Сколько сегодня стоит выпускник MBA?

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Рейтинги бизнес-школ обычно учитывают статистику трудоустройства выпускников на момент получения диплома и три месяца спустя. Этот показатель в процентном соотношении является одним из важнейших факторов, определяющих позицию школы в сводной таблице. Однако надо понимать, что три месяца – это произвольная цифра, взятая просто ради удобства подсчета. Не стоит думать, будто все пропало, если вам не предложили должность вашей мечты в течение ровно 90 дней после окончания обучения – история знает немало примеров, когда идеальная вакансия с завидным окладом находила своего соискателя и через четыре, и через пять месяцев после его выпуска…или через три месяца и два дня.

По подсчетам сайта Poets & Quants, в 2014 году 85,9% выпускников топовой десятки американских бизнес-школ получили предложения о работе сразу после выдачи диплома, 80,3% из которых были приняты. В течение трех месяцев после выпуска приглашения от работодателей успели получить 95,4% обладателей диплома, 91,9% из которых согласились занять предлагаемые должности.

Если рассматривать не 10, а 25 лучших учебных заведений, картина будет несколько иной. Работодатели обращались к 83,9% специалистов, 80,3% из которых с готовностью подписывали контракт, а через три месяца эти цифры вырастали до 94,2% и 91,3% соответственно. По мере продвижения вниз по рейтингу бизнес-школ количество случаев быстрого успешного трудоустройства постепенно уменьшается. Так, не более 89% выпускников образовательного учреждения, занимающего позицию в третьей или четвертой десятке рейтинга, могут надеяться приступить к работе в течение трех месяцев после получения диплома.

Показатели европейских школ на момент выпуска чуть хуже, чем у американских: лишь 77% обладателей диплома MBA в IESE, 68% в INSEAD и 64% в IMD получили предложение от работодателя одновременно с выдачей диплома. Однако через три месяца ситуация, как правило, улучшается: контракты к этому времени подписывают 91% бывших учащихся IESE, 95% в IMD и целых 96% в London Business School.

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира, где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

Карьера важнее денег

Любопытно, что стартовый оклад и бонусы не являются главным мотивом новоиспеченных обладателей степени MBA при выборе работы. Согласно опросу, проведенному в прошлом году в MIT Sloan, ключевым фактором для 32,5% выпускников является потенциал для развития, который им даст их новая позиция. Для 16,1% респондентов важнейшее значение имеют их должностные обязанности, для 15,4% – сфера деятельности, для 12,8% – содержание работы, для 7,9% – человеческий фактор и корпоративная культура, для 5,2% – престиж работодателя и еще для 5,2% – географическое расположение компании. Только 3,6% выпускников ответили, что зарплата стоит для них на первом месте.

В целом, 2014 год был очень благоприятным для трудоустройства после MBA, и прогнозы на 2015 год ничуть не хуже. Официальные представители некоторых бизнес-школ утверждают, что перед выпускниками открываются широчайшие перспективы, еще невиданные после рецессии 2008-2009 годов. По данным MBA Career Services and Employer Alliance, 64% учебных заведений отметили рост числа случаев, когда работодатели забирали своих новых сотрудников прямо из кампуса (что на 23% больше, чем в предыдущем году). Более 75% школ сообщают, что их выпускникам стало легче устроиться на полный рабочий день. К аналогичным выводам пришли и в Graduate Management Admission Council, проведя опрос 169 работодателей и 33 стран. Участвовавшие в исследовании компании намерены нанимать больше выпускников MBA (72% по сравнению с 69% в прошлом году) и повысить им зарплату (в 47% компаний – в соответствии с уровнем инфляции и в 18% – выше уровня инфляции). Судя по всему, сейчас важно не упустить момент и успеть поступить на MBA, пока эта многообещающая тенденция не пошла на спад.

По материалам: poetsandquants.com

Источник изображений: Фотобанк Фотодженика

Вы собираетесь учиться в бизнес-школе?
Loading...
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-консультант, Москва

Статья интересная, но причем тут мы? Статистика обезличена, какие выводы можно из этого НАМ сделать?

Креативный директор, Москва
Татьяна Орлова пишет: Статья интересная, но причем тут мы? Статистика обезличена, какие выводы можно из этого НАМ сделать?
''МЫ'' - это кто? В составе Executive.ru есть люди, которые: 1.Собираются поступать в зарубежные бизнес-школы 2.Учатся в зарубежных бизнес-школах 3.Окончили зарубежные бизнес-школы 4.Собираются поступать в российские бизнес-школы 5.Учатся в российских бизнес-школах 6.Окончили российские бизнес-школы 7.Не собираются, не учатся, не окончили Из этого следует, что для: ''МЫ -1-2-3'' публикация весьма актуальна, ''МЫ - 4-5-6'' публикация актуальна, потому что есть примеры, когда после российской бизнес-школы человек поступал в зарубежную, ''МЫ-7'' - публикация не актуальна. Из этого не следует, что редакции не нужно предпринимать публикации на указанную тему: в нашей аудитории есть сегменты 1-6, и мы считаем их для себя профильными. Поэтому тема будет продолжена. :)
IT-консультант, Москва

Спасибо за ответ. Что ж, комментирую по пунктам с учетом некой агрессии от автора. Простите, если не очень верно оценила тон ответа:
1. Не было ничего сказано, что ''редакции не нужно предпринимать публикации на указанную тему''. Не надо переиначивать смысл комментария.
2. ''Разблюдовка'' по пункам 1-7 - да, некий смысл смысл есть, что и стоило, наверное, приложить к публикации в явном виде, как намерение дать абстрактную информацию по всем бизнес - школам вообще. Хотя опять-таки, не ясно, с какой конечной целью учиться и где именно, поскольку см. ниже
2. Мы - это не про то, кому какая обезличенная информация нужна. Это про то, что эта информация подана обезличенно. Мы - это те, кто ищет работу в Росии или какой-то другой стране. Таким образом, не совсем понятно, в какой стране искать работу по таким критериям. То есть, исходный посыл не ясен. См. п. 2

Креативный директор, Москва
Татьяне Орловой Извините, но я не понимаю, что значит в данном контексте ''обезличенно''. Школы, рынки, зарплаты -- названы. Тенденции обозначены. Нет фамилий конкретных выпускников?
IT-консультант, Москва

Нет разбивки по странам в привязке к бизнес - школам: кого где с каким образованием лучше берут. Не секрет, что у разных стран разные предпочтения и разные требования. Да и разное отношение к конкретным бизнес - школам. Более того, есть своя специфика в разном образовании: в каких-то школах лучше идет экономическое образование, где-то техническое и т.п. Есть и уникальная специализация, которой учат не все. Есть определенные приоритеты и востребованность того или иного образования в зависимости от страны. И зарплаты разные. В общем, все несколько сложнее, чем представлено, а посему может сбить с толку.

Креативный директор, Москва
Татьяне Орловой Для ответа на вопрос, который Вы формулируете, нужно построить матрицу Школа/ Страна и заполнить каждую ячейку. Это - не просто сложная, но фантастически сложная работа. При этом построенная матрица не может считаться окончательным вариантом: она являет собой лишь промежуточный результат, ведь человека нанимает не страна, а компания, следовательно, надо вводить еще один уровень -- строить матрицу Школа/ Корпорация. Однако такая работа с big data невыполнима в силу своей необъятности: это - работа не для редакции, а для исследовательской компании, каковой мы не являемся. Если представить, что к моменту, когда исследователь заполнил ~90% полей матрицы, в ~Х опрошенных компаний сменились HRы (и возможно поменялось отношение компании к школам => опрос нужно проводить заново) иначе как ''Сизифовым трудом'' этот проект называться не может :) По крайней мере, вручную его сделать крайне сложно. Здесь нужно применять иные технологии сбора и верификации данных, но эта работа, повторю, - не для редакции.
IT-консультант, Москва

Согласна. Но если не делать этого, то и появляется мысль о том, что информация не очень полная, обезличенная. Куда народ толкаем? :-)
То есть, возвращаясь к моему первому комментарию, тогда нужно четко давать список ограничений, позволяющих использовать упрощенную информацию, оценивая соответствующие риски и давая возможность это сделать другим осознанно.
Кстати, с использованием технологии Big Data это сделать быстро: несколько запросов и все. Типичная аналитическая задача, даже не очень сложная. Можно и без серьезной матрицы решить :-) Например:
Россия - госсектор, крупный частный бизнес - технический уровень (ИТ - директор, бизнес - аналитик), прочее управление (юристы - экономисты) по наиболее популярным бизнес - школам (Россия - не Россия)
То же для США и Европы (всей, т.к. в новую Европу вряд ли кто поедет на работу).
Основой может стать отличие в системах образования.
Я, например, точно знаю, из каких основных бизнес - школ каких специалистов я бы не взяла на работу, а каких взяла бы. Хотя бы по высшему уровню. Просто по опыту.

Креативный директор, Москва
Татьяна Орлова пишет: Куда народ толкаем? :-) То есть, возвращаясь к моему первому комментарию, тогда нужно четко давать список ограничений, позволяющих использовать упрощенную информацию, оценивая соответствующие риски и давая возможность это сделать другим осознанно.
Во-первых, никто никого никуда не толкает. Медиа и коуч - не одно и то же. Персональный советник может обсуждать с вами вашу карьерную траекторию и советовать сделать такой выбор, а не иной. У медиа - иные задачи. Мы не готовы ''толкать'' читателей ни влево, ни вправо. Читатели делают выбор сами. Мы лишь информируем их. Во-вторых, ограничения, уместные в диссертации и в других, как принято говорить, ''лонгридах'' (от англ. long read), совершенно не уместны в интернет-медиа, где юзер проводит на страницах считанные минуты. :)
IT-консультант, Москва

Так ведь как эти ограничения подать :-))). Уж если по-английски, то сабжект оф дефинишнс.

Руководитель, Москва

Уважаемые участники! Прошу совета ( или комментария). Дабы сориентироваться... В данный момент осваиваю курс МБА ( СИТИ БИЗНЕС СКУЛ ).
Я- психолог с 10 летним стажем ,( очное, дист. консультирование, кризисное направление) . На какие позиции могу претендовать ? В какую сферу ?
буду признательна...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии