От застоя к росту. Как развить в себе потенциал лидера?

книгаИехезкель Маданес, Рут Маданес, Ицхак Адизес, «От застоя к росту. Как раскрыть и развить в себе потенциал бизнес-лидера» — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Это книга о мощной методике, сочетающей в себе модель ролей PAEI Адизеса и типологию личностей по эннеаграммам, которая поможет раскрыть ваш потенциал руководителя. Расширив знания о себе с помощью эннеаграммы, вы сможете сопоставить их с моделью PAEI Адизеса и создать сильную взаимодополняющую команду руководителей.

Эннеаграмма личности. Определите свой эннеатип с помощью теста

Эннеаграмма описывает девять типов личности. В книге вы найдете подборки утверждений для каждого из девяти типов.

Инструкция к тесту

Посчитайте в подборке по каждому типу количество тех утверждений, которые, с вашей точки зрения, наиболее точно и справедливо описывают ваш характер. Вам подойдет тот эннеатип, в котором вы отметили наибольшее количество утверждений, соответствующих вашему характеру.

Количество утверждений по каждому типу:

книга

Тип первый: Реформатор

Он беспощаден к себе и другим.

1. Я серьезен и люблю порядок, я трудолюбивый работник и исполняю свой долг.
2. Я ответствен и придерживаюсь более высоких норм и ценностей, чем большинство. Для меня жизненно важны вопросы принципов, нравственности и морали.
3. Люди считают меня прямолинейным и излишне требовательным, поскольку я не упускаю ни одной мелочи.
4. Дело либо сделано как следует, либо не сделано вовсе. Тут не может быть полумер.
5. Я легко теряю терпение и раздражаюсь.
6. Я не выношу халтуры.
7. Терпеть не могу ошибок. Не прощаю их ни себе, ни другим.
8. Мне тяжело признавать ошибки, не могу допустить мысли о том, что сделал что-то не так.
9. Временами я жесток и беспощаден к себе за то, что не достиг искомого идеала.

Тип второй: Покровитель

Заботясь о других, он забывает о себе.

1. У меня дар распознавать потребности других людей.
2. Я готов жертвовать собой от всего сердца: могу пойти на многое, чтобы помочь другому.
3. Мне легко устанавливать контакт с людьми.
4. Окружающие считают меня хорошим человеком.
5. Временами, помогая другим, я взваливаю на себя слишком много и в результате остаюсь без сил с массой собственных нерешенных проблем.
6. К любой проблеме надо подходить прежде всего с душой, а уж потом подключать мозги.
7. Мне говорят, что я навязчивый. На самом деле я просто лучше знаю, что человеку нужно, и не могу не вмешаться.
8. Мне обидно, когда люди ведут себя неблагодарно после всего, что я для них сделал, или приписывают мне корыстные помыслы.
9. Мне сложно просить о помощи, почему-то это я всегда всем помогаю.

Тип третий: Чемпион

Он стремится быть лучшим, победить всякого.

1. Я абсолютно уверенный в себе человек.
2. Я действую быстро и эффективно и всегда стремлюсь к достижению цели.
3. Крайне важно произвести правильное впечатление в нужный момент.
4. Я трудоголик, меня не смущает, что я трачу на работу время, которое мог бы провести с семьей или использовать для отдыха.
5. Поставив цель, я добиваюсь ее любой ценой.
6. Чтобы добиться успеха, нужно отбросить все лишнее и сосредоточиться на главном.
7. Я люблю соревноваться, так как верю, что лучшие качества человека раскрываются в борьбе.
8. Не терплю тех, кто не выдерживает моего темпа.
9. Я ко всему подхожу профессионально: уделяю много внимания собственному имиджу, одежде, физической форме и манере держаться.

Тип четвертый: Маэстро

Он стремится быть особенным и таинственным.

1. Я тонко чувствующий человек.
2. Иногда мне кажется, что я из другого мира, так как я совершенно не похож на остальных.
3. Мне сложно свыкнуться с рутиной, не понимаю, как люди могут так жить.
4. Мной часто овладевает глубокая меланхолия.
5. Я живу с чувством постоянной неудовлетворенности.
6. Я творческая личность с богатым воображением. Меня привлекают искусство, красота и эстетика.
7. Я романтик и чувствую вещи глубже, чем большинство других людей.
8. Я часто ощущаю себя непонятым.
9. Когда мне чего-то не хватает, я долго добиваюсь желаемого. Но когда наконец добьюсь, то теряю к этому интерес.

Тип пятый: Корифей

Интеллектуал и аналитик, старающийся не поддаваться эмоциям.

1. Меня считают черствым и эмоционально холодным человеком. На самом деле для меня важно личное пространство, поэтому я предпочитаю держать с людьми дистанцию.
2. Я устаю от эмоций других людей.
3. Я не очень общительный и поэтому стараюсь избегать ситуаций, которые вынуждают к общению.
4. Временами хорошая книга отлично заменяет мне компанию.
5. Я предпочитаю объективный, аналитический и методичный подход к делам.
6. Я считаю, что свои ресурсы нужно беречь, поэтому не люблю, когда люди покушаются на мои время, силы и деньги.
7. Если мне надо прийти в себя, я предпочитаю побыть в полном одиночестве, чтобы никто не мог меня побеспокоить.
8. У меня множество идей, но зачастую мне сложно воплотить их на практике.
9. Я думаю, что большинство людей поступают «как все», не особенно задумываясь, а потому и не слишком разумно.

Тип шестой: Советник

Верный и преданный человек, считающий, что мир полон опасностей, и готовый их преодолевать.

1. Я преданный, надежный и доброжелательный человек.
2. Я всегда начеку, потому что постоянно жду неприятностей.
3. Я не очень доверяю людям и отношусь к ним скептически, так как уверен, что они скрывают свои истинные мотивы.
4. Я часто сомневаюсь, и мне трудно принять окончательное решение, поэтому я нередко обращаюсь за советом к друзьям, а если возможно, то к специалистам.
5. Я очень осмотрителен. Осторожность никогда не повредит.
6. Я склонен драматизировать события: мелкие неприятности способны вызвать у меня излишне бурную реакцию.
7. Я часто выражаю недовольство. Мне кажется, что если я не буду этого делать, то моих усилий не заметят.
8. Иногда я разыгрываю роль «адвоката дьявола»: я отстаиваю некий тезис и одновременно антитезис, так я проверяю идеи «на прочность».
9. Я чту авторитеты: оставаясь их приверженцем, я чувствую себя под их защитой.

Тип седьмой: Предводитель

Оптимист, который за делами прячется от скуки и огорчений.

1. Я считаю себя оптимистом, позитивным человеком.
2. Я люблю жизнь и все те шансы, которые она дает.
3. Мне быстро становится скучно, поэтому я стараюсь держать себя в тонусе.
4. Я любопытен, легко обучаюсь и могу рассуждать на любые темы.
5. Я задыхаюсь от однообразия — в делах предпочитаю свободу и непредсказуемость.
6. Я склонен тратить денег больше, чем у меня есть.
7. Я не слишком дисциплинирован, хватаюсь одновременно за множество дел и проектов, но быстро теряю к ним интерес, поэтому мне сложно их завершить.
8. Говорят, что мои энтузиазм и чувство юмора заразительны.
9. Для меня не существует слова «нет», мне трудно держать себя в руках, и если уж я чего-нибудь захотел, то не успокоюсь, пока не получу желаемого.

Тип восьмой: Генерал

Властный, скрывающий свои слабости человек, стремящийся контролировать подчиненных.

1. Я прирожденный лидер, твердый и властный.
2. Власть не дарят и не выпрашивают. Ее надо завоевать.
3. Я прямолинеен и говорю всем правду в глаза.
4. Мне нравится бросать людям вызов, чтобы посмотреть на их реакцию.
5. Все должно быть так, как я хочу, а если кто-то недоволен, то никто его не удерживает.
6. Я легко впадаю в гнев.
7. Я могу постоять за любого, с кем поступают несправедливо.
8. В жизни надо быть сильным, иначе другие воспользуются твоими слабостями.
9. Я не злопамятный, но считаю, что мои обидчики должны ответить за свои поступки.

Тип девятый: Дипломат

Он сам не знает, чего хочет, его поступками управляют другие.

1. Я доброжелателен, легок в общении и постоянен.
2. Я стараюсь во всем следовать за другими и не провоцировать конфликты.
3. Я дипломатичен, в конфликтной ситуации способен встать на место другого и понять его точку зрения.
4. Часто я не понимаю, чего хочу, поэтому соглашаюсь с предложениями других людей.
5. Когда на меня давят, я становлюсь упрямым и несговорчивым.
6. Мне часто приходилось серьезно расплачиваться за свои попытки любой ценой избежать конфликта.
7. Я часто надеюсь, что проблемы разрешатся сами собой и мне не придется ничего предпринимать.
8. Нередко я не в состоянии понять, что главное, а что второстепенно, поэтому трачу время на пустяки.
9. Часто я говорю «да», хотя на самом деле хочу сказать «нет».

Ролевая модель Адизеса PAEI в применении к эннеатипам

Эннеаграмма

Эннеаграмма — это система для определения различий между людьми, которая делит людей на девять типов личности, располагающихся на девяти опорных точках круговой диаграммы. Каждому из нас в различной степени присущи черты всех девяти типов, но один, как правило, преобладает. Тот тип, черты которого наиболее свойственны личности человека, и является его эннеатипом.

книга

Представителям каждого типа присущ уникальный набор психологических механизмов и характеристик, которые на бессознательном уровне влияют на то, как люди воспринимают мир, на их образ мыслей и переживаний и в конечном счете на их поведение. Например, соревновательный дух «троек» (представителей третьего типа, чемпионов) определяется рядом суждений, которые заставляют их стремиться к успеху и признанию любой ценой. Осторожность «шестерок» (советников) вытекает из их убеждения, что окружающий мир полон опасностей, и так далее.

Каждому типу присущи «фильтры», под действием которых любой человек оказывается в своей особой субъективной реальности. Если мы хотим что-либо изменить, крайне важно определить и понять эти механизмы.

Основная задача бизнес-коучинга — помочь руководителю научиться управлять своей жизнью активно и результативно. Каждый из девяти эннеатипов характеризуется особым набором механизмов, формирующих предпочтения его представителей, и благодаря их пониманию эта книга поможет сделать путь к вашей мечте проще и короче.

Даниэл Гоулман пишет в своей книге «Vital Lies, Simple Truths» (1996): «Сфера наших мыслей и действий ограничена тем, что мы не в состоянии заметить. А поскольку мы этого заметить не можем, мы мало можем изменить, пока не заметим, как эта наша неспособность ограничивает наши мысли и действия».

Чтобы изменения, которые мы осуществляем в своей жизни, оказались стойкими, важно научиться распознавать то, что ограничивает наши суждения и решения. Мы должны раскрыть функциональные возможности своего типа.

От застоя к росту

Модель

Эта часть посвящена разработанным нами теоретическим основам, которые помогут руководителю перейти от застоя к росту. Вначале рассмотрим ключевую разницу между реальностью и ее интерпретациями.

Различие между реальностью и ее интерпретацией

Наш разум непрестанно пытается осмыслить информацию, поступающую из внешнего мира. По аналогии с компьютерами у нас есть «предустановленная программа», которая предварительно обрабатывает данные для осмысления и помогает нам проводить сопоставления, делать выводы и принимать решения.

Согласно эннеаграмме человеку доступны девять «программных пакетов». Эти присущие нашему разуму программы обрабатывают поступающую информацию. Они придают значение жизненным событиям. Сопровождают их мысленным комментарием, интерпретацией. Случайно ли дается эта интерпретация? Нет. В ней есть своя логика. в каждый программный пакет встроена некая специфическая модель мира, карта реальности. Это модель заставляет нас фиксироваться на одних аспектах мира и игнорировать другие.

Благодаря ей только некоторые аспекты привлекают наше внимание. У каждого эннеатипа есть свой лейтмотив — определенная сторона реальности, на которую он склонен обращать больше внимания и с которой в основном связаны его дела и заботы. В результате каждый воспринимает реальность в своих заданных рамках и, соответственно, имеет ее предвзятые интерпретации. Как сказал бы Альфорд Корзибски (Alford Korzybski), эта частная, субъективная карта «не есть территория».

Благодаря своей субъективности, программный пакет создает внутренний образ реальности, который отличается от того, что случилось на самом деле. Другими словами, мы можем путать наши интерпретации происходящего вокруг с объективной реальностью. Как заметил бельгийский художник Рене Магритт (Rene Magritte), восприятие — извечный посредник между реальностью и нами.

Реальность = Наша интерпретация реальности – Осознанность

Реальность ≠ Наша интерпретация реальности – Автопилот

Вторая важная особенность этих программ — автоматизм их исполнения. Они включаются вместе с автопилотом. Они могут работать в фоновом режиме, не подавая никаких признаков жизни и прячась в бессознательном, всегда готовые перехватить инициативу и все обозначить даже (и в особенности) без всяких указаний. Дело осложняется тем, что эти психологические механизмы оснащены хитрыми «антирадарными глушилками» — способностями, скрывающими их деятельность от владельца.

Не подозревая об этой удивительной динамике, мы привыкаем жить с включенной в голове автоматической подсказкой, даже не замечая этого. Поскольку мы ее не замечаем, то ничего не можем изменить. Мы доверяемся логике этой подсказки, как будто она истинна. Это поведение становится привычным на неврологическом уровне. Чем дольше мы не подвергаем сомнению эти непрестанно действующие механизмы, тем сильнее они связывают наш мозг и тем сильнее становятся привитые ими привычки. В результате нам ничего не остается, как воспринимать, оценивать, думать, чувствовать и действовать по этим искаженным шаблонам.

Мы начинаем замечать, что в некоторых областях нашей жизни все идет не так. Мы чувствуем, что не справляемся. Чего-то нам не хватает. Мы завязли.

книга

Отключение автопилота

Включенный автопилот обходится слишком дорого. Пока мы действуем согласно свойственной нашему типу автоматической программе, ее хвост тащится за нами во всех областях личной и деловой жизни.

Мы буксуем на одном месте и оттого находимся в вечном напряжении. Столкнувшись с негативными последствиями этого, мы пытаемся найти способ выбраться из петли. Выход из порочного круга возможен путем позитивного либо негативного разрыва шаблона действий.

Негативный разрыв шаблона

Оставаясь в плену автопилота, мы можем прилагать свои попытки выбраться из этого круга в том же направлении, которое и привело нас к этой проблеме. Например, находясь под гнетом обстоятельств и чувствуя, что все вышло из под контроля, администратор (A) может попытаться усилить контроль и бюрократию.

Как сказал Том Кондон (Tom Condon), «когда в вашем ящике для инструментов есть только молоток, вокруг вы видите только гвозди». Действуя по этому принципу, вы рискуете получить прочерк в PAEI-коде и оказаться несостоятельным руководителем.

Позитивный разрыв шаблона

Китайское слово «вей-джи», что значит «кризис», состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Кризис, вызванный действием автопилота, не только несет в себе опасность опуститься до неверного стиля руководства путем негативного разрыва шаблона, но и дает возможность позитивного выхода из этого положения. В чем же возможность? В результате кризиса мы оказываемся перед необходимостью принятия важного решения. Это тот момент, когда перед нами встает вопрос, готовы ли мы испытать пределы своих возможностей.

книга

Беспристрастный наблюдатель

Позитивный уход от автопилотирования начинается с развития осознанности. Предположим, у нас имеется склонность к предпринимательству (E). Как обогатить свой стиль, если мы даже не знаем о своей доминирующей склонности к (E)-роли? Например, если мы относимся к седьмому типу (предводитель) и он самостоятельно активизируется и перехватывает инициативу во время деловой встречи, как мы можем заметить типичный образ действий, если не знаем об особенностях своего типа?

Не поняв, что движет поступками нашего типа, мы попросту не увидим того, как центры головы, сердца и тела пляшут под его дудку. По умолчанию мы склонны реагировать привычным образом. Мы не способны к осознанным решениям. Нам кажется, что мы принимаем решения, но на самом деле это наш тип принимает их за нас.

Снова обратимся к высказыванию Лэйна, приведенному в начале книги: «Сфера наших мыслей и действий ограничена тем, что мы не в состоянии заметить. А поскольку мы этого заметить не можем, мы мало можем изменить, пока не заметим, как эта наша неспособность ограничивает наши мысли и действия».

Только определив, что формирует наши суждения и решения, мы сможем совершить стойкие изменения в своей профессиональной деятельности. Необходимо выявить побуждающие механизмы, свойственные собственному типу. Для этого нужно развить в себе беспристрастного наблюдателя.

Тип личности — это та наша часть, которая отвечает за субъективное преобразование реальности. Чтобы скомпенсировать вызванные ею искажения и нарушения, необходимо развить в себе способность к отстраненному самонаблюдению. Назовем этого «зрителя» беспристрастным наблюдателем. Он обеспечивает процесс наблюдения нейтральной и беспристрастной объективностью.

Профессор Нава Ашраф (Nava Ashraf ) из Гарварда пишет, что термин «беспристрастный наблюдатель» был предложен шотландским философом Адамом Смитом в восемнадцатом веке. Смит считал, что свойственное человеку импульсивное, автоматическое поведение сдерживается нейтральным внутренним обозревателем, который способен отстраниться и взглянуть на ситуацию с точки зрения стороннего наблюдателя (Cullen, 2006). Применяя эннеаграммы в коучинге, мы можем пронаблюдать за нашими центрами головы, сердца и тела, не сопровождая наблюдение ментальным автокомментарием. Таким образом, мы сможем каждый раз обнаруживать самоактивацию своего типа, что легко позволит нам решить, следовать ли его предпосылкам.

В литературе по эннеаграмме беспристрастный наблюдатель назван «внутренним обозревателем». Этот термин впервые появился в основополагающих работах Дона Ризо и Русса Хадсона, а также Хелен Палмер (Riso and Hudson, 1999, Palmer, 2009).

Дисциплинируя нашего беспристрастного наблюдателя, мы развиваем свою способность к вниманию. Как только мы научимся распознавать привычный шаблонный образ мысли, он перестанет ослеплять нас. Осознав, что за фильтры действуют помимо нашей воли, мы наконец сможем ослабить свойственные эннеатипу способы защиты, и его автоматизмы не будут больше оставлять за рамками часть нашего опыта.

Фото в анонсе: Pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: мария заморщикова
мария заморщикова мария заморщикова Менеджер по обучению персонала, Якутск
http://www.sergey-gran.biz/?utm_medium=affiliate&utm_source=marymiss
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.