5 способов, как бизнес может проявить социальную ответственность

Социальная ответственность бизнеса, в последние годы ставшая нормой и повседневностью в России – не только важный репутационный инструмент, но и значительный добровольный вклад финансовых и других ресурсов в решение проблем общества. Вариантов выражения заинтересованности компании в решении социальных проблем – множество. Самый привычный и понятный – пожертвования в фонды. Однако существуют и другие способы. 

1. Экологизация офиса

Создать экологичное и этичное рабочее пространство в офисе – один из самых несложных шагов в рамках корпоративной социальной ответственности. Начать можно с малого – создания пунктов раздельного сбора и последующего вывоза мусора, пригодного к переработке. Здесь на помощь придут различные организации по сбору и переработке вторсырья: мусор из офиса гарантировано будет переработан, а не пополнит и без того масштабные свалки.

К примеру, есть эко-центры с функцией вывоза вторсырья: «Сборка», «Собиратор». Или же можно обратиться в Ubirator — это сервис эффективного управления отходами, который объединяет компании, которым нужно сдать вторсырье и исполнителей, готовых забрать и доставить в пункты приема. Например, компания BWT, производитель систем водоподготовки, полностью отказалась от пластиковых одноразовых бутылок. В офисе компании установлены не кулеры, а диспенсеры — устройства для фильтрации и дозированной раздачи воды, которые подключаются непосредственно к водопроводу.

Для сотрудников офиса также можно закупать экологичную канцелярию и офисные принадлежности – повторно переработанную бумагу, ручки из тетрапака, папки и чехлы для ноутбуков из повторно используемых полотен для ролл-апов и батутов от локальных малых производителей.

Подарить вторую жизнь можно мебели, предметам интерьера, книгам и даже одежде сотрудников, направив их на благотворительность, перепродажу или переработку. Например, офисную мебель в хорошем состоянии можно передать нуждающимся организациям или благотворительным фондам. Тут может помочь фонд «Второе дыхание», который развивает инфраструктуру сбора ненужной одежды и может поставить в ваш офис контейнер для сбора одежды. В Москве и Московской области также можно оставить заявку на вывоз одежды курьером из офиса.

 2. Волонтерство

Корпоративное волонтерство – один из самых привычных способов проявления социальной ответственности компании. В этом случае привлекаются сотрудники, заинтересованные в поддержке различных благотворительных фондов, участии в экологических акциях и социальных кампаниях. Например, в компании НЛМК активно развивают программу корпоративного волонтерства уже почти 5 лет.

Сотрудники могут принять участие в акциях по уборке и благоустройству территорий, обустроить площадки для занятий спортом на свежем воздухе и организовать для всех желающих различные соревнования. А еще — помочь разными способами детям, пенсионерам и людям с ограничениями по здоровью: организовать их досуг, помочь в решении бытовых вопросов и так далее.

Существует и более сложная, но не менее важная форма волонтерства – интеллектуальная. В рамках такой деятельности сотрудники компании разных специальностей и должностей могут участвовать в выполнении задач от НКО и социальных организаций на добровольной основе: от простых инструментальных услуг, например, дизайна и подготовки презентаций, до продолжительного и системного взаимодействия – консультаций, менторства, PR-сопровождения и других услуг на pro bono-условиях. Такая поддержка полезна не только для НКО, но и для социального бизнеса. Социальные предприятия часто, особенно на первых этапах, обладают очень ограниченными финансовыми ресурсами для найма различных специалистов, поэтому многие обязанности берут на себя основатели.

Интеллектуальные услуги, оказанные pro bono, способны значительно ускорить развитие социального бизнеса, а также прямым или косвенным образом принести большую пользу людям из социально-незащищенных групп, с которыми он работает. Здесь я могу привести пример акселератора для социальных предпринимателей в сфере инклюзии «Начни иначе» от «Росбанка» и Impact Hub. В рамках программы участники могли оставить заявку на консультацию по разным темам. Их консультировали сотрудники  «Росбанка» — это была pro bono помощь социальным предпринимателям, то есть волонтерство. 

 3. Cause related marketing 

Компании, ориентированные на b2c-рынки, могут вовлекать свою аудиторию в социальную ответственность при помощи инструментов социально-ориентированного маркетинга. Это win-win-взаимодействие бизнеса с общественными организациями, фондами или социальными предприятиями, в котором бизнес не только получает прибыль, но и вовлекает аудиторию в решение различных общественных и экологических проблем. Как показывает опыт, в результате таких акций существенно растут продажи и повышается лояльность потребителей к брендам.

Один из самых популярных и масштабных примеров такого взаимодействия – кампания RED в поддержку Глобального фонда по борьбе с распространением ВИЧ. В акции участвуют крупнейший мировые корпорации, модные дома и другие бренды, например, Apple и Valentino: они выпускают продукцию с маркировкой RED и с присутствием красного цвета, а определенный процент собранных средств с продажи направляется благополучателям.

По этому же принципу заключают партнерства и создают коллаборации корпорации с социальными производителями. К примеру, у нас с компанией SELA был проект по продаже браслетов, созданных девушками в трудной жизненной ситуации, сиротами и молодыми мамами. Средства от продажи каждого браслета были переданы непосредственно мастерице, которая его сделала. Или несколько лет назад Unilever сотрудничал с социальным предприятием «Малый Турыш», — компания вкладывала в упаковки чая Lipton чайные ложечки с карамелью и сушеными ягодками, приготовленными на маленьком производстве жителями далекой уральской деревни. В обоих случаях на упаковке была информация для покупателей о том, как они меняют к лучшему жизни конкретных людей, приобретая этот продукт.

4. Включение в цепочки поставок товаров и услуг

Один из нетривиальных, но результативных способов КСО – включение продукции и услуг социальных предпринимателей в цепочки поставок компании. Такой формат социальной ответственности, не требует от компаний дополнительных ресурсов и может быть реализован за счет уже заложенного бюджета на закупки или аутсорс. Достаточно просто проявить этот передовой социально ответственный подход к выбору поставщика.

В России тренд на закупку продукции у социальных предпринимателей постепенно набирает обороты. Вариантов взаимодействия в таком формате множество. Например, вместо привычных товаров массового производства у социальных предпринимателей можно закупать корпоративные подарки или товары повседневного офисного спроса – канцелярии, мерча, офисной посуды и снеков.

То же самое касается подарков — мы сотрудничаем по этой линии с разными компаниями: «Ростелеком», «СберСтрахование», «Росбанк», VK group, Avito, «Северсталь» и другими. Поставляем им подарки для сотрудников и их детей, а также для партнеров и других внешних стейкхолдеров. Наполнение подарка может быть разным — сладости, елочные игрушки, керамика ручной работы, свечи, авторские предметы интерьера и многое другое. Партнеры и сотрудники, которые получают такие трогательные и небанальные подарки, еще больше ценят свои компании. Это возможность проявить на деле и показать важным стейкхолдерам часто декларируемые высокие ценности бизнеса.

Помимо этого, инклюзивные организации могут предоставить услуги самых разных аутсорс-специалистов – бухгалтеров, юристов, дизайнеров, программистов, тестировщиков и многих других экспертов, имеющих особенности здоровья и развития, но при этом компетентных и способных направить свои знания и навыки на пользу компаний.  

5. Создание инклюзивных рабочих мест

Создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями – достаточно сложный и трудоемкий процесс. Однако, по данным исследования McKinsey «Delivering through diversity», организации, в которых созданы инклюзивные рабочие места, на треть эффективнее конкурентов. К тому же, вовлечение в рабочие процессы особенных специалистов несет реальную социальную пользу: такие сотрудники получают необходимую социализацию, признание и доход, а компании – качественную экспертизу, доступ к разнообразию и расширение аудитории потенциальных клиентов.

Но так как процесс внедрения инклюзивной рабочий мест кропотливый и требующий большого внимания со стороны работодателя, на рынке сегодня появляются множество экспертов, которые помогают компаниям внедрять инклюзивные вакансии для людей с разными видами инвалидности и находить соответствующих под критерии специалистов. А также мастер-классы и тренинги, например, от московского музея «Прогулка в темноте». 60% его сотрудников — это люди с инвалидностью по зрению. Слепые и слабовидящие сотрудники могут реализовать свой природный потенциал, выступая в качестве экскурсоводов. Они также проводят мастер-классы для компаний по развитию и сплочению команд. Другой пример — инклюзивный театр «ВзаимоДействие», в котором как профессиональные актеры играют люди с ментальными особенностями. Он проводит корпоративные тренинги, где с помощью театральных практик участникам помогают больше узнать о себе и научиться лучше понимать и принимать непохожих на нас людей, что очень полезно и HR’ам, и руководителям, и менеджерам, работающим с клиентами.

Партнеры, которые помогут вам проявить социальную ответственность

  1. BuySocial — платформа, объединяющая товары от социальных предприятий. Команда проекта собирает подарки и сувениры из оригинальной, стильной и качественной продукции малого бизнеса с социальной миссией. На платформе можно заказать не только корпоративные подарки, но и офисную канцелярию, снеки и другие вещи, которые нужны каждый день.
  2. Экоцентр «Сборка» — пространство для проведения мероприятий и фестивалей, а также пункт приема вторсырья и интерактивный музей переработки. У экоцентра можно регулярно заказывать вывоз вторсырья из офиса, чтобы сделать его более экологичным.
  3. «Малый Турыш» — маленькое производство в Свердловской области, которое дает рабочие места жителям деревни Малый Турыш. Они производят мед, варенье, сладости, наборы косметики и игрушек, которые можно заказать себе или в подарок.
  4. Everland — социальный проект, команда которого помогает людям с инвалидностью в России и СНГ устойчиво интегрироваться в открытый рынок труда, развивает доступность услуг и способствует развитию инклюзии. У команды проекта можно заказать исследование, обучение по внедрению инклюзии в компанию, сайт, который будет сделан специалистами с инвалидностью и адаптирован для пользователей с ограничениями здоровья, и многое другое.
  5. «Собиратор» — компания помогает людям и организациям стать экологичнее. Помимо вывоза вторсырья из офиса, специалисты «Собиратора» могут разработать план экологизации офиса, подобрать инвентарь и оформить его, а также провести обучение сотрудников и клининга по раздельному сбору.
  6. Инклюзивный театр «ВзаимоДействие» — инклюзивный кино-театральный проект, в котором играют люди с ментальными особенностями. У театра можно заказать корпоративный тренинг, где с помощью театральных практик участникам помогут больше узнать о себе и научиться лучше понимать и принимать непохожих на нас людей.
  7. Ubirator — сервис, который помогает эффективно управлять отходами. Сервис объединяет компании, которым нужно сдать вторсырье и исполнителей, готовых забрать и доставить в пункты прием. Для офисов сервис изготавливает и доставляет контейнеры, настраивает расписание вывоза вторсырья.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Новгород

Во истину общественная деятельность - лучшая реклама. Найти единомышленников сложно, но можно. Бонусом плюс в карму

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Надо поменьше слушать Шваба и ВЭФ на планете розовых пони. На пороге возможно очень опасных перемен, а бизнес конечно же должен главное думать как и куда ему бумагу выкидывать, и как ехать не на машине, а на велике, чтобы поменьше газов было....

Начальник участка, Москва

Бизнес это социальный институт осуществляющий хозяйственную деятельность по обработке ресурса или оказания услуги. Социальная ответственность бизнеса заключается в соблюдении тк РФ и закона прав потребителей, а так же адекватной работе со своим окружением и прочими институциями.

Экологичность это месседж во вне - декларация по принадлежности к ценностям той или иной управляющей системы более высокого уровня.
Например сейчас всем с высокого уровня обьявлено : "у нас в РФ суверенизация" ценности умеренно консервативные. Зеленая повестка это другие ценности. И их трансляция с высокого уровня это политическая декларация принадлежности к враждебной инаковой в локации РФ повестке.

По идее такие статьи должен редактор заворачивать, поскольку они несут явно деструктивный политический оттенок для портала. И создают риски. Если конечно собственник конечно не ставит перед собой иных задач.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Насчет раздельного сбора и утилизации мусора. Если компания крупная, то это возможно реализовать. А если это фирма, которая арендует комнату или несколько комнат в бизнес-центре, то как она это организует, если это не будет организовано самим бизнес-центром.

А бизнес-центру в этом случае нужна готовность всех его арендаторов участвовать в этом, а именно сортировать мусор, а главное платить за дальнейшие операции с ним.

Начальник участка, Москва
Михаил Лурье пишет:

Насчет раздельного сбора и утилизации мусора. Если компания крупная, то это возможно реализовать. А если это фирма, которая арендует комнату или несколько комнат в бизнес-центре, то как она это организует, если это не будет организовано самим бизнес-центром.

А бизнес-центру в этом случае нужна готовность всех его арендаторов участвовать в этом, а именно сортировать мусор, а главное платить за дальнейшие операции с ним.

В первую очередь необходимо понимать экономику. Экономически рентабельно перерабатывать мукулатуру, металлолом, полиэтиленовую пленку, асфальтную крошку и бетонный бой в МСК. Остальное не рентабельно и на полигоне это все смешают в общую кучу. 
Что бы кто то забрал пластик на переработку компания должна подписать договор с организацией занимающейся переработкой и оплатить счет больший нежели сдать на полигон, а его все равно отправят на полигон посмеявшись над Вами. Впрочем от региона зависит. Поэтому эко-потуги при отсутствии инфраструктуры и экономики под этим делом выглядят глупо.

То есть берут запчасть из другого мира, где она подкреплена дотациями государства и госконтролем и пытаются вставить туда где это не подкреплено и она не нужна. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
В первую очередь необходимо понимать экономику. Экономически рентабельно перерабатывать мукулатуру, металлолом, полиэтиленовую пленку, асфальтную крошку и бетонный бой в МСК. Остальное не рентабельно и на полигоне это все смешают в общую кучу. Что бы кто то забрал пластик на переработку компания должна подписать договор с организацией занимающейся переработкой и оплатить счет больший нежели сдать на полигон, а его все равно отправят на полигон посмеявшись над Вами. Впрочем от региона зависит. Поэтому эко-потуги при отсутствии инфраструктуры и экономики под этим делом выглядят глупо.

Это все так, но это как в известной дилеме, что первично курица или яйцо?

То есть для того, чтобы заниматься раздельным сбором мусора, должна быть налажена его переработка, а с другой стороны, для инвестиций в переработку нужна гарантированная поставка сырья.

Так что создавать процесс раздельного сбора мусора возможно имеет смысл, пусть даже часть его будет просто закапываться на полигоне. Это еще хорошо, а то могут сжигать!!!

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

У меня под домом стоит 3 контейнера: для обычного мусора, для пластика с картоном и бумагой, и для стекла. Плачу за вывоз мусора 5-6 евро в месяц. Цена 3 года назад была 3 евро. Сортируй не сортируй все равно получишь...повышение цены, независимо что ты сортируешь мусор. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Каждый должен заниматься своим делом - бизнес получать прибыть и платить с неё налоги. Паралленльно насыщая рыок товарами и услугами и создавая рабочие места. Но в том что предлагает автор статьи ничего плохого нет. Есть желание - можно и мусор сортировать, кто ж против?

Коммерческий директор, Воронеж

Современная экономика развивается на новой социально направленной парадигме, составляющая которой :

  • Примат личности и социальной цели над капиталом
  • Добровольное и открытое членство
  • Демократическое управление
  • Сочетание интересов участников /пользователей и/или общих интересов
  • Защита и применение принципов солидарности и ответственности
  • Автономное управление и независимость от государственных органов, хотя межсекторальное сотрудничество является обычным явлением.
  • Реинвестирование по крайней мере большей части прибыли для достижения целей экологического развития и решения социальных вопросов.
  • Люди трудятся, создавая прибыль, не только ради денег, а ради решения социальных задач общества. Что придает обществу, новый сверхсильный стимул деятельности.

И термин Социальная Ответственность заменяется на Обязанность. А это совершенно другой уровень развития.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.