Серийное предпринимательство: шанс на развитие, или преграда на пути к великому

Серийный предприниматель — это тот, у кого есть и заводы, и газеты, и пароходы. Звучит заманчиво и многообещающе! Насчет заводов и пароходов, конечно, шутка, но часто владелец ресторана задумывается о скором открытии онлайн-школы, а в перспективе еще службы доставки, а потом… Но действительно ли в серийном предпринимательстве есть только плюсы? Расскажу, почему, по моему мнению, оно мешает вам построить великий бизнес.

«Второгодники» в мире бизнеса

Очень популярна идея о том, что серийное предпринимательство балансирует владельца. Конечно, вы бы не слишком удивились, если бы об этом заговорил Илон Маск, который создал PayPal вместе с партнерами, а после продал. Сейчас компания успешно работает без Маска, а сам он является владельцем SpaceX и Tesla. Но, на мой взгляд, очень странно, когда о серийном предпринимательстве задумывается владелец одного небольшого ресторана или магазина.

Здесь напрашивается лишь одна аллегория — школьник-второгодник: добрался до третьего класса и снова пошел в первый. Посудите сами, не лучше ли перейти в «четвертый класс»? Дальше развивать свой перспективный ресторан, открыть сеть — масштабировать уже существующий бизнес. Если продолжить аналогию со школой, многие владельцы боятся не только более сложных заданий от «учителей», но и «хулиганов-старшеклассников».

Моральная дилемма

Я готов согласиться, что серийное предпринимательство — хороший вариант, если человек является инвестором, или играет в бизнесе какую-то незначительную роль. Но, когда мы говорим о роли владельца и основателя, духовного лидера, она совершенно не сочетается с тем, чтобы иметь несколько компаний и быть серийным предпринимателем.

Задача владельца бизнеса — создавать идеологию, задавать направление развития, ценности и стратегию. Но сделать это успешно, занимаясь одновременно несколькими компаниями, не получится.

Представьте ситуацию: у вас в компании есть сотрудник, он делает свою работу хорошо, но дополнительно работает на несколько других бизнесов. Вы же преданы своей компании и хотите, чтобы она развивалась. Как вы будете к нему относиться, что будете требовать? От такого человека вы в любом случае не можете ожидать высокой мотивации, самоотдачи и душевных порывов. Не будет и командной работы. Как следствие, вы не будете считать его полноценным членом команды. Такова правда жизни.

А если в такой роли находится не сотрудник, а владелец бизнеса? Здесь мы уже сталкиваемся с серьезной моральной дилеммой. Как сотрудники в таком случае могут верить, что вы ведете их к какому-то светлому будущему? Вывод один: создатели великих компаний — не серийные предприниматели.

Почему хочется открыть новый бизнес

Если вы задумались над открытием нового бизнеса, нужно докопаться до сути и честно найти свою мотивацию. Я не скрываю, подобное бывает и у меня. Я основатель международной консалтинговой компании, которая очень бурно развивается, имеет офисы по всему миру. Но каждый раз, когда случается творческий кризис по поводу дальнейшей стратегии развития, я сразу же задумываюсь над открытием нового бизнеса! И в такие моменты я всегда спрашиваю себя: «А не пора ли мне идти в следующий «класс?».

Признак слабости

Для себя я выработал такое правило: если захотелось открыть новый бизнес, я полностью возвращаю внимание к уже существующему. Если я вижу, что пора задавать новую планку, разрабатывать более динамичную и высокую стратегию, то становится очевидным, что решение об открытии нового бизнеса — просто признак слабости. Создать великую компанию непросто: нужны новые технологии, подходы, работа с другими людьми.

Поэтому ответьте честно на вопрос: «Серийное предпринимательство для вас — шаг в будущее или бегство от необходимых действий в текущем бизнесе?». До тех пор, пока ваш основной бизнес вас вдохновляет, и у него есть потенциал для роста, нет никакой причины распыляться.

Как создать великую компанию

Если вы посмотрите на большинство компаний, то увидите, что их создавали однолюбы — люди, которые на самом деле любят то, чем занимаются. Да, Стив Джобс, создатель Apple, на какое-то время уходил из своей же компании, успев за это время поднять студию «Pixar» на невероятный уровень, но потом он вернулся в Apple и занимался только этой компанией. IKEA, Starbucks — успешных примеров множество.

И не забывайте: всегда кажется, что трава зеленее у соседа. То есть бизнес, к которому вы еще не прикоснулись, кажется более привлекательным, чем тот, в котором вы уже поднаторели. Вы видите только преимущества, и не задумываетесь о подводных камнях, но вы их обязательно найдете, зайдя в эту воду.

Могу смело сказать, что, только занимаясь одним бизнесом и не боясь переходить в следующие «классы», можно создать по-настоящему великую компанию. По мне, серийное предпринимательство — ложная идея, которая сбивает с толку. Оставьте это тем, кто занимается нелюбимым делом только ради денег! Если вы любите свое дело, то даже не пытайтесь играть в серийного предпринимателя.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников, Андрей Роговский
Адм. директор, Санкт-Петербург

Честно говоря, не вижу препятствий "на пути к Великому" со стороны "серийного предпринимательства"! Великое зачастую таковым становится после стадий "трудного ребёнка" и пути "через тернии к звёздам", а для их прохожнения нужен базис и ресурсы, и для этого как раз хороши проекты с предсказуемым и просчитываемым результатом! Возьмём, к примеру, сегмент "легковые автомобили" - да, несколько тысяч пользователей ездят на уникальных авто, а несколько сотен миллионов - на серийных, при этом теперь уже любой отдельный бренд имеет много общего с другим (конечно - ВАЗ стоит особняком, но это другое).

Во многих сферах предпринимательства сегодня уже известны достижимые пределы рентабельности, прибыли, сроки окупаемости, и если они при разумных зартатах ресурсов устраивают, то зачем изобретать велосипед?

Я даже не буду комментировать ситуацию, когда для достижения результата реальный собственник должен быть не один... и каждый из троих, к примеру, должен быть гениален...

 

Консультант, Украина
Сергей Алейников пишет:

 

Я даже не буду комментировать ситуацию, когда для достижения результата реальный собственник должен быть не один... и каждый из троих, к примеру, должен быть гениален...

 

Один - гений-психопат

Второй - трудяга-пахарь

Третий - левый чудак, у которого наследство дядюшики в пару миллионов

 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Андрей Роговский пишет:
Один - гений-психопат Второй - трудяга-пахарь Третий - левый чудак, у которого наследство дядюшики в пару миллионов

Под эти определения подходят лебедь, рак и щука...В Вашем примере третий сначала должен найти первого, а без второго они оба слабы... а пахарю главное - найти поле непаханое, дальше всё как обычно...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.