Как найти и вырастить лидеров внутри компании: 5 шагов

Мое твердое убеждение: один из ключевых компонентов успешного развития организации – поиск потенциальных лидеров среди своих же сотрудников. «Свои люди» хорошо разбираются в процессах и системах, которые уже существуют. Они также осведомлены о сильных сторонах организации и, что более важно, о тех сторонах, что требуют улучшения. Это позволяет им принимать более эффективные и обоснованные решения, ориентированные на рост. Кроме того, развитие кадрового резерва внутри компании способствует повышению мотивации сотрудников и усилению HR-бренда.

Мне попадалась формула, что для достижения максимальной эффективности в кадровых перестановках практически на любых уровнях компании, кроме разве что отдела продаж, где постоянно идет большой найм, наилучшим образом было бы, если 80% всех открытых вакансий заполнялись через повышение талантливых работников внутри организации, а оставшиеся 20% — через привлечение новых кадров. Подобный баланс позволяет сохранять корпоративные ценности и знания, одновременно обеспечивая поток новых идей.

Однако, когда мы говорим о «резервистах», то отдаем себе отчет, что далеко не каждый рядовой готов стать генералом.

1. Активное наблюдение

Первым шагом в поиске лидеров внутри компании я могу назвать активное наблюдение за сотрудниками. Обращаю внимание на тех, кто проявляет инициативу, решительность. Какие-то моменты и ситуации мы проигрываем на командном обучении. Что-то становится видно на специальном тестировании по MBTI, о котором я уже рассказывала.

Из «присмотренных» сотрудников формируется «пул талантов», или так называемые сотрудники с высоким потенциалом (HiPo). И тут важно не упустить инициативу. Если попадание в резерв на протяжении нескольких лет не приводит ни к чему, это попросту приводит к уходу талантов к другим работодателям. И это негативный сценарий.

2. Выделение лидерских качеств

Проактивная позиция, коммуникационные навыки, легкая адаптивность к изменениям – все это качества, необходимые потенциальному лидеру.

Все, наверняка, слышали, как важно для лидеров демонстрировать самосознание, эмоциональный интеллект, вовлеченность, внимательность, сопереживание, социальный интеллект и гибкость в обучении. Последнее дает им возможность постоянно наращивать и обновлять свои компетенции.

Важно понимать, что, повышая кого-то, кто руководит только после напоминания и не стремится к самосовершенствованию, я настраиваю себя на то, что мне придется часто в буквальном смысле держать его за руку. Тот, кто действительно является лидером, не должен нуждаться в моих понуканиях. Увы, иногда мы строим из себя микроменеджеров, которыми никогда не собирались быть, просто продвигая не тех людей.

Вот почему для выявления лидеров необходимо давать сотрудникам возможность брать на себя ответственность еще до повышения. Это не только позволяет им развивать навыки управления, но и дает мне понимание об их способностях к лидерству.

3. Индивидуальный план развития

Развитие — естественный процесс, который заложен в человеке природой. Но лидеры должны и способны планировать развитие своих сотрудников, не полагаясь на случай. Чтобы талантливые сотрудники не застаивались на своих должностях (или, что еще хуже, не уходили с них), мы предоставляем им возможности для роста, чтобы однажды они могли занять руководящие должности. Не устану повторять: сотрудники - серьезный актив организации, поэтому не скупитесь и инвестируйте в них.

Текущий индивидуальный план развития (ИПР) составляется в нашей компании на полгода. Дважды в год мы проводим промежуточные оценки его выполнения. В рамках этих оценок я получаю данные о показателях эффективности и оценку компетенций наших сотрудников, измеряю их прогресс. Эта информация предоставляется HR-специалистами и наставниками, а также собирается в ходе моих личных встреч с каждым сотрудником, где я получаю обратную связь и учитываю их пожелания.

Часто в процессе этих встреч мы обнаруживаем необходимость в корректировке ИПР. Например, если сотрудник меняет свое видение целей или сталкивается с трудностями в обучении, мы готовы адаптировать план под новые условия.

Нередко бывает, что мы ранее видели потенциал сотрудника в роли руководителя, но в процессе развития выясняется, что он предпочел бы сохранить баланс между работой и личной жизнью, уделяя больше времени семье. Или наоборот, сотрудник готов более интенсивно учиться, так как нацелен на карьерный рост. Наша система гибка и адаптируется под потребности и амбиции каждого сотрудника, чтобы обеспечить максимальное удовлетворение и эффективность в развитии.

4. Менторство и поддержка

Система наставничества – то, что определенно хорошо развито в нашей компании. Мы всегда заботимся о том, чтобы создавать некий мост, опорную среду между новыми и опытными лидерами. Наши сотрудники приучены делиться опытом, работать с новичками. Кстати, есть исследования о том, что подобный стиль управления максимально откликается «зумерам» – набирающей массу «прослойке» рабочей силы.

Хочу отметить, что формирование кадрового резерва оправдано и с той точки зрения, что стороннее закрытие вакансии обходится, как минимум, в пять раз дороже, чем подготовка сотрудника внутри компании. А потраченные ресурсы не всегда оправдывают себя. Учитывая специфику и научную направленность нашей деятельности, мы часто сталкиваемся с тем, что кадров с подходящей квалификацией на рынке попросту нет, а предыдущий опыт работы не всегда применим в нашей компании.

Так как у нас медицинский рынок, то, например, менеджерам по продажам для входа в должность необходимо освоить медицинской продукт и быть готовыми к встречам с врачами и руководителями клиник. Для этого у нас введена должность медицинского советника, который обучает продукту. Кроме этого у нас есть «играющие тренеры» – они учат новичков в полях, на практике.

И, опять же, могу отметить следующий момент. Появление нового руководителя нередко вызывает напряжение в коллективе. Когда вы уже знакомы с человеком, у вас есть уверенность в том, что вы можете обратиться к нему за советом или просто поделиться своими заботами, если вы переживаете трудности. Однако, когда в команду приходит «новичок», вы не знаете, какой у него стиль управления и как он реагирует на предложения, просьбы или возражения. Как правило, сотрудники не сразу готовы на открытый диалог с новым руководителем.

5. Движение по горизонтали

В нашей компании уделяется внимание не только вертикальному, но и горизонтальному перемещению сотрудников. Мы часто наблюдаем, как в больших корпорациях неэффективные связи между уровнями руководства приводят к тому, что создаются новые должности, а затем ищут подходящих кандидатов для них.

В нашей ситуации мы идем в обратную сторону: если мы видим, что талантливый сотрудник достиг предела в своей текущей должности, мы исследуем, какие новые навыки и уровни он может освоить и какую новую должность он может занять. Возможно изменение территорий влияния или перевод на организаторскую деятельность. Важно, чтобы этот процесс начинался с анализа мотивации сотрудника. Только в этом случае дополнительное обучение будет восприниматься им как возможность для роста, а не как обязательство.

Кроме того, внедрение системы периодической ротации сотрудников оказывает значительную помощь в предотвращении выгорания. Конечно, мы не предложим кандидату медицинских наук попробовать свои силы в логистике. Однако, скажем, консультант в отделе разработок может попробовать себя как организатор профильных мероприятий и т.д.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

А ещё  в нашем управленческом менталитете есть другой способ - чмырить потенциального лидера, чтобы не перерос начальника. Никогда такой способ не рассматривали ?

Researcher, Москва
Александр Сейнов пишет:
А ещё  в нашем управленческом менталитете есть другой способ - чмырить потенциального лидера, чтобы не перерос начальника.

Нормальный лидер НЕ даст себя чмырить. Схавает с потрохами чмырителя, смешает его с г-ном и выбрасит как отработанный шлак.
Но сначала, конечно, поговорит с ним и даст ему шанс.

Управляющий директор

Хорошая статья. К сказанному, мог бы добавить свои наработки о лидерстве. Врзможно, Вам пригодятся... Часть. 

Лидерство и влияние. Общее. Лестница в небо!

Аркадий Теплухин
«Руководство сводится к распределению ресурсов для выполнения задач. Лидерство сосредотачивает внимание на людях. Мое определение лидера: это человек, который помогает другим добиться успеха». Кэрол Бартц,Yahoo!
Лестница ЛИДЕРА!
Основные навыки (ступени лестницы) лидера:
1. Поменяй зрение на лидерское мировоззрение.
2. Лидер – это источник изменений. Для него формула: «Если не сломано, не трогай», противна и опасна. Он мастер изменений! И мастер управления изменениями.
3. Лидер - источник благодарности. «Когда испытываешь благодарность, обретаешь величие, а потому и привлекаешь к себе великие вещи».
4. Лидерство и менеджмент – не близнецы братья!
Менеджеры решают проблемы и принимают решения. Если ты лидер, то твоя задача учить людей и команду решать проблемы и принимать решения, а затем отойти и наблюдать за действом решения проблем и/или задач.
5. Успешный лидер знает то, чего не знают остальные люди. Он живет по законам успеха. Законов немного, но если их не принимать во внимание, то и успех пролетает мимо, как фанера над Парижем.
6. Энтузиазм.
«Уолтер Крайслер, когда его спросили о секрете успеха, перечислил много качеств, таких как способность, трудолюбие, энергичность, но в конце добавил, что настоящий успех заключается в энтузиазме.
7. Риск. Люди дела, Предприниматели и Лидеры больше всего жалеют не о том, что много рисковали, а о том, что рисковали недостаточно и не использовали все возможности, которые предоставлялись жизнью.
8. Превзойти себя. Это главное!
Самодисциплина твой конек. Без нее, в этой жизни, далеко не продвинешься. Руководи собой. Владей собой. Без внутренней работы не бывает успеха.
9. Какой лидер не любит историй... Истории - это инструмент ВЛИЯНИЯ! Играют Большую роль в продажах. Вырабатывают окситоцин - гормон, связанный с доверием.
10. Лидер - мастер управления энергией! Как своей, так и других людей. А чтобы управлять, необходимо Видеть, как управлять, кем и чем?
11. Успех – это ответственность, возведенная в третью степень! А Лидер – создатель своей ответственности и внедрении ее в свою ежедневную практику. «Цель величия – ответственность», говаривал У. Черчиль.
12. Начни что - то ждать и время замедлится, перестань ждать, и время опять весело побежит.
Лидеры, которые ведут журнал своего рабочего времени и анализируют его, могут видеть - есть ли у них время для выполнения важнейших дел. Делая то же самое, ты точно определишь объем своего личного времени.
13. Позитив – друг лидера!
Позитивная установка есть далеко не у каждого человека.
Многие даже не знают что это такое, подразумевая под установкой чувства и настроение. Но это не полное определение.
14. Сотрудники , инновации, цифровизация и культура компании – головная боль для лидера.
Без инноваций любая компания становится однодневкой. Успешные компании «стоят» на инновациях.
15. Вы лидер. И ваша задача - вызывать доверие. У всех!
Если тебе доверяют, значит:
Будут покупать у тебя.
Слушать тебя и следовать твоим рекомендациям.
16. Тебе придется управлять двумя видами интеллекта. А именно – Эмоциональным EQ и Социальным SQ. А это и есть управление своей энергией и энергией людей, с которыми ты сотрудничаешь и работаешь.
17. Не любишь меняться, не станешь лидером…
Любой бизнес развивается в условиях неопределенности. И это понятно любому лидеру - будущее определенно в том, что оно будет развиваться неопределенно. По – этому, твоя задача, как лидера, состоит в умении работать с этой неопределенностью, с ее уровнями.
 Всего  46
Генеральный директор, Санкт-Петербург

находить и выращивать лидеров могут только в лидирующих (не более 1%) Компаниях...

Руководитель, Екатеринбург
Павел Кузовников пишет:

находить и выращивать лидеров могут только в лидирующих (не более 1%) Компаниях...

Не совсем согласен. Определяющим является отношение ко взращиванию внутри компании и отдельных руководителей, которые мыслят несколько иными категориями нежели перерастёт/подсидит и т.д. А у лидириющих компаний это просто одна из необходимостей, чтобы оставаться лидером.

Директор по развитию, Псков

Лидера искать не нужно,он сам себя проявит, на то, он и лидер!

Если его запрессовали,он лидером быть не может по определению.

Начальник участка, Москва

Проблема лидерства это попытка сделать лидерами лояльных (удобных) людей. Как только возникает понимание что лидерство это мандат доверия снизу тогда их всех сразу видно и они уже выращенные.

А пока есть иллюзии "щас воспитаем лидера безопасного, удобного, заискивающего и люди пойдут за ним как бараны за козлом на бойню" результата не будет.

Консультант, Нижний Новгород
Алексей Уланов пишет:

Проблема лидерства это попытка сделать лидерами лояльных (удобных) людей. Как только возникает понимание что лидерство это мандат доверия снизу тогда их всех сразу видно и они уже выращенные.

Вот истину глаголите, Алексей! Согласна

Будет человек лидером или нет, в первую очередь зависит от того, есть ли  у него последователи и считают ли  они о его лидером. И успех лидера чаще зависит от переменных, таких как  ценности и мировоззрения фолловеров) и др. а не от

 

Проактивная позиция, коммуникационные навыки, легкая адаптивность к изменениям – все это качества, необходимые потенциальному лидеру.

   

 

Менеджер, Краснодар

Даже не знаю куда пристроить неформального лидера. Связан штатным расписанием (куда его проистроить, кого заменить) и задачей зарабатывать деньги потратив не больше положенного (бюджет). Масштаб деятельности: завод, 200 чел персонала.

Или это для холдингов, а не для БЕ, воспитание лидеров? 

Финансовый контролер, Санкт-Петербург

двигаются угодные и глупее начальника. Главный критерий обилие слюны и готовность в любой момент лизать зад вышестоящему.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.