Когда в качестве аргументов на полном серьёзе приводятся интернет-видеоролики, смысла в дискуссии не вижу. Просто последим за развитием событий, а время рассудит.
А с чего Вы взяли, что аргументы заканчиваются?
Термин "нетолерантность" мне самому не нравится. Но, он -- это самая корректная характеристика Ваших попрёков тем, кто имеет другое мнение.
Что касается "интернет-видеороликов", то мнение в них высказали люди, которые наверняка больше Вас знают состояние дел в разработке гражданских самолётов.
.================================.
А по теме, идеальной "обраткой" была бы следующая:
Маленький нюанс: ССЖ вообще ни разу не является конкурентом Боинга. Он и проектировался с таким расчетом, чтобы быть конкурентом Эмбраеру и Бомбардье, но не Боингу. Уже позже его немного подвинули по линейке так, чтобы он немного пересекался с младшими моделями Боинг и Эйрбас, но это все равно не прямая конкуренция.
В этом и состояла основная идея проекта - вывести на рынок конкурента в более простом и незаполненном (как тогда казалось) сегменте.
И в качестве вишенки на торте: Боинг был активным участником консорциума разработчиков РРДж/ССДж и вначале играл важную роль в проектировании самолета
Вас не затруднит подтвердить этот интересный вывод цифрами? Вот эйрбас - точно "успешный конкурент боинга" ибо продаётся в схожих количествах. А про "Суперджет" я таких цифр не слышал даже по Аэрофлоту - то есть чтобы он покупал суперджетов больше чем боингов.
Марат, это просто в принципе совсем другой сегмент. Достаточно посмотреть, на какие рейсы и когда ставят его авиакомпании.
Другой вопрос, что в принципе было ошибкой полагать, что сегмент региональных самолётов является «проходным», с учётом того, что там работают такие суперуспешные производители, как Эмбраер и Бомбардье
Я с Вами не спорю - просто именно так выглядел пост на который я отвечал.
При всем уважении, Вы не инженер-авиационщик, Вы руководитель в продажах с дипломом инженера авиационщика. Это разные вещи. Я по первой вышке тоже инженер механик, но меня нельзя назвать инженером, т.к. компетенциями инженера, соответствующие текущим уровням развития моей отрасли я не обладаю.