За просчет ответишь?

Константин Бакшт, «Как загубить собственный бизнес: вредные советы российским предпринимателям. 2-е изд.», — СПб.: Питер, 2010

В настоящей книге автором рассмотрены и систематизированы типовые ошибки, из-за которых владельцы бизнесов в России гробят собственное дело. Анализируя эти ошибки, автор предлагает свои правила как их избежать. И как правильно строить систему бизнеса. Книга легко читается, с большим количеством историй из реальной жизни и практики бизнеса.

Книга адресована прежде всего собственникам и руководителям коммерческих предприятий, руководителям и управленцам всех уровней, а также тем, кто хочет создать свой бизнес.

Построение системы бизнеса

Большинство менеджеров слишком заняты, чтобы думать. Большинство менеджеров смотрят на себя как на бригадира, который задает темп работы для всей бригады.
В хорошо организованной корпорации внимания старших менеджеров заслуживают только сложные и неоднозначные вопросы.
Их работа — выявить важные проблемы, с которыми организации придется иметь дело в будущем, помочь другим в выборе нужного решения и продумывать оптимальную структуру организации.
Питер Сете, «Пятая дисциплина»

Большинство руководителей по уши погрязли в текучке. И больше всех загружены текучкой высшие руководители бизнеса. Не жалея времени и сил, они выполняют работу, которую на самом деле должны выполнять их подчиненные. При этом в загоне остается основная работа руководителей бизнеса: стратегическое развитие компании. Та работа, которую за руководителей никто сделать не может.

Профессионализм руководителя определяется тем, насколько мало времени он тратит на управленческую текучку. Чем меньше часов в неделю ему необходимо, чтобы управлять подчиненными ему бизнесами и подразделениями, — тем лучше. Тем эффективнее он как управленец.

С владельцами российских бизнесов ситуация еще веселее. Большинство из них владеет вовсе не бизнесами, а «самостоятельно организованными рабочими местами». У кого-то — на десять сотрудников. У кого-то — на несколько тысяч сотрудников. Но перспектива в обоих случаях одна и та же. Случись что с собственником — и предприятие развалится в мгновение ока. А все сотрудники окажутся на улице. Если форс-мажора с собственником не случится — рано или поздно он потеряет интерес к собственному делу. Часто это происходит на пятом-седьмом году работы бизнеса. Результат для бизнеса и сотрудников будет тот же, что при форс-мажоре.

Быть собственником бизнеса — это профессия. Одна из самых сложных и тяжелых, кардинально отличающаяся от большинства других профессий степенью ответственности. Собственник бизнеса отвечает не только за себя, но и за всех сотрудников, работающих в принадлежащих ему бизнесах.

Поэтому профессиональный собственник строит каждый свой бизнес, исходя из нескольких ключевых принципов. Его цель — построить не «самостоятельно организованное рабочее место», а настоящий бизнес. Бизнес, который строится как система. Бизнес, в котором его владелец не является необходимым компонентом для успешной работы и развития. Бизнес, который можно продать — именно как бизнес, а не по остаточной стоимости имущества. Или можно передать по наследству.

Вот те принципы, на фундаменте которых построены все успешные бизнесы.

Цели построения системы бизнеса: принципы

профессионального собственника

Принцип первый. Собственники полностью исключены из текущего управления своей компанией. Это означает, что владелец не должен быть главным трудоголиком в своей компании. И тем более не должен становиться рабом собственного бизнеса. Для выполнения этого принципа текущее управление вашего бизнеса должны вести сотрудники, работающие по найму, без вашего непосредственного участия. Вы не должны каждый день подписывать документы — право подписи должно быть у кого-то другого. Например, у исполнительного директора, работающего по найму. Текущее управление финансами бизнеса тоже должен вести наемный сотрудник, а не вы. Не вы должны проводить еженедельные совещания и мылить холку сотрудникам. Вы вообще можете не появляться в офисе неделями и месяцами. Если при этом ваш бизнес процветает — первый принцип выполняется!

При этом...

Принцип второй. Собственники могут влезать в свой бизнес всегда, когда захотят. Действительно, ведь это ваш бизнес. Если вы хотите в него влезть и порулить какими-то вопросами — кто вам может это запретить? Разумеется, если вы влезаете в бизнес после длительного перерыва, от этого может быть больше вреда, чем пользы. И все же настоящий бизнес должен выдерживать любые капризы собственника. И при этом сохранять свою работоспособность, эффективность и доходность.

При этом...

Принцип третий. Бизнес стабильно доходен и успешно развивается вне зависимости от первых двух принципов.

Неизвестно, что будет вреднее для бизнеса — присутствие или отсутствие собственника. Зато точно известно: если бизнес сработает в минус, управляющие им наемные сотрудники не вытащат из своего кармана деньги, чтобы покрыть убытки вашего бизнеса. Поэтому самое надежное — чтобы бизнес каждый месяц был доходен. А еще лучше — чтобы часть этих доходов каждый месяц капала собственникам в виде дивидендов. Ведь это — одна из главных целей, ради которых вы создавали бизнес, не так ли?

При этом...

Принцип четвертый. Собственник сохраняет контроль над бизнесом.Наемные сотрудники полностью управляют вашим бизнесом, а вы можете месяцами не появляться в собственном офисе. Но бизнес должен оставаться вашим. Он должен быть построен так, чтобы наемные сотрудники не могли увести ваш бизнес, украсть ваши деньги и ваше имущество. Такая корова нужна самому! Вплоть до того, что собственники, и только собственники должны иметь возможность продать свой бизнес/свою долю. Или передать их по наследству.

Принцип пятый. Обеспечивается независимость от ключевых сотрудников, работающих по найму, — 2-4 ключевых человек. Другими словами, принципы с первого по четвертый должны выполняться и в случае, если исключить из вашего бизнеса любых ключевых сотрудников, работающих по найму, — от 2 до 4 ключевых сотрудников одновременно. При этом все собственники также могут быть исключены из текущего управления — в соответствии с первым принципом. Только в том случае, если пятый принцип выполняется, ваш бизнес будет иметь необходимый запас прочности при форс-мажорных обстоятельствах.

Ради выполнения этих пяти принципов и строится профессиональная система бизнеса.

Проверка: что произойдет, если вы оставите свой бизнес на год?

Настоящие бизнесы могут выдержать годичное отсутствие своих владельцев. При этом все это время бизнесы будут приносить прибыль. И более того, в течение этого года бизнесы будут развиваться. Хотя, возможно, и не так быстро, как в присутствии владельцев.

Если в ваше отсутствие ваш бизнес погибнет значительно быстрее, чем через год, — вы не являетесь владельцем бизнеса. Вы — всего лишь владелец «самостоятельно организованного рабочего места» на энное количество человек. И неважно, сколько у вас сотрудников — десять или тысяча. Единственный ключевой сотрудник в вашем «бизнесе» — вы сами. И вы — раб собственного бизнеса.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Исполнительный директор, Челябинск

Константин, всё уже давно изучено в отношении собственник - наёмный персонал.
За 240 лет буржуазной частной собственности всё слилось к тому что собственник обязан создать для своего бизнеса ''законодательную базу''.
Эта база должна включать 3 обязательных документа, которые для наёмного персонала должны быть как ''отче наш'' или ''конституция''
1. Политика в области персонала.
2. Стратегия развития.
3. Риски, их регулирование.
Всё остальное, извините, лежит на наёмном персонале - им за это деньги платятся. Если общество акционерное, то эти 3 документа издаёт совет директоров акционерного общества. В России есть ещё 4 документ
4. КРС (контрольно-ревизионная служба), так как по определению ''воруют..''

Вообще менеджмент в РФ 2010 г. это не менеджмент 1990 г. - уже подготовлено много хороших менеджеров, которые имея ''законодательную базу'' могут достичь поставленных целей в среднесрочном и долгосрочном периоде.
Влазить же инвестору в операционную деятельность - всё равно что такситу подсказывать как машину водить ...

HR-директор, Санкт-Петербург

Российский собственник - это оксюморон :)
Тут скорее - ''всё вокруг колхозное, всё вокруг моё''. В этом ключе надо двигаться ;)

Генеральный директор, Уфа

Правильно, но скучно. Получаю удовольствие от всего - и от работы бригадиром, и от стратегии, и от развития отношения с сотрудниками. ''Предприятие - как жизнь'' - мне такая концепция больше нравится :-)

Член совета директоров, Саранск
Контантин Бакшт пишет: Собственники могут влезать в свой бизнес всегда, когда захотят... И все же настоящий бизнес должен выдерживать любые капризы собственника...
По моему, несколько спорно подобное утверждение. Собственники, безусловно, могут влезать в свой бизнес произвольно - но вот чтобы бизнес выдерживал любые капризы собственника? - это вряд ли. Потому как фантазия людей беспредельна, а возможности бизнеса - даже самого большого и успешного - все таки ограничены.
Леонид Юнышев пишет: В России есть ещё 4 документ 4. КРС (контрольно-ревизионная служба), так как по определению ''воруют..''
Этот документ - как Вы изволили выразиться - или служба, по моему мнению - атавизм. В организации должна быть выстроена система управления и контроля, закрывающая возможность совершения крупных хищений и вывода активов, а также профессиональная ревизионная служба (ревизор общества), подотчетный Совету директоров - для мониторинга и корректировки работы системы внутреннего контроля.
Руководитель проекта, Беларусь

хорошая статья - выписать себе в блокнотик эти пункты и периодически заглядывать. очень помогает, особенно когда загораешься очередной идеей и начинаешь сам все на себе тянуть

Руководитель проекта, Украина

из опыта работы с собственниками могу ответить, что ''создано'' (спасибо, Леонид) и используется - это разные вещи. В области менеджмента тоже чего только не насоздавали, от оргпсихологии до BSC и систем менеджмента качества. Вопрос в том, насколько этим пользуется руководитель, который, как точно подметили коллеги, считает это ''правильным, но скучным''.
Я обычно начинаю работать с вопроса: вы хотите от бизнеса получать деньги, или это для вас способ проводить время с пользой для себя. Если это ''игрушка'' - играйтесь, вам лучше знать, как вы предпочитаете получать удовольствие. А вот если вы хотите наладить эффективную работу компании - тогда вы первый, кто должен будет меняться, менять привычки и правила собственной игры.

Директор по развитию, Москва

Интересная постановка проблемы. Она полносьтю взята из окружающей нас реальности. Но в статье перечислены только требования. которым должна соответствовать организация бизнеса в отношении собственника. Но ничего не говорится о том, как достичь соответствия этим требованиям и о, собственно, построении системы бизнеса.
Представленная читателю картинка статична. Но в жизни всё постоянно меняется. И в связи с этим и появляется самое интересное. Чтобы создать указанную систему, владелец сам должен поработать руководителем. И чтобы построить систему бизнеса, соответствующую указанным требованиям, он должен оказаться эффективным руководителем. Но как потом выйти из регулярного менеджмента, не нарушив управляемости и эффективности бизнеса?
Если же владелец обратится к кому-либо, кто должен будет построить ему систему бизнеса, то сам владелец уже будет полностью зависеть от того человека, кто будет ему строить эту систему. Вдруг это строительство не даст искомого результата? Как поступать тогда? Опять строить самому, чтобы не рисковать оставшимися средствами?
Вот и получаются два вопроса, которые, действительно, интересны настолько же, насколько и вечны. Первый, как построить систему бизнеса? Второй, как правильно выйти из режима личного руководства? Ответ на первый вопрос - это вся существующая теория и практика менеджмента. А вот ответ на второй вопрос был бы очень интересен. Хорошо бы получить не только затравку, но и какие-то ответы. Ведь эта статья - не просто рекламма книги.
И важно помнить, отрицательный опыт говорит том, как не надо делать. Но не объясняет, как поступать надо. Поэтому отрицательный опыт без наличия созидательного знания не поможет найти эффективное решение в проблемной ситуации.

HR-директор, Москва
Александр Седов
По моему, несколько спорно подобное утверждение. Собственники, безусловно, могут влезать в свой бизнес произвольно - но вот чтобы бизнес выдерживал любые капризы собственника? - это вряд ли. Потому как фантазия людей беспредельна, а возможности бизнеса - даже самого большого и успешного - все таки ограничены.
+1. Сразу вспомнила рассказ маркетолога из цветочного бизнеса. Он уволился потому, что собственник вынул деньги из компании накануне 8 марта, чтобы купить себе крутую квартиру в Москве...
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск
Александр Седов пишет: Леонид Юнышев пишет: В России есть ещё 4 документ 4. КРС (контрольно-ревизионная служба), так как по определению ''воруют..'' Этот документ - как Вы изволили выразиться - или служба, по моему мнению - атавизм. В организации должна быть выстроена система управления и контроля, закрывающая возможность совершения крупных хищений и вывода активов, а также профессиональная ревизионная служба (ревизор общества), подотчетный Совету директоров - для мониторинга и корректировки работы системы внутреннего контроля.
А в чём противоречие? КРС как раз организует и поддерживает систему контроля и подотчётна Совету директоров.
Менеджер, Санкт-Петербург
Александр Сударкин пишет: из опыта работы с собственниками могу ответить, что ''создано'' (спасибо, Леонид) и используется - это разные вещи. В области менеджмента тоже чего только не насоздавали, от оргпсихологии до BSC и систем менеджмента качества. Вопрос в том, насколько этим пользуется руководитель, который, как точно подметили коллеги, считает это ''правильным, но скучным''. Я обычно начинаю работать с вопроса: вы хотите от бизнеса получать деньги, или это для вас способ проводить время с пользой для себя. Если это ''игрушка'' - играйтесь, вам лучше знать, как вы предпочитаете получать удовольствие. А вот если вы хотите наладить эффективную работу компании - тогда вы первый, кто должен будет меняться, менять привычки и правила собственной игры.
Категорически согласен.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.