Споры о том, профессионализм или личные связи помогают менеджерам устраиваться на хорошую работу и делать карьеру, не утихнет никогда. Сегодня бытует мнение, что добиться высокой позиции не помогут никакие компетенции и знания, если нет поддержки родных и знакомых, что продвигают наверх только «своих», в крайнем случае, поможет начальник, с которым вы близко дружите. Но это «говорят все», а как обстоят дела на самом деле? Что сами менеджеры считают трамплинами для карьеры, а что преградами? Executive.ru задался теми же вопросами и провел опрос среди участников Сообщества. Представляем вам его результаты.
Всего в исследовании приняли участие 763 человека, из них 44% относят себя к менеджерам, 37% - к руководителям отдела, а 19% - к топ-менеджерам. По отраслям респонденты разделились следующим образом:
По возрастным группам прошедшие опрос распределились так: 61% - это респонденты 25-35 лет, 29% - менеджеры 35-45 лет, 6% - это 45-50 лет, и 4% - это респонденты старше 50 лет.
47% работают в российских компаниях среднего размера, 31% - в крупных отечественных компаниях, 18% - в западных компаниях, а 4% имеют собственное дело.
Трамплины
Можно сказать, что участники Сообщества согласны с тем, что личные профессиональные качества определяют карьерные успехи менеджера лишь во вторую очередь, а самым главным является умение подать и продать себя.
Умение презентовать себя - этот навык в России в последние годы приобрел дурную славу. Многие работодатели и сотрудники заговорили о том, что сегодня, особенно в больших компаниях, ценится не результативность, способность достигать целей, внимательность и обязательность, а умение правильно говорить и преподносить свою деятельность. Не так важно, как ты работаешь, важно – как ты говоришь об этом. И это действительно так. Уметь презентовать себя и результаты работы – необходимый навык для руководителя, только вот печально, что часто лишь этого достаточно для повышения по службе. Все-таки профессиональные качества должны быть определяющими, а не сопутствующие.
Тем не менее, профессионализм, хорошие результаты работы и хорошее образование, по мнению респондентов, практически являются залогом успешной карьеры. И это приятно, что позитивные «двигатели карьеры» намного опередили по популярности негативные, такие как родственные связи, готовность идти по головам и дружбу с начальством. Особенно хорошо это видно, если посмотреть, как распределились ответы на вопрос «Что сегодня является главным условием карьерного роста?» в зависимости от уровня позиции, занимаемой респондентами.
Хорошее образование во главу угла поставили менеджеры и топ-менеджеры, отдав личным профессиональным качествам второе место, а вот руководители отделов поменяли эти пункты местами. Далее менеджеры и руководители отделов посчитали, что кроме вышеперечисленного помогут продвинуться вверх по служебной лестнице дружеские связи с начальством и умение подать себя. А вот топы полагают, что хорошие результаты работы и родственные связи будут намного полезнее.
Артем Ивакин, директор Page Personnel Россия: «Главного условия как такового не существует, есть, безусловно, целый ряд профессиональных качеств, которыми должен обладать сотрудник компании, чтобы у него была возможность построить интересную и успешную карьеру. Хорошее образование, конкретные результаты работы, личные и профессиональные качества и умение подать и «продать» себя скорее всего помогут в достижении этой цели. Однако, не все так очевидно, как кажется на первый взгляд: в нашей стране фактор наличия связей в «высшем обществе» может служить гарантом определенного социального статуса и преференций. Подобные ситуации возможны скорее для российского или семейного бизнеса. В международных компаниях, как правило, принцип здоровой конкуренции и равных возможностей применяется повсеместно».
Но самые интересные данные при обработке ответов на вопрос о трамплинах для карьеры дает анализ возрастной динамики респондентов (диаграмма 4 по ссылке).
Группы 25-35 лет и 35-45 лет демонстрируют похожее распределение приоритетных для карьерного роста вещей, а вот после группа 45-50 лет от них разительно отличается, как и группа после 50 лет.
Для первых двух групп залогом успешной карьеры являются (в порядке убывания): хорошее образование, профессионализм, дружба с начальством и умение подать себя. По мнению же представителей группы 45-50 лет, важнее родственных связей нет для карьеры ничего. Потом уже идет умение подать себя, хорошее образование и личные качества. Можно сказать, что эта группа – самая циничная, не очень верящая в то, что добиться высокого положения можно прямыми и честными путями. А вот последняя группа опрошенных, которым больше 50 лет, не полностью поддерживает скептический настрой предыдущей и главным трамплином для карьеры считает профессионализм, на второе место ставит результаты работы, далее следует образование и только потом родственные связи. Именно представители двух старших возрастных групп отметили связи как существенный аспект для карьерного продвижения. Хотя специалисты предостерегают от этого. Артем Ивакин: «В России традиционно это достаточно распространенное явление. Желание помочь своим родственникам и знакомым перерастает в образование определенных «кланов» в самых различный структурах. Тем не менее практика «подтягивать своих» постепенно сходит на нет. Если в дальнейшем нанятые подобным образом сотрудники проявят себя не с лучшей стороны, страдает прежде всего репутация того, кто рекомендовал на вакантную должность человека с недостаточной квалификацией или вовсе непрофессионала».
Преграды
Что мешает нам делать карьеру? Личностные факторы – такие как характер, неготовность к повышенной ответственности, отсутствие ориентации на карьеру, и внешние, от на сне зависящие – пол, возраст, бюрократия, предпочтения начальства.
Как мы видим, по мнению респондентов, основным препятствием для своей карьеры они видят отсутствие связей, при том заметим, что пункт «связи» большинством респондентов не назывался главным трамплином. То есть наличие связей карьеру делать не помогает, а вот их отсутствие мешает подниматься вверх. Вот так.
Мария Силина, руководитель департамента «Подбор персонала для индустрии товаров повседневного спроса», «Агентство Контакт», комментирует: «Практика устройства на работу с помощью личных связей уже не так распространена, как раньше, но это не означает, что наличие полезных знакомств уже не сыграет для вас нужной роли, ведь никогда не знаешь, где они смогут помочь. Разумеется, если вы самостоятельно прошли собеседование в компании, где у вас есть знакомые или родственники, при этом, продемонстрировали весь свой профессионализм, а дополнительно компания еще и узнала, что Вас отлично рекомендует их работник, у вас будет отличный «микс», который только благоприятно скажется на вашей карьере. В ином случае, используя только знакомства, вы претендуете на стабильную работу с хорошей заработной платой, но с большой вероятностью недоброжелательного отношения к вам со стороны коллег, устроившихся в данную компанию самостоятельно. Конечно, и сейчас на рынке по-прежнему есть компании, которые охотно берут на работу своих родственников и знакомых, но в динамике число таких компаний становится все меньше и меньше. Такая система все еще распространена в государственных структурах и отраслях, смежных с ними (например, в нефтяной промышленности)».
Вторая серьезная преграда на пути к вершинам – это слабое знание иностранного языка. Действительно, все больше позиций предполагают свободное владение английским, немецким, реже другими языками. И хотя за последние годы языковой уровень менеджеров существенно вырос, и большая часть соискателей на различные позиции уверенно заявляет, что свободно разговаривает на нужном языке, работодатели придерживаются несколько иного мнения, убедительно доказывая, что эти смелые заявления в более чем половине случаев не соответствуют действительности.
«Наш опыт работы с кандидатами демонстрирует нам, что в последнее время важным препятствием на пути к карьерному росту становится знание английского (или другого иностранного) языка. С такой трудностью сталкиваются не только западные, но и многие отечественные компании. Учить язык просто необходимо, причем не просто до среднего уровня, знание должно быть на уровне свободной разговорной речи» - говорит Мария Силина.
184 респондента полагают, что для того, чтобы делать карьеру, нужно быть пробивным человеком, то есть обладать определенными чертами характера и принципами, которых у них нет. Печально, но дискриминация по возрастным характеристикам по-прежнему остается одной из основных преград для пути наверх.
Если говорить о распределении ответов в зависимости от позиции респондента в компании, то мы получаем следующую картину (Диаграмма 6 по ссылке).
Отсутствие связей – главное препятствие для карьеры, в этом едины все респонденты, причем нужно отметить, что этот пункт лидирует с большим отрывом. Особенно сильно печалит нехватка нужных связей менеджеров – 38%. На второе место эта группа опрошенных поставила ответ «не пробивной человек» - 14%. Также они сетуют на недостаточное образование (12%) и слабое знание иностранных языков (11%).
Руководители отделов на второе и третье место в своем рейтинге тоже поставили недостаточное знание языков (14%) и образование (12%). Но среди всех групп респондентов именно эта категория сильнее всех ощущает бюрократические препоны на карьерном пути (9%) и половую дискриминацию (5%).
Топ-менеджеры больше других недовольны знанием иностранных языков – 22%, и меньше остальных групп опрошенных стремятся к карьерному росту. Это вариант ответа выбрало 9%.
А как распределили ответы представители различных возрастных групп? Диаграмма 7 по ссылке.
В основном распределение ответов по возрастам следует уже описанной закономерности, но есть ряд любопытных фактов.
Респонденты в возрасте 45-50 лет более всех остальных убеждены, что связи – основа карьеры, как и в предыдущем разделе про двигатели карьеры. 42% утверждают, что отсутствие связей не позволит сделать карьеру. Меньше всех в это верят представители группы старше 50 лет – только 28% выбрали этот вариант ответа.
Слабое знание иностранных языков больше всего волнует группу 45-50 лет – 20%, в то время как у остальных групп этот ответ набрал около 14%. Также респонденты этой возрастной группы абсолютно уверены, что недостаточное образование не может стать препятствием для карьеры – ни один из опрошенных так не считает.
Нужно отметить, что часто менеджеры жалуются на то, что их не замечают, не продвигают, хотя они и хорошо работают и их показатели на высоте. Еще относительно недавно бытовало мнение, что раз не продвигают, значит еще не время, начальству виднее, но приоритеты меняются. Сегодня менеджеры не ждут милостей от боссов и сами заявляют им о том, что готовы к повышению и хотят перейти на новый уровень. В этом признались 47% респондентов, еще 39% готовы прозрачно намекнуть начальству о своем продвижении, но не готовы настаивать на этом, и лишь 14% будут молча ждать, когда же решат повысить. Самыми же настойчивыми и не стеснительными являются представители возрастной группы 45-50 лет.
Многие работодатели заявляют, что кадровый резерв для них все, и они готовы продвигать своих специалистов по карьерной лестнице и разработали для этого специальные программы, особенно этим славятся западные компании.
Артем Ивакин: «Рост и развитие своих сотрудников - одна из самых важных задач для руководства абсолютно любой компании. Нанять на работу сотрудника теперь недостаточно, так как рынок способен предложить любые возможности для продолжения карьеры. Удержать, предложить интересный функционал, постоянно наделять разнообразными полномочиями- это, пожалуй, единственная возможность не потерять время и деньги, потраченные на обучение и адаптацию данного сотрудника. В последнее время данные практики внедряются повсеместно как в российских, так и международных организациях».
Однако мнение экспертов и мнение респондентов по этому вопросу немного разошлись. По данным исследования, в западных компаниях дела с продвижением сотрудников обстоят значительно лучше, чем в отечественных. Российские компании среднего размера вообще не выстраивают карьерный путь своих работников внутри организации, отдавая все на откуп самим менеджерам. Если говорить о собственниках бизнеса, то в основном там существуют два полярных варианта программы роста сотрудников: либо она есть для всех, либо ее нет вовсе.
Фото:
pixabay.com