Ашот Сеферян: «Программа EMBA открывает смыслы бизнеса»

Директор программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство» Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, доцент Ашот Сеферян рассказал о программе и результатах обучения слушателей, о формировании эффективного среднего класса, а также о том, почему так важно совмещать гуманитарное и деловое.

EMBA

Какова история программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство» РАНХиГС, на кого она ориентирована?

Ашот Сеферян: Начало третьего тысячелетия ознаменовалось поворотным моментом в отечественной экономике. Интенсивные экономические эксперименты 1990-х годов завершились, и возникла необходимость некой стабилизации. Как следствие данного процесса, стала очевидной большая потребность в профессиональных кадрах и в качественном бизнес-образовании. Все эти обстоятельства стимулировали создание в России программ МВА и утверждение их государственного статуса через жесткую стандартизацию процесса, а по их окончании слушателям выдавался государственный диплом. Эти изменения стимулировали спрос на рынке образования и возникновение все новых предложений для заинтересованных.

ИБДА, как лидер отечественного образования, принял активное участие в этом процессе: основываясь на богатом опыте проведения долгосрочных образовательных программ, институт запустил программу МВА. Однако достаточно быстро стало очевидно, что обучение в одной группе линейных менеджеров и топ-менеджеров контрпродуктивно и необходима отдельная программа для первых лиц компаний, топ-менеджеров, собственников. Это подтверждал и многолетний мировой опыт, на зарубежном рынке уже существовали программы Executive MBA. Создавая первую отечественную программу Executive MBA, мы основывались не только на собственном опыте образовательных программ для топ-менеджеров, но и проанализировали структуру и содержание ведущих мировых программ. В итоге в 2002 году открылась первая в России отечественная программа Executive MBA.

Программа была ориентирована исключительно на собственников и первых лиц компаний, имеющих опыт как минимум пять лет высшего управленческого стажа. Другим значимым элементом пропуска на программу является мотивация: человек должен понимать, зачем он идет на программу, что его привело и что он хочет получить в результате. К настоящему времени в общей сложности на программу Executive MBA РАНХиГС поступило свыше 1100 слушателей, и текущей осенью проходит набор уже в 42-ю группу по счету.

Как влияет обучение по программе на карьеру?

А.С.: Карьерный рост занимает отнюдь не первое место в списке причин для поступления. В отличие от выпускников программ MBA, карьера которых устремляется вверх, с выпускниками Executive MBA все обстоит по-другому. Они уже достигли высот, но после обучения вполне могут переместиться по горизонтали, сменить отрасль, регион и даже страну. Часть выпускников начинает новые проекты и создает свои компании. Более 100 выпускников программы Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство» ИБДА РАНХиГС входят в топ-1000 лучших менеджеров России. Достаточно большое количество выпускников работают на высоких должностях в крупных российских компаниях (от «Газпрома» до промышленных компаний). Вместе с тем, первые должности в больших компаниях – это политическое решение. Мы же ориентируемся на верхний сегмент среднего бизнеса страны. Самой большой нашей заслугой является формирование этичного эффективного среднего класса, возглавляемого топ-менеджерами. Обучаясь на программах, они меняются сами и меняют свое окружение. Подтверждение достижений программы – идентификация выпускников программы в числе лучших менеджеров России и постоянное пополнение этого списка.

Зачем топ-менеджеры идут на программу? В чем состоит их мотивация, по вашему мнению?

А.С.: Причины обучения на программе Executive MBA РАНХиГС достаточно разнообразны. Они ведь очень деятельные и креативные люди, находящиеся в постоянном поиске новых идей. У них ежедневно возникает масса проблем и вопросов, начиная от бизнеса и заканчивая вполне личными проблемами. Ответы на многие из таких вопросов не найти в книгах и не узнать у консультантов. И наши слушатели решают эти вопросы самостоятельно через интеллектуально-практические дискуссии с преподавателями и такими же интересующимися коллегами. Ведь, поднимаясь по карьерной лестнице, топ-менеджер накапливает опыт, получает деньги и власть, но возникает так называемое одиночество лидера. Обучение на программе Executive MBA способствует преодолению таких проблем. Оказавшись в кругу себе равных, умных и опытных топ-менеджеров, которые не являются конкурентами по бизнесу, слушатели совместными усилиями ищут ответы на свои вопросы.

Еще одна мотивация к обучению – новые связи и контакты. Взрослым людям, сложившимся личностям трудно находить близких по духу людей и новых друзей. Почти два года постоянных коммуникаций в рамках программы дают возможность не только познакомиться, поработать и поспорить, но и найти тех, кто разделяет твою жизненную философию.

Большое значение имеет и получаемый итоговый документ. Уникальность диплома РАНХиГС состоит еще и в том, что это диплом единственного в стране образовательного учреждения при Президенте РФ. Этот факт повышает статус документа. Кроме этого, у слушателей есть возможность встроенного обучения на магистерской программе, по итогам которого они могут получить еще и государственный магистерский диплом.

В чем особенность программы?

А.С.: Программа для топ-менеджеров отличается от любой другой своей направленностью: как содержанием и набором дисциплин, так и общей образовательной канвой. Если на MBA менеджеры обычно приходят за новыми знаниями и навыками в различных функциональных областях бизнеса, то в случае с топ-менеджерами ситуация кардинально иная. Зачастую они давно не занимаются функциональными проблемами на постоянной основе и в деталях. Для них самое главное – это общее понимание ситуации, видение перспектив, а также правильная постановка задач своим исполнителям для получения ожидаемой отдачи и принятия эффективного решения. Поэтому, говоря о том, кому эта программа необходима, можно с уверенностью утверждать, что точно не тем, кто стремится научиться различным техникам, чтобы подняться вверх. На программе речь идет больше о сути и смыслах бизнеса и жизни.

Мы часто видим, что наши слушатели, достигнув больших высот, получив власть и заработав деньги, вдруг обнаруживают, что что-то очень важное в их жизни упущено. Они долго карабкались на вершину, отгораживаясь от многих внешних проблем и условностей. Но когда вершина достигнута, есть только один путь – вниз. И надо найти в себе силы на покорение следующей вершины. Мы даем возможность задумываться о том, нужно ли отдавать приоритет чему-то одному. Слушатели осознают, что есть проекты, которые позволяют совместить гуманитарную и деловую часть бизнеса, ведь есть направления, которые не приносят деньги, но приносят пользу.

Абсолютно очевидно и понятно, что нет однозначного рецепта решения тех или иных проблем, и никто за конкретного человека это решение не примет. Поэтому главная идея программы Executive MBA заключается не в предоставлении единственно правильного ответа. Слушателям дают возможность посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, им дается большой спектр как теоретических знаний, так и практических инструментов. Задача слушателя – научиться видеть новые возможности, четко определять свои цели и правильно выбирать инструменты для их достижения.

Что представляет собой структура программы?

А.С.: На программе есть три фундаментальных направления, которые составляют важнейшие части жизни эффективного собственника и топ-менеджера, то есть наиболее креативной и активной части нашего общества. Первое направление – хорошая подготовка в фундаментальных областях бизнеса и менеджмента. Второе направление – широкий спектр эффективных теорий и практических инструментариев в области стратегии и лидерства. Третье направление – гуманитарная подготовка, которая также необходима для развития.

Если подробнее, например, для чего нужна профессионалам бизнеса фундаментальная подготовка в этой же области?

А.С.: При всей кажущейся абсурдности, такая подготовка играет важнейшую роль на программе. Конечно, все слушатели – это успешные бизнесмены-практики, и они хорошо знают, как вести проекты, но в основном, на краткосрочном диапазоне. А долгосрочные и многоплановые проекты требуют уже специальных фундаментальных знаний в функциональных областях. Можно набирать и увольнять сотрудников, мотивировать на новые достижения и наказывать за грубые промахи. Но отсутствие базовых знаний в области стратегии управления человеческими ресурсами будет постоянно снижать эффективность кадровых решений и существенно влиять на общую эффективность бизнеса. Это же касается всех других областей бизнеса: управленческой экономики, менеджмента, маркетинга и тем более – финансов.

Интересен также тот факт, что подавляющее большинство отечественных собственников и топ-менеджеров имеют в качестве базового техническое, гуманитарное, военное, юридическое, лингвистическое, музыкальное и спортивное образование. И даже если у слушателя есть высшее экономическое образование, то получено оно либо в лихие 90-е, либо вообще в советский период, когда само понятие бизнеса было почти криминальным. Именно поэтому вся начальная часть программы посвящена фундаментальным основам бизнеса и выработке у слушателей общего понимания терминологической базы, необходимой для дальнейшего развития.

А для чего на программе представлено несколько курсов, посвященных только одной дисциплине – стратегическому менеджменту?

А.С.: Действительно, на программе есть несколько курсов по менеджменту и его существенной части – стратегическому менеджменту. Но программа Executive MBA ИБДА РАНХиГС тем и уникальна на отечественном и восточноевропейском рынке, что ломает привычные представления об образовательном продукте. Мы даем своим слушателям максимальный спектр теоретических и практических знаний, которые они могут использовать при принятии эффективных решений. При этом почти каждый модуль по стратегии является уникальным продуктом на всем постсоветском пространстве.

Например, модуль, посвященный методологии жизненного цикла корпорации, преподает один из ведущих мировых экспертов в вопросах лидерства и менеджмента, эффективности ведения бизнеса и государственной службы Ицхак Адизес. Эксперт является научным консультантом программы. Все организации имеют жизненные циклы, стадии которых проявляются по мере роста и старения структуры в предсказуемых и повторяющихся шаблонах поведения. На каждой стадии развития организация сталкивается с уникальным набором задач. И от того, насколько успешно руководство осуществляет перемены, необходимые для здорового перехода с одной стадии на другую, зависит успех организации. А проблемы в компании обычно возникают по двум основным причинам – либо ты уже ментально перешел на следующий этап, но живешь старыми понятиями, либо, будучи на старом этапе, неоправданно быстро пытаешься перейти на следующий, хотя предпосылок для этого еще нет.

Кстати, наличие данного модуля является нашим ответом на периодически возникающий вопрос абитуриентов, особенно актуальный в настоящее время: «Есть ли на программе антикризисные дисциплины, и как она адаптирована под потребности рынка в период кризиса?» Мой ответ на данные вопросы всегда неизменен: мы никогда не адаптировали программы под различные этапы экономического цикла. Менеджер должен знать и понимать алгоритмы поведения на различных этапах экономического развития вне зависимости от ситуации.

Еще мы можем гордиться тем, что единственные в Восточной Европе, в рамках зарубежного модуля в Кембридже, преподаем дисциплину «Стратегическое сценарное планирование». Мы живем по тем или иным сценариям и инстинктивно адаптируем наши действия. Это помогает изменить взгляд на реальность и как можно ближе сопоставить его со сценарием. Сценарный подход говорит не о том, что будет, а о том, что может произойти. Основное внимание уделяется тому, каким может стать будущее через 10–15 лет. Сценарии – это не предсказание будущего, а лучшее понимание сложности и комплексности сегодняшнего положения дел.

Кроме этого, на программе рассматриваются модули о построении конкурентоспособной компании, стратегии развития компании и многие другие. Многообразие стратегического инструментария, которое представлено на программе, позволяет понять свое местоположение в каждый конкретный момент времени на этом «игровом поле». На первый взгляд, это касается только бизнеса, но на самом деле – всей жизни.

Зачем современному менеджеру гуманитарные знания?

А.С.: Совмещение управленческого и гуманитарного направлений – это актуальный мировой тренд в образовании. Сложилось четко осознанное понимание, что без симбиоза бизнеса и философско-гуманитарного направления невозможен эффективный этичный бизнес и социально ответственное общество. Мы не просто готовим бизнесменов для увеличения прибыли, ведь они должны привносить в мир ценности для построения этичного и эффективного общества для нормальной демократической страны. В данном случае через программные вещи происходит выход на глобальные постулаты.

С утерей гуманитарной составляющей нашего бытия связаны огромные беды. Это относится к общей эрудиции человека и осознанию того, что является первопричиной процесса, а что нет. Миссия бизнеса – это не варварское потребление, а осмысление того, что является базовой ценностью общества. Например, когда деньги вкладываются не в прибыльный проект, а на восстановление исторической усадьбы или храма. В конечном итоге именно такие решения дают энергию для развития.

На программе давно существует дисциплина «Бизнес и искусство», ведь искусство может очень многое дать бизнесу. Слушатели приобретают как сугубо практические познания в области сценического мастерства (умения правильно говорить, держаться на публике), так и рассматривают серьезные этические, поведенческие и управленческие вопросы, обсуждаемые на примере художественных произведений (например, проблемы этики в «Вишневом саде» или принятие стратегических управленческих решений в пьесах Шекспира).

С 2015 года в программу включен курс макроисторической социологии. Эта наука включает в себя историю, географию, лингвистику, религию, социологию. У слушателей возникает понимание, что многие процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, не являются уникальными. Незнание хотя бы на общем уровне этих базовых вещей ведет к неправильному пониманию своего местоположения в глобальном смысле. «Чем дальше вы заглядываете в прошлое, тем легче вам заглянуть в далекое будущее», – говорил Уинстон Черчилль. Некоторые бизнесмены ведут глобальный бизнес и уверены, что так будет всегда, но примеры из истории говорят об обратном. Наши выпускники не просто становятся эффективными, они преображаются как личности, смотрят, что называется, под другим углом и в другом направлении.

Кто работает на программе, и как формируется преподавательский состав?

А.С.: На программе работают лучшие профессора – это российская группа и зарубежная. Причем российские преподаватели не только из Москвы. Мы считаем важным, чтобы на программе работали ведущие специалисты в своих областях вне зависимости от их места жительства. Так появились специалисты из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга. Зарубежные преподаватели привносят иное видение, основываясь на опыте своих стран. В зарубежный список, помимо упоминавшегося Ицхака Адизеса, входят вице-президент Института Адизеса (США) по Западной Европе и странам Балтии, президент Балтийской ассоциации развития менеджмента (BMDA), вице-президент Ассоциации развития менеджмента (CEEMAN) по Центральной и Восточной Европе Виргиниюс Кундротас, президент Malaysia Blue Ocean Strategy Institute Павло Шеремета, профессор Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугьян и другие профессора, работающие на зарубежных модулях. Очень важный аспект – общение с практиками и консультантами, ведь они понимают, что происходит сегодня в бизнесе, почему и как это работает.

На программе часто выступают известные бизнесмены, политические деятели, деятели культуры и другие эксперты, что дает возможность выйти за рамки простого обсуждения больших глобальных проблем. Общение с этими людьми привносит много интересных дополнений. Например, генеральный директор компании Dell в России Борис Щербаков – уникальный, неординарный человек, гениальный топ-менеджер международного уровня, имеющий свой взгляд. Известный психолог Марина Мелия, которая консультирует огромное количество наших бизнесменов, у нее большой опыт коучингового общения с людьми. Это также кинорежиссеры, музыканты, президенты фондов.

Есть ли у программы зарубежные партнеры, возможность стажировок?

А.С.: В рамках программы есть зарубежные модули, которые рассчитаны на конкретные результаты. Слушатели проходят обучение в двух совершенно разных классических школах – западной и восточной, которые дают представление о разных подходах. Нашим партнером является Judge Business School Кембриджского университета – одна из ведущих школ бизнеса в Великобритании и Европе. Помимо упоминавшегося сценарного планирования, слушатели обсуждают проблемы глобализации, участвуют в аргументированных дискуссиях о взаимодействии бизнеса со стейкхолдерами. Немалое значение имеет и сама аура университета, которому более 800 лет, его расположение в старом средневековом городке. Все это совершенно точно накладывает свой отпечаток и меняет мировоззрение обучающихся. Данный модуль является обязательным в рамках программы.

С другой стороны – вопрос, связанный с лидерством, динамикой развития, абсолютно другим взглядом на мир – это Восток! В предыдущие годы, данный модуль проходил в Китае, в Антай колледже экономики и управления (АСЕМ) Шанхайского университета Цзяо Тун (SJTU), одного из лучших в КНР. Они начали реформы примерно в то же время, что и Россия, и за эти 30 лет Китай прошел просто гигантский путь, превратившись в крупнейшую производительную державу мира. Почему это произошло, что является катализатором – только ли умение работать и дешевая рабочая сила? Вопрос в мышлении. Слушатели были сильно удивлены тем фактом, что каждая лекция, дискуссия или встреча начинались с философских изречений Конфуция, Лао-Цзы, партийных деятелей. Вначале это вызывало улыбку, а потом мы поняли, что такое восприятие мира переходит в направленные концентрированные действия, связанные с реализацией тех или иных проектов. Есть база, ответственность, понимание ожиданий общества и того, что каждый должен дать обществу. Опять возвращаемся к тезису о первичности личного вклада по отношению к ожидаемому результату. И мы видим, что эта философия инкорпорирована в общество. С этим крайне интересно ознакомиться, в том числе для идентификации себя, своей страны. Зарубежный модуль по лидерству является опционом и проводится раз в год по мере набора в группу из числа слушателей программы.

Такие примеры западного и восточного приводятся на программе. Мы не даем оценку, а показываем, что есть – для того, чтобы слушатели сами смогли сделать для себя некие выводы и понять, что именно они смогут привнести как личности и руководители. Поэтому, завершая программу, они всегда говорят приблизительно одно и то же: «Мы выходим с пониманием того, что наш образ мыслей поменялся. И мы не боимся изменений, а наоборот – стремимся к ним, потому что именно через борьбу перерождается и бизнес, и представления». Так и происходит, ведь почивающий на лаврах обычно умирает. Но не стоит акцентировать внимание только на модулях: вопрос не в том, куда поедешь, а зачем. Модули привлекательны не сами по себе, а в комплексе, как дополнение к обучению.

Получила ли программа международные и российские аккредитации?

А.С.: Мы не первые, кто получил зарубежную аккредитацию международной ассоциации AMBA International. Но мы единственные, кто с первого раза получил ее на 5 лет, что было очень сложно сделать. Но еще сложнее было переаккредитоваться и снова получить подтверждение на 5 лет. Этого точно нет ни у кого в России. Сложность в том, что вы должны показать не только свои успехи, но и план будущих изменений в программе.

На сегодняшний день ИБДА РАНХиГС идет еще на две международные аккредитации (AACSB и EFMD). Это институциональные аккредитации, но большинство информации – того, что делает институт уникальным, – привносит именно программа Executive MBA. Получение данных аккредитаций открывает программе возможность включения в ведущий мировой рейтинг программ, публикуемый газетой Financial Times.

А на сегодняшний день программа Executive MBA ИБДА РАНХиГС входит в рейтинг Eduniversal, где занимает пятое место в Восточной и Центральной Европе.

Какой документ после окончания программы получит выпускник?

А.С.: После окончания программы слушатели получают диплом МВА РАНХиГС при Президенте РФ установленного образца. А слушатели двухгодичной программы могут подготовить магистерскую диссертацию и получить в дополнение к диплому МВА ученую степень магистра менеджмента с выдачей государственного магистерского диплома о высшем образовании.

Слушатели получают также престижный кембриджский и (потенциально) шанхайский сертификат, а также сертификат Школы бизнеса Адизеса.

Какова стоимость, продолжительность и форма обучения по программе? Есть ли возможность получить скидку?

А.С.: Стоимость обучения по программе Executive MBA «Стратегическое управление и лидерство» составляет 1, 195 млн рублей плюс 3000 фунтов стерлингов за поездку в Кембридж. Оплата производится в четыре этапа равными долями. Продолжительность обучения – 20 месяцев. Кроме этого, предоставляется возможность пройти обучение по новой программе «Магистр делового администрирования (Магистр + Executive MBA)». Стоимость: 1, 345 млн рублей плюс 3000 фунтов стерлингов. Оплата производится в пять этапов. Продолжительность обучения – 2 года. При оплате возможны различные скидки.

Слушатели проходят обучение по формату выходного дня. Занятия проводятся в течение трех дней (пятница, суббота и воскресенье) один раз в месяц с 9.00 до 17.45. Такой график обычно идеально подходит занятым профессионалам, которые не могут посещать занятия по вечерам или надолго отрываться от управления бизнесом. Две учебные сессии (зарубежные модули) занимают каждая по неделе.

Какова инфраструктура для слушателей программы?

А.С.: Большая часть занятий проходит в центре Москвы, в современном учебном здании на Пречистенской набережной, однако отдельные модули могут проходить и в основном кампусе на Юго-Западе. В распоряжении слушателей также все возможности Академии.

Куда и в какие сроки может обратиться будущий слушатель, и как проходит процедура поступления?

А.С.: Прежде всего, абитуриент должен определить для себя, зачем он хочет учиться, должна быть жесткая аргументированная мотивация. Кроме этого, необходим стаж управленческой работы на первых позициях не менее пяти лет. Заполняются анкеты, проводятся собеседования и экзамен. Поступление на программу всегда конкурсное, даже сейчас в тяжелое кризисное время никаких корректировок в этом смысле не будет.

Где можно получить дополнительную информацию о поступлении на программу?

А.С.: Дополнительную информацию можно получить в отделе маркетинга у Марины Самошкиной (тел. + 7 495 937-07-47, samoshkina@ibda.ranepa.ru), а также на сайте программы Executive MBA. Я также всегда готов ответить на любые вопросы.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи