Каким будет будущее городского освещения

Уличное освещение так же влияет на жизнь горожан, как пробки на дорогах или состояние экологии. Поговорим о том, как от световой урбанистики зависит комфорт городской инфраструктуры и качество жизни людей.

Освещение как часть городского брендинга

Городское освещение вовсе не хаотично, это часть проектирования с использованием мастер-плана и дизайн-кода.

Мастер-план – это единый план освещения города с учетом масштаба, этажности зданий, ландшафта и архитектуры. Содержит технические нормы и критерии для осветительных приборов, с учетом инженерных коммуникаций и энергопотребления. Мастер-плану следуют при модернизации и строительстве районов или отдельных объектов, соблюдая световое зонирование и основной силуэт. Его также учитывают при создании праздничного освещения. Именно благодаря планированию световой среды так врезается в память освещенная Эйфелева башня, а небоскребы Нью-Йорка не сливаются в одно световое пятно.

Дизайн-код световой среды – это рекомендации по единому световому оформлению для зданий, вывесок и витрин. Это своего рода бренд-бук для городского освещения, где прописаны правила для применения осветительных приборов.

И мастер-план, и дизайн-код играют важную роль в формировании городского бренда. Они задают направление и планку, к которым должны стремиться все. А главное, помогают городу подчеркнуть его уникальность в плане истории и архитектуры.

По каким критериям оценивают освещенность

  • Светлота – средний показатель освещенности в пределах архитектурного ансамбля. Определяется чисто визуально, так как пока не имеет четких технических параметров или единиц измерения.
  • Светонасыщенность – средняя яркость света в городских пространствах, на поверхностях земли и на фасадах объектов.
  • Доминирующая цветность – подразумевает преобладание в освещении цветов определенной гаммы. Цветность освещения влияет не только на визуальный образ архитектуры и других объектов, но и эмоциональное восприятие, а также психологическую атмосферу места.
  • Масштаб светопространства – площадь освещенных зон в соотношении с габаритами самого объекта или поверхности. Обычно при помощи света выделяют лишь те участки, которые значимы в плане функциональности или композиции. Масштаб также зависит от времени суток, освещенности соседних объектов или улицы и других факторов.
  • Режимы освещения – различные схемы и последовательности включения световых приборов и установок, которые позволяют сделать освещение динамичным и выделить объект или его участки на контрасте с остальными. Режимы могут меняться в зависимости от времени суток, сезона и праздников. Динамический свет в городской среде используют редко, но оттого такое решение выглядит еще эффектнее и заметнее.
  • Цветовая температура – свет от светодиодных светильников может быть теплым, нейтральным или холодным. Здесь любое отклонение в ту или иную сторону имеет значение, поскольку теплота света заметно воздействует на людей: влияет на работоспособность, эмоциональный фон и психологическое состояние. При планировании уличного освещения все чаще прибегают к «теплому» свету, которое помогает создать более комфортную атмосферу.

Как развивается «световая урбанистика» в Москве

Существуют разные подходы к световому урбанизму:

  • Освещение помогает продвигать город как бренд, подавать «товар лицом» и привлекать туристов.
  • При планировании светового дизайна важно учитывать исторический ландшафт.
  • Научно-практический подход: когда за основу берутся улично-дорожная сеть и главные общественные центры, и на этот каркас «нанизываются» жилые и деловые кварталы, парки, зоны отдыха. Именно такой подход лежит в основе светового дизайн-кода Москвы.

Элементы светового планирования в Москве появились еще в 1970-х. Их внедрили в историческом центре, благодаря чему улицы приобрели единый стиль с правильно расставленными акцентами, вместо хаотичных и кричащих рекламных конструкций.

Москва входит топ-10 самых освещенных мегаполисов мира. На городских улицах насчитывается более 600 тыс. осветительных приборов, это позволяет разглядеть город даже из космоса. В рамках программы «Безопасный город» уличное освещение увеличивают на дорогах, во дворах, на парковках, в скверах и возле детских садов. Также модернизировали освещение более 1,3 тысячи объектов, включая павильон «Атом» на ВДНХ, МГУ, Московский дворец пионеров на Воробьевых горах, Южный речной вокзал, станцию «Сокольники» БКК.

Но дело не только и не столько в уровне освещенности, сколько в соблюдении единой свето-цветовой концепции, которая направлена на создание комфортного и безопасного пространства. К примеру, в архитектурном освещении центральной части Москвы используют, в основном, белый свет, который подчеркивает полихромные памятники архитектуры. В других районах, где преобладают серые и бежевые тона, освещение гораздо богаче по цветовой палитре. То же касается и масштабов освещения: памятники архитектуры и другие важные объекты залиты светом и выделяются на общем фоне, а для современной застройки, тротуаров и переходов используют отдельные световые акценты.

Среди самых заметных проектов по освещению культурных объектов последних лет – световые решения для парка «Зарядье» и отреставрированных павильонов ВДНХ, где применили сложные конструкторские решения в виде телескопических кронштейнов для ламп.

Позитивный тренд: световым планированием и дизайном занялись и частные застройщики. Это помогает выделить объект на фоне других, подчеркнуть особенности инфраструктуры и принадлежность к премиум-сегменту. Например, ЖК «Остров», где реализована одна из самых крупных систем ландшафтного освещения в стране на площади 40 Га, с фокусом на нижних этажах и прогулочных зонах, чтобы сделать территорию комфортной для пешеходов.

В других российских городах тоже работают с освещением. Своими световыми планами обзавелись Ярославль, Владимир, Нижний Новгород. В России на первый план выходит световая температура: ведь именно уличное и фасадное освещение – едва ли не единственный источник при недостатке солнечного света большую часть года. А значит, от него зависит не только восприятие города, но и наше психоэмоциональное состояние.

Свет и экология: проблема, которую предстоит решить

Обилие света приносит немало проблем: от светового загрязнения до огромных расходов, на которые приходится, в среднем, больше половины городского бюджета. Чтобы справиться с этим, городские власти используют разные меры. Например, переходят на энергосберегающие лампы и солнечные батареи для электроснабжения. Нью-Йорк считается в этом плане одним из мировых лидеров: здесь почти все уличные фонари заменили на энергосберегающие светодиоды. Утопающий в неоновых огнях Лас-Вегас тоже переходит на экологичное освещение и даже использует человеческие шаги как источник энергии. Благо, ежегодно город посещают 40 млн туристов. В Лондоне применяют системы «умного» освещения, а также ввели требование выключать свет в офисных небоскребах по вечерам.

В Москве тоже внедряются системы «умного» освещения, в основном, для жилых домов и соцобъектов. Одна из самых «продвинутых» используется на территории парка Зарядье. Энергосберегающие технологии в городском освещении пока не нашли массового применения, но используются на многих частных объектах – жилых комплексах и бизнес-центрах.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.