Как управляют командой эффективные руководители: 5 инструментов

Успешный менеджер не равно эффективный

Эффективность руководителя – ключевое понятие в управлении. Настолько ключевое, что требует отделения его от другого, противоположного ему понятия успешного руководителя. Эффективный руководитель настроен на стратегические результаты, успешный руководитель – на тактический результат. Очевидно, что и команды у таких управленцев будут разные.

Это не означает, что эффективный менеджер – это хорошо, а успешный – плохо. Например, собственнику необходим лишь высокий результат за короткий период, чтобы потом продать компанию. В этом случае нет смысла использовать сложные инструменты эффективного бизнеса, которые дадут результаты не скоро, и развивать команду тоже нет особой необходимости. Просто используйте систему успешного руководителя, создав яркий результативный бизнес, который с радостью купят. С большой вероятностью этот бизнес развалится, поскольку команда не умеет работать самостоятельно, но это уже проблемы нового собственника.

Почему успешное руководство не приводит к результату на длинной дистанции? Ответ кроется в том, какая роль в таком типе управления принадлежит самой команде. Команда успешного руководителя учится лишь выполнять быстро и точно распоряжения, данные сверху, у нее нет возможности принимать самостоятельные решения. Такие исполнители не могут реагировать на проблемы, а ждут сигнала сверху, и если его нет или происходит смена прежнего руководителя, то команда становится беспомощной, не понимая, что и как делать.

Самостоятельность команды – главное отличие и конкурентное преимущество эффективного руководителя. Эффективное управление всегда направлено на развитие команды, на формирование самостоятельности сотрудников, поскольку это качество позволяет отвечать на вызовы внешней среды, а значит и гарантия долгосрочного стратегического существования и развития бизнеса.

В ситуации экономической неустойчивости многие бизнесы не могут строить долгосрочных планов, в такие времена именно команда эффективного руководителя справляется лучше. Такие сотрудники обучены не ждать сигналов сверху, они компетентны и привыкли самостоятельно искать и принимать решения в зоне своей ответственности. Для такой команды кризис не стресс, а возможность проявить себя, максимально реализовать свой потенциал. В кризисные периоды легко увидеть, кто эффективный руководитель, а кто был успешным.

Руководитель одной роли

Прежде чем рассматривать инструменты эффективного управления, необходимо отметить важный момент: эффективный руководитель использует только одну роль – взрослый (эго-состояние по Эрику Берну). Эта роль определяет весь стиль его управления и предполагает четкое распределение ответственности между руководителем и командой на основе равноправия и партнерства, потому что команда у взрослого руководителя состоит из взрослых сотрудников. Поэтому инструменты эффективного руководителя направлены на развитие взрослой позиции у сотрудников, и все, что он делает, направлено на развитие команды.

Какие инструменты управления использует эффективный руководитель

1. Разнообразие личностей – единство ценностей

Эффективный руководитель понимает, что разнообразие (diversity) команды – это основа ее устойчивости, развития, способности сотрудников находить нешаблонное, нестереотипное решение для постоянно возникающих проблем, потому что в команде нет только одного типа реакции на внешний мир. Чтобы правильно подобрать людей, важно определить их отличие друг от друга. А для этого нужна подходящая классификация личностей.

Я выбрал ту, которая построена на теории Спиральной динамики Клера Грейвза. Эта классификация позволяет четко выделить три типа личностей по способу взаимодействия с внешним миром: человек действия, человек коммуникации, человек логики. Все три типа личностей должны быть обязательно. Они позволяют сформировать максимально сбалансированную и устойчивую команду, где каждый отвечает за свой аспект и дополняет других.

Девять ролей в команде по Белбину укладываются в эти три типа личности:

  • Человек действия – Председатель, Завершитель, Исполнитель.
  • Человек коммуникации – Душа компании, Организатор, Исследователь ресурсов.
  • Человек логики – Эксперт, Критик, Генератор идей.

Сотрудник каждого типа может выполнять в команде все три роли, характерные для этого типа. Например, человек логики в какой-то момент может быть экспертом, в какой-то генератором идей или же критиком. Поэтому важно выстроить систему управления, которая позволяет членам команды гибко менять свои роли в соответствии со своим типом личности. Это позволяет руководителю максимально реализовывать потенциал каждого члена команды в разных задачах. Эта гибкость ролей реализуется в рамках Agile.

Второй аспект – это единство ценностных установок. Управленцы пришли к пониманию, что ценностное единство команды – это не вопрос этики, это вопрос эффективности взаимодействия сотрудников. Людям с одними ценностными установками хорошо получается следовать одной стратегической цели, при этом самостоятельно выбирая тактические пути ее достижения. А руководитель такой команды не тратит много времени на промежуточный контроль и мотивацию, потому что у каждого сотрудника есть четкое понимание о границах того, что можно, а чего нельзя делать, а также четкое понимание, почему стратегическая цель важна лично для него. Также вопрос ценностей снижает конфликтность в команде, поскольку конфликт ценностей непреодолим.

Возникает вопрос: как же выбирать людей по ценностям? Для этого должна быть четкая миссия и прописанные ценности, которые, к сожалению, часто так и остаются формальностями, а ведь это мощный инструмент отбора своих людей. Забудьте про набор по компетенциям, как делает успешный руководитель, компетенции можно развить, а вот ценности изменить нельзя. Поэтому на первом месте ценности, а уже потом компетентность.

2. Распределенное лидерство (Shared leadership)

Важная компетенция эффективного руководителя – это понимание своей зоны ответственности и не бояться делегировать членам команды, дать им возможность максимально реализовать свой потенциал, взяв на себя ответственность за отдельные вопросы бизнеса, стать взрослыми. Распределенное лидерство – это как раз про это. Не надо бояться большого количества лидеров в команде, чем больше лидеров, тем более самостоятельна и устойчива команда, при этом вас точно никто не подсидит, потому что все получают реализацию своих амбиций и способностей.

Делегирование бывает двух видов, потому что есть только два типа сотрудников, для которых его необходимо использовать:

  • Для новичков – делегирование исполнения: ставим четкую цель, даем ресурсы и инструкцию, затем проверяем выполнение каждого этапа.
  • Для опытных сотрудников – делегирование управления: ставим цель и сроки, ресурсы и варианты реализации сотрудник выбирает сам, контроль за выполнением лишь один раз в середине процесса в форме вопроса: «Как дела? Нужно ли что-то?».

Правильно выбранная система делегирования позволяет одним сотрудникам развивать компетенции специалиста, а другая компетенции лидера.

3. Положительное подкрепление как основа обратной связи

Поскольку команда эффективного руководителя – это команда взрослых, то и обратная связь должна быть направлена на формирование взрослой позиции. Из этого следует, что запрещено использовать отрицательное подкрепление в виде критики, а обратная связь на ошибку – только система коучингового разбора.

Основная обратная связь для взрослого – это положительное подкрепление, которое тоже должно отвечать определенным критериям. Подкрепление помогает руководителю сформировать у членов команды наиболее эффективную модель поведения в конкретных условиях. Оно бывает двух типов:

  • Положительное подкрепление – это любая форма поощрения сотрудника за эффективное поведение. Это приносит удовольствие сотруднику, он стремится как можно чаще повторять те действия, за которые его поощряли, следовательно, положительное подкрепление – это инструмент развития эффективного поведения. При этом важно понимать, что положительное подкрепление имеет такое результативное действие потому, что оно как раз направлено на мотивационные факторы по Фредерику Герцбергу: признание, самостоятельность, рост и развитие, достижение и реализация в работе – все факторы относятся к факторам развития эффективности деятельности сотрудников. Практически все они относятся к нематериальной мотивации, и эффективный руководитель понимает, что именно это его основной инструмент развития команды и что варианты такой мотивации безграничны.
  • Отрицательное подкрепление имеет только одно значение – показать сотруднику, что так делать не надо. Часто успешные руководители, чтобы подчинить себе сотрудника и перевести его из позиции взрослого в позицию ребенка, активно используют отрицательное подкрепление. Это происходит потому, что успешный руководитель занимает позицию злого родителя, и ему совершенно не нужны взрослые сотрудники, которыми нельзя управлять по привычке: давать указания без возможности их анализировать. Функция сотрудников в данной системе – быть дисциплинированными исполнителями. Поэтому после ухода успешного руководителя-родителя команда остается абсолютно беспомощной, у нее отбили способность мыслить и действовать самостоятельно постоянной критикой и штрафами – отрицательным подкреплением.

Эффективный руководитель, понимая разрушительное влияние отрицательного подкрепления на команду, осторожно его использует в управленческой практике, когда без этого уже невозможно. Команда взрослых умеет анализировать и прогнозировать свою деятельность, поэтому вполне можно отказаться от отрицательного подкрепления, если правильно используются инструменты положительного подкрепления и если сотрудники изначально подобраны по ценностям.

Необходимо отметить, что положительное подкрепление работает только при следующих условиях:

  • Искренность: руководитель реально считает, что это хороший результат.
  • Значимость для исполнителя: сотрудник сам должен считать, что результат значим.
  • Значимость для бизнеса: руководитель должен поощрять эффективное поведение для бизнеса.
  • Конкретность оценки: руководитель должен проговаривать, за что он поощряет сотрудника.

4. Фасилитация как форма поиска решения

Важно понимать специфику фасилитации. Традиционно фасилитатор как бы вне процесса обсуждения и поиска решения, его функция – помогать команде, причем сам фасилитатор может и не обладать компетенцией в обсуждаемой ситуации, да и ответственность за принятое группой решение он тоже не несет. Но в случае фасилитации эффективного руководителя должна быть и компетенция, и ответственность за принятое решение.

Особенности фасилитации для эффективного руководителя:

  1. Главный смысл – вовлечение всей команды в поиск решения. Необходимо создать ситуации, когда решение будет не навязано сверху, а родится самими сотрудниками, а значит, и выполнение этого решения будет более результативным.
  2. В мозговом штурме (главный инструмент и смысл фасилитации) есть возможность услышать мнение каждого, а значит, можно найти решение, которое сам руководитель в силу своих особенностей мог бы и не увидеть. Тут важно узнать мнение людей логики в команде, именно они могут быть генераторами идей. Обычно свое мнение они не спешат высказывать публично, на фасилитации же им проще это сделать.
  3. Появляется возможность услышать мнение тех, кто больше вовлечен в реальную деятельность. Бывает, что руководитель, который уже давно не работает «в полях», имеет не совсем объективное представление о реальности, и на основании этого искаженного мнения строит свое стратегическое планирование. Так бывает у успешных руководителей, которые пытаются подогнать реальность под свое представление о ней, что и приводит к потерям в эффективности бизнеса и даже краху.
  4. Фасилитация – это инструмент перевода сотрудников в позицию взрослого, а это и есть основной вариант существования команды эффективного руководителя.

Важный момент: на фасилитациях любую ситуацию для обсуждения можно решать в двух разных вариантах – через проблему и через возможность. Через проблему решаются ситуации тактические, когда решение нужно найти здесь и сейчас, тут могут быть какие-то форс-мажорные обстоятельства в бизнесе. Такой вариант решения требует поиска причин ситуации, а следовательно, и виновного в этих причинах, поэтому такой вариант фасилитации бывает достаточно конфликтогенным, именно поэтому использовать его следует в крайних случаях. Вариант решения ситуации через проблему часто приходится использовать успешным руководителям, поскольку форс-мажоров бывает много, ведь команда не самостоятельна, а значит, не способна самостоятельно предотвращать первые признаки возможных критических ситуаций.

А вот для эффективного руководителя решение ситуации через проблему – не частый вариант фасилитации, потому что команда взрослых легко предотвращает возникающие форс-мажоры и оперативно находит варианты решений самостоятельно. Для эффективного руководителя более характерна фасилитация через возможность, когда ищется стратегическое решение, которое не только решает все возможные варианты проблем, но и находит новые возможности для бизнеса.

Эффективный руководитель и его команда живут в мире возможностей, а успешный руководитель и его команда живут в мире проблем. Тут все четко делится и легко диагностируется: вы либо в первом квадрате матрицы Эйзенхауэра «Срочно/Важно» и тогда вы успешный руководитель с командой в состоянии авралов, либо вы во втором квадрате «Не срочно/Важное» и тогда вы эффективный руководитель и ваша команда занимается стратегическим развитием бизнеса. Выбор всегда за руководителем, какой путь и инструмент он выбирает для себя и своей команды.

5. Ошибка как новый полезный опыт

Мы живем в сложном многофакторном мире, а значит ошибки (получение иного результата в отличие от того, который планировали) – объективная реальность. Принципиальное отличие успешного руководителя от эффективного: первый ищет виновного, чтобы его наказать, а второй смотрит, какой новый опыт можно получить из данной ошибки.

Ошибка – это не проблема, а индикатор того, что либо что-то изменилось в прежних условиях, либо в исполнении чего-то не учли, а значит, ошибка крайне полезна для бизнеса. Она позволяет скорректировать поведение и учесть новый фактор.

Эффективный руководитель не боится ни своих ошибок, ни ошибок сотрудников, готов их признавать, потому что это шанс измениться к лучшему. Открытое признание ошибок позволяет оперативно корректировать деятельность без усугубления ситуации. И это повышает авторитет руководителя в команде. Нет ничего более жалкого, чем руководитель, который боится признать свои ошибки, о которых знает вся команда, авторитет теряется безвозвратно.

Эффективный руководитель также показывает, как необходимо работать с ошибкой из позиции взрослого, чтобы она стала полезным опытом. Для этого следует разобрать ошибку по алгоритму:

  1. Поиск эффективных действий в ситуации, в которой была совершена ошибка. В любом нашем действии, ей предшествующем, мы что-то делали эффективно, и эти действия необходимо максимально подробно перечислить, похвалив себя после этого, дать положительное подкрепление.
  2. Расслабив своего внутреннего критика, пытаемся разобраться: какое наше действие не позволило получить задуманный результат. Когда найдете именно то действие, станет легче. Тут важно не ругать себя, задача этого этапа алгоритма – найти проблему, а не унижать.
  3. Отыскав неэффективное действие, решает: как будем поступать в этой ситуации в будущем.

Нужно получить опыт из нашей ошибки, чтобы не повторять ее вновь, и учитывать те внешние факторы, которые не учли прежде, поэтому не получили задуманного результата. Таким образом, ошибка стала опытом, и сделала нас еще более компетентными. Именно так работает эффективный руководитель с ошибками, поэтому команда не боится ошибаться, а учится на ошибках, становясь все более эффективной.

Выводы

Эти пять инструментов эффективного руководителя просты в применении и максимально результативны, но чтобы их использовать, необходимо только одно: менеджер должен захотеть быть эффективным, то есть выбрать позицию взрослого.

Именно руководитель определяет, строить сильный стратегический бизнес или вполне достаточно тактического успеха, а команда всегда идет за выбором руководителя.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Успешный менеджер не равно эффективный

Автор сам себе задал термины и определения из области что такое хорошо и что такое плохо в менеджменте, построил на этой базе пусть скромное, но Видение эффективного руководства и предложил инструментарий для достижения таковой эффективности, сославшись на авторитеты и на здравый смысл, включая и банальности.


Вроде приведенные инструменты как будто специально подобраны для  обеспечения эффективного руководства и снимают возможные возражения читателя по части правильности предложенного подхода. Таким образом, поставленная задача решена.

Но сомнения остаются.

Например, как и насколько широко толковать "успешность" и "эффективность", ведь эти термины все же не единицы измерения физических величин, они размыты и подвижны по определению и во многом определяются ситуативно. Или надо строго следовать ограничениям, поставленным в публикации? Тем более, и сам автор выразил их в заголовке не вполне грамматически верно: "Успешный менеджер не равно эффективный". Да и здравый смысл в процессе менеджемента не всегда можно обнаружить. 

Далее, на мой взгляд, представленное здание Видения эффективного руководства не опирается на доказательную базу, по крайней мере, в публикации она отстутствует. Я имею ввиду опыт западных авторов, которые в подтверждение своих тезисов обычно приводят соответствующую статистику. Допустим, автор по данной проблеме встретился  с топ-менеджметом из 50 компаний, провел 100 интервью, обработал результаты и полученная статистка как раз все подтверждает на цифрах. Я понимаю, такой забюрократизированный  подход у нас не в ходу, ну пусть не 100 интервью, но все же 3-5 ссылок на мнение руководителей усилили бы эту публикацию.

 

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово

Интересная статья. Спасибо. Вроде, ничего нового, как-то упаковано по-новому. Для меня :)

IT-менеджер, Москва

Один известный учёный-ботаник Паганель известно завёл всех эффективных менеджеров вместо Америки в  Африку. Всё призошло из-за мухи Цэ-цэ.  "Это не Южная Амерка, маса Дик, это Африка" - поправл его слуга.

На всякого мудреца довольно простоты.

Директор по развитию, Москва

Я считаю что если руководитель Эффективный, то он и успешен. На мой взгляд Успешность это более Емкое понятие, что понятие эффективности. 
Что касается критериев заданных в область каждого понятия- такое есть - но я бы  и то и другое "название" применила к этим двум схемам управления. Почему не назвать менеджера Эффективным если он за короткое время смог предоставит результаты благодаря которым состоялась продажа компании. 
в любом случае нужно на эти позиции искать и Успешных и Эффективных. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

"суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет"  И. Гёте.

вот бы прочитать на конкретных примерах....

Консультант, Нижний Новгород
Александр Кудряшов пишет:

Успешный менеджер не равно эффективный

Автор сам себе задал термины и определения из области что такое хорошо и что такое плохо в менеджменте, построил на этой базе пусть скромное, но Видение эффективного руководства и предложил инструментарий для достижения таковой эффективности, сославшись на авторитеты и на здравый смысл, включая и банальности.


Вроде приведенные инструменты как будто специально подобраны для  обеспечения эффективного руководства и снимают возможные возражения читателя по части правильности предложенного подхода. Таким образом, поставленная задача решена.

Но сомнения остаются.

Очень точная мысль.

А вот это уверждение вообще меня поразило). 

"Эффективный руководитель настроен на стратегические результаты, успешный руководитель – на тактический результат".

 

CIO, Магнитогорск

Человек постоянно мыслит дуальностями, сравнивая и сопоставляя. Причем мы сначала разделили, а потом объясняем почему так сделали. Каждый из нас, внутри себя, имеет огромное количество "оттенков серого" для каждого определения. Но, конечно же есть внешняя среда, которая формирует мнение, создает поведенческие модели для того, чтобы можно было выстраивать систему управления в обществе. Мое мнение, что понятия успешности и эффективности находятся не в горизонтальной плоскости отношений, а в вертикальной. Где эффективность - один (из множества) показателей успешности человека в достижении им тех результатов, которые ОН ставит перед собой. 

Статья интересная, со своим взглядом, наталкивает на размышления. Спасибо.

IT-консультант, Москва

Судя по всему, некий переводной текст, где кто-то когда-то задал свои термины и не очень логично изложил свои мысли. Возможно, с учетом соображений автора, не знаю. Слишком много красивых слов, которые "забалтывают" смысл. Так обычно поступают "коучи", вещающие со сцены и зомбирующие публику. По факту лидер - не равно руководитеь - не равно менеджер. Это - разные понятия в управлении. Это есть даже в ГОСТах.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург

Кое что из описанного есть в практике в технологии у Адизеса: PAEI - роли в команде (производтель результатов, предприниматель, администратор, интегратор), Синдаг - диагностика, Синертим - мозговой штурм, CAPI - люди в команде, обладающие влиянием, властью, полномочиями, Эффективность и Результативность в кратко и в долгосрочном периоде...

А если подумать и поискать, то думаю и не только у него (Адизеса) но и у других тоже самое описано, только другими словами...

 

Генеральный директор, Москва

Мне статья очень понравилась. Можно придираться к определениям, но показано главное - куда надо стремиться и чего стараться избегать.

Вкус Вилл - именно так и развивается.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.