Андрей Мельник: Заметки на тему профессиональной деятельности управленца

Андрей Мельник

Деятельность управленца[1] отличается от всех иных видов деятельности тем, что она по своей сущности является строго социокультурной и нормативной, а по содержанию - методологической и системной.

Понимание этой сложности управленческой деятельности имеет первостепенное значение в ключевых навыках управленца. Настоящее время предъявляет требования в соответствии, с которым управленец обязан формировать динамический и адаптивный навык как организатора и участника социально-экономической системы[2].

Это необходимо потому, что производственно-управленческий организм системен, а потому он либо ассимилирует, либо отторгает любую инновацию - не только связанную с человеческими ресурсами. Делается это - по своим системным законам[3] и используются свои системные механизмы.

Сам феномен инновационного возмущения отмечается в различных организационных системах и реализуется в виде управления инновационным проектом, при нормативно правовом регулировании любой деятельности, при информационном обеспечении систем управления, реорганизации любой деятельности и кооперации производства, и т.д. и т.п., т.е. тогда и только тогда, когда есть необходимость глобального и системного принятия новых требований.

Для включения управленца в реальный организационный универсум (модернизация деятельности организации, диверсификация бизнеса или любое иное инновационное изменение) на уровне действия и взаимодействия, необходимо, чтобы его умения и навыки как управленца обладали особыми профессиональными характеристиками, снимающими эффект системного отторжения любых новаций, в управленческой, экономической, финансовой или производственной деятельности организации.

Для формирования таких профессиональных характеристик, по мнению автора, потребуется дополнить и расширить традиционные методы и подходы в подготовке специалистов специфическими и эксклюзивными методиками формирования управленческих умений, которые позволят управленцу выполнять необходимые действия или осуществить необходимое воздействие на все уровни управления организации.

Таким образом, управленец, как специфически подготовленный профессионал, сможет действовать в любой разнопредметной среде и будет обладать особой инновационной культурой своей деятельности, которая в системе управления, по нашему мнению, обладает несколькими смыслами.

Во-первых, по способу взаимодействия с объектом управления, деятельность управленца является инженерной, т.к. основу профессионального взаимодействия субъекта управления с объектами и субъектами управления, составляет не фактологическое, а системное, модельное и целостное, а также «видится» и реализуется через субъектно-объектного взаимодействия со специфическими связями и отношениями в процессе управления.

Во-вторых, управленческая деятельность является социальной по целевой ориентации, т.к. эта деятельность направлена на изменение взаимоотношений между субъектами управления всех уровней, т.е. указанная деятельность выполняется ради формирования или изменения отношений, которые приводят к изменениям взаимодействий внутри организации.

Следовательно, управленец формирует эффективные инструменты воздействия на отношения различных уровней управления, а также приобретает умения формировать команду, которая сможет реализовать любой проект с заданной ресурсной базой.

В-третьих, данная деятельности является системодеятельностной по методологическому содержанию, т.к. она содержит необходимые и достаточные методы деятельности сотрудников по обеспечению эффективности системы управления, гарантирующей требуемое качество продукции или услуги.

Только на основе системодеятельностных методов анализа и моделирования проектной деятельности и системы управления, в целом возможна реализация принципов процессного подхода и системного управления.

И вдобавок к изложенному, управленец обязан обладать умениями и навыками формирования у членов команды, реализующих инновационный проект, способности к системодеятельностному анализу направленной на поддержание и развитие жизненного цикла продукта, а также оптимизации всех категорий рисков и затрат.

Перечисленные смыслы представляют собой, как это не странно, новую профессиональную культуру управления и коммуникации, которая обеспечивается новыми способами мышления и методами подготовки управленца.

Новые методы подготовки должны основываться на понимании и осмыслении в рамках отечественной школы управления передового опыта западных разработок в области менеджмента, адаптированных к российской ментальности.

Основой приобретения результативных навыков и умений, необходимых для управленца, может и должна стать некая инновационная технология, которая позволит сформировать дополнительные умения:

- по удержанию и реализации функции управления в изменяющихся условиях деятельности;
- по использованию методологических и технологических инструментов, как средств «стыковки» разнопредметных знаний и умений членов команды, и иных участников в реализации проектом или в системе управления деятельностью организации;
- по соорганизации членов команды и ресурсов организации;
- по формулированию целей и целевых показателей;
- по планированию работы и формированию бизнес-программ (проект бюджета деятельности организации), с последующей реализацией проектов направленных на минимизацию всех видов ресурсов и прочее.

Литература
1. Елина И.Е., Елин А.В. Управление: философские аспекты. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009, С.131
2. Котляревский Ю.Л., Шанцер А.С. «Искусство моделирования и природа игры», - М., Прогресс, 1992.- 104 с.
3. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - 759 с.


[1] Под термином «управленец» подразумевается владелец бизнеса, топ менеджер и иной специалист ответственный за работу с персоналом и по основным видам деятельности, и находящийся в иерархии.
[2] Социально-экономическая система - группа лиц, имеющая общую цель, соорганизованная и объединенная средствами и содержанием общей деятельности. Далее по тексту будет употребляться термин «организация».
[3] Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. «Искусство моделирования и природа игры», - М., Прогресс, 1992.- 104 с. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Москва

Андрей Викторович, а речь идет об управлении действующим предприятием или об управлении изменениями деятельности?

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Это просто ужос - этого ''городка'')) Это помешательство с мешательством не смешиваемых продуктов из принципа. Давайте ''инженерам'' - отдадим все!! Это действительно работает! Но! Автор не знает, как создана сама система - в которой видимо работает и он сам. Но видит только свой цех!

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Цитата: ''данная деятельности является системодеятельностной по методологическому содержанию''
Очередной щедровитянин-неофит :)

Адм. директор, Москва
Владимир Крючков пишет: Цитата: ''данная деятельности является системодеятельностной по методологическому содержанию'' Очередной щедровитянин-неофит :)
Хм, гораздо интереснее посмотреть стоимость услуг (предприятия Андрея Викторовича), часть из которых ''обсуждается индивидуально''. Очень даже себе ''социальные цены''. А что касается неофита - ''мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь...'' Может свезет и автору найти полезное, доброе вечное, интересное и выгодное в тех, почти четырех тысячах единиц архива....
Генеральный директор, Бийск

''... некая инновационная технология, которая позволит сформировать дополнительные умения: ...'' - интригует (было бы неплохо, если во сне)

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
А что? 30 лет назад писали не хуже. Например: >>> Процесс становления потребности в труде, как первой жизненной потребности, требует совершенствования производственных отношений в двух направлениях – в развитии таких социально-экономических форм, посредством которых достигается качественно новый уровень зрелости непосредственно общественного труда, и в формулировании на этой основе работника нового типа, которому имманентны творческое отношение к труду, социально-экономическая активность, потребность в общественном труде. Так что, «ихнего полку прибыло».
Аналитик, Москва
Здравствуйте, сообщество (его члены и особенно эксперты). Такое обсуждение! Вау! Экспертам - на хр&&на? и ''ихнего полку прибыло'' - 1) а на хр&&на вообще управлять и думать на эту тему, лучше записать в книжку! 2) Да, это сложный текст (упакованный), ну мне бы хотелось бы так думать(если участники внимательно читают - то это только ЗАМЕТКИ, т.е. мысли по данному вопросу, а не истина в последней инстанции), и если ''эксперты'' думают, что управленец это легко, то таким членам сообщества надо идти пить пиво в сад! По поводу ГП - читайте и еще раз читайте, но я предполагаю, что американськие товарища Енто осень круто, нашальника!!!!!!! Для спящих - это к сожалению работает. Хотя бы вспомните их ОДИ, да там есть проблемы но .... Ах да, я и не скрывал, что основываюсь и на его трудах (см. список литературы). По поводу стоимости - это мой интеллектуальный труд и Я сам буду его оценивать. А так - всем большое мерси, очень ценные и полезные размышления, особенно ''за взгляд из своего цеха''. Спасибо за обратную связь. Есть куда расти.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.