В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018, который пройдет в России, Томас Функе и Торстен Ламбертус, давние партнеры WU Executive Academy и преданные фанаты футбола, прокомментировали наиболее яркие параллели между футболом и цифровыми бизнес-моделями. Используя «красивую игру» как отправную точку для обсуждения трёх шагов к успешной бизнес-модели, они помогают вам понять сложный мир бизнес-моделирования.
«Поговорим о футболе», – предлагает Торстен Ламбертус, глава подразделения «Company Building & Venture Incubation» компании «Fraunhofer» и преподаватель WU Executive Academy. «Гари Линекер, легендарный нападающий сборной Англии 1980-х годов, однажды сказал: „Футбол – простая игра. 22 парня на протяжении 90 минут бегают за мячом, и в конце побеждают немцы”. Безусловно, это очень четкое определение футбола, пусть и в корне неверное».
Такое определение прямо противоположно истине, считает Томас Функе, преподаватель WU Executive Academy, содиректор компании TechQuartier (г. Франкфурт) и сооснователь нескольких стартапов. Он подчеркивает: «На самом деле, футбол – очень сложная игра. При более внимательном рассмотрении вы поймете, что здесь есть несколько чрезвычайно важных факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем выйти на поле. Только тогда вы сможете выиграть. Обнадеживает то, что для понимания этих факторов совершенно необязательно быть гением. То же самое касается и бизнес-моделирования».
Три шага к успеху в футболе и бизнес-моделировании:
1. Четко определите свою стратегию, но проявляйте гибкость при выборе тактики
В футболе существует огромное количество потенциально успешных стратегий, например, тики-така, фирменный стиль игры испанской сборной; сочетание плотной обороны и быстрых переходов в контратаку – любимая тактика итальянских футболистов; короткие передачи и частые перемещения; игра на удержание мяча и многие другие. Когда речь идёт о разработке новых моделей бизнеса, ваш успех целиком зависит от грамотно выбранной стратегии. Кроме того, желательно не менять ключевые тактики перед самым началом игры. «Но это не значит, что в ходе матча нельзя отклоняться от намеченных тактик. Напротив, нужно проявлять гибкость. К примеру, игровая схема 4-4-2 допускает множество различных тактик, что позволяет быстро вносить изменения по ходу матча: прессинг (на своей или чужой половине поля), перестроение игроков, выдвижение полузащитников вперёд и пр. И ваша бизнес-модель должна быть такой же гибкой. Важно понять, что и динамичные изменения, и закономерные явления – это источник возможностей, которые необходимо использовать», – считает Томас Функе.
2. Определите схему ведения игры/бизнеса
В футболе позиции игроков команды не разглашаются до матча, в чем, по мнению Томаса Функе, нет ничего удивительного: «Расстановка, то есть схема игры, даёт вашему сопернику полезную информацию относительно вашей стратегии на поле, на которую он будет опираться при выборе тактики».
В бизнес-моделировании схемы ведения «игры» также имеют ключевую роль. Они не только активно стимулируют процесс концептуализации, но также определяют логику структуризации всех составных элементов компании. Например, по мнению многих, данные о клиентах – это чёрное золото современности и даже будущего. Тем не менее, зачастую мы даже не осознаём, что данные о клиентах являются основным источником доходов компаний и логика построения их бизнес-моделей полностью опирается на эту бизнес-схему.
3. Создайте сплоченную команду
То, насколько члены вашей команды эффективно взаимодействуют друг с другом и понимают друг друга, непосредственно влияет на успех вашей стратегии. Как поясняет Торстен Ламбертус, «все 11 игроков напрямую связаны друг с другом. Так, хотя стратегия „Реал Мадрида“ строится вокруг своенравного, но, безусловно, блестящего игрока Криштиану Роналду, успех этой команды был бы невозможен без Каземиро, опорного полузащитника и связующего обороны и защиты. С построением бизнес-моделей ситуация абсолютно аналогичная: в любой команде каждый участник должен выполнять определённую функцию, как это происходит в футболе, где есть нападающие, защитники, вратари и др. В конечном счёте, именно комплексное видение, социальные роли и сплочённость команды играют ключевую роль в эффективной реализации бизнес-модели».
Заключение:
В процессе бизнес-моделирования необходимо всегда продумывать каждый аспект бизнес-модели, в частности потребительский сегмент, ресурсы и ключевые направления деятельности, учитывая выбранную стратегию, схему ведения бизнеса и расстановку сил в их взаимозависимости. Все эти аспекты неразрывно связаны друг с другом в контексте общей цели. «Проще говоря, с точки зрения бизнеса глупо, к примеру, пытаться продать товары категории „люкс“ потребителям, особенно чувствительным к ценовому фактору», – объясняет Томас Функе.