Как построить системный бизнес: 6 ключевых шагов

Сначала давайте определимся, что такое системный бизнес. Чтобы быстро ответить на этот вопрос я использую метафору. Все люди разные, но у всех есть одинаковая структура тела — костный скелет. Да, кто-то выше ростом, у кого-то тоньше или толще кость, но строение скелета одинаковое.

Так и у бизнеса. Все они разные, но есть одинаковый «скелет»:

  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.
  2. Вы контактируете с клиентом, неважно онлайн или оффлайн — это продажи.
  3. Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Объединение всех этих элементов в единую цепочку связей и есть — системный бизнес. Как его построить?

Первый шаг: взглянуть на свой бизнес со стороны

Эйштейну приписывают цитату: «Невозможно изменить систему, находясь внутри самой системы». То есть, чтобы увидеть дополнительные возможности развития, необходимо посмотреть на свой бизнес со стороны, а этому способствует отличный и уже многим известный инструмент – бизнес-модель.

Бизнес-модель – это «фундамент», который включает в себя картину бизнеса на одном листе бумаги и состоит из следующих подробно описанных пунктов:

  • Клиенты. Кому вы продаете, или хотели бы продавать свой товар или услугу?
  • Ценности. Какой результат получает клиент после покупки?
  • Каналы связи. Каким способом вы привлекаете клиентов?
  • Взаимоотношение. Как вы организуете процесс продажи?
  • Доходы. За счет чего вы зарабатываете, и как заработать больше?
  • Товар. Составные части вашего товара или услуг.
  • Ресурсы. То, что у вас есть, и что необходимо, чтобы продавать товар или услугу.
  • Партнеры. Те люди или компании, которые помогают вам в процессе создания и продажи.
  • Расходы. Это расходы.

Насколько хорошо проработан ваш фундамент (бизнес-модель), настолько большой «дом» вам удастся построить из своего бизнеса. Желаю вам детально разобраться с этим шагом, и построить небоскреб.

Второй шаг: время собственника

Вы — предприниматель, цените время и деньги. Вы сильно заняты, и даже когда позволяете себе отдых, то мысли о бизнесе не отпускают. Вас это устраивает, даже может нравится, но вы понимаете, что уже некоторое время ваш бизнес стоит на месте.

Уже нет тех ярких рывков, когда вы могли вырасти в доходах в несколько раз. Вы пытаетесь что-то делать, использовать современные решения, соцсети и рекламу, но все это не то.

Чего-то не хватает.

На этом шаге мы собираем все рабочие процессы в компании, выделяем то, чем занимается собственник или хочет заниматься, и отсекаем все лишнее.

Здесь происходит корректное делегирование, отказ от лишних действий, перераспределение задач между сотрудниками. Результатом является освобождение времени собственника для стратегических задач развития.

Третий шаг: управленческий учет

Это система отчетов и подробное описание цепочки отношений с клиентом, начиная с первой точки контакта до заключения сделки. Вы точно знаете сколько людей видит ваши предложения, сколько откликаются, сколько приходят, сколько делают заказ и оплачивают. Понимаете узкие места, и можете их контролировать. Вы постоянно анализируете опережающие показатели в разрезе каждого дня, и держите руку на пульсе.

Это первичная финансовая информация, которая дает вам понимание как прошел рабочий день, и находитесь ли вы в рамках месячного плана.

Благодаря этому инструменту я обнаруживал: потери в 400 тыс. руб. с каждой сделки в недвижимости; долги на сумму в 11 миллионов рублей, о которых собственник не подозревал и многое другое. Инструмент из серии – должен быть!

Четвертый шаг: бизнес-процессы

Бизнес-процессы – это четкие алгоритмы действий сотрудников от рутинных и бытовых до производственных. В этот раздел желательно добавить инструкции, регламенты и чек-листы. Это то, что дает понимание следующего шага для каждого из участников бизнеса. А самое главное, вы контролируете все это в реальном времени.

Если вы наняли нового специалиста, то на его адаптацию уходит минимум времени, потому что все, что ему нужно знать, расписано и есть в созданных инструкциях.

Пятый шаг: мотивация

Это неизменный стимул продаж, где настроена система таким образом, что сотрудники зарабатывают тогда, когда их действия выгодны владельцу.

Внедрена система рангов с материальной и нематериальной мотивацией. Используется трехэтапная система вознаграждений с планом продаж и так далее.

Звучит банально, но эффективность этого шага нельзя недооценивать.

Шестой шаг: финансовый учет

По-простому это планирование движения и распределения денежных средств, расходов и доходов.

Ваша задача – четко знать, сколько средств вам понадобится в будущем, и исключить кассовые разрывы – моменты, когда деньги сильно нужны, а их нет.

Существует несколько подходов к формированию учета, и самым передовым из них я считаю систему фондов, когда вы на основе анализа прогнозируете свои расходы и доходы на длительный период, а затем откладываете нужные суммы.

Это делается, чтобы в будущем полностью исключить кассовые разрывы, иметь деньги на развитие и прекратить удивляться «неожиданным» расходам.

Именно на этом шаге, вы получаете уверенность в будущем вашего бизнеса, появляется чувство спокойствия и надежности. Это именно то, чего многим из нас не хватает в бизнесе.

Вместо заключения

А теперь самое главное. В описанных шагах нет ничего нового. Все знакомо, и вы об этом уже слышали. А действительно важным является реальное и полноценное внедрение этих шагов в бизнес. Многие считают, что уже все внедрили, но проверьте своей бизнес через призму первого шага. Может еще можно что-то улучшить?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Москва

Неплохая статья. Только автор забыл дать ссылку на источник информации. Ив Пинье. "Построение бизнес - моделей. Настольная книга стратега и новатора." Действительно ничего нового. В таком виде советы и рекомендации мало помогают. Разве что могут задуматься люди, но не более... Цели нужно разделять до конкретных действий определенных сотрудников. Рассчитывать потенциальный рынок, строить финансовую модель, искать точки роста и т.д. Но это лучше получается у отраслевых экспертов, которые знают что и как работает в данной области на данном конкретном рынке. Универсальные специалисты могут давать только универсальные советы, на которых трудно выстроить уникальную модель и обеспечить преимущества.

У автора (судя по анкете) хороший опыт управления проектами в нефтяном бизнесе. Мне кажется, было бы интереснее и понятнее такую статью с привязкой к практическим примерам почитать.

Руководитель, Москва
  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.

Это не маркетинг, это маленькая и не самая важная часть маркетинга, это PR

Руководитель, Москва

Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Это скорее производство

Руководитель, Москва

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Преподаватель, Украина
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Максим!

С Вашими комментариями я совершенно согласен, тем более, что они льют елей на мою лампаду теории и творчества, ведь насколько я помню школьную программу, то скелет позвоночных (не тоько человека) делится на осевой скелет, череп и скелет конечностей. Использовав всю креативность, можно представит. пп.1-2 - маркетинг (скелет конечностей), п.3 - производство и менеджмент (осевой скелет). Отсутсвует п.4 - собственник (череп). Я просто не понял, что ему нужно фундамент, лист бумаги или дом? 

P.S. Метафору о "скелете" использовал еще П.Друкер, утверждавший, что менеджмент становится необходимым бизнесу при переходе от бесхребетных к позвоночным - он являнтся центральной нервной системой.

Консультант, Краснодар
Максим Клемешов пишет:

Неплохая статья. Только автор забыл дать ссылку на источник информации. Ив Пинье. "Построение бизнес - моделей. Настольная книга стратега и новатора." Действительно ничего нового. В таком виде советы и рекомендации мало помогают. Разве что могут задуматься люди, но не более... Цели нужно разделять до конкретных действий определенных сотрудников. Рассчитывать потенциальный рынок, строить финансовую модель, искать точки роста и т.д. Но это лучше получается у отраслевых экспертов, которые знают что и как работает в данной области на данном конкретном рынке. Универсальные специалисты могут давать только универсальные советы, на которых трудно выстроить уникальную модель и обеспечить преимущества.

У автора (судя по анкете) хороший опыт управления проектами в нефтяном бизнесе. Мне кажется, было бы интереснее и понятнее такую статью с привязкой к практическим примерам почитать.

Да, Вы правы Ив Пинье и А.Остервальдер прекрасно описали способ построения Бизнес-модели, за что им низкий поклон. Вы также очень точно заметили цель статьи, дать возможность задуматься людям, что то, что они делают обычно - это не всё. Есть что-то ещё. В статье описаны всего 6 шагов, которых было достаточно, чтобы помочь компании стать номер один в России и речь не о нефтебизнесе. Я, как раз, считаю эти шаги универсальными и поэтому решил поделиться с теми, кому это может быть полезно. Благодарю Вас за обратную связь и учту замечания при написании новых статей.

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:
  1. Ваш продукт или услугу требуется показать миру — это маркетинг.

Это не маркетинг, это маленькая и не самая важная часть маркетинга, это PR

Вы конечно правы. PR - это малая часть маркетинга,  сам маркетинг - это целый мир, на который точно одной статьи не хватит)

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Хорошее замечание и идея для новой статьи. Или ответ можно найти в книге Ив Пинье и А.Остервальдера о которой мы уже упомянули выше в комментариях.

Консультант, Краснодар
Максим Часовиков пишет:

Вам требуются сотрудники и организация их работы, контроль и аналитика, автоматизация и многое другой – это можно отнести к управлению.

Это скорее производство

Найм и управление работой сотрудников сложно назвать производством. Под аналитикой и автоматизацией я подразумевал исключительно элементы управления, но теперь понимаю, что стоило это уточнить.

Консультант, Краснодар
Богдан Литовченко пишет:
Максим Часовиков пишет:

состоит из следующих подробно описанных пунктов:

Не хватает главного - для чего он нужне собственнику

Максим!

С Вашими комментариями я совершенно согласен, тем более, что они льют елей на мою лампаду теории и творчества, ведь насколько я помню школьную программу, то скелет позвоночных (не тоько человека) делится на осевой скелет, череп и скелет конечностей. Использовав всю креативность, можно представит. пп.1-2 - маркетинг (скелет конечностей), п.3 - производство и менеджмент (осевой скелет). Отсутсвует п.4 - собственник (череп). Я просто не понял, что ему нужно фундамент, лист бумаги или дом? 

P.S. Метафору о "скелете" использовал еще П.Друкер, утверждавший, что менеджмент становится необходимым бизнесу при переходе от бесхребетных к позвоночным - он являнтся центральной нервной системой.

Спасибо за глубокий комментарий. Мне очень импонирует ваша креативность, возьму на вооружение.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.