Дмитрий Ляшов: Эффективная структура компании. Отдел маркетинга

Дмитрий Ляшов

Обратимся к основам. Согласно классического определения основателя теории маркетинга Филиппа Котлера, маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Вряд ли это определение поможет нам понять основные функции этой деятельности в рамках структуры компании. Ищем дальше. Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю (American Marketing Association, США). Вот это уже ближе к нашей теме.

Итак, в современной структуре компании маркетинговый отдел – это, прежде всего, подразделение, отвечающее за направление продукта от производителя к потребителю. Рассмотрим деятельность отдела маркетинга с точки зрения функциональной модели компании. Основные функции, которые отдел маркетинга должен осуществлять в современной компании это

  • Ориентация
  • Понимание
  • Просвещение

Функцию Ориентирования отдел маркетинга осуществляет посредством МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Это изучение конъюнктуры рынка, посещение отраслевых конференций и выставок, работа непосредственно с продуктом. Усилия, направленные на выполнение этой функции позволяют собрать необходимую информацию и сделать правильный выбор в пользу жизнеспособного в долгосрочной перспективе продукта, который принесет прибыль компании. И результатом этой работы становятся стратегический план маркетинга и технические предложения по увеличению заказов от постоянных и новых потребителей. Осуществление функции Ориентирования требует от сотрудников отдела проактивного подхода к оценке поступающей информации. И если отдел продаж является флагманом компании, то в данном случае отдел маркетинга является набором ориентиров-маяков на ее пути.

Следующая функция отдела маркетинга – Понимание. Другими словами можно сказать, что это работа по ПУБЛИКАЦИЯМ И РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. Сюда же можно отнести такие немаловажные действия отдела, как разработка и создание торговых марок, логотипов, слоганов, фирменных цветов, шрифтов и т.д. Если продолжать мореплавательную тему, то, как говорится, «Как ты судно назовешь, так оно и поплывет!». Все, что относится внешнему оформлению продукта в частности и компании в целом напрямую влияет на результат деятельности компании и ее позиции на рынке.

К функции Понимания так же относится деятельность отдела маркетинга направленная на РАЗРАБОТКУ, СОЗДАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Это, так сказать, безмолвная, но многословная презентация продукта и компании. И, зачастую, качество рекламной продукции, а так же сроки ее изготовления напрямую влияют на успешность продаж продукта. Итогом работы отдела в этом направлении должны стать рекламные материалы, которые позволят компании иметь хорошую репутацию на рынке, а так же приведут к увеличению заказов.

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ, а так же анализ их эффективности – еще один элемент работы отдела маркетинга по выполнению функции Понимания. Качественно подготовленные и проведенные рекламные акции помогают отделу продаж увеличивать объемы реализации продукта, а анализ эффективности этих акций позволяет контролировать и снижать затраты на его продажу, и, как следствие, снижать его себестоимость, что напрямую влияет на прибыль компании в целом. Так же, в разрезе взаимодействия с отделом продаж, отдел маркетинга осуществляет подготовительные мероприятия по участию отдела продаж в торговых выставках. И эти мероприятия зачастую определяют результат такого участия.

Функция Понимания требует от сотрудников отдела продаж такие качества, как креативность, ответственность и исполнительность. Это одновременное сочетание творческих и прагматичных качеств в сотрудниках отдела ставит сложную задачу подбора соответствующих специалистов перед отделом кадров. Но, как правило, компании, имеющие грамотно подобранную команду специалистов - маркетологов имеют достойный успех на своем рынке.

Функция Просвещения реализуется отделом маркетинга путем РАБОТЫ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ. Это в первую очередь разработка стратегии работы с основными клиентами, которая является эталоном для отдела продаж. Реализуя эту стратегию, отдел продаж следует четким правилам поведения на рынке, позволяющим привлечь и удержать наибольшее количество основных потребителей продукта.

Так же к работе с потребителем относится комплекс мероприятий по УЧЕТУ КЛИЕНТОВ И ПАРТНЕРОВ КОМПАНИИ. Для выполнения этой работы существует множество инструментов, например, CRM программы. Эти программы позволяют систематизировать и хранить информацию о потенциальном или существующем клиенте, вести историю его сотрудничества с компанией, что является хорошей основой для успешного развития взаимоотношений. Здесь же можно хранить отзывы потребителей о продукте, сбор которых является одной из задач отдела маркетинга.

Следующий блок задач для отдела маркетинга для осуществления функции Просвещения на первый взгляд может показаться совершенно не свойственным этому отделу. Это подготовка к оформлению заказа, проработка заказа, передача оформленного заказа в подразделение по производству, получение готового заказа со склада готовой продукции, комплектация заказ документами для экспедирования и доставки продукта заказчику. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все эти действия отдела маркетинга решают две важные задачи. Во-первых, это освобождение отдела продаж от рутины взаимодействия с подразделениями компании и максимальное приближение их работы к «полю». Во-вторых - контроль внутренних процессов компании, которые напрямую влияют на качество продукта и удовлетворение потребностей покупателя, что, собственно, и является основой целью маркетинга.

Подводя итоги, можно сказать, что современный отдел маркетинга является важной частью организации любой компании, имеет многовекторные задачи, ориентированные на продвижение информации от рынка к производителю в виде концепции и от производителя на рынок к потребителю идеи готового продукта.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Крючков
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

По-моему, статья опоздала этак лет на 20...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.