Андрей Стыгарь: Бизнес-кейс: оптимизация складских запасов

Андрей Стыгарь

На сегодняшний день многие компании имеют проблемы с финансами. Одним из факторов, который давит на ликвидность компании, является неконкурентная структура товарных запас. Кризис существенно повлиял на структуру спроса, что привело к неликвидности позиций, которые до кризиса были весьма востребованными.

В данной статье мы рассмотрим пример, как можно провести текущий анализ складских запасов компании и найти проблемы, которые мешают компаниям двигаться дальше.

Мы имеем некий бренд под названием «ZZZ».

Первым шагом в анализе складских запасов у нас будет определение структуры себестоимости и качества складских запасов с группировкой по топам позиций (A, B, C, D). Что мы подразумеваем под качеством складских запасов? Допустим, по всему ассортименту бренда «ZZZ» у нас имеется 120 позиций топ А, из которых в наличии имеется всего 72 позиции. В данном случае качество склада по топ А составит 62% (72 позиции в наличии / 120 позиций ассортимента). Итоговая таблица имеет вид:

Таблица 1.

структура себестоимости складских запасов

Второй шаг в анализе – это определение доли непродаваемых позиций, которые определенный период были постоянно в наличии и не продавались. В нашем варианте мы проведем расчет для трех периодов: 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев. Это позволит нам определить суммы себестоимости складских запасов, которые не продавались и были в наличии в течении заявленных периодов времени. После проведения расчетов имеем таблицу:

Таблица 2.

структура неликвидных запасов

Третий шаг – это определение себестоимости запасов, которые являются завышенными. Необходимо текущее наличие (в штуках) разделить на среднемесячные продажи за период (обычно берется за 6 месяцев). На выходе мы имеем для каждой позиции показатель запаса на количество месяцев. То есть если по определенной позиции мы имеем текущее наличие 39 штук, а среднемесячные продажи равны 8 штукам, тогда текущего запаса нам хватит на 4,87 месяцев (39 шт. / 8 шт.). После проведения анализа имеем такую структуру завышенных запасов:

Таблица 3.

структура завышенных запасов

Как вы видите, группировка происходит по диапазону, который присваивается каждой позиции в зависимости от того, на сколько месяцев хватит текущего запаса. В данном расчете мы за норму взяли тот факт, что запас считается завышенным, если он будет продаваться больше 3 месяцев (для каждой компании данный параметр индивидуален). Также нам удалось определить сумму излишнего запаса по каждому диапазону. Здесь довольно все просто, мы от суммы текущей себестоимости завышенного запаса отнимаем себестоимость запасов, которая необходима для продаж на три месяца. Таким образом получили излишнюю себестоимость запасов, которую необходимо реализовать. Например, по ранее рассчитанной позиции, которая имеет запас 4,87 месяцев, мы можем сделать вывод, что нам необходимо ее держать в размере 24 шт. (3 месяца * среднемесячные продажи 8 шт.). Следовательно 15 шт. – это излишние запасы (от 39 шт. отнимаем 24 шт.). Умножив 15 шт. на себестоимость единицы продукции, получаем сумму себестоимости складских запасов, которая является излишней и которую можно реализовать для освобождения денежных средств компании.

Выводы.

1. Текущее качество запасов по позициям топ А и В очень низкое – 40,4% и 34,6% соответственно (Таблица 1). Это говорит нам о том, что компания катастрофически теряет свои продажи,
2. Доля труднореализуемых запасов, топ D, составляет 51,5% от общей себестоимости складских запасов. Это почти 21 000 у.е. (Таблица 1). Нормой для доли данного топа является значение 5%-10%, то есть в нашем случает сумма себестоимости запасов топ D должна быть на уровне 2 000 – 4 000 у.е.,
3. Неликвидные позиции, которые не продавались в течении последних трех месяцев и были постоянно в наличии, составляют 40,9% или 16 431 у.е. (Таблица 2). Эта сумма полностью входит в сумму себестоимости запасов топ D,
4. Излишних запасов мы имеем на сумму 11 903 у.е. (Таблица 3).

ИТОГ:

  • компании необходимо улучшить качество складских запасов и поддерживать его на уровне не ниже 80%,
  • по предварительному подсчету можно сделать вывод, что компании необходимо инвестировать 20 000 у.е. для пополнения складских запасов до качества в 100% по позициям топ А и В (расчет таков: себестоимость складских запасов позиций топ А составляет 6 107 у.е., при чем качество склада составляет 40,4%, следовательно до 100% качества склада необходимо пополнить склад на 9 027 у.е. в себестоимости),
  • компания имеет все ресурсы внутри бренда для улучшения качества и увеличения себестоимости складских запасов по позициям топ А и В. При необходимых 20 000 у.е. мы имеем почти 28 500 у.е. непродаваемых запасов в течении 3 месяцев и излишних запасов, превышающих трехмесячную потребность.

P.S. Данный анализ показывает общую картину по состоянию складских запасов компании. Как вы уже, наверное, заметили, далее необходим более детальный попозиционный анализ, так как есть множество факторов, которые могут повлиять на попадание той или иной позиции в завышенные запасы (например, когда компания покупает у поставщика специальное количество для получения более привлекательной цены) или в непродаваемые позиции (влияние сезонного фактора).

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Иваново

Логика анализа понятна. В таком виде результаты анализа как минимум спорны и неадекватны. Вопрос, почему в анализе автора неликвидных позиций на 16 тыс. у.е., а излишних запасов на 11 тыс. у.е., т.е. получается, что на основании устаревших данных по продажам, мы делаем вывод, что часть запасов должна остаться на складе. Почему дополнительная себестоимость пополнения склада считается, исходя из трехмесячного запаса, а не, например месячного или двухнедельного с учетом всяких страховых, транспортных запасов и т.д. Почему нет плана продаж по категориям запасов, допустим на следующий квартал, полгода. Почему используются только среднемесячные величины продаж по ретроспективным данным, а где же перспективные данные.

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Андрей,

Термин ''качество складских запасов'', это Ваша собственная инновация, или Вы его откуда-то почерпнули?

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Андрей Рябкин пишет: Почему нет плана продаж по категориям запасов, допустим на следующий квартал, полгода.
Согласен с предыдущим постом, о том, что весь анализ построен на истории и не учитывает прогнозов продаж (не хочется использовать слово ''план''). Кроме-того, не сделан ABC - XYZ анализ, т.е. не определен вес каждого ТОПа (кстати, как это расшифровывается?) и товаров в нем, как и не определена модель их продаж/потребления, а без этого определять необходимый размер складских запасов невозможно. Из этих данных потерянные продажи и прибыль от отсутствия товара на склада рассчитать невозможно, поскольку не измеряется продолжительность OOS (Оut-of-Stock)-ов и не сопоставляется с прогнозом продаж. Используемый авторам КПЭ ''качество складских запасов'' в принципе использовать некорректно, ибо он вводит в заблуждение, показывая срез на конкретный момент времени; а в условиях быстрой оборачиваемости, стабильного потребления, категории по ABC - XYZ анализу, коротких сроков поставок, кросс-докинга, поставок под заказ и т.д. - кратковременное отсуствие товара на складе - это норма, а не отклонение.
Консультант, Украина
Андрей Рябкин пишет: Вопрос, почему в анализе автора неликвидных позиций на 16 тыс. у.е., а излишних запасов на 11 тыс. у.е.
В статье указано, что 16 тыс. - это сумма непродаваемых позиций за последних 3 месяца. Излишние запасы - это уже другой показатель, который показывает, что товар находится на складе сверх определённой норме. Непродаваемые запасы и завышенные запасы - относим к неликвидным, т.е. тем, которые занижают платежеспособность компании.
Андрей Рябкин пишет: Почему дополнительная себестоимость пополнения склада считается, исходя из трехмесячного запаса, а не, например месячного или двухнедельного
Потому что за период анализа был взят месяц, а не неделя... т.к. пример компании, которая занимается импортом и поставки составляют 1-1,5 месяца.
Андрей Рябкин пишет: Почему нет плана продаж по категориям запасов, допустим на следующий квартал, полгода. Почему используются только среднемесячные величины продаж по ретроспективным данным, а где же перспективные данные.
Потому целью данного анализа не есть план-фактный анализ направлений или брендов. Этот анализ больше проведён для того, чтобы понять, а что сейчас происходит с запасами. Результаты этого анализа учитываются в дальнейшем при выполнении планов продаж и закупок, выполнения показателей эффективности направлений - оборачиваемости запасов, прибыльности инвестиций в запасы, прибыльности продаж... P.S. Более детально данный пример описан на моём сайте по ссылке - http://s-tigers.com.ua/2012/03/01/primer_rasheta_analiz_sklada/ Про анализ направлений и брендов вы можете почитать так же у меня на сайте - http://s-tigers.com.ua/2012/05/04/analiz_effektivnosti_napravlenii/ Про ежемесячный план-фактный анализ здесь - http://s-tigers.com.ua/2012/03/28/epfa/ Про оперативный анализ категорий - http://s-tigers.com.ua/2011/07/29/operativnyy-analiz-dlya-kompaniy-kak-panel-priborov-dlya-avtomobilya/
Консультант, Украина
Андрей Матусевич пишет: Термин ''качество складских запасов'', это Ваша собственная инновация, или Вы его откуда-то почерпнули?
Да, это моё понимание качественного наполнения запасов.
Консультант, Украина
Андрей Матусевич пишет: Кроме-того, не сделан ABC - XYZ анализ, т.е. не определен вес каждого ТОПа (кстати, как это расшифровывается?) и товаров в нем, как и не определена модель их продаж/потребления, а без этого определять необходимый размер складских запасов невозможно.
Чего же АВС анализ - сделан... XYZ - нет, потому что нет смысла его в данном случае делать... Не встречал пока ещё ни одно предприятие (пока опыт в атвозапчастях, строительных материалах, игрушках, автоаксессуарах... то есть не FMCG и не продовольствие), на котором XYZ анализ был бы применим... Коэффициент вариации везде зашкаливает... больше 30%.... А менять границы до 50% и выше не вижу смысла, так как идеология XYZ анализа нарушается. Мы ведь хотим видеть стабильность продаж... А о какой стабильности можно говорить, если топ X будет присвоен позициям с коэффициентом вариации 50%...
Консультант, Украина
Андрей Матусевич пишет: Из этих данных потерянные продажи и прибыль от отсутствия товара на склада рассчитать невозможно, поскольку не измеряется продолжительность OOS (Оut-of-Stock)-ов и не сопоставляется с прогнозом продаж. Используемый авторам КПЭ ''качество складских запасов'' в принципе использовать некорректно, ибо он вводит в заблуждение, показывая срез на конкретный момент времени; а в условиях быстрой оборачиваемости, стабильного потребления, категории по ABC - XYZ анализу, коротких сроков поставок, кросс-докинга, поставок под заказ и т.д. - кратковременное отсуствие товара на складе - это норма, а не отклонение.
Да, у каждой сферы свои особенности... Зависимость ''качества складских запасов'' и выполнения планов продаж можно здесь увидеть - http://s-tigers.com.ua/2012/02/05/nalichie_prodazi/
Директор по логистике, Москва

Я занимаюсь практической оптимизацией товарных запасов торговых компании, поэтому осмелюсь высказать своё мнение. Мне представляется, что статья является исключительно поверхностной, а тема оптимизации товарных запасов на складе не раскрыта.

Взятый с потолка ''норматив'' в три месяца - системная ошибка автора. Оптимальные нормативы для разных позиций в рамках одного бизнеса на практике отличаются в разы, поэтому для каких-то позиций оптимальный уровень среднего запаса месяц, а для каких-то - год. Причесывание всех позиций ассортимента под одну гребенку - грубая ошибка.

Введенный автором термин ''качество складских запасов'' обычно называют уровнем сервиса по ассортименту. Этот KPI является одним из возможных параметров оценки в управлении запасами. Нахождение правильных (оптимальных) значений этого и других KPI, собственно, и является задачей оптимизации.

В сухом остатке: автор продемонстрировал глубокие познания в арифметике. При этом сама статья не только не полезна для понимания вопросов оптимизации, но и просто вредна. Всё написанное - IMHO.

Консультант, Украина
Алексей Поташев пишет: Я занимаюсь практической оптимизацией товарных запасов торговых компании, поэтому осмелюсь высказать своё мнение. Мне представляется, что статья является исключительно поверхностной, а тема оптимизации товарных запасов на складе не раскрыта.
Да, Александр. Вы правильно заметили.
Алексей Поташев пишет: Взятый с потолка ''норматив'' в три месяца - системная ошибка автора. Оптимальные нормативы для разных позиций в рамках одного бизнеса на практике отличаются в разы, поэтому для каких-то позиций оптимальный уровень среднего запаса месяц, а для каких-то - год. Причесывание всех позиций ассортимента под одну гребенку - грубая ошибка.
У каждого свой опыт реализации проектов и у каждого бизнеса имеются свои нюансы. Где-то так. Где- о по-другому.
Алексей Поташев пишет: Введенный автором термин ''качество складских запасов'' обычно называют уровнем сервиса по ассортименту. Этот KPI является одним из возможных параметров оценки в управлении запасами. Нахождение правильных (оптимальных) значений этого и других KPI, собственно, и является задачей оптимизации.
Да, на показатель уровень сервиса он чем-то похож. Спасибо, что вспомнили о системе мотивации для закупщиков. Как раз по этому поводу на прошлой неделе статью написал. Можно здесь почитать - http://s-tigers.com.ua/2012/11/06/motivacia_zakupki/
Алексей Поташев пишет: В сухом остатке: автор продемонстрировал глубокие познания в арифметике. При этом сама статья не только не полезна для понимания вопросов оптимизации, но и просто вредна. Всё написанное - IMHO.
Спасибо, что оценили мои арифметические способности :) Вредно - на складах держать неликвидных позиций на 30%-50% от себестоимости запасов, что сейчас сплошь и рядом ;) А для более глубокого понимания вопроса, изучаем на моём сайте следующие статьи: * Анализ эффективности направлений и брендов компании - http://s-tigers.com.ua/2012/05/04/analiz_effektivnosti_napravlenii/ * Анализ состояния складских запасов компании. - http://s-tigers.com.ua/2012/03/01/primer_rasheta_analiz_sklada/ * Оперативный анализ для компании - http://s-tigers.com.ua/2011/07/29/operativnyy-analiz-dlya-kompaniy-kak-panel-priborov-dlya-avtomobilya/ * Ежемесячный план-факт анализ - http://s-tigers.com.ua/2012/03/28/epfa/ * Зависимость ''Наличие - продажи - неудовлетворённый спрос'' - http://s-tigers.com.ua/2012/02/05/nalichie_prodazi/ и т.п. P.S. Алексей, будем рады получить ссылку на ваши статьи, чтоб тоже почитать и ознакомится с вашими рекомендациями по вопросу оптимизации запасов и не только.
Директор по логистике, Москва
Втягиваться в дискуссию о том, что еще вредно, кроме перезапаса и плохих статей, не хочу. Методологию, которой я придерживаюсь при оптимизации товарного запаса, Вы можете найти на корпоративном сайте компании Inventor Soft (http://www.inventorsoft.ru).
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.