Какими качествами должен обладать IT-руководитель

О том, как в ближайшие 10 лет искусственный интеллект изменит человечество, о безопасности в глобальном пространстве и дефиците IT-кадров, а также о том, зачем тратить два года на МВА, Наталья Федотова поговорила со старшим вице-президентом по информационным технологиям компании «Ростелеком», выпускником программы МВА школы бизнеса МИРБИС Кириллом Меньшовым.

Наталья Федотова: «Ростелеком» – это лидер инновационных решений в различных сегментах рынка. Сколько сейчас продуктов в портфеле компании?

Кирилл Меньшов: «Ростелеком» – компания очень широкого технологического спектра. Мы одновременно эксплуатируем и достаточно старые технологии, такие как телеграммы, и новые технологические продукты искусственного интеллекта: бигдаты, интернет-вещей и так далее. Всего в наших линейках свыше 200 продуктов, и некоторым из них уже больше 100 лет, а о некоторых люди еще даже не знают.

Н. Ф.: Какие главные запросы от бизнеса вы получаете сегодня?

К. М.: Для бизнеса сейчас важны три ключевые вещи. Первая – это устойчивость: в работе сети связи, в фундаменте цифровизации компании с точки зрения санкций и возможных блокировок оборудования. Вторая – это эксплуатационная безопасность. И третья – это, конечно, импортозамещение.

Все крупные компании с госучастием или госкорпорации ведут целенаправленную политику тотального импортозамещения. Компании частного сектора применяют, скорее, рискориентированный подход, замещая те решения, которые несут для них наибольший риск.

Н. Ф.: Если говорить о безопасности, как максимально обезопасить свои данные в глобальном пространстве?

К. М.: Наверное, первый лайфхак – это найти формы и боты, в которых можно проверить утечки, которые по вам уже произошли. Для многих наступит облегчение, потому что выяснится, что им больше нечего скрывать, поскольку все их адреса и паспорта уже давно в сети. Для других придется сделать выбор. И здесь возможны три пути.

Первый – это выбрать тотальную децифровизацию. В России есть целые сообщества, которые действительно не имеют никаких цифровых следов, профилей, нигде не регистрируются. Мы видим подобные обращения и в целом ряде сервисов предусматриваем возможности для такого рода граждан.

Второй вариант – это принять то, что все ваши цифровые следы могут стать явными и не совершать определенных действий, за которые потом может быть стыдно.

И третий вариант – это соблюдать цифровую гигиену. О том, что это такое, как надо пользоваться мобильными устройствами и сайтами, где регистрироваться стоит, а где нет, сегодня можно легко найти информацию.

Н. Ф.: На ваш взгляд, какими технологиями, которые сейчас кажутся достаточно фантастичными, могут пользоваться люди через 5 лет?

К. М.: Для фантастических технологий это довольно короткий горизонт. Но глобально, с точки зрения интересных технологий, которые могут довольно неожиданно ворваться в нашу жизнь – это  технология взаимодействия с искусственным интеллектом. Уже произошел качественный скачок, но если посмотреть интерфейс, то это максимум чат-боты и какие-то специальные, явно неудобные приложения.

Сейчас активно развивается технология brain-computer interface, BCI. Ее фундаментальный замысел в том, чтобы потребности человека выполнялись искусственным интеллектом напрямую, минуя слои приложений, в которые мы просто привыкли кликать. Это точно глобально изменит наше общение с виртуальным миром и частично с физическим.  В пятилетнем горизонте вряд ли мы увидим активное применение этой технологии, но я уверен, что будут радикальные подвижки в этом направлении.

Н. Ф.: Заменит ли искусственный интеллект человека в перспективе?

К. М.: На мой взгляд, совершенно очевидно, что искусственный интеллект не заменит человека. Но он может дать недостающие нашей экономике несколько десятков миллионов работающих, тем самым существенно повысив возможности страны. Вот в это я искренне верю.

Сегодня Россия одновременно развивает три мощных вектора: цифровизация, импортозамещение и технологический суверенитет. Это автоматически приводит к большому спросу на специалистов в различных областях, особенно на IT-специалистов. Как и многие другие компании, мы сталкивается с проблемой нехватки кадров на рынке труда. Нам нужно больше программистов и сотрудников, чем мы можем нанять. На фоне рекордно низкой безработицы это большой вызов для компаний, и он особенно будет ощутим в ближайшие 3-5 лет. Так что мы возлагаем большие надежды на искусственный интеллект с точки зрения компенсации хотя бы части работы, которую сейчас выполняют люди.

Н. Ф.: А как искусственный интеллект изменит самих людей?

К. М.: Изменит кардинальным образом. По сути, мы уже проходили такие трансформации, когда появились калькуляторы, компьютеры. Кто всегда побеждает и конкурентно выигрывает у всех остальных? Тот, кто первым успешно осваивает новые инструменты.

Как конкретно изменит? Не знаю. До появления компьютера тоже сложно было предсказать, как изменится мир. Потому что компьютер – это не узко специализированный инструмент, а очень универсальный, решающий широкий спектр самых разных задач. И в этом смысле по отношению к искусственному интеллекту мы находимся примерно в том же положении, как в 80-х годах находились наши родители по отношению к персональному компьютеру. Он постепенно, но радикально менял жизнь людей. Так же, как постепенно, но радикально нас изменил смартфон. Это же сделает и искусственный интеллект в ближайшие 10 лет.

Н. Ф.: Без какого качества современный руководитель не может быть эффективным?

К. М.: Не скажу за всех руководителей, но современный IT-руководитель в моем понимании должен быть технологически подкованным для того, чтобы сотрудники видели в нем лидера. В каких-то профессиях это не обязательно, но в IT-мире руководитель просто обязан быть экспертом. Не умнее каждого сотрудника в отдельности, но все же достаточно детально разбирающимся в технологиях. Это налагает требование постоянно учиться, совершенствоваться, узнавать новое, меняться. Быть хорошим руководителем сегодня – это обязательно быть актуальным и это тяжелая ноша.

Н. Ф.: Вы окончили МИРБИС в 2009 году. Помните ли ваш диплом и насколько получилось его реализовать?

К. М.: Да, это было еще в предыдущую эпоху, эпоху технологической экспансии Российской Федерации. Диплом я писал по проекту, который наша компания выполняла как оператор сотовой связи в Индонезии. Сегодня это уже в прошлом, но на определенном этапе решение работало.

Н. Ф.: Сейчас, когда все развивается так стремительно, стоит ли тратить два года на обучение МВА?

К. М.: МВА дает комплексно-системное понимание того, как работает компания, как сочетаются и взаимодополняются ее различные функции, как она взаимодействует с другими компаниями. На момент поступления в школу бизнеса я был руководителем средне-начального уровня. А если вы инженер, который получил техническое образование и пошел по управленческой карьере, то откуда вам понимать и как вообще узнать, каким образом работает компания в целом?

В этом смысле MBA – это единственная программа, которая может дать системное представление. Каждому, кто хочет выходить на топ-уровень или понимать, какие нетривиальные способы есть для решения задач, оно необходимо. Поэтому да, это обучение точно стоит того, чтобы потратить на него два года.

Н. Ф.: Какие качества вы больше всего цените в людях?

К. М.: Я ценю разные качества и их комбинации. Но, наверное, самое главное — это открытость. То есть человек должен быть открыт к взаимодействию и обмену мнениями, должен открыто выражать свою позицию и даже свое несогласие.

Второе – экспертность в том, чем он занимается. Управление, технологии, искусственный интеллект – не важно. Мне нравятся люди, которые знают о предмете больше, чем я, поэтому я стараюсь окружать себя людьми, которые могут сказать то, что мне самому в голову не приходило.  И, например, совсем не интересно с сотрудниками, которым самому все нужно рассказывать.

Третье – это культурный код. Соответствие некоторым моим стандартам корпоративной культуры современных айтишников. Он включает очень много всего, но позволяет нам, профессионалам из разных компаний – Сбера, Яндекса, ВК – легко взаимодействовать друг с другом. Мне нравится, когда люди соответствуют нашему общему айтишному культурному коду, и не нравится, когда они из него сильно выбиваются.

Н. Ф.: Есть ли у вас любимое изречение?

К. М.: Их достаточно много, но сейчас вспоминается фраза Марка Аврелия: «Делай, что должно, и будь что будет». Мы живем в неспокойное время, один вызов сменяется другим, люди находятся в стрессе, не знают, что будет завтра. Эта простая фраза помогает понять, что все мировые проблемы и кризисы решить невозможно. Но в своей работе и в своей личной жизни мы можем продолжать делать то, что должны. Вот этим я всех и призываю заниматься.

Н. Ф.: МИРБИС исполнилось 35 лет. Что вы пожелаете бизнес-школе?

К. М.: Во-первых, я благодарю МИРБИС за образование, которое он дал мне. Это было ценно и полезно. И оно заключалось не только в МВА, а еще в целом ряде мастер-классов, которые проходят и после обучения. А во-вторых, я хочу пожелать, чтобы МИРБИС шел в ногу со временем, следил за последними трендами в образовании и учил человека тому, что на себя не сможет взять искусственность интеллект.


20 декабря Кирилл Меньшов проведет бесплатный мастер-класс «Тренды ИТ-отрасли в условиях импортозамещения». Регистрация – на сайте МИРБИС.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи