5 ошибок в работе с клиентской базой

Клиенты — главная составляющая любого бизнеса. Тщательный анализ данных о покупателях служит надежной опорой для построения маркетинговых стратегий, роста продаж и развития компании.

Клиентская база — это упорядоченная информация о покупателях. Она включает контактные и личные данные, даты обращения, средний чек покупок и другое. Какие сведения необходимы, зависит от характера бизнеса.

Самая серьезная ошибка, которую может совершить предприниматель — полный отказ от работы с клиентской базой. Это означает отсутствие представления о целевой аудитории, ее потребностях, лояльности. Большинство начинающих бизнесменов понимают это и стараются проводить анализ ЦА. Но часто делают его неправильно, совершая типичные ошибки.

1. Неполная или некачественная сегментация клиентов

Сбор данных о покупателях — лишь половина дела. Необходимо правильно их сгруппировать, чтобы на основе полученной информации выстроить эффективную маркетинговую стратегию, разработать новую программу лояльности.

Например, компания может сегментировать клиентов по половозрастным признакам без учета активности покупателей. Но именно последняя позволяет определить «мертвых» заказчиков и постоянных потребителей, что важно для роста продаж.

Первое, что необходимо сделать, — ранжировать аудиторию по степени лояльности к бизнесу. Для удобства можно обозначить сегменты разными цветами, например:

  • белый — клиент, находящийся в базе;
  • зеленый — потенциальный потребитель;
  • желтый — люди, подписавшиеся на рассылку и другое.

Такая структура помогает эффективно выстроить воронку продаж с учетом остальных сведений о клиентах.

2. Недостаточное внимание к актуализации данных о клиентах

Информация о потребителях со временем устаревает, потому нуждается в регулярном обновлении. Если предприниматель не делал этого на протяжении нескольких лет, снижается продуктивность стратегии, падают продажи. Многие клиенты «висят мертвым грузом», числятся в рассылках, но продаж не приносят. По факту, отсутствие обновления клиентской базы приводит бизнес к убыткам.

Какие данные актуализировать, зависит от характера бизнеса. Если работаете онлайн, важно выявить «мертвых» покупателей, которые не реагируют на рассылку, не открывают письма, не покупают. Это легко сделать при помощи специальных сервисов.

Актуализировать базу можно с помощью телефонных звонков, живых или онлайн-опросов. Они должны проводиться прицельно. Например, если предлагается новая услуга, можно узнать, насколько она интересна ЦА, готовы ли они ее покупать и др. Так легко получить полное представление о покупателях и востребованности продукта.

3. Отсутствие системы управления клиентской базой (CRM)

CRM — программное обеспечение, позволяющее хранить всю информацию о покупателе в доступе для всех сотрудников, вести сквозную аналитику, упростить и автоматизировать выполнение многих рутинных задач.

Если нет единой системы управления, базу данных легко утратить. Менеджер может забыть о деталях встречи, если их вовремя не зафиксировать. CRM как единый центр управления позволяет не допустить этого благодаря автоматизации процессов.

Сегодня есть много понятных в использовании систем — «Битрикс24», «Мегаплан», Envybox и другие. Для организации работы сотрудников необходимо прописать правила, этапы воронки, объяснить, как оформлять сделки. Инструкции должны быть точными, понятными и продвигать к конечной цели.

4. Недостаточная персонализация коммуникаций с клиентами

Персонализацией называют уровень личного общения при взаимодействии с покупателем. К сожалению, многие менеджеры действуют исключительно по шаблону, не пытаясь узнать запросы клиента и сделать предложение, которое бы максимально им соответствовало. Результат — падение продаж.

Персонализация должна проходить поэтапно. При первой беседе с потенциальными покупателями можно сделать одно предложение для всех. Далее важно сегментировать каналы и предложения. Персональный подход подразумевает УТП для каждого клиента с дальнейшей его динамической адаптацией в режиме реального времени.

5. Отсутствие систематического подхода к удержанию клиентов

Привлекать новых клиентов дороже, чем удерживать имеющихся. И хотя любой бизнес обычно работает в обоих направлениях, последнее, как правило, эффективнее. Люди, которые сделали уже хотя бы одну покупку, лояльны к бизнесу: им можно предлагать другие продукты. Если компания сосредотачивается только на привлечении новых покупателей, она теряет в прибыли и увеличивает трудозатраты.

Для удержания клиентов есть много способов. Самые популярные — программы лояльности, полезные рассылки и уведомления о новых товарах, льготные условия доставки, качественная служба поддержки и другое.

Как расширить клиентскую базу?

1. Реферальная программа и рекомендации

Реферальные программы хороши тем, что активизируют процесс сарафанного радио. Люди начинают рекомендовать товар или компанию близкому окружению, благодаря чему база растет без особых усилий и затрат со стороны предпринимателя.

Для привлечения новых покупателей стоит создать для них привлекательные условия, например, дать скидку или кэшбэк, бонусные баллы. Модель зависит от характера бизнеса.

2. Сотрудничество с партнерами и альянс

Эти формы взаимодействия подразумевают обмен ресурсами, а значит, и клиентской базой. Партнерство может быть:

  • коммерческим, когда происходит объединение под одним товарным знаком,
  • социальным, предполагающим взаимодействие предпринимателя и государства;
  • тактическим, направленным на краткосрочный эффект
  • стратегическим, ориентированным на длительный срок. Одна из популярных форм — франшиза, когда новый бизнес открывается на основе уже отработанной модели.

При поиске партнера важно понимать, пересекаются ли ваши ниши, и насколько вам интересна его клиентская база.

3. Использование цифрового маркетинга и онлайн-каналов

Цифровой маркетинг предполагает подключение интернет-каналов для привлечения и удержания клиентов. Это может быть блог, сайт, Telegram, группа «ВКонтакте», Rutube, Reels, TikTok и другие.

Успешный диджитал-маркетинг предполагает не только сегментацию ЦА, но и тщательный анализ конкурентов, планирование и определение показателей, по которым будет определяться успешность стратегии, учет отраслевой специфики. Кроме того, важно правильно отобрать каналы продвижения и инструменты согласно характеру бизнеса. Например, для реализации товаров предпочтительнее визуальные соцсети, для услуг, консультаций — «ВКонтакте», Telegram.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Валентина Путилина
Консультант, Москва

Статья правильная, единственное дополнение  к ней - эффективность работы с клиентами зависит от того какой товар и какой вид услуг компания предлагает потребителю. В настоящее время самые "ходовые" товары это продукты питания, лекарства и медицинские услуги. Не удивительно что эти товары и услуги дорожают день ото дня, именно они являются освовным наполнителем  валового дохода государства, эти товары покупает  практически все население. И вопрос привлечения потребителей состоит в том, что бы привлечь в свою торгову точку как можно больше покупателей. Это сейчас первоочередная задача - перераспределение потребительского рынка в свою пользу.И в этом главным можно считать первый пункт, отмеченный автором как самый надежный.

1. Реферальная программа и рекомендации

"Реферальные программы хороши тем, что активизируют процесс сарафанного радио. Люди начинают рекомендовать товар или компанию близкому окружению, благодаря чему база растет без особых усилий и затрат со стороны предпринимателя.

Для привлечения новых покупателей стоит создать для них привлекательные условия, например, дать скидку или кэшбэк, бонусные баллы. Модель зависит от характера бизнеса".

Автор - маркетолог в компании по химчистке и ремонту обуви. Не в обиду автору, а чтобы поддержать его первую  публикацию,  стоит отметить, что  если рассмотреть ЦА, которая пользуется этими услугами, то можно смело сказать - состоятельные и богатые граждане не ремонтируют обувь, это не престижно- ходить в такой обуви, они покупают новую.

Бюджетные потребители  ремончируют  обувь сами, к тому  в настояшее время все потребители перешли на  крассовки из синтетических материалов ,которые служат до 3 лет, и которые можно носить целых три сезона - весна,  лето,осень, а некоторые пользователи умудряются носить их и теплой химой, к тому же они  относительно дешево стоят. Ремонт красовок процедцра не сложная - клей "момент".

Такой бизнес выгоден там, где на каждый сезон необходима разная обувь,  и чще всего востребована подобная услуга для  ремонта зимней обуви, котрая в период снегопадов  портится очень быстро в следствии использования на дорогах химических реагентов.

Статья понравилась - хоть тема  и не новая, но стиль хороший и легко читаемый.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.