Олег Кулагин: Пощадите миссию!

Олег Кулагин

Хочу поделиться с вами некоторыми соображениями о миссии организации. Этот термин многие руководители и специалисты по управлению часто используют, но не всегда четко понимают, что это такое.

Итак, что такое миссия? Это понятие сейчас затаскано «донельзя». В каждом учебнике по менеджменту разнообразные «гуру» учат нас, что у любой организации обязательно должна быть миссия, как это важно, и что без миссии жизнь на Земле вообще невозможна. Как следствие, сейчас все труднее и труднее встретить бизнес-организацию, у которой миссия не сформулирована и не красуется на самом видном месте главной странички сайта. Давайте разберемся.

Миссия – это послание о предназначении. Но весь вопрос в том, что понимать под предназначением компании. Чаще всего миссию формулируют как набор наиболее общих целей организации. Приведу примеры. Заранее прошу прощения у уважаемых компаний. Возможно, эти формулировки миссий уже устарели. Но как примеры неудачных миссий они подходят очень хорошо.

Достойное служение интересам общества, предоставление нашим клиентам продукции и услуг высочайшего качества по доступным ценам, что позволяет получать прибыль, необходимую для роста предприятия, и предоставлять нашим служащим и акционерам возможности для достижения разумных личных целей (компания Motorola).

Наша миссия заключается в том, чтобы обеспечивать заказчиков более надежными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения (компания Otis Elevator).

Обеспечение потребителей вкусной и высококачественной продукцией, клиентов – непревзойденным уровнем сервиса, а акционеров и партнеров – оптимальными доходами (компания «Хлебный дом»).

Так и хочется спросить у людей, которые эти миссии придумали и написали: скажите, а что произошло бы с вашими компаниями, если бы вы производили продукцию низкого качества и продавали ее по высоким ценам, если бы вы не получали прибыль, если бы ваши лифты были ненадежными и застревали между этажами, если бы вы выпекали невкусный хлеб и не обеспечивали сервис для своих клиентов, если бы ваши акционеры не получали доход от вашей деятельности??? Ответ: ничего хорошего. Вернее, вашей организации уже бы давно не было в живых.

В таких формулировках «миссий» приведены некоторые базовые цели, без достижения которых организация просто не сможет выжить. Эти цели вынужденные, пассивные. Их не выбирают. Они должны достигаться по умолчанию, ибо они встроены в природу бизнес-организаций. Так какая-же это миссия??? Это просто смешно. Это равносильно тому, если сказать, что миссия любого человека – зарабатывать деньги, чтобы прокормиться, и иметь крепкое здоровье, чтобы без бед дожить до глубокой старости.

Если миссия и цели организации – это разные слова, то и смысл у них должен быть разный. Если же смысл у них одинаковый, то давайте использовать что-то одно. Например, оставим в покое миссию и будем говорить только о целях. Если же все-таки красивое слово миссия нам нравится, то давайте договоримся, что это такое, и чем миссия отличается от целей организации.

Моя позиция – миссия должна выходить за пределы бизнеса. Это не цель. Это процесс. Миссия – это выражение смысла бизнеса в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным изменениям в жизни социума. Хорошее определение. Не помню, где я его нашел. Спасибо автору.

Миссия показывает вклад организации в развитие отрасли, города, страны, общества. Это не благотворительность и не социальная ответственность. Хотя это тоже важно как средства реализации миссии. Главное в миссии – влияние на окружающий мир посредством своей основной деятельности. Миссионерские организации тоже зарабатывают деньги, удовлетворяя потребности своих клиентов и покупателей. Но влияние таких организаций идет дальше решения проблем клиентов. Они претендуют на особую социальную роль в обществе.

Примеры? Пожалуйста.

Помочь России увеличить экспорт металла. Повысить уровень и качество жизни населения города до наивысших показателей в стране (металлургический завод в малом монопромышленном городе).

Создание условий для развития пушно-меховой отрасли, формирование сообщества профессионалов и завоевание лидирующих позиций страны на мировом рынке поставок пушно-мехового сырья (компания «Союзпушнина» – торговля пушно-меховыми товарами).

Наращивание инновационного потенциала России («Интерскол» – производство электроинструментов).

Мы создаем новую эффективную модель российского бизнеса, основанную на передовом мировом опыте и лучших отечественных традициях предпринимательства и меценатства (корпорация «Эконика» – строительство, инвестиции, промышленность).

Рост конкурентоспособности российской экономики, развитие деловой и управленческой культуры в стране путем оказания профессиональных консультационных и образовательных услуг, обеспечивающих достижение целей предприятий, решение проблем, выявление и использование новых возможностей, внедрение изменений, обучение и развитие (Центр управленческого обслуживания «Менеджмент Сервис»).

В таком виде миссия приобретает особый смысл и важность для организации. Она важна для людей, работающих в организации. Это сильный мотиватор. Она важна для руководителей и собственников, так как формирует уникальный имидж миссионерской бизнес-организации и формирует лояльное отношение и доверие к ней со стороны потребителей, органов власти, инвесторов. А неповторимый имидж – это уже конкурентное преимущество! Стало быть, миссия – это не только красивые слова. Это важный нематериальный актив, работающий на достижение целей организации. Давайте подумаем об этом.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Олег, согласен с Вами, чо миссия это прежде всего демонстрация отношения компании к проблемам общеста, социальный посыл.
И конечно ни какие материальные критерии увеличения прибыли и занятия рынка в ней категорически не должны быть.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Заабавный прием протолкнуть тривиальные мысли. Сначала этот материал был опубликован в форуме (23.04.2011), а потом - в виде статьи. Олег, извините, но от этого содержательнее он не стал. Вы очередной раз продемонстрировали истину о том, что ''посредственности пробьются сами''.

Генеральный директор, Москва

Миссия, это скорее идеология бизнеса
Но проведите исследование в своих компаниях, задавая всего два вопроса сотрудникам:
1. Знают ли какая миссия есть у компании?
2. Разделяют ли они такую миссию и готовы ли они по ней работать
Обещаю, у Вас будет много откровений

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону

Миссия – это действительно социальный посыл.
Миссия есть то, что предприятие хочет (и, именно хочет) дать обществу. А бизнес-идея, стратегические цели и прочее определяют то, что предприятие хочет получить себе. На западе принято считать, что бизнес – он для пользы общества, а в нашей стране иная психологическая установка, согласно которой бизнес – способ извлечения из общества пользы для себя. Именно поэтому наше понимание термина «миссия» отличается от такового в классических учебниках. Так что дело не в формулировках, а в установке. Качественно сформулировать миссию можно даже для бандформирования, ну чем не миссия знаменитое: «экспроприация экспроприаторов»? Вопрос лишь в том, каков он, социальный посыл и есть ли он вообще или это лишь красиво выстроенная фраза.

Миссия – своего рода совесть. Она у предприятия либо есть, либо ее нет. И ее отсутствие не компенсирует даже очень грамотная формулировка миссии.
Вот, например, автор статьи хорошо формулирует миссии. Но судя по количеству его публикаций и по их содержанию – он есть бизнес-проект (простите, «руководитель проекта»), который находится сейчас в стадии раскрутки и навязчивого информирования о себе. Он активен, он талантлив, он компетентен, он готов формулировать нам миссии, определять стили и принципы управления и много чего еще он и готов и может и хочет. Как говорится: «Любой каприз – за Ваши деньги!».
А вот есть ли у него миссия?

Консультант, Москва

Впервые вижу такое - в статье автора нет ни одной мысли автора.
Всё пересказ мыслей чужих.
Беспардонно,без указания авторства.
Особенно досталось старейшине консалтингового цеха А.И.Пригожину,статью которого ''О миссии без пустословия'' пересказывает автор ''статьи''.
Начиная с названия:''Пощадите миссию!''
Смотрите как она кореллирует с началом статьи А.Пригожина:''В современном управлении нет более несчастного понятия,чем миссия...''
А уж о содержании и говорить не приходится.
Вот определение из А.Пригожина.
''Предлагаю определение миссии бизнес-организации: это ценностно мотивированное устремление предпринимателей,руководителей внести вклад в улучшение социума (города,региона,отрасли,страны,мира) средствами собственного бизнеса не ради коммерческой выгоды.''
Вот только А.Пригожин делает оговорку.
Что миссия нужна 1-2 процентам бизнес-организаций.
Разумеется,эта часть статьи в пересказ ''автора'' не вошла.
По понятным,очень прагматическим причинам.
Да и примеры вдохновляющих миссий даны такие,что читать невозможно.
От смеха.
Уж прочитав миссию компании перед началом рабочего дня сборщик дрелей таааак заработает,что производительность труда скакнет аж на 25 процентов,не меньше!
Как же - он же не дрели собирает,а модернизирует Россию!
Теперь его деятельности придан высокий смысл.
Можно ли это всерьез читать взрослому человеку?
Так и хочется воскликнуть вслед за автором.
Пощадите читателя!

Генеральный директор, Владивосток
Правильные слова, что миссия, это предназначение компании. В бизнесе это значит, на что компания будет тратить деньги, когда они, деньги, на нее нападут. Наиболее легко миссия выстраивается в централизованных компаниях, где носителем миссии является один человек. Обычно достаточно несколько часов работы с человеком, что бы понять, чего он хочет в этой жизни и зачем ему потенциальные миллионы и миллиарды. Без осознания этой миссии компания в рыночных условиях обречена, войти в 97% бизнеса, которые умирают в первые три года после создания. В не рыночных она может существовать достаточно долго, и тогда иногда мы можем наблюдать процесс куража и отжига, где случайно став успешным и решив задачу с прокормом, основатель не знает, что делать с деньгами и тратит их совершенно беспредельно, удобряя казино, проституток и продавцов всякой гламурщины. Осознанная миссия позволяет четко понять свои ориентиры, она работает как маяк и дает возможность видеть границы между НУЖНО, ХОЧУ и МОГУ. У таких компаний сразу появляется четкая позиция и она совершенно спокойно отвечает ''нет'' на многие рыночные возможности заработать деньги, так как прибыль перестает быть целью, а становится лишь средством в достижении определенной личностной задачи. Прописанная миссия с одной стороны сужает поле для бизнес- маневра, но с другой стороны уменьшает затраты на разный случайный маркетинговый, кадровый и информационный шум. То есть всё бизнес окружение компании: партнеры, подрядчики, персонал, покупатели, пользователи и т.д. и т.п. сразу понимают, годится им эта компания или нет. Если сравнивать бизнес и политику, то миссия, это как избирательная программа, она отвечает на вопрос, ''Что мы будем делать, когда я стану Президентом (Мэром, Пэром, Сэром)''. Тем, кто находится в условиях конкуренции, или собирается в них работать, миссия очень нужна. Ну а тем, кто сидит на какой-то монопольной нише, миссия нужна только для понтов. Может, кто помнит слоган - ''Летайте самолетами Аэрофлота'' в государстве, где других авиакомпаний просто не было. Если нужна помощь по работе над миссией - обращайтесь. Если только Ваша компания не ориентирована на европейский рынок. Я азиат и европейскую ментальность не понимаю. У европейцев другие ценности, не поддерживаемые мной ни на бессознательном, ни на сознательном, ни на трансцендентальном уровне. А вот если будущее видится с Китаем, Японией, Корей, Гонконгом или Сингапуром - с удовольствием поработаем вместе. PS Моя миссия: Легализация культурного наследия http://www.tron.ru/ainu/айну России.
Директор по развитию, Москва
Добрый день! Спасибо за приведение в пример нашей корпорации! Кстати, 17 мая наша корпорация Эконика носит новое название - [COLOR=red=red]группа компаний Новард[/COLOR]! И это стало как раз логическим этапом формирования нашей стратегии. Некоторое время назад мы изменили нашу миссию на ту, которая фигурирует в качестве примера в этой статье, и это запустило очень большие и значимые процессы во всех компаниях холдинга! Это к вопросу о том, знают ли сотрудники и разделяют ли! Я не берусь отвечать за другие компании, но в нашей группе компаний мы делаем на знание и разделение большую ставку, так как это открывает новые огромные возможности. Благодаря такому подходу сотрудники у нас не инструмент для достижения целей, не винтик и не просто ресурс, а соратник, что позволяет создать команду, сплоченную общей идеей и замотивированную на общий результат. Это очень сильно повышает лояльность сотрудников и возможность привнести тоже что-то хорошее и значимое в этот мир. Если интересно, готова рассказать подробнее об этом! Удачи!
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Елена Комарова, Елена, за что вас так ребрендили? Новард - ну очень коряво.
Елена Комарова пишет: Это очень сильно повышает лояльность сотрудников и возможность привнести тоже что-то хорошее и значимое в этот мир. Если интересно, готова рассказать подробнее об этом!
Конечно, интересно, чем ваши призывы отличаются от Призывов ЦК КПСС к 1 Мая.
Директор по развитию, Москва

Владимир, А что Вы имели ввиду, говоря ''Новард - ну очень коряво.''? Меня удивляют люди, которые судят по верхушкам. Забавные обычно бывают обсуждения логотипов, названий, которые ведут ''Эксперты'' не пытаясь вникнуть в суть, в причины - что хотели этим донести? Или я ошибаюсь, намекая на Вас? Или корявым Вам кажется суть нашего бренда? Поясните, пож-ста, а то нет почвы для спора. Если по верхушкам, то я даже не буду пытаться что-то Вам объяснить - ведь в этом случае, на вкус и цвет товарищей нет.

Про ЦК КПСС - не возьмусь сравнивать, т.к. не застала это в сознательном возрасте. Про наш подход хочу сказать следующее - когда люди понимают и верят в продукт компании, стратегию и в свои дела, в то, что это все не ради денег для акционеров, а для блага общества, и получают доказательства этого, то не надо их пинать и тотально контролировать. Надо лишь задать направление и они подхватят это и будут развивать.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Елена Комарова пишет: Владимир, А что Вы имели ввиду, говоря ''Новард - ну очень коряво.''? Меня удивляют люди, которые судят по верхушкам.
Елена, если Вас это удивляет, то Вы поразительно девственны в брендинге. Позвольте не разъяснять Вам, поскольку предвижу бесполезный диалог. Вам самой нравится? Удачи! Меня же с профессиональной точки зрения интересовал другой вопрос - кто Вам этот блестящий бренд разработал? Но не настаиваю - понял, что коммерческая тайна :D Неудобно только за Томаса Гэда - неосторожно было с его стороны участвовать в этом. Только четырехмерием и придется прикрываться :D :D Ну а ахинея в миссии и на первой странице сайта просто анекдотичны. Для меня же хороший пример для студентов - какую чушь можно разрабатывать за серьезные деньги.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.