Лидеры должны не только взлетать, но и садиться

- Если человек продает автомобили, а сам ездит на старой развалюхе – это провал.

- Успешные люди роли не играют.

- Не пытайтесь понравиться всем. Самое плохое – это понравиться всем.

- У каждого из нас всегда есть выбор, кем быть: молотком или гвоздем.

- Не продвигать людей, которые не любят людей.

- Помоги твоим людям расти, а не просто интересуйся своей прибылью!

- Лидерство – это создание чего-то нового. Кто захочет идти за человеком, который сам ничего не создает?

Эти и другие более или менее провокационные тезисы прозвучали на состоявшемся в начале лета «CEO-Саммите 2011», где речь шла о лидерстве, о лидерстве в сегодняшнем мире с меняющимися экономическими и культурными парадигмами.

Лидерство, в принципе, это понятие без определенного предмета в мире – так рассудил бы логик. Понятие – не ясное, вмещающее в себя все что угодно. Придумайте на ходу, что такое лидерство для вас – и вот вам одно из определений, имеющее право на существование.

Но, тем не менее, практика менеджмента не может игнорировать явление лидерства и должна с ним разбираться…

Executive публикует тезисы выступлений уже знакомых нашим читателям экспертов-практиков: Клауса Кобьелла, Пекки Вильякайнена и Станислава Шекшни.

Где проявляется лидерство предпринимателя? Прежде всего, в работе над собой, во взаимодействии с сотрудниками и, конечно, с клиентами. Давайте остановимся на раскрытии лидерских качеств бизнесмена именно в этих трех сферах.

Сам по себе лидер

Клаус Кобьелл, основатель одного из самых успешных семейных предприятий Европы – отеля «Шиндлерхоф», и Пекка Вильякайнен, член Совета директоров компании TietoEnator, сравнивают лидера ближайших 20 лет с пилотом. Напористый финн Вильякайнен так прямо и заявляет, что всем претендующим на лидерские позиции менеджерам надо учиться водить вертолет. Потому что настоящий лидер, особенно в большой компании, должен уметь и быстро подниматься над происходящим, и взглянуть на ситуацию в компании как на панораму сверху, но и приземлиться со своей топ-менеджерской позиции туда, куда нужно. Причем, очень быстро… Вертолету, как известно, не нужно строить взлетно-посадочную полосу, достаточно маленькой площадки.

А Кобьелл советует менеджерам думать как пилоты. У пилотов есть два основных правила: «Доверяй своим инструментам» и «Не делай резких движений».

Также, подобно форменной кепке пилота, лидер должен иметь свою неповторимую форму, форму представления себя, общую форму поведения. Так как, хотя успех и зависит на 15% от специальных знаний, но на 85% – от личных качеств человека, и это неоднократно подсчитывали психологи в разных институтах из разных стран.

Клаус Кобьелл повторяет на своих семинарах, что лидеру надо подавать пример, но одновременно не изображать доброго начальника, скромного топ-менеджера и т.д., ведь «успешные люди роли не играют! Не пытайтесь понравиться всем. Проиграете. Если ваших подчиненных раздражает ваш шикарный автомобиль, на котором вы подъезжаете к офису, – это нормально. Вам не надо подстраиваться под них. Пусть себе злословят. Или просто дайте им возможность почувствовать, что значит водить хорошую машину. В нашем отеле лучшие сотрудники могут взять бесплатно на день дорогущий Porshe»!

Но, конечно, не шикарная машина наделяет вас качествами лидера. Есть очень простой тест, который позволит вам самим определить, кто вы – лидер или отличный менеджер. Вот качества того и другого:

менеджер лидер

практика (планирует на три месяца вперед)

благоразумный

стремится к решению

анализирует

контролирует

опрятен (придерживается строго дресс-кода)

хорошие манеры

логичен

трудолюбив

знания и система

видение на 20 лет вперед

экспериментирует

занимает позицию

интуиция

спонтанен

хаотичен

эмоционален

непредсказуем

творец (лидерство – это создание чего-то нового. Кто захочет идти за человеком, который сам ничего не создает? Ради эксперимента запишите в левой строке блокнота ваши обязанности за неделю, а в правой – вещи, идеи, планы, которые вы сами придумали).

Кобьелл говорит, что все мы выполняем на своем рабочем месте роль либо гвоздя, либо молотка. Но «у каждого из нас всегда есть выбор, кем быть: молотком или гвоздем».

«Часть успеха – это ваша команда»

Этот тезис повторяет чуть ли не каждый гуру управления. Корпоративная культура – фундамент, на котором строится ваш прекрасный замок – бизнес.

- Надо идти снизу вверх. От неформального обмена информацией, к пониманию необходимости инноваций, и таким образом к новому бизнесу, – говорит Клаус Кобьелл.

Но все еще есть такие компании, которые вопросы корпоративной культуры оставляют на потом. Другие об этом вообще не задумываются. 30 лет на Западе говорили: «Мы должны быть прибыльными, нас должны любить акционеры». Потом пришла идея роста. Прибыль и рост стали теми китами, на которых строился бизнес 1990-х. Но акценты меняются, утверждает старший партнер компании Ward Howell, профессор международной школы бизнеса INSEAD Станислав Шекшня, сейчас в бизнесе (чтобы стать успешным в будущем) нельзя упускать такие факторы как люди и окружающая среда. Сначала куда важнее задуматься о том, какое влияние мы оказываем на окружающую среду и на людей, наших сотрудников и потребителей. От этого-то и зависит наша прибыль. Подумайте только, что люди проводят в офисе большую часть своей жизни. А люди всегда ищут смысл. Если мы будем фокусироваться только на прибыли, то смысл теряется.

Помните о своих сотрудниках! Чего они от вас ждут? Они хотят быть нужными.

Пекка Вильякайнен имеет очень специфический подход к оценке персонала. Но в компании, которой он руководил большую часть своей жизни, образцовая корпоративная культура, построенная на принципе мультикультурализма и равенства.

Аксиомы финского лидера просты и провокационны:

- Иерархическое мышление – это нормально, но иерархическое поведение – аномалия.

- Жизнь коротка, чтобы окружать себя людьми, которые тебе не нравятся.

- Единственная мотивация команды – это реальная работа.

- Тактика лидера – не увольнять.

- Команда должна быть разнообразной.

- Не забывайте правила вертолета! Ведь особенно в больших компаниях основная проблема заключается в том, что сотрудники не могут донести до лидера свои идеи.

- А в команде каждый должен себя чувствовать предпринимателем.

- Не стоит продвигать людей, которые не любят людей.

- Берите на работу тех, кто умнее вас.

- Будьте прозрачными и практичными.

К последнему тезису Вильякайнен добавил: «Возьмите проблему Муаммара Каддафи. Он давал людям деньги и делал, что хотел. Но это не помогло. В последний раз он тоже пытался дать деньги мятежникам. Но молодое поколение сказало – нет. Неужели вы хотите, чтобы с вами случилось тоже, что и с Каддафи»?

Смотри на клиента!

В бизнесе можно сфокусироваться на уникальности продукта и клиентах, которые будут его потреблять, на способе создания этого продукта, его реализации и, опять же, одновременно на клиентах, или же только на клиентах. Так, хозяин гостиницы Клаус Кобьелл выбрал третий вариант. Именно подход к клиенту, его эмоциям прославили маленький отель в южной Германии.

Тезис Станислава Шекшни о внимании к окружающей среде как факторе успешности бизнеса, конечно, поддерживает и Кобьелл: «Сегодня в глобальном мире все меняется. Меняется и потребитель. Его интересует не только цена футболки, но и где эта футболка сделана, использовался ли детский труд на ее производство, из чего сделана футболка.

Правда, российский потребитель немного другой, он все еще гоняется за скидками, а не за экологией. В ваших ресторанах постоянно предлагаются скидки: 10-20-30%. Но я прихожу в ресторан не за этим, а за хорошей качественной едой и милой атмосферой». Глобализация, по мнению Шекшни, вскоре, однако, заставит меняться и отечественных потребителей и бизнес.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

''Ничто не мешает вам казаться лидером самому себе и быть бксспорным лидером в своих собственных глазах. Другое дело, что обязательно ли воспримут это окружающие ?'' Поскольку про себя на трубе может играть каждый, но быть лидером - это значит уметь решаться на некий шаг только и строго в нужный для того момент. А не всегда, когда подвернется для того возможность, сиюминутно доказывая себе и пытаясь показать окружающим, что вон он, мол, я какой лидер ! Такие люди, как правило, так до конца жизни и остаются комплексующими внутри личностями, часто неспособными на решительные действия, когда для того приходит реальная потребность. Лидерские качества проявляются только тогда, когда это действительно необходимо. И вот в этом случае человек действительно является полноценным лидером, будучи в состоянии им стать когда надо, а не всегда, когда подвернется возможность продемонстрировать окружающим мощь своих голосовых связок и агрессивность поведения.

Николай Ю.Романов
----

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

''Надо идти снизу вверх'' - ошибка! Надо идти с верху вниз!! - иначе какой ты лидер, если с низу тащишь за собой толпу! Моисей,что ли? :D

Финансовый директор, Тула

Название специально для России? Пока такая схема реализована в Южной Корее.

Генеральный директор, Москва

Ооох как верно сказано: ''Жизнь коротка, чтобы окружать себя людьми, которые тебе не нравятся''

Александра Уланова Александра Уланова Аналитик, Калуга
Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом». … При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни!
--- ''А в команде каждый должен себя чувствовать предпринимателем'' да, наверное, соглашусь.
Генеральный директор, Москва
Директор по рекламе, Москва
Кобьелл говорит, что все мы выполняем на своем рабочем месте роль либо гвоздя, либо молотка. Но «у каждого из нас всегда есть выбор, кем быть: молотком или гвоздем». Видно, что оратору не довелось побыть в роли человека, который забивает гвозди молотком :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.