Как найти пустую нишу и организовать в ней стартап

Fast and Shine – мойка автомобилей без использования воды. Как это делается, Олег Герасимов увидел в Нью-Йорке, где после второго курса университета работал по программе Work and Travel. Вернувшись в Москву, он заказал за рубежом пробную партию специального моющего средства и зимой 2010 года вместе с товарищем по физфаку МГУ Аркадием Хохловым организовал первую «безводную» мойку в Москве. Сегодня услуги Fast and Shine представляют 120 партнеров во многих городах России и в девяти странах мира. В столице, где головная компания обслуживает крупных корпоративных клиентов, а также автостоянки при торговых и деловых центрах, оборот в 2014 году достиг 350 млн рублей.

Чистое «везение»

В свой стартап два студента вложили всего 100 тыс. рублей. Сумма настолько мала, что в нее трудно поверить. Но при всей уникальности взлет Fast and Shine точно соответствует формуле большинства успешных стартапов последних лет: интересная идея + большая платежеспособная ниша + раскрутка через интернет и прямые продажи + безошибочный менеджмент. Предприниматели действовали, как по учебникам, хотя не имели ни бизнес-опыта, ни экономического образования.

«Я приехал в Москву из Чебоксар и начал пробовать себя в разных проектах с 19 лет, – вспоминает Олег Герасимов. – Нужна была прибавка к стипендии. Но программа на физфаке очень сложна, и я не мог выделить время, чтобы, например, работать в McDonald’s. Поэтому решил, что будет проще нанимать на работу других. Так я занялся уборкой квартир. Собирал заказы через социальные сети, которые тогда начинали набирать популярность в России, и можно было бесплатно размещать в них рекламу. А два моих сотрудника, тоже студенты, ездили на уборку. Мой месячный доход в то время составлял смешные суммы – по 15-20 тыс. рублей. Но с этого все и пошло».

Алексей Макурин: Сколько времени забирал бизнес, когда появилась Fast and Shine?

Олег Герасимов: Я занимался компанией по вечерам и по выходным. Лекции посещал уже не так активно, как раньше, в основном – семинары. Но всю программу освоил, большинство экзаменов сдал на пятерки.

А.М.: Вы читали книги по тайм-менеджменту?

О.Г.: Нет. Но я все успевал. Я научился расставлять приоритеты еще в школе, когда поставил цель поступить в МГУ. Приходилось много дополнительно учиться, поздно ложиться, рано вставать. Я выработал в себе внутреннюю дисциплину, и, я считаю, это важнее, чем советы коучей.

А.М.: Тем не менее, бизнес требует специальных знаний. Как вы их получали?

О.Г.: Наблюдая за работой успешных компаний, общаясь с предпринимателями и менеджерами, которые были опытнее меня. Мы с партнером видели, как они принимают решения, как развивают свой бизнес – и находили в их действиях подтверждение собственным интуитивным решениям. Конечно, бизнес-образование нам не помещало бы. Возможно, оно позволило бы стать еще успешнее. Но я считаю, что главное для предпринимательского успеха – это новая идея и твоя вера в эту идею.

А.М.: Что обеспечило вашему бизнесу быстрый рост?

О.Г.: Мы нашли нишу, о которой никто не знал, но открытия которой рынок ждал. Рано или поздно это сделали бы не мы – так другие. «Автомойка без воды» стоит дороже обычной, но отнимает у владельца машины вместо одного-двух часов считанные минуты – столько времени нужно, чтобы оформить заказ. Эта услуга адресована активным людям, для которых время и комфорт дороже денег. Нужно было только, чтобы они о нашем ноу-хау узнали.

А.М.: Как вы это сделали?

О.Г.: Поначалу мы наивно полагали, что выгоды для всех очевидны. «Мобильную мойку» можно легко организовать на любой автостоянке. Мы ходили по торговым центрам и убеждали их руководство, что люди чаще будут приезжать за покупками, если попутно смогут привести в порядок автомобиль. Но нас никто не хотел слушать: нас воспринимали, как назойливых бродяг, которые в 1990-е кидались с тряпкой к машинам, остановившимся на светофоре. Были также опасения, что наше моющее средство будет царапать поверхность капота. В итоге, когда мы пришли в ТЦ «Час пик», то предложили ему не долгосрочный договор, а промо-акцию на парковке. На автостоянке мы разместили стойку с логотипом компании, одели промоутера и мойщиков в фирменную униформу – и такой серьезный подход вызвал доверие. Люди заинтересовались. В первый же день мы помыли 17 машин. И через две недели был подписан первый долгосрочный договор.

Этот успех окрылил. Но он же показал, что надо настроиться на кропотливое продвижение услуги. Мы завели папочку с отзывами клиентов и стали демонстрировать ее на встречах в торговых и деловых центрах. К концу 2010 года мы довели количество точек, где предлагали мойку, до четырех. Одна из них была в бизнес-центре Lotte Plaza, среди арендаторов которого оказались известные компании, и в дальнейшем мы стали обслуживать их корпоративные гаражи на десятки машин.

А.М.: Сколько вы зарабатывали?

О.Г.: В первое время – совсем немного. Моющий концентрат приходилось покупать в Европе, тряпки для мойки из микрофибры – в супермаркетах. Поэтому рентабельность услуги не превышала 5%. Но как только в 2011 году мы вышли на такой оборот, который позволил высвободить несколько миллионов рублей, мы обратились на химфак МГУ, и его студенты расшифровали формулу импортного моющего средства. Затем на заводе в Смоленске мы организовали выпуск аналогичной химии под собственным брендом. Салфетки из микрофибры стали напрямую покупать в Китае. В результате себестоимость мойки упала в несколько раз, а чистая прибыль объектов в Москве выросла до 30-40%.

А.М.: Следующим шагом стал выпуск франшизы. Чем она привлекла внимание десятков партнеров?

О.Г.: Возможностью зарабатывать при минимальных вложениях. К этому моменту мы уже производили моющее средство в России. Мы могли помочь региональным партнерам заключить договоры с представительствами федеральных компаний, которых Fast and Shine обслуживала в Москве. И, наконец, наш опыт, начиная с работы мойщиками и администраторами на точках, позволял дать самые подробные рекомендации в построении бизнеса. Мы с самого начала взяли за правило описывать на бумаге требования к организации процессов. И в нужный момент не составило большого труда собрать все документы в единый пакет. Продвижение франшизы ведется через тематические сайты, социальные сети, публикации в СМИ. Нашу историю охотно рассказывают журналисты, и поэтому PR-бюджет невелик.

А.М.: Какова доля отсева франчайзи?

О.Г.: Где-то процентов семь-десять. Эти люди понимают, что это бизнес не для них и закрывают его. Но если сравнить с ситуацией в целом по российскому франчайзингу – то это очень хорошая статистика. У других франшиз отсев доходит до 30-40%.

А.М.: Однако, о франшизе и о технологии мойки в интернете отзывы не только хвалебные.

О.Г.: Всегда будут скептики, которые никогда не поверят в нашу технологию. Но мы на них не ориентируемся. Если у нас и наших партнеров есть постоянные клиенты, если мы зарабатываем, значит, рынку в целом мы нравимся. Мы не законченные перфекционисты. Делая выбор между совершенствованием продукта и развитием, мы всегда отдавали приоритет развитию. Мы понимали: если студенты, не имеющие опыта, смогли построить хороший бизнес, то скопировать и обогнать нас ничего не стоит, и тогда все дороги для нас закроются.

Минус человеческий фактор

В команде Fast and Shine Герасимов занимает должность директора по развитию. Компания, которая началась с автомойки, к сегодняшнему дню превратилась в холдинг, объединяющий несколько проектов. Идеи, которые могут «выстрелить» в будущем, рождаются постоянно. Свою жизнеспособность после тестирования на рынке подтверждает примерно одна из четырех.

Подробно структуру бизнеса Герасимов не раскрывает, «чтобы не размывать бренд Fast and Shine и не выглядеть человеком, который разбрасывается». Но дает понять: дополнительные проекты реализуются в области b2b-услуг. И, если приглядеться, становятся ясно, что никакого разбрасывания нет. На самом деле, все свои успешные проекты Герасимов и Хохлов строят на основе одной и той же бизнес-модели. Они находят перспективные услуги и становятся агрегаторами, вовлекая в процесс их оказания множество других предпринимателей и людей, которым время от времени нужен заработок. Пример успешной реализации этой модели в сфере, косвенно связанной с автомойкой, – диспетчерская такси.

О.Г.: Мы первоначально брали машины в лизинг и сдавали их в аренду водителям. Но затем предположили, что выгоднее зарабатывать на приемке заказов, и стали углубляться в эту тему. В это время как раз появился сервис «Яндекс. Такси», и мы стали его партнером. Сегодня таких диспетчерских, как наша, у «Яндекса» более 800. А мы входим в топ-10 по количеству обрабатываемых заказов. Мы вырвались вперед потому, что не просто раздаем заказы водителям, а обеспечиваем качество всего процесса. Смотрите: в районе, откуда поступил вызов, находятся несколько машин. Какому водителю отдаст приоритет «Яндекс»? Тому, у которого выше рейтинг, определяемый на основе отзывов заказчиков. У нас 210 таксистов. Среди них, как везде, много выходцев из СНГ, много людей, не имеющих опыта общения с клиентами. Но они опережают конкурентов по личному рейтингу благодаря системе, принятой в Fast and Shine.

Еще в то время, когда начинался наш первый проект, мы поняли, что очень важно снизить влияние человеческого фактора на качество обслуживания. Поэтому для администраторов и мойщиков были разработаны строгие технологические регламенты и скрипты диалогов с заказчиками. Каждый, кто приходит на работу, должен выучить их и сдать экзамен. И такое же обучение мы организуем для таксистов. Они сдают экзамен на знание основ русского языка, карты Москвы, шаблонов поведения в различных ситуациях. У них должен быть в машине wi-fi, вода, какие-то конфетки – различные мелочи, которые могут понадобиться клиенту. Набор и обучение водителей организуют два менеджера, которые работают в нашем офисе. Еще три диспетчера с зарплатой 12 тыс. рублей общаются с заказчиками через IP-телефонию, находясь в других регионах. Все операционные расходы – чуть больше 100 тыс. рублей в месяц. Доход – в разы больше.

А.М.: В июне 2015 года Fast and Shine запустила собственное мобильное приложение, которое позволяет заказать выездную мойку машины. Принцип работы похож на «Яндекс. Такси»?

О.Г.: Да, это такой же агрегатор заказов. Система геолокации точно так же определяет мойщика, который находится рядом с клиентом. Есть такая же система рейтингов. Но аудитория людей, которые могут зарабатывать с помощью этого сервиса, значительно шире. Чтобы получать заказы на мойку, не нужно никакого специального образования, квалификации. Достаточно приобрести моющие средства на небольшую сумму и подключиться к системе.

А.М.: А что выигрывает ваша компания?

О.Г.: Исчезают многие барьеры, которые препятствуют развитию. Не надо договариваться с парковками, платить им за аренду рабочего места. Тебя вызвали во двор рядом с домом машину помыть – ты помыл и уехал. Не надо нанимать постоянных сотрудников, которые обслуживают мойку, и рентабельность которых зависит от загрузки работой. Временный сотрудник может мыть даже по одной машине в неделю – и это не будет накладно.

А.М.: Мобильное приложение тоже разрабатывали студенты?

О.Г.: Выпускники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, с которыми нас познакомили друзья.

А.М.: Вы принципиально опираетесь на студентов, друзей?

О.Г. Ресурсы для бизнеса – вокруг нас. Чтобы сделать хороший продукт, вполне достаточно студенческих знаний. Необязательно подключать к этому академиков. А друзьями люди становятся по факту, когда мы с ними начинаем работать.

Плюс импортозамещение

До кризиса 2014 года оборот Fast and Shine ежегодно рос на 30%. По итогам 2015 года, возможно, будет процентов двадцать. А на следующие три года запланирован резкий рывок. Мобильное приложение позволяет организовать прием заказов в любом городе, где у компании есть партнеры. Цель – занять 6% рынка автомойки России к 2018 году. А это только в Москве 10 тыс. заказов в день с оборотом чуть меньше 10 млн. руб. Кризис в осуществлении планов помешать серьезно не должен. Для целевой аудитории компании уход за машиной – одна из первоочередных услуг, на которых сильно не экономят. А желающих подзаработать на мойке, возможно, даже станет больше из-за сокращения предложений на рынке труда.

О.Г.: Полгода назад мы полностью перешли на российское химическое сырье, которое используется для производства чистящего средства. Это позволило нам сохранить цены на мойку на докризисном уровне. Раньше мы покупали сырье в Германии: и для нас, и для клиентов это выглядело надежнее. Но девальвация рубля заставила заняться импортозамещением. Оказалось, что российские аналоги, точно такие же по составу и качеству, найти вполне можно.

А.М.: А ваши партнеры за рубежом как себя чувствуют?

О.Г.: Насколько я знаю, кризис им тоже не мешает. В этом году мы открыли представительства в Китае и Сербии. Есть партнеры в Европе по сбыту химии. У нас сейчас широко открылись двери в другие страны, так наши моющие средства подешевели в валюте после падения курса рубля.

А.М.: Сохранилась ли возможность запускать новые проекты?

О.Г.: Конечно. Новых услуг и сегодня можно придумать много. Сейчас мы работаем над несколькими продуктами, которые сами по себе стоят недорого, но их продвижение требует значительных денег. Под эти проекты будем привлекать венчурные фонды. Один из таких продуктов уже готов. Но мы его пока не анонсируем, так как эта идея лежит на поверхности. Это бизнес-услуга, также предлагаемая через мобильное приложение. Кто первым вложит большую сумму в ее рекламу, тот и будет лидером на этом рынке.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Красноярск

Спасибо, очень интересный материал. Главное, ребята не только сформировали услугу, но и обеспечили через производство снабжение собственными комплектующими.В этом залог успеха. Мало придумать идею, она должна базироваться на реально вложенном труде.

Партнер, Украина
Статья оставляет какое-то двойственное впечатление. С одной стороны, налицо явный успех в результате проявленной предприимчивости. И классический старт - долгие усилия по продвижению идеи на рынок и постепенное развитие. Посередине - отсутствие собственных идей и копирования уже проверенных кем-то моделей. Мойку подсмотрели в Америке, такси - пристроились к Яндексу. В общем - ничего страшного. Многие начинают с копирования чужих идей, а потому уже создают свои. Но с другой стороны:
Но как только в 2011 году мы вышли на такой оборот, который позволил высвободить несколько миллионов рублей, мы обратились на химфак МГУ, и его студенты расшифровали формулу импортного моющего средства. Затем на заводе в Смоленске мы организовали выпуск аналогичной химии под собственным брендом.
В данной статье это подается, как смелое предпринимательское решение. Но во всем мире это вообще-то называется воровством. ''Мы скопировали чужой продукт и продаем его под своим брендом''. За это в цивилизованном мире сажают в тюрьму, а на бизнес накладывают огромные штрафы и закрывают.
В этом году мы открыли представительства в Китае и Сербии. Есть партнеры в Европе по сбыту химии. У нас сейчас широко открылись двери в другие страны, так наши моющие средства подешевели в валюте после падения курса рубля.
То есть бизнес полным ходом идет на встречу с будущим иском от обворованных партнеров? Пикантность ситуации в том, что сами предприниматели продают свои услуги через франшизу. Интересно, какова была бы их реакция, если бы кто-то из их франчайзи тоже скопировал их химию и услугу, и тоже начал бы продавать их под своим брендом? Впрочем, возможно я просто не так понял высказанное и речь идет о вполне законной лицензии на производство сырья? Я бы предложил Алексею еще раз связаться с Олегом Герасимовым и уточнить этот вопрос. В зависимости от ответа, позиция e-xecutive по отношению к проекту может существенно меняться.
Генеральный директор, Санкт-Петербург

В подобных историях всегда интересны детали. Согласен с Федором Нестеровым - в 2010 учредили ООО с названием американской компании, презентация в ТЦ была явно тоже с использованием той же символики. А уж финансовая сторона вопроса! Мойка 1 автомобиля займёт не менее 20 минут. 17 - автомобилей в день - это 5,6 часов без перерыва и отдыха. Упоминается, что работали мойщикИ (т.е. не один) + промоутер. Указана рентабельность 5 %. Примем стоимость мойки в 500 рублей. Итого выручка 8 500 руб. Рентабельность 5% - 425 руб. в день или 12 750 в месяц. На сайте франшизы рекомендуют 40% оборота на заработную плату, т.е. 3 400 в день. Не совсем понятен как такой бизнес через 1 год стал приносить миллионные обороты

Почитал комментарии - не смог не зарегистрироваться, чтобы внести больше ясности.

Речь не идет о копировании чужого состава - нам нужно было понять, за счет каких компонентов реализуется минимальное воздействие абразивных частиц на лакокрасочное покрытие. Для этого и был проведен анализ продукта. После получения данных был разработан состав, более приспособленный к российским условиям - степень и характер загрязнения автомобилей в Европейских странах и у нас отличается. Кроме того, мы создали концентрированный состав, благодаря чему смогли значительно сократить транспортные издержки при доставке в регионы присутствия наших представителей.
Название продукта (Fast and Shine) тоже было придумано нами, и оно было зарегистрировано в ФИПСе - эти данные можно проверить. Презентации мы проводили от имени нашей компании (не американской). Происхождение моющего состава руководство бизнес-центров не сильно волновало, да мы его и не скрывали - гораздо важнее были отзывы клиентов об услуге. По факту мы получили адаптированную версию продукта, успешно зарекомендовавшую себя в наших экономических условиях.

Теперь, к деталям. 17 автомобилей - это показатели первого дня работы - об этом ясно написано в статье. Никто здесь не говорит о том, что мы весь год мыли такое количество. Далее, при такой маржинальности учитывалось и то, что аренда на первых объектах была достаточно высокой. Уже через несколько месяцев работы мы заключили договора на обслуживание корпоративных автопарков нескольких крупных организаций, что дало нам постоянный большой объем работ, при котором отсутствовали арендные платежи. Здесь еще не упомянули о розничной продаже моющих средств - мы их реализовывали уже тогда, в частности, и через одну сеть АЗС, что тоже приносило определенный доход.

Консультант, Красноярск

Олег, молодец, что ответил на комментарии. не часто встречаю такую ситуацию. Жаль, ч то у вас нет проектов в области сельского хозяйства, с удовольствием бы поработал.

Партнер, Украина
Очень хорошо, что Вы откликнулись Олег Герасимов и можете прояснить ситуацию из первых рук. Рад, что Вы не делали точную копию состава с которого делали анализ. У меня к Вам есть 2 вопроса: 1) Кто Вам давал разрешение на проведение этого анализа? Понимаете ли Вы, что производители состава потратили годы и деньги на то, чтобы
понять, за счет каких компонентов реализуется минимальное воздействие абразивных частиц на лакокрасочное покрытие.
. А Вы эти годы и деньги вот так бесплатно сэкономили. Получали ли Вы консультацию у специалистов по интеллектуальной и правовой защите насколько Ваши действия правомерны? Тем более, что Вы были официальными импортерами своих германских поставщиков и наверняка где-то в контракте есть пункт о том, что Вы обязаны хранить секреты и защищать репутацию. 2) Вы выходите со своим товаром в Китай, который славится своей страстью к копированию и локальному производству всего успешного. Что Вы будете делать, если Китайцы точно также сделают анализ уже Вашего состава, разработают на его основе свой ''более приспособленный к китайским условиям'' и будут сами продавать его на своем рынке?

Федор, используемое нами средство не имело патента - была лишь сертификация, подтверждающая его экологичность и безопасность. Поэтому, никаких барьеров для того, чтобы провести анализ его состава, не было.

Если уж зашел разговор об этом, то дело совсем не в моющем средстве. Скопировать может любой, и никакие патенты здесь не помогут - добавьте отдушку или краситель - получите другой состав. А вот предложить эти средства с заявленными характеристиками по такой же низкой цене, как мы, можно лишь производя такие же большие объемы. Появились аналоги, но никто не смог занять хоть какой-то более ли менее серьезной доли рынка.
А все потому что не в моющем средстве дело. Конечное исполнение - то, от чего зависит успех любого предприятия. В первую очередь, мы даем партнерам ИНСТРУМЕНТЫ для успешного ведения бизнеса, а не моющее средство. К этим инструментам, в частности, относятся:
- четкие инструкции по работе с разными клиентами (бизнес-центры, торговые центры, жилые комплексы, корпоративные автопарки, автосалоны, автомобильные выставки, тест-драйвы, оптовая и розничная продажа материалов);
- доступ к приему заказов на выездную мойку через мобильное приложение, сайт, колл-центр;
- обучение персонала, начиная от мойщика, заканчивая управляющим персоналом всем тонкостям работы;
- инструменты для продвижения, маркетинговые ходы;
- создание личного сайта и добавление информации о представительстве на основной;
- поддержка личного менеджера и обмен опыта с остальными партнерами через закрытый форум;
- образцы договоров, коммерческих предложений, рекомендательные письма от компаний, с которыми мы уже сотрудничаем.

Все это, вкупе с качественными материалами для работы, дает результаты. Дело не в средстве: мы применили нашу модель развития на рынке Китая (и не только), и она смогла показать себя с лучшей стороны. Конечно же, были нюансы и поправки. При достижении определенных объемов потребления мы сами рассматриваем организацию своего производства на базе их предприятий: благо есть опыт.
Химию копировать будут, но лидером останется тот, кто сможет выдержать конкуренцию на рынке ОКАЗАНИЯ УСЛУГ выездной автомойки. Кому нужно моющее средство, если его негде применять? Вот нам есть куда его использовать - для услуг, которые мы сами оказываем и сами популяризируем.

Рассуждать о том, хорошие мы или плохие, можно бесконечно. А пока народ ''обсуждает'', мы уже дважды попали в рейтинги Forbes (смотрите ''СМИ о нас'' на нашем сайте). И все у нас еще впереди.

Партнер, Украина

Ну что ж, Олег, спасибо за разъяснения и поздравляю!
Вы идете совершенно правильным путем: продажа франшизы - это продажа технологий ведения бизнеса, а не материалов. И поддержка бизнеза Ваших франчайзи.
Если Вы это понимаете и делаете именно это, то Вас обязательно ждет успех.
Желаю удачи!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Олег, системность подхода к развитию просто восхищает. Спасибо, что делитесь опытом и удачи Вам!

Федор, Виталий, спасибо за поддержку.

Хотел бы еще здесь поделиться своим мнением относительно бизнес-образования.

В последние годы появилось очень много успешных, по мнению многих, молодых предпринимателей, которые ведут курсы, тренинги, в общем, учат простой народ зарабатывать. Не буду упоминать конкретных имен, суть в том, что меня это.. бесит. Еще меня бесят те, кто с открытыми ртами слушают таких «успешных» бизнес-тренеров, а потом еще платят им деньги за очень «ценные» знания.

Интересно, много ли осталось в России людей, которые считают, что учить вести бизнес могут только опытные предприниматели? Я отношу себя к этому, судя по-всему, вымирающему меньшинству. Почему? Потому что, если ты успешен и самодостаточен в своем деле, то логично заниматься бизнесом, а не учить других вести свой бизнес. Тебе всего 20 с небольшим? Если ты учишь бизнесу, значит твой бизнес - это обучение бизнесу.

Странно звучит, правда? ''Мой бизнес - учить людей заниматься бизнесом.'' Они знают немного теории, прочитали даже несколько умных книжек по теме. Осталось придумать красивую историю о том «как я заработал миллион долларов» и вперед. А молодая амбициозная молодежь - она изначально находится в состоянии поиска быстрого заработка. Нужно все здесь и сейчас.

И вот оно решение - крутой парень. Молодой, успешный, да еще и учит делать так же, как он. Не знаю ни одного из «выпускников» таких «школ», которые добились серьезных успехов или хотя бы приблизились к результатам их ''бизнес-тренера''. Почему? Потому что, чтобы зарабатывать столько же, сколько твой тренер, нужно самому стать тренером. А тренеры не учат быть тренерами, очевидно. Конкуренция здесь итак нарастает. Зачем плодить.

Заявлять о том, что те, кто купил у тебя франшизу одной из твоих 20 компаний, созданных за год, стали успешными - можно. Закон больших чисел - слышали о таком? 3-4 процента всего населения имеют способности к предпринимательству. Когда ты подключаешь 100 партнеров на сырую компанию, по сути, не имеющей никакой оригинальной идеи, 3-4 предпринимателя вылезут и станут зарабатывать. О судьбе остальных 96 такие тренеры умалчивают.

Отсюда и эти «зомби-курсы» с размахом на всю страну - чем большему количеству ты впаришь свою «супер крутую идею» заняться, например, бизнесом по организации хостелов под своим брендом - тем у большего количества людей это получится. Вопрос: реально что-ли есть спрос на хостелы где-то, кроме мегаполисов? Кому они нужны в маленьком городке? Наверное, только тем, кто эти франшизы продает, а не тем, кто тратит свое время и деньги в надежде, что это сработает.
''Ведь реально в моем городе, где живет 20 000 человек такого нет! Бизнес точно попрет», - так, наверное, думают те, кто сходил на курсы и посчитал себя крутым монополистом. Часто того, чего в вашем городе нет, отсутствует не потому что, идея еще не дошла, а потому что она - нерентабельна.

Я ни в коем случае не хочу обидеть здесь действительно интересные и успешные франчайзинговые компании с положительной репутацией.

Тиньков, Якобашвили - не задумывались, почему они - реально крутые мужики, доказавшие на деле свою состоятельность, не ведут такие курсы? Им-то, наверняка было бы что рассказать. Представляете себе Олега или Давида, колесящих по стране и спешащих научить заниматься бизнесом? Я - нет.
Бизнесом надо заниматься, а не учиться ему.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.