Меч Хатторе Ханзо

Олег Плиска

Одна из глав фильма «Убить Билла» называется «Человек с Окинавы», герой которой - суши-мастер Хатторе Ханзо, работавший в собственном небольшом заведении общепита на острове Окинава. Днем он резал суши, а по вечерам поднимался на чердак своего дома, чтобы получить эстетическое наслаждение от созерцания совершенных мечей, которые он некогда выковал.

Но дело было не только в эстетическом удовольствии - герой ощущал еще и гордость за дело своих рук, ведь его мечи стали легендой, мифом и культом у поклонников единоборств. В одном эпизоде, показывая мечи своей гостье, видно, как та медленно, с благоговейным трепетом тянется к мечу, намереваясь взять его в руки. Было понятно, что приходится иметь дело не с чем-то ординарным, а с самим совершенством. А совершенство очаровывает и оказывает сильнейшее воздействие на вовлеченных в таинство его создания.

Ленивый и нерадивый помощник суши-мастера, которому трудно даже принести клиенту заведения чай или сакэ, становится неузнаваемым, когда дело касается нового меча Мастера. Он с почтенным пиететом участвует в ритуале снятия ножен с нового меча, а затем убиранием представленного меча обратно в ножны.

Но вот какая штука. Дело всей жизни пришло в противоречие с внутренней философией Мастера, который понимал, что создает пусть и прекрасные в своем совершенстве, но орудия убийства. И он поклялся Будде больше никогда не делать мечи, после чего двадцать восемь лет не прикасался к инструментам в своей кузнице.

Героиня фильма, прилетев на Окинаву, вынуждает мастера сделать еще один меч, дабы оплатить свой долг за подготовку одного нерадивого ученика, которого звали Билл. И Мастер за месяц делает меч, который становится вершиной его искусства. И, вручая его героине, говорит: «Я завершил делать то, что поклялся 28 лет назад Будде не делать. Я снова сделал орудие убийства. И преуспел в этом. Скажу без хвастовства - это мой лучший меч. Даже если на твоем пути повстречается сам Будда - то и он будет разрублен!»

История красивая. Но, увы, не слишком правдоподобная. Меня смущает вот что. Прошло почти три десятилетия, как Хатторе Ханзо перестал делать оружие, а никто так и не смог сделать хоть что-то, приблизившееся по качеству к его мечам. И враги даже не верят героине, что у нее меч, сделанный Хатторе Ханзо. Одна из антигероинь фильма умирает после схватки со словами: «Это действительно был меч Хатторе Ханзо!» Но, к сожалению или счастью, жизнь не стоит на месте. И три десятилетия для современной металлургии - это гигантский срок, за которые появились новые, куда более прочные сплавы. Они бы попросту не позволили мечу, сделанному по старым традиционным технологиям (а катана - японский меч - является еще символом и носителем традиции) выдержать прямого столкновения с мечом, сделанном из современных сплавов. Ведь остановиться в развитии - значит проиграть! «Почивать на лаврах» можно было во времена, когда мир не менялся так стремительно. А сейчас такая остановка и самоизоляция просто недопустима.

Если, конечно, вы привыкли давать своим потребителям совершенный продукт. Мне куда ближе в этом смысле поступок лучшего повара Испании Феррана Адриа, который недавно объявил о том, что он закрывает на два года (2012 и 2013) свой ресторан El Bulli (неоднократно признававшийся лучшим рестораном мира по версии журнала Restaurant Magazine). За это время Ферран Адриа со своей многочисленной командой поваров и ученых собирается побывать в творческом отпуске, изобретая новые технологии приготовления пищи, разыскивая неожиданные сочетания и свойства продуктов.

Представьте себе - коммерческая машина, находящаяся на полном ходу (а записаться на посещение ресторана можно лишь за много месяцев!), вдруг тормозит, теряя клиентов и недополученную прибыль. Ради чего? Ради новых изысканий, ради новых открытий, ради нового поиска совершенства. Философия Мастера заставляет его сделать перерыв, чтобы стать еще совершенней.

Мне кажется, что подобную ситуацию очень точно характеризуют слова героини фильма «Доктор Хаус». Администратор клиники, где работает доктор Хаус, Лиза Кадди решается на усыновление ребенка умирающей пациентки. И в связи с этим к ней домой приходит социальный работник, чтобы проверить условия для возможного проживания ребенка. Лиза пугается - ей кажется, что несколько незначительных деталей, вроде скомканного листа бумаги, торчащего из дамской сумки, выдают беспорядок в ее огромной квартире. Но социальный работник спешит ее успокоить - условия для проживания в квартире отличные, порядок в доме почти совершенный (что говорит о ней как о добропорядочной и ответственной хозяйке!). Но Лиза огорчена. Она, рассказывая об этом случае коллеге, говорит: «Я прошла по их низким стандартам, но провалилась по своим собственным!»

Так и в бизнесе.

Нередко бывает так, что потребитель с удовольствием «съест» тот или иной продукт, который сам производитель еще считает несовершенным. И именно поэтому не стоит спрашивать своего потребителя о том, что вам делать - это вы должны вести потребителя за собой, отрываясь от конкурентов.

А у меня вопрос к вам. Каково соотношение ваших (личных) внутренних стандартов и внешних (рыночных)? Какие из них выше? Вы преданы делу постоянного совершенствования своих бизнес-процессов, своих продуктов и услуг или такая работа у вас проводится как кампания по борьбе с кризисными явлениями или в рамках месячника качества? Как далеки вы от высшего предела совершенства в вашем деле? Транслируете ли вы сотрудникам свои представления о том, насколько возможно приблизиться к совершенству и за счет чего или у вас совсем нет идей на этот счет? Если ваш бизнес-процесс или бизнес пока далеки от совершенства, то ощущаете и осознаете ли вы это? Есть ли сейчас и сегодня у ваших сотрудников повод гордиться тем, ЧТО и КАК они делают? Насколько, с вашей точки зрения, важен этот мотивирующий фактор в деятельности ваших сотрудников? Понимаете ли вы то, что совершенствование собственного бизнес-процесса или бизнеса нужно начинать не с подчиненных, а с себя - развиваетесь ли вы сами как руководитель, не остановились ли? Устанавливаете ли вы высокие стандарты для себя и для своих подчиненных или не решаетесь это делать?

Или совершенные продукты и сервис - это не из нашей жизни, а удел компаний-«небожителей», которые производят фантастически эргономичный iPod или мотоцикл «Harley-Davidson», купив который, потребитель не знает, куда его ставить - в гараж, чтобы он там хранился как транспортное средство, или же в гостиную, чтобы на него можно было любоваться как на красивую дизайнерскую вещь?

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Олег, Вы так и не поняли, что этот эпизод в картине - пародия?
Тогда попробуйте аниме - там философии еще больше :D

Президент, председатель правления, Москва
Зачем и почему – разные вопросы. Вместо предисловия. «Я по-прежнему живу среди этих странных людей. Ко мне относятся со снисходительным пренебрежением. Как к бродячей собаке или незваному гостю. Все вежливы, все улыбаются, кланяются. Но я понимаю, что эта вежливость скрывает глубокие, сильные чувства. Японцы – это очень интересные люди. Проснувшись, они тут же начинают доводить до совершенства то, чем они занимаются. Я нигде не видел подобной дисциплины. Я с удивлением узнал, что слово самурай означает ''СЛУЖИТЬ''. Их образ жизни весьма привлекательный. Всегда, есть вещи, мысли, и явления которые будут в стороне или намного выше нашего понимания. Кому, кроме Всевышнего, дано понять сущность явлений?! Из-за хаоса и невероятного тумана, робко проглядывает, не смотря на кошмар и ужас, Проблеск ожидания. Неуверенного и робкого. Из к.ф. Эдварда Цвика, ''Последний самурай''. Олег! С удовольствием прочитал Ваши размышления. Простая, на первый взгляд, тема, поднятая Вами, приведёт к расстройству большинство постсоветского предпринимательства. Какие к маме идеи совершенствования? В теме, последние двадцать лет – всласть, деньги и выживание. Ваши, Олег, вопросы, носят ярко выраженный антисоветский, обескураживающий и разоблачительный характер. Кому нужны, Vаши слезоточивые слова - бомбы психологического действия? Внутренние стандарты. Преданность. Совершенствование. Свои представления. Осознаете ли вы это? Повод гордиться. Мотивирующий фактор, и т.д. Чтобы не говорить этими словами, а думать и делать. Размышления над заданными Вами вопросами, могут привести исключительно к головным болям и нетрадиционным переживаниям. Понятия (совершенствование бизнеса и «деньги – всласть») между собой, У НАС, никак не связаны. Скорее наеборот, они противоречат друг другу. Предпоследний абзац Вашей короткой статьи, вообще!!! Ставит ужасные вопросы. Матерно посылательного характера. Вам подумают! Вы кто такой, чтобы лезть в чужую жизнь и дела со своими грязными, провокациями??? Как Вы смеете вмешиваться в чужую ложь? Бизнесмены, обычно, ничего не читают, они решают проблемы. Читают менеджеры. Но менеджеры в регламенте. Чтиво, играет с менеджерами злые шутки. Начитанные менеджеры, думают, что знают, как надо делать хорошо, но без соизволения владельцев, делать хорошо не могут. Они не принимают решений. Владельцы, советам менеджеров, чаще всего, не следуют. Менеджеров они не уважают. Владельцы знают, что менеджеры, в основном, решают свои собственные проблемы. Совершенствование бизнеса, интересует менеджера только до совещания, отката, зарплаты или нового места работы. Совершенствование от лукавого! Обязаны сказать одиозные воцерковники. Главное душа и беспокойство о ней. Но! Чем сильнее вера, тем меньше ее остается. Это просто объяснить, но трудно понять. Главное – толкования и интерпретации. Себе любимому и прочему периметру. Проблема в том, что менеджеры и владельцы бизнеса, находятся в разных упряжках. Решают разные задачи и преследуют разные цели, хотя на визитках у них, одни и те же логотипы. Ни здесь. Не сейчас. Не существует никаких причин, что бы, что-то делать хорошо, а тем более, лучше! ;)
Консультант, Москва

Александр,
что-то в Ваших словах есть!
Не по содержанию (оценил Вашу иронию!),а по эмоциональному строю.
Увы,действительно,не получается пока каменный цветок у наших бизнесменов.
И ''Мы разучились мечтать!'',как я написал когда-то в своём блоге.
Но это еще не повод бросать вёсла и не грести.
Потому что можно потерять себя...
Дело всегда не в условиях,а в том,уважаем ли мы себя (и других!).
Т.е. речь идет не о чем-то,а о культуре.
Внутренней...
И пусть другие довольствуются супом из банок.
Так что же - нам нужно перестать хотеть сочный кусок прожаренного мяса?!

Аналитик, Москва

Началось. Похоже, и вправду небеса выстраивают парад планет. Если уже и на e-xecutive появляются «Светлые»… Созидать, гармония. Такими темпами наш Великий Лозунг «Ржать, жрать, ср@ть» может поблекнуть. Страшно :)

Президент, председатель правления, Москва
Не возможно потерять веру в человечество и высшую справедливость, особенно, когда её (веры) нет.
Олег Плиска пишет: Не по содержанию (оценил Вашу иронию!),
Олег! Это действительно ирония. Горькая. Лично я, за шесть лет физтеха, два года в армии, годы юрфака, несколько лет всласти, три года МВА и двадцать лет реального бизнеса, в ex-CCCР, не встречал. Не знаю ни одного человека, который бы мыслил сопоставлениями личных (внутренних) стандартов и внешних (рыночных), преданностью постоянному совершенствованию. Возможно мне не повезло. Но был бы очень счастлив даже не познакомиться, а знать, что такие люди есть. Англоязычные отшучиваются - nobody''s perfect, русскоязычные - да пошел ты. ;) Возможно все дело в национально - этнических, религиозных, постсовковых парадигмах, а может в другом. Понять это и использовать по прямому назначению, было бы здорово! Что делать, если нет никаких наследственных и исторических генов бизнса и предпринимательства, когда самый крутуой бизнес - это всласть, где действуют особые, правила и законы. 8) Sorry, не по теме! В упомянутом вами сериале ''Доктор Хаус'', есть один парадокс. Обычно, люди попадающие в больницу к белым халатам, начинают резко выздоравливать. Зубы чудесным образом перестают болеть, давление нормализуется, кровотечения останавливаются, инфаркты проходят. В сериале, все происходит с точностью до наеборот. Может это связано с тем, что Грегори не носит халат? :)
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Александр Мизун пишет: Не знаю ни одного человека, который бы мыслил сопоставлениями личных (внутренних) стандартов и внешних (рыночных), преданностью постоянному совершенствованию. Возможно мне не повезло. Но был бы очень счастлив даже не познакомиться, а знать, что такие люди есть.
Александр, тут уже был Александр Свияш, сокрушался о том же. Может быть, вам замкнуться друг на друга?
Президент, председатель правления, Москва
Владимир Крючков пишет: Александр, тут уже был Александр Свияш, сокрушался о том же. Может быть, вам замкнуться друг на друга?
Владимир! Меня диалектика не сокрушает. Как есть - так и будет. Кто такой Свияш понятия не имею. Возможно у нас с вами разные авторитеты. Судя по тону вашего предложения, лично у вас наверное, как минимум, коммунизм в отдельно взятой квартире и вас окружают совершенные боги. :) Или вас что то сильно коробит, что вы даете такие рекомендации? ;)
Консультант, Москва

Александр,
к счастью,люди,о которых Вы говорите,есть.
По классификации профессора Пригожина,это ''созидатели''.
Их около двух процентов в предпринимательской среде.
Но еще есть ''спорстмены'',любящие дух состязательности.
А вот их уже существенно больше.
Так что не всё так безнадежно!:)
А пятый сезон ''Др.Хауз'' у нас показывать перестали в конце марта,увы.
Там,кстати,внимательный зритель найдет немало интересных управленческих решений в условиях неопределенности...

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Александр Мизун пишет: Или вас что то сильно коробит, что вы даете такие рекомендации?
Знал бы Александр с 8-миллионными тиражами своих книг, что рекомендация познакомиться с его трудами будет воспринята как оскорбление :D
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Александр Мизун пишет: несколько лет всласти
Везет же людям :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.