Как использовать индикатор ESG для оценки эффективности бизнеса

Появление такого индикатора как ESG (Environmental, Social, Governance) в бизнесе восприняли как что-то про экологию и соцпакет. А зря, ведь эти показатели дают возможность определить управленческий уровень бизнеса, от которого и зависит устойчивость.

В менеджменте существует модель «Ситуационного лидерства», которая может объективно оценить эффективность стиля управления, а вот при оценке эффективности бизнеса такой четкой модели до недавних пор не было. Прежние попытки ориентироваться на финансовые индикаторы в виде прибыльности или капитализации на рынке носили часто спекулятивный характер. Перед продажей или выходом на биржу компании просто накачивали кредитами, что было характерно для финансовых организаций, или дебиторской задолженностью, чтобы показать впечатляющие результаты продаж и охват рынка.

Но даже без этих хитрых схем финансовые показатели бизнеса могут продемонстрировать лишь следствие деятельности компании, а не вскрыть способы их достижения. Они не давали понимания, как устроена компания изнутри, какие есть риски и каких долгосрочных результатов можно ожидать.

Появление индикатора ESG позволило увидеть бизнес-процессы компании и выявить ключевые характеристики, важные для понимания, что и как происходит в организации, как это отразится на перспективе ее деятельности, а также объективно оценить возможные риски этого бизнеса.

Даже на ПМЭФ в этом году, в рамках общей тенденции импортозамещения, был представлен российский аналог ESG – ЭКГ (Экология. Кадры. Государство), который, по словам разработчиков, лучше учитывает национальные особенности. А это значит, что даже государство понимает важность этого индикатора.

Однако недавно я был удивлен заявлением одного известного экономиста о том, что ESG специально придумали капиталисты развитых стран, чтобы снизить конкурентоспособность бизнеса развивающихся или неразвитых стран в глазах инвесторов, и что высокий уровень ESG должен быть у бизнеса развитых стран по определению. Хотя это совершенно не так.

Важно отметить, что индикатор ESG изначально был разработан для инвесторов, для тех, кто считает прибыль. Казалось бы, они не должны беспокоиться вопросами экологии, корпоративных соцпакетов и другими, не связанными с прибылью вещами, но грамотные инвесторы понимают, что как раз эти моменты и влияют на долгосрочную прибыльность, потому что показывают зрелость бизнеса и выстроенность его бизнес-процессов.

ESG – это про долгосрочную прибыль, а не про формальные показатели, поэтому и относиться к оценке этих показателей надо серьезно. Greenwashing тут точно не сработает, о чем забывают иногда в российских компаниях.

Поскольку ESG или его аналог ЭКГ уже стал реальностью бизнеса, давайте разберемся, как пользоваться этим инструментом. Отметим, что означает каждый из трех индикаторов и на что указывает в бизнесе для внешнего инвестора и наблюдателя.

E – environmental/environment

Этот индикатор перевели как «Экология», но рассматривать его только как влияние бизнеса на экологию и окружающую среду было бы неверно. Этот критерий не про очистные сооружения и углеродный след, это про готовность бизнеса меняться, вкладывать в стратегию и верно учитывать потребительские тренды.

Еще одно значение слова environment, который используют наряду с environmental, в индикаторе ESG – это «среда», «окружение» или способность бизнеса выстраивать отношения с внешним миром и формировать нетоксичную среду как внутри, так и снаружи.

Инвесторы, которые используют ESG-рейтинги, думают прежде всего о прибыльности своих вложений, а значит, индикатор E для них про финансы, а не про экологию.

Если бизнес занимается вопросами снижения рисков экологических последствий своей деятельности, то это говорит, что:

  • У компании есть средства на эту деятельность. Все, что касается внедрения зеленых технологий и реализации принципов ZeroWaste, требует значительных капитальных вложений, как материальных, так и временных.
  • Менеджмент понимает, что несоблюдение экологических мероприятий и учет рисков загрязнения могут в перспективе принести значительные финансовые потери, как это было у BP после аварии в Мексиканском заливе и у Норильского никеля при аварии на ТЭЦ-3 в мае 2020 года, да и пример Dieselgate Volkswagen тоже об этом. Умение считать риски в своей деятельности служит показателем эффективного стратегического планирования в компании и взрослости, осознанности менеджмента при принятии решений.
  • Если компания занимается вопросами экологии, значит, она следит за потребительскими трендами в обществе, где вопросы экологической ответственности бизнеса являются дополнительным фактором клиентской лояльности. В XXI веке клиент ценит не сам продукт, который стоит дешево и производить его может каждый, а ценит эмоциональную связь с бизнесом. Маржинальный клиент больше не хочет покупать у того, кто загрязняет окружающую среду. Покупатель не хочет быть плохим, поэтому он хочет покупать у хорошего бизнеса, чтобы чувствовать себя хорошим.
  • Руководители бизнеса учитывают тенденции изменения мира, готовы их принимать, а не держаться за прежние стереотипы. Активная «зеленая» позиция компании в вопросах перехода на возобновляемые энергоресурсы говорит, прежде всего, о гибкости менеджмента, о способности видеть и учитывать изменения реальности, а значит, есть вероятность, что и в других аспектах принятия решений они не подвержены конформизму, который может привести к убыткам. Пример, краха Nokia, Motorola и Kodak как раз результат косности топ-менеджмента этих компаний, а не стечение обстоятельств. Будь этот индикатор раньше, вероятно, собственники и инвесторы этих когда-то успешных компаний могли бы вовремя увидеть остановку в развитии управленческих решений и принять меры.

S – social

Этот индикатор зачастую воспринимается несущественным из-за того, что социальный фактор как будто не связан с экономическими показателями, а больше имиджевый. Называют это баловством богатого западного бизнеса, который не считает деньги, и тратит ресурсы на непроизводительные расходы в угоду политическим веяниям. Эта вредная точка зрения не дает использовать потенциал самого высокопотенциального ресурса любого бизнеса – сотрудников.

А именно по этому индикатору можно точно определить, насколько адекватен высший менеджмент в системе эффективного стратегического управления, насколько нацелен на долгосрочное развитие бизнеса. Разберем два основных принципа этого индикатора.

1. Принцип Diversity или разнообразия команды

Это самый обсуждаемый и критикуемый принцип. В чем смысл понятия Diversity и почему это так важно для выживания бизнеса?

Дело в том, клиенты любого бизнеса – это очень разнообразная группа по возрасту, полу, образованию, социальному уровню, национальности, расовому и культурному разнообразию, а значит, необходимо учитывать потребности как можно большего количества покупателей, чтобы гарантировать высокие продажи. Для этого необходимо, чтобы в команде принятия решений тоже было разнообразие.

Для соблюдения принципа Diversity команда руководителей должна быть разнообразной, чтобы видеть разные потребности аудитории, учитывать разные мнения при принятии решений, иначе в высшем менеджменте может возникнуть когнитивное искажение GroupThinking, когда всем становится важно поддерживать общее решение, даже если оно неправильное, а иная точка зрения воспринимается как враждебная. Включение в управленческую команду максимально различающихся людей дает преимущество бизнесу, позволяя принимать решения на основании учета множества мнений и факторов, что позволяет повышать устойчивость бизнеса в целом.

Diversity – это не только про разнообразие людей. Прежде всего, это про способность руководителей использовать многофакторный анализ при принятии решений, а значит, и про учет всех рисков и возможностей.

2. Принцип социальной ответственности: внутренняя и внешняя

Социальная ответственность бизнеса включает в себя два направления реализации: внутреннюю и внешнюю. И одна не может быть без другой.

Внутренняя социальная ответственность – это то, как компания относится к персоналу, сколько вкладывает в них. Вопрос: зачем инвесторам знать, хорошая ли зарплата у сотрудников, есть ли соцпакет, есть ли обучение, ведь чем меньше траты на сотрудников, тем больше прибыли для бизнеса? К сожалению, до сих пор встречаются руководители, которые считают расходы на персонал затратами, а не вложением в бизнес. Резать косты за счет персонала все еще любимая забава менеджеров-однодневок, которые не думают, что будет с компанией дальше.

Но зрелые бизнесмены знают, что чем лояльнее сотрудники, тем больше прибыли они приносят бизнесу, ведь удовлетворенный профессионал намного лучше работает с клиентом, заражая его своей лояльностью. Такой сотрудник готов самостоятельно оперативно принимать решения и нести ответственность, ведь работодатель для него не враг, а партнер, с которым ему хорошо. Кроме того, обученный сотрудник лучше использует ресурсы, что в конечном итоге тоже повышает эффективность всего бизнеса. Адекватная зарплата, хороший соцпакет, развитие и обучение персонала – это не доброта, а эффективное использование человеческих ресурсов.

Внешняя социальная ответственность – это то, как бизнес взаимодействует с окружающим социумом, и это опять же не про абстрактную благотворительность, а про создание лояльности. К сожалению, многие собственники почему-то скрывают свою благотворительность от общественности, считая, что добрые дела надо делать в тишине. Да, если человек лично помогает кому-то, это можно не афишировать, это частное дело, но выступая от имени компании, о вашей деятельности должны знать все, потому что тут вопрос имиджа бизнеса, а значит, лояльности клиентов, а значит, и финансовой прибыли. Вовлеченный клиент видит в ответственном бизнесе своего партнера, который помогает ему и которому тоже хочется помочь в ответ, то есть купить продукт.

Социальная ответственность – это сложный комплекс мероприятий, главная цель которых – формирование лояльности внутренних (сотрудников) и внешних клиентов, что способствует повышению эффективности бизнеса и увеличению его прибыли.

G – governance

Именно этот индикатор определяет развитие предыдущих индикаторов E и S. Ведь от развитой профессиональной системы корпоративного управления зависит взвешенность принимаемых решений, где главным критерием является стратегический подход и снижение роли личности руководителя в бизнесе.

Может показаться, что значение этого индикатора важно для неразвитых экономик, где профессиональные стандарты управления только начинают внедряться. Например, в российском бизнесе по-прежнему велика роль основателя/собственника в системе управления. Но недавний пример Илона Маска с его покупкой Twitter (теперь X), показывает, что проблема нерационального поведения руководителя встречается везде.

Индикатор Governance показывает:

  • Насколько в компании выстроена система управления.
  • Насколько решения принимаются коллегиально с учетом долгосрочных последствий.
  • Нет ли опасности для инвестора столкнуться с самодурством собственника.
  • Насколько рационально, а не под влиянием установок и эмоций, принимаются решения.

Оценить этот важнейший стандарт в системе ESG можно лишь косвенно по уровню развития индикаторов Environment и Social, потому что прописанные стратегии и презентации менеджмента не могут показать инвесторам, как реально все это выполняется и будет выполняться. Именно поэтому потенциальным инвесторам надо внимательно смотреть, как бизнес проявляет себя в сферах Environmental и Social, чтобы увидеть уровень развития корпоративного управления и понять, насколько бизнес эффективен, а значит устойчив.

Выводы

Хорошо, что появилась возможность объективно оценить с помощью ESG такую сложную систему как бизнес. Во-первых, это может повысить эффективность внешних инвестиций, а во-вторых, по-настоящему эффективный бизнес получит возможность развиваться, а значит и сам уровень управления вырастет. Так три простых индикатора ESG способны многое изменить.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Принципиально ничего нового нет: обычная трансформация BSC кем-то зачем-то. Такие сочетания показателей есть самых разных цветов и размеров. Ничего нового, просто бизнес.

Руководитель проекта, Москва
Татьяна Орлова пишет:

Принципиально ничего нового нет: обычная трансформация BSC кем-то зачем-то. Такие сочетания показателей есть самых разных цветов и размеров. Ничего нового, просто бизнес.

Что означает BSC?  Не поделитесь с нами этой аббревиатурой и что она имеет общего с ESG.

И, да, ESG - это про бизнес. А что в этом плохого?

Researcher, Москва
Михаил Боднарук пишет:
Что означает BSC?

Ну здрасьте...
Матрица Бостон Консалтинг Групп.

Руководитель проекта, Москва
Сергей Средний пишет:
Михаил Боднарук пишет:
Что означает BSC?

Ну здрасьте...
Матрица Бостон Консалтинг Групп.

Здравствуйте, Сергей, ну, мы же тут для людей пишем, а не все такие умные как Вы и Татьяна, вот и прошу рассказать всем, что это такое.

И главное, как это связано с ESG, а то люди что-то скажут, а потом глубокомысленно молчат как Печорины, а что хотела сказать так и не знаешь. Печалька.

Аналитик, Москва

Однажды юная туристка из Швеции посоветовала мудрому учителю Шри-Япутре и его ученикам не использовать палочки во время еды, мотивируя тем, что для их изготовления вырубаются деревья. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложила она.
На что Шри-Япутра справедливо заметил, что палочки делаются из бамбука, а бамбук - это трава. И посоветовал туристке и ее друзьям ради сохранение деревьев не использовать туалетную бумагу. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложил он.

Коммерческий директор, Воронеж

Хочется отметить уточнения в описании, немного отличающиеся от автора, но которые дают более простое понимание системы оценки ESG. В частности в каждом БЛОКЕ ОЦЕНКИ рассматривается практическое состояние развития компании в различных аспектах. Таких аспектов в блоке, как правило 10-15 единиц.

Блок оценки E (Environmental, Экология) представляет собой оценку экологических рисков в деятельности компании. В оценку входят такие аспекты, как воздействие на окружающую среду, качество экологического менеджмента, соответствие лучшим практикам, экологические инициативы и добровольная сертификация.

Блок оценки S (Social, Социальная политика) представляет собой оценку социальных рисков в деятельности компании. Блок S оценивает компанию по отношению к стейкхолдерам: соблюдение интересов сотрудников, местных сообществ, политика в отношении закупок и подрядчиков, а также соблюдение прав человека и воздействие на общество. Выбранная структура показателей ориентирована на анализ ключевых элементов социальной политики в деятельности компании.

Блок оценки G (Governance, Корпоративное управление) представляет собой оценку рисков, существующих в компании системы и практик корпоративного управления. Эффективно функционирующая система корпоративного управления – важный фактор устойчивого развития и успешной реализации стратегии компании. Корпоративное управление можно рассматривать как один из инструментов минимизации нефинансовых рисков компании. Выбранная структура показателей позволяет оценить ключевые элементы системы корпоративного управления.

Самих методик оценки несколько. Наиболее применяемая, это оценка производимая компанией «Ре́йтинговое аге́нтство «Эксперт РА». Хочется отметить, что подобные расчеты очень дорогие, весьма относительны и в связи с этим, практическая их реализация связана с серьезными рисками.  

Менеджер, Москва
Константин Комшуков пишет:

Однажды юная туристка из Швеции посоветовала мудрому учителю Шри-Япутре и его ученикам не использовать палочки во время еды, мотивируя тем, что для их изготовления вырубаются деревья. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложила она.
На что Шри-Япутра справедливо заметил, что палочки делаются из бамбука, а бамбук - это трава. И посоветовал туристке и ее друзьям ради сохранение деревьев не использовать туалетную бумагу. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложил он.

Ещё отказаться от одежды и прочих благ жизни. 

Руководитель проекта, Москва
Леонид Харитонов пишет:

Хочется отметить уточнения в описании, немного отличающиеся от автора, но которые дают более простое понимание системы оценки ESG. В частности в каждом БЛОКЕ ОЦЕНКИ рассматривается практическое состояние развития компании в различных аспектах. Таких аспектов в блоке, как правило 10-15 единиц.

Блок оценки E (Environmental, Экология) представляет собой оценку экологических рисков в деятельности компании. 

Блок оценки S (Social, Социальная политика) представляет собой оценку социальных рисков в деятельности компании. 

Блок оценки G (Governance, Корпоративное управление) представляет собой оценку рисков, существующих в компании системы и практик корпоративного управления. 

Спасибо за подробное описание ESG, не думаю, что это более простое описание его смысла.

Инвестору глубоко наплевать на экологию, на социальную ответственность бизнеса Ина его систему управления, какой она кажется в презентации.

Инвестор хочет понимать, что его деньги как минимум не исчезнут, а как максимум принесут хорошую маржу. И тут как раз те смыслы, что я описал и есть самое главное, а не красивые слова про углеродный след и социальную ответственность.

Важно видеть смысл, а не картинку. Если, конечно, вы не рискуете своими деньгами, тогда всё ок.

Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Константин Комшуков пишет:

Однажды юная туристка из Швеции посоветовала мудрому учителю Шри-Япутре и его ученикам не использовать палочки во время еды, мотивируя тем, что для их изготовления вырубаются деревья. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложила она.
На что Шри-Япутра справедливо заметил, что палочки делаются из бамбука, а бамбук - это трава. И посоветовал туристке и ее друзьям ради сохранение деревьев не использовать туалетную бумагу. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложил он.

Палочки для поедания всякой азиатской еды делают в т.ч. из дерева - так гласит Википедия. Так что туристка Грета частично права.

Руководитель проекта, Москва
Константин Комшуков пишет:

Однажды юная туристка из Швеции посоветовала мудрому учителю Шри-Япутре и его ученикам не использовать палочки во время еды, мотивируя тем, что для их изготовления вырубаются деревья. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложила она.
На что Шри-Япутра справедливо заметил, что палочки делаются из бамбука, а бамбук - это трава. И посоветовал туристке и ее друзьям ради сохранение деревьев не использовать туалетную бумагу. "Пользуйтесь только руками!" - вдобавок предложил он.

Мне вот интересно, откуда такая агрессия против девочки, которая выступает за сохранение природы, в том числе и для её хейтеров и их детей.

Что это? Эйджизм? Подавленная агрессия униженных (как это было у противников масок в ковид), которые пытаются скинуть агрессию на более слабого? Или просто глупость? 

Главное нет никакого разумного объяснения этому, да оно и не нужно, просто по этим суждениям можно легко определить, интеллектуальную простоту, именно поэтому так важны индикаторы ESG, чтобы понять насколько руководство бизнеса в адекватном состоянии.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.