Как молодому бренду выйти на маркетплейсы

Наша компания предлагает широкую линейку товаров для кошек и собак. Основной ассортимент – влажные и сухие корма классов Premium, SuperPremium и Holistic. Вся продукция изготавливается на российских заводах и реализуется под собственной торговой маркой.

На выбор ниши товаров для животных повлияли три ключевых фактора:

  • стабильность спроса и развитие рынка кормов домашних животных в сторону осознанного подхода к питанию кошек и собак;
  • уход иностранных конкурентов с российского рынка при растущем спросе на качественные корма с хорошими составами;
  • наличие надежных и проверенных партнеров в области производства кормов.

Тенденция увеличения присутствия в интернет-пространстве повлияла на наш выбор стартовых каналов сбыта:

  • Вышли на маркетплейсы: в конце 2023 года на Ozon, в начале 2024 года – на Wildberries.
  • Параллельно запускаем собственный интернет-магазин.

Сложности при выходе на маркетплейсы

На маркетплейсах уже собраны наши потенциальные покупатели, а также есть готовые решения по хранению, доставке и инструменты продвижения товаров. Это значительно ускоряет выход на рынок для нового бренда. При этом нужно учитывать определенные риски и трудности, связанные с использованием сторонних сервисов.

Сложности, с которыми мы столкнулись при выходе на маркетплейсы, можно поделить на две группы, связанные с:

  1. особенностями продуктовой категории;
  2. особенностями самого канала продаж.

1. Особенности ниши

Корма – это продукция, конечный потребитель (животное) которой не принимает решения о покупке. Поэтому доверие хозяев при выборе корма вызывают рекомендации ветеринаров, либо опыт других владельцев домашних питомцев.

Основная особенность ниши в том, что корма для животных – это сегмент, для входа в который требуется время и большие вложения на разработку качественного продукта. Это касается разработки прочной упаковки и стильного дизайна, тщательного подбора ингредиентов и создания уникальной рецептуры, и самое главное работа по поедаемости корма и его официальному декларированию.

Корм для домашних животных является подконтрольной продукцией Россельхознадзора. Это означает, что хранение и перемещение такой продукции должно быть отражено в специальной ветеринарной информационной системе (ВетИС):

  • Хранение кормов возможно только на складах с соответствующими нормам условиями хранения товара. Такие склады должны быть аккредитованы и зарегистрированы в системе «Цербер», являющейся частью ВетИС.
  • На перемещение продукции оформляются специальные ветеринарные документы в системе «Меркурий», также являющейся частью ВетИС.

Для того чтобы выйти на маркетплейсы с кормами для животных, продавцу нужно пройти большой путь и хорошо подготовиться по части ветеринарного документооборота до начала продаж.

Сначала собственный склад продавца проходит проверку на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям Россельхознадзора и верификацию в системе ВетИС. Затем продавец определяется со складами маркетплейсов, если планирует продажи по схеме FBO (со склада маркетплейса). Как определить, что на склад можно отгружать корма – в списке рядом с названием склада указан его GUID (глобальный идентификатор предприятия) и номер предприятия в системе «Цербер».

До старта отгрузок мы определились с приоритетными складами Ozon и Wildberries. После этого, чтобы подтвердить связь в Цербере между нашим складом и каждым выбранным складом маркетплейса, мы обратились в территориальное ветеринарное управление (ТВУ), к которому относится конкретный склад. Большей части ТВУ достаточно приложенного заявления и письма-согласия от маркетплейсов для подтверждения связи.

Некоторые ветеринарные управления создают связь в Цербере только после заключения договора с ТВУ. Подтверждение связи реализуется либо бесплатно, либо за дополнительную плату – условия индивидуальны в каждом ТВУ. Время подключения складов в Цербере занимает в среднем неделю. В нашей практике были случаи подключения от двух дней до двух недель – такой разброс обусловлен различием в требованиях ТВУ.

2. Особенности канала продаж

Если говорить в целом об особенностях работы на маркетплейсах по схеме FBO, то важно учитывать, что:

  • склады бывают перегружены, планировать отгрузки необходимо заранее;
  • локализация спроса на конкретные товары влияет на увеличение расходов на логистику;
  • оборачиваемость товара влияет на расходы за хранение;
  • есть риски утери и порчи товара на стороне маркетплейса, которые невозможно контролировать.

Результаты

Результат нашего выхода на маркетплейсы пока рано оценивать в полной мере, но у нас уже есть постоянные покупатели и положительные отзывы.

Раздел «Аналитика продавца» на Wildberries

Раздел «Аналитика продавца» за первые две недели продаж в личном кабинете магазина бренда на Wildberries

Раздел «Отзывы покупателей» на Ozon

Раздел «Отзывы покупателей» в личном кабинете магазина бренда на Ozon

Как увеличить продажи

Для роста продаж и увеличения эффективности работы мы:

  • готовимся к выходу на другие маркетплейсы, например, на «Мегамаркет»;
  • увеличиваем количество менеджеров, которые на регулярной основе; работают с карточками товаров и обновляют контент для привлечения новой аудитории;
  • чаще участвуем в акциях и используем инструменты продвижения маркетплейсов;
  • параллельно работаем над продвижением в социальных сетях и интернете.

Учитывая популярность маркетплейсов, конкуренция среди продавцов достаточно большая, и чтобы выйти в лидеры, нужно постоянно анализировать рынок, конкурентов и работать над улучшением своего предложения. В нашей нише конкуренция пока не такая огромная, как например в категории косметических средств.

По данным сервиса MPStats, на начало марта 2023 года в категории «корма и лакомства для кошек» на маркетплейсе Ozon зарегистрировано около 3 320 продавцов, из них с продажами – 1 827 продавцов. В категории «корма и лакомства для собак» зарегистрировано 3 555 продавцов, из них с продажами – 213. Для сравнения в категории «уход за лицом» на Ozon зарегистрировано около 23 400 продавцов, из них продажи имеют 12 424.

Тех, кто не работал с кормами для домашних животных, могут отпугивать сложности с ветеринарным надзором или продвижением, поскольку нужно тестировать поедаемость корма, искать блогеров, у которых есть домашние животные, подбирать dog-friendly и cat-friendly партнеров, организовывать съемки для контента с животными и так далее.

Выходить на маркетплейсы не поздно в любой нише, но с обязательным учетом рисков и при правильной оценке своих сил и возможностей. Будущим продавцам необходимо понимать, что маркетплейс – это лишь частично готовое решение, но выйти в лидеры и получать стабильную прибыль с первых же дней, не прилагая никаких усилий, не получится. Нужно выделять бюджет и время на персонал, продвижение и другие расходы, как и с любым другим каналом сбыта.

Маркетплейс – это не волшебная таблетка, а один из многих инструментов предпринимателя, который требует изучения и внимательного подхода.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Интересно было бы узнать, как новый бренд воспринимает политику маркетплейсов по самостоятельному определению цены на их продукцию.

Особенно сие интересно в свете разработки собственного канала продаж (своего интернет-магазина).

Генеральный директор, Москва

Мы не сталкивались с "политикой по самостоятельному определению цены", с доп начислениями, комиссиями сталкивались, с недостачами при приемке сталкивались(опротестовывали), но не "самостоятельным определением цены".

Относительно интернет-магазина, он служит "визитной карточкой всего ассортимента", через интернет-магазин можно качественно и грамотно работать с клиентской базой, что мы и делаем)

Генеральный директор, Тольятти
Светлана Бесчастнова пишет:
Мы не сталкивались с "политикой по самостоятельному определению цены",

Уважаемая Светлана,

Я про вот такое.

Когда Ваша стартовая цена 1389, без карты 866, а с картой 797.

И Вы повлиять на эти цифры не в состоянии.

Финансовый директор, Калининград

Светлана, добрый день! в статье рассмотрен вопрос с точки зрения представления товара.
предположим, что компанию предварительно устраивают маржинальность и объемы продаж.

самое интересное начинается в момент практической реализации:
1. как синхронизировать данные о заказах МП с данными учетной программы компании, организовать ЭДО
2. как организовать логистику
3. как организовать продвижение и делать ли тестовые выкупы
4. как работать с возвратами
5. как контролировать товар на складах площадок
6. как учитывать продажи в программе компании со склада FBS (собственный склад). момент отгрузки товара со склада FBS и реализации его со стороны площадки не совпадает
7. как посчитать сколько действительно компания зарабатывает на МП...

минимум эти вопросы неизбежно возникнут)))

ps: у вас замечательный пудель!

Генеральный директор, Тольятти
Иванова Елена пишет:
минимум эти вопросы неизбежно возникнут

Уважаемая Елена,

у продавцов технически сложных продуктов есть еще ряд вопросов к маркетплейсам и их технологии облизывания клиента за счет продавца.

Например, с какой стати клиент может вернуть технически сложный товар с причиной "передумал"? Или вернуть товар с причиной "брак", при этом товар испорчен при его монтаже самим клиентом? Или вернуть товар с причиной "Не работает", при этом товар годный и полностью соответствует требованиям? Я уж и не говорю про рваную упаковку, в которой возвращается примерно треть позиций из общего объема возвратов.

Отчего нет возможности связаться с клиентом и дать ему техническую консультацию по поводу монтажа/использования товара? Отчего спор, открытый продавцом по поводу некорректного возврата, в 95% случаев закрывается не в его пользу, причем без объяснения причин?

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:
Иванова Елена пишет:
минимум эти вопросы неизбежно возникнут

Уважаемая Елена,

у продавцов технически сложных продуктов есть еще ряд вопросов к маркетплейсам и их технологии облизывания клиента за счет продавца.

Например, с какой стати клиент может вернуть технически сложный товар с причиной "передумал"? Или вернуть товар с причиной "брак", при этом товар испорчен при его монтаже самим клиентом? Или вернуть товар с причиной "Не работает", при этом товар годный и полностью соответствует требованиям? Я уж и не говорю про рваную упаковку, в которой возвращается примерно треть позиций из общего объема возвратов.

Отчего нет возможности связаться с клиентом и дать ему техническую консультацию по поводу монтажа/использования товара? Отчего спор, открытый продавцом по поводу некорректного возврата, в 95% случаев закрывается не в его пользу, причем без объяснения причин?

С продажей и монтажом технически сложных и потенциально опасных товаров всё не так просто. Иногда для их подключения и ввода в эксплуатацию требуются специальные знания и разрешения. Многое регулируется законодательно.

Обычно нужен прямой контакт продавца, его сервисного подразделения, иногда - производителя и т.д. с одной стороны и покупателя, у которого может не быть необходимых технических знаний - с другой. Тем более - если нужна экспертиза в случае дефектов и/или производственного брака. 

Генеральный директор, Тольятти
Евгений Равич пишет:
Обычно нужен прямой контакт продавца, его сервисного подразделения, иногда - производителя и т.д. с одной стороны и покупателя, у которого может не быть необходимых технических знаний - с другой.

Уважаемый Евгений,

вот маркетплейсы тщательно оберегают своих клиентов от любого поползновения продавца на предмет "узнать координаты покупателя".

В итоге про косяк при установке продавец узнает только после получения возврата с указанием причины "брак товара". При этом товар годный, в отличие от рук установщика (кто бы он ни был).

Я это пишу не с кондачка, а с приличным опытом отработки таких возвратов. Никакие письменные и/или видеоинструкции и защиты разъемов от дурака не спасают - ряд клиентов превозмогают все эти  жалкие попытки ограничить его свободу и полет мысли.

В итоге мы просто сняли с продажи через маркетплейсы несколько продуктов.

Генеральный директор, Москва
Юрий Полозов пишет:
Евгений Равич пишет:
Обычно нужен прямой контакт продавца, его сервисного подразделения, иногда - производителя и т.д. с одной стороны и покупателя, у которого может не быть необходимых технических знаний - с другой.

Уважаемый Евгений,

вот маркетплейсы тщательно оберегают своих клиентов от любого поползновения продавца на предмет "узнать координаты покупателя".

В итоге про косяк при установке продавец узнает только после получения возврата с указанием причины "брак товара". При этом товар годный, в отличие от рук установщика (кто бы он ни был).

Я это пишу не с кондачка, а с приличным опытом отработки таких возвратов. Никакие письменные и/или видеоинструкции и защиты разъемов от дурака не спасают - ряд клиентов превозмогают все эти  жалкие попытки ограничить его свободу и полет мысли.

В итоге мы просто сняли с продажи через маркетплейсы несколько продуктов.

Если появились претензии, кто в этом случае делает экспертизу? И если инструкции по установке были нарушены с последствиями для установщика или покупателя, решается ли вопрос через суд? Допустим, что мы говорим о случае покупки газового, электрического, климатического и т.п. оборудования, для установки и эксплуатации которого требуется определенная квалификация.

Вполне возможно, что такие товары нужно продавать через другие каналы.

Директор по экономике и финансам, Москва
Юрий Полозов пишет:
Светлана Бесчастнова пишет:
Мы не сталкивались с "политикой по самостоятельному определению цены",

Уважаемая Светлана,

Я про вот такое.

Когда Ваша стартовая цена 1389, без карты 866, а с картой 797.

И Вы повлиять на эти цифры не в состоянии.

Уважаемый Юрий!

Цену продажи на Озоне устанавливает продавец. В приведенном вами пример, скидку установил сам продавец, распространенный маркетинговый ход. Снижение цены при оплате картой Озона никак не повлияет на продавца - эта скидка за счёт Озона. Специально выяснил эти моменты у соседа, активно торгующего на Озоне.

Researcher, Москва
Игорь Семенов пишет:
Снижение цены при оплате картой Озона никак не повлияет на продавца - эта скидка за счёт Озона.

Это не так на самом деле.
Эта скидка покрывается с запасом комсой ОЗОНа, структура которой довольно сложная и сильно обусловленная.

То есть, я утверждаю, что даже когда ОЗОН мамой клянется вам, что платит за продвижение из своего кармана -- на самом деле он платит из комсы, которую вы платите ОЗОНу. ОЗОН просто перезакладывается по комсе, и вы платите в любом случае, в случае дисконта по инициативе ОЗОНа вы чуть повышаете оборачивамость.
Но с учетом того, что комса ОЗОНа постоянно растет, можно это лукавство интерпретировать и как то, что вы все равно оплатите любые инициативы ОЗОНа либо сразу, либо через некоторое время.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.