Почему нельзя делегировать похвалу и наказание: советы по мотивации сотрудников

Как уже стало очевидно бизнесу, основным активом любой компании являются сотрудники и, главное, команда, как наиболее эффективная форма взаимодействия сотрудников.

Совсем недавно я общался с руководством одной российской компании, которая производит корма для животных. Бизнес готов развиваться. Сейчас они занимаются поиском производственников, поскольку хотят развивать дополнительные мощности.

Шанс стать больше у российских компаний появился, но при этом многие из них, понимая, как развивать производство, не всегда понимают, как работать с персоналом, с командами, чтобы это развитие бизнеса реально произошло.

Российский бизнес умеет организовывать закупки, поставки, умеет делать отличные маркетинговые стратегии по привлечению клиентов на уровне лучших мировых практик, и я даже уверен, что получится развить производство, ведь опыт западного бизнеса мы научились хорошо адаптировать.

Но все, что касается работы с командой и управлением, к сожалению, часто внедряется не так быстро и качественно, как хотелось бы. А ведь именно сейчас будет необходимость развития количества и качества команд российского бизнеса, чтобы успеть воспользоваться нынешними временными преимуществами.

Тот, кто научится формировать и правильно мотивировать – управлять своими командами, тот и выиграет в бизнесе, а значит, выиграет и на рынке.

Мотивация – это не часть управления, как думают некоторые руководители, мотивация – это и есть суть управления. По тому, насколько правильно и эффективно выстроена система мотивации, можно судить о качестве управления в бизнесе. Тот, кто не умеет мотивировать, не умеет и управлять.

Почему нельзя делегировать похвалу и наказание

Любую команду формирует руководитель, и именно выбранная руководителем система мотивации формирует ту команду, которая есть в компании.

Проблема российского бизнеса в том, что у руководителей часто нет правильного понимания системы мотивации, а также значимости материальной и нематериальной мотивации, и главное, нет понимания, как эти две мотивации влияют на эффективность команды.

Поэтому, прежде чем предлагать систему мотивации для команд, необходимо определить, что такое мотивация и какую роль она играет в управлении, а также, что такое материальная и нематериальная мотивация, и почему деньги как материальная мотивация не работают на повышение эффективности сотрудников и команды, а работают деньги только в значении нематериальной мотивации, как бы это странно ни казалось.

Итак, начнем с управления и роли мотивации в нем. Любая команда бизнеса – это иерархия, потому что именно так существуют все биологические системы и человек тут не исключение. А основа иерархии – это четкое понимание всеми ее частями, кто и какое место в ней занимает, и главное, понимание того, кто находится на ее вершине.

Участники иерархии понимают, что руководитель является руководителем по двум его действиям: он или хвалит, или наказывает. Именно похвала и наказание и есть основа любой мотивации, и именно поэтому, если руководитель не проявляет эти два действия, то он просто перестает быть руководителем для этой иерархии, а значит и для команды.

Мотивация – это и есть управление, именно через мотивацию команда понимает, кто является ее руководителем. В связи с этим похвалу и наказание руководитель никогда не должен делегировать.

Основная ошибка российских руководителей

Теперь необходимо разобраться в основной ошибке российских руководителей, в их любви к наказанию и невниманию к поощрению. Для этого обратимся к поведенческой психологии – бихевиоризму.

Мотивация – это, по сути, подкрепление того поведения сотрудников, которое хочет развить у них руководитель. Это не манипуляция ни в коем случае, манипуляция вообще запрещена в управлении, поскольку приводит к разрушению доверия. В данном случае речь идет о влиянии на поведение другого человека, а не о его подавлении.

Подкрепление бывает двух видов: положительное – похвала, и отрицательное – наказание. И у них совершенно разная роль и значение в формировании требуемого поведения, о чем важно помнить руководителям, которые с помощью наказания, штрафов, то есть отрицательного подкрепления пытаются сформировать требуемое поведение сотрудников, что в принципе невозможно.

Положительное подкрепление – похвала – и тут совершенно не важно, в чем она выражается, в материальном или нематериальном поощрении, действует на центр удовольствия человека, и у него формируется условный рефлекс, что именно за это поведение он получает удовольствие. Следовательно, чтобы опять испытать приятные эмоции он повторяет то поведение, за которое получил поощрение.

Таким образом, положительное подкрепление стимулирует повторять поведение, которое руководитель считает эффективным. Именно поэтому, если руководитель хочет сформировать у своих сотрудников и команды, то или иное поведение, он должен за него поощрять.

Отрицательное подкрепление – любое наказание, критика, штраф – выполняют противоположную положительному подкреплению роль, оно связано с неприятными ощущениями и их смысл блокировать неправильное поведение. Отрицательное подкрепление, в отличие от положительного, не показывает, что делать, а показывает, чего не надо делать, в нем нет развивающего эффекта, есть только ограничение и ничего более.

Именно поэтому такая развитая у многих российских компаний система штрафов, ничего кроме демотивации не вызывает, поскольку не только не развивает эффективного поведения, но и рождает пассивность и безынициативность сотрудников и команд в целом.

При этом важно, чтобы в компании были границы, а для этого нужно уметь работать с отрицательным подкреплением. Необходимость его применения должна быть лишь сигналом руководителю, что в команде есть проблема.

Наиболее частой формой отрицательного подкрепления в российских компаниях является штраф, который как считают руководители, должен заставить сотрудников работать лучше. А это, прежде всего, сигнал руководителю, что сотрудник или не понимает своих обязанностей (тогда его нужно обучить), или он не принимает эти правила в принципе (тогда возникает вопрос, а может быть необходимо расстаться с таким сотрудником). То есть сам факт штрафа – это сигнал не столько для сотрудника, это сигнал для руководителя, что в команде есть или необученный, или нелояльный сотрудник.

Но наши руководители почему-то решают, что разработанная и развитая система штрафов создаст условия для эффективной работы сотрудников и команды. При этом очень любят оправдывать это тем, что в России какой-то особенный менталитет, и без унижения, наказания они не могут работать.

Оптимально разработанная система мотивации должна включать большую часть, основанную на положительном подкреплении, и обязательно небольшую, но известную и понятную всем сотрудникам систему отрицательного подкрепления, которая позволяет понимать, что можно, а чего нельзя делать в компании, и одновременно это служит сигнальной системой для руководителя, что в команде возникают проблемы, на которые необходимо обратить внимание. Таким образом, в системе мотивации важно грамотное соотношение положительного и отрицательного подкрепления.

Как мотивация связана с потребностями сотрудников

Теперь давайте разберемся в том, как необходимо построить систему положительного подкрепления, чтобы она развивала сотрудников и команду в целом.

И тут мы должны обратиться к пирамиде потребностей Маслоу, потому что именно с ее помощью лучше всего можно понять действие материальной и нематериальной мотивации.

В человеке есть биологическая и социальная часть. Биологическая часть ответственна за выживание человека как биологического вида и не имеет отношения к его социальной и профессиональной реализации, но при этом она является базой для этой реализации. К этой части потребностей относятся первые три: физиологические, безопасность и принадлежность к группе.

Тут важно отметить, что эти три потребности являются базовыми, и только удовлетворив их, сотрудник и команда могут переходить к реализации более высоких потребностей, которые как раз отвечают за профессиональную реализацию и эффективность сотрудников и команды, поэтому экономия на базовых потребностях блокирует развитие более высоких потребностей.

Эти три базовые потребности удовлетворяются в основном с помощью материальной мотивации. Перечислим факторы материальной и нематериальной мотивации, которые относятся к этим трем базовым потребностям:

  1. Физиологическая потребность – наличие комфортных условий работы; наличие места отдыха и приема пищи; график работы, позволяющий восстанавливаться после работы; зарплата, позволяющая удовлетворять физиологические потребности.
  2. Безопасность – предсказуемая занятость; регулярность выплаты зарплаты; зарплата должна обеспечивать ощущение безопасности; обучение сотрудника; отсутствие штрафов, как способа управления; четкие должностные инструкции; соцпакет; регулярная информация от руководства о ситуации в компании и места компании на рынке.
  3. Принадлежность к группе – к этой потребности относится ощущение у сотрудников, что они одна команда и это ощущение должно быть реально, а не только на словах руководства. Удовлетворяют эту потребность следующие факторы: наличие дресс-кода или формы у сотрудников, выделяющих их среди других компаний; совместный отдых и корпоративы; совместное участие в благотворительных или спортивных мероприятиях; отбор сотрудников по ценностям, на основании миссии компании.

Эти три базовые потребности наиболее затратны для бизнеса и, к сожалению, часто бизнес экономит на финансах, что оказывает негативное влияние на уровень удовлетворенности у сотрудников, и это не позволяет в полной мере перейти им к реализации своих высших профессиональных потребностей, а значит и снижает уровень эффективности как отдельного сотрудника, так и всей команды.

Существуют две высшие потребности: уважение и самореализация. Это относится к социальной части человека, именно они отвечают за профессиональную реализацию и эффективность сотрудников и команды.

И как это ни удивительно, принося максимальную материальную выгоду для бизнеса, эти потребности удовлетворяются в большей степени через нематериальную мотивацию. Тут даже материальный фактор работает только тогда, когда он имеет нематериальное обоснование. Деньги вообще работают как мотиватор эффективности сотрудника только тогда, когда они касаются его высших потребностей уважения и самореализации.

Тут важно отметить, что если материальные потребности дает компания, и руководитель часто не всегда может на них влиять, то на нематериальную мотивацию руководитель влияет всегда, и именно в умении эффективно работать с нематериальной мотивацией определяется эффективность руководителя.

Итак, что конкретно относится к факторам, удовлетворяющим высшие потребности сотрудника.

  • Потребность в уважении – это, прежде всего, уровень зарплаты, и деньги тут не цель, а отражение значимости сотрудника, именно поэтому опытные компетентные сотрудники хотят получать больше. Также премия служит выражением значимости сотрудника, и тут важно, чтобы она сочеталась с нематериальным поощрением: приказ, доска почета, устная благодарность руководства при всем коллективе. Маленькая премия или премия без общественного признания не удовлетворяет потребность в уважении.
  • Участие сотрудника в обсуждении проблем в компании; право высказывать свое мнение по вопросам, касающимся деятельности сотрудника; похвала руководителя; возможность самостоятельного принятия решения в рамках своих должностных инструкций. Кстати, сейчас в сетях все больше дается возможность руководству магазина и команды принимать решения по ассортименту, что как раз повышает вовлеченность и лояльность сотрудников в деятельность компании за счет признания значимости сотрудников.
  • Потребность в самореализации – самая маржинальная в плане эффективности сотрудников и команды, практически полностью основана на нематериальной составляющей мотивации.
    Сюда относятся: уровень сложности задач; уровень возможности принятия решения; возможность выполнения новых функций в команде, например, стать наставником для новых сотрудников; возможность развития себя как специалиста, то есть горизонтальное развитие. А также возможность вертикального развития в команде. Возможность проходить дополнительное обучение, при этом возможен вариант как за счет работодателя, так и за свой счет.

Таким образом, для руководителя команды важно понимать, что любая мотивация в команде должна быть основана на следующих важных моментах.

  1. Осознание, что наиболее эффективной формой мотивации сотрудников и команды является положительное подкрепление.
  2. Отрицательное подкрепление — это не способ управления, а лишь форма определения границ необходимого поведения, а значит не может быть основой мотивации. Штраф – это сигнал для руководителя о проблеме в команде, а не основа управления, а значит должен быть редкостью.
  3. Для эффективного развития компетенций сотрудников, а значит эффективности команды, должны быть удовлетворены базовые потребности сотрудников: физиологические, безопасность, принадлежность к группе. И экономить на них нельзя, поскольку без удовлетворения этих потребностей невозможна профессиональная реализация сотрудников и команды.
  4. Высшие потребности в уважении и самореализации сотрудников и команды – это то, что отвечает за профессиональную реализацию и эффективность сотрудников команды, находится полностью в зоне ответственности руководителя, поскольку не требует материальной мотивации и удовлетворяется нематериальной.
  5. Система мотивации команды – это живой механизм, и очень важно вовлекать сотрудников в развитие и совершенствование его, поэтому руководителю очень важно находиться в постоянном контакте с командой, чтобы оперативно реагировать на изменение ситуации в команде, особенно в условиях меняющегося рынка и роста компании. У каждой команды должна быть понятная прозрачная система мотивации, по которой команда понимает принципы деятельности бизнеса и роль каждого в нем.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Ну, наконец-то -- это долгожданная 29-я публикация гуру :)
Надеюсь, не последняя перед летней стагнацией.

Начальник участка, Москва
Сергей Средний пишет:

Ну наконец-то.

Я проспорил Сергею бутылку Вина. Он предсказывал что Михаил обязательно опубликуется в апреле. Согласно синему графику. Против науки и цифер не попрешь.

Researcher, Москва
Алексей Уланов пишет:
Я проспорил Сергею бутылку Вина.

Шутишь?
До летней стагнации гуру еще примерно 65 дней.


Думаю, что Михаил вполне успеет еще одну публикацию сделать -- 30-ю, юбилейную. Прежде, чем уйдет в летний сон.

Сергей Средний пишет:
Я бы оценил шансы получить от вас здесь до летней стагнации количество публикаций с такими шансами:
0 -- 15%
1 -- 50%
2 -- 30%
3+ -- 5%

И, я думаю, что как обычно тут щас набежит километр комментов от фан-клуба :)

Аналитик, Москва

"Мотивация - это не часть управления, мотивация - это и есть суть управления."(с)

"Мотивация - это и есть управление, именно через мотивацию команда понимает, кто является ее руководителем."(с)

Эти слова нужно в рамку и на стенку в каждый кабинет мало-мальского руководителя страны.

 

Researcher, Москва
Константин Комшуков пишет:
"Мотивация - это не часть управления, мотивация - это и есть суть управления."(с)
"Мотивация - это и есть управление, именно через мотивацию команда понимает, кто является ее руководителем."(с)

Если бы кроме мотивации в управлении больше ничего не было, то можно было бы согласиться с этими словами.
Но покуда в управлении кроме мотивации (побуждения людей к выполнению задач) еще много всего, то мотивационное стимулирование -- это именно что часть управления.

Что же еще есть в управлении кроме мотивации?
Анализ, планирование, выработка и принятие решений, например.
И, если анализ еще как-то можно делегировать и все свести к мотивации того, кто этим занимается (и то с оговорками). То планирование -- не особо, так как планы должны отражать прямо или косвенно политическую волю владельца бизнеса. Которая не обязательно предопределена на 100 лет вперед и может меняться.
Да и принятие решений, особенно ключевых и/или стратегических -- уж точно нет.
Система открытая по определению, то есть зависима от владельца по любому и это по меньшей мере.
Значит, мотивация это лишь часть управления. И даже скажу, что не главная, хотя безусловно -- очень важная.
Главная -- это выработка и принятие ключевых решений, направленных на развитие бизнеса в интересах собственника. И не все решения можно отдать на откуп команде.

По мне так мотивация -- это набор технических инструментов побуждения и стимулирования других участников системы действовать в интересах системы.
Сводить к которым всю суть менеджмента -- мягко говоря не дальновидно.

Представим ситуацию, когда топ-менеджер, непосредственно взаимодействующий с собственником и компанией -- выдохся, вышел на свой апогей, достиг некоторого насыщения.
Стимулируй/не стимулируй, кнутом/пряником -- не в коня корм.
Нужно обновлять кровь. И это решение за собственником.
Его некому делегировать.
Это пример того, что управление сводится далеко не только к мотивации.

И нет, я не шучу. Просьба не задавать мне этот глупый вопрос.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Константин Комшуков пишет:
"Мотивация - это не часть управления, мотивация - это и есть суть управления."(с)
"Мотивация - это и есть управление, именно через мотивацию команда понимает, кто является ее руководителем."(с)

Если бы кроме мотивации в управлении больше ничего не было, то можно было бы согласиться с этими словами.
Но покуда в управлении кроме мотивации (побуждения людей к выполнению задач) еще много всего, то это именно что часть управления.

А что еще есть в управлении?
Анализ, планирование, выработка и принятие решений, например.

Вы шутите или на полном серьезе? Интересно, на каких предприятиях Вы работали? Хотя бы отрасли можете назвать?

Начальник участка, Москва

Константин существует наука об управлении - общая теория управления - предметом которой является разбор механизмов управления людьми, коллективом, социумом в целом. 
С классическим взглядом на вопрос спорный можно ознакомиться по ссылке

Мотивирование и стимулирование это кусочек большого механизма и рассматривать их в отрыве от целого глупо. Более того во внешней мотивации и стимуляции нуждаются эмоционально зависимые люди у которых собственного эмоционального пороха и драйва не хватает. Таким людям нужны внешние вдохновители: алкоголь, наркотики, мотивационные коучи и пр. Такова особенность биохимии их нейромедиаторов.

К механизмам управления относятся и ресурсное обеспечивание, конкретных людей, функций, направлений. Вы же понимаете что без денег или нужных ресурсов работать ничего не будет. К ним же относиться информационное обеспечение: без нужной информации, технологий, информационных систем, алгоритмов и ПО, работать сложно, а иногда и не возможно. 

Ну и отвергать классический управленческий цикл: анализ ситуации-выработка и принятие решений (планирование) - обеспечение решений - производство решений, работ, мер - контроль результатов. Это основополагающие знания, первичные об управлении. А вот мотивация и стимулирование это частный элемент управления живыми организмами: мухами, конями, ослами и тд. Но и он не отменяет все вышеперечисленное.

Если бы мы хотя бы азбуку управления знали мы бы увидели какую галиматью нам загоняют с серьезным видом всякие гуру.

Researcher, Москва
Константин Комшуков пишет:
Интересно, на каких предприятиях Вы работали? Хотя бы отрасли можете назвать? 

Дело в том, любая система корпоративного управления вне зависимости от отрасли и предприятия всегда пронизана вертикальными обратными связями, о которых все здесь почему-то забыли.

Хороший (!) сотрудник, приходя на работу, всегда задаст своему руководителю ключевой вопрос:
1) По каким вопросам я могу принимать решения самостоятельно и лишь уведомлять вас о них?
2) И по каким я должен спрашивать у вас разрешения?

И у хорошего (!) руководителя 2)-е множество никогда не бывает пустым. Потому, что мир переменчив, а бизнес и компания — это живой организм, и всегда будут возникать не отрегулированные и чувствительные ситуации, с которыми нужно разбираться.

И, если отдать на откуп (делегировать) своим подчиненным все, оставив на себе лишь разработку KPI и оценку сотрудников, то скорее рано, чем поздно вы окажитесь в ситуации, когда ваши подчиненные очень старались, но не смогли или натворили дел. И тогда вам придется затыкать своей задницей дыры в их работе, чтобы уже ваше руководство не поставило вам банан за качество вашего менеджмента, который свелся лишь к делегированию и мотивации.

Да, наличие таких вертикальных обратных связей размывает ответственность за выполнение работы между подчиненными и вами.
И добавляет вам именно той важной работы, о которой я сказал выше -- принятие решений.

Поэтому далеко не весь менеджмент сводится к делегированию и мотивации.
Главная задача менеджмента -- это отделять зерна от плевел (балансировать между доверием и контролем) и выбирать (вырабатывать и принимать) решения в соответствии с динамично меняющимися условиями среды (рынка в первую очередь).
А делегирование и мотивация -- это технические вопросы. Важные, но не единственные и даже не главные в менеджменте.

Константин Комшуков пишет:
Вы шутите или на полном серьезе?

Не шучу. А вы?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

большинство руководителей (не только российских) не являются членами команды в своих компаниях, они выполняют роль "контролёров и надзерателей" - это и есть их главная ошибка...

Руководитель проекта, Москва
Павел Кузовников пишет:

большинство руководителей (не только российских) не являются членами команды в своих компаниях, они выполняют роль "контролёров и надзерателей" - это и есть их главная ошибка...

Павел, к сожалению, как Вы правы. И при этом это часто такая защита от своей команды, руководитель реально боится взаимодействия со своими коллегами закрываясь в образе "надзирателя".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.