Как не угробить завод: 20 рекомендаций новоиспеченному директору

Предположим, вы получили предложение занять позицию директора типичного машиностроительного завода (с релокацией), и проанализировав все ключевые факторы, его приняли. И предположим, вы никогда не руководили среднестатистическим отечественным производственным предприятием, которых большинство в стране. А управляли чем-то другим, например, производственным активом крупной международной компании (покинувшей российский рынок): светлые корпуса, новое сборочное оборудование, отлаженные БП, отработанные годами стандарты, IT-система и автоматическая управленческая отчетность – все это было, но теперь в прошлом.

Почему управленцы без релевантного опыта получают должности?

  1. Вы можете быть носителем модных в машиностроении компетенций, и собственник завода верит, что ваши знания и навыки позволят вдохнуть жизнь в его предприятие. Например, вы руководили функциональным блоком развития производственной системы. Или возглавляли практику внедрения бережливого производства в консалтинговой компании.
  2. Возможно, вы свой человек. Критерий лояльности и принадлежности к группе занимает не последнее место при принятии решения о назначении на позицию руководителя актива. Зачастую для свежеиспеченного директора данная позиция, что называется, «на вырост».
  3. Возможно, предыдущий директор спешно покинул компанию, и нужно было срочно закрыть позицию. Ваша кандидатура оказалась самой лучшей из тех, что были под рукой.

Чего ждут от новоназначенного директора?

Конечно же, быстрых результатов: достижения целевых показателей, оперативного внедрения передовых практик, преобразования бизнеса в соответствии с ожиданиями собственника. Вместе с тем Питер Друкер в своей работе «Практика менеджмента» еще в 1955 году не зря отметил, что первая основная задача предпринимателя – это не максимальное извлечение прибыли, а не угробить возглавляемый им бизнес в процессе реализуемых трансформаций. Элиминирование рисков – не менее важно, чем реализация возможностей.

Что ждет нового директора завода?

  • Оборудование. Дата изготовления – в лучшем случае 2010 год. В основном последняя крупная волна техперевооружения в машиностроении пришлась до 2007 года. Потом был кризис, а потом на наш рынок по-крупному зашел Китай и многие собственники перестали инвестировать в производственные мощности, сосредоточившись на контрактном производстве в Юго-Восточной Азии. Так что, возможно, за исключением отдельных единиц, возраст основного парка превышает 30, а то и 40 лет. Этакая машиностроительная археология.
  • Продуктовая линейка – проверенная временем околосоветская классика. Предприятие скорее получило вторую жизнь, и продуктовая линейка стала востребованной после введения санкций.
  • Изношенная инфраструктура. Если с дырой в асфальте перед проходной можно быстро разобраться, то 100 тыс. кв. м постоянно текущей крыши или «убитые» тепло-, энерго- и водные коммуникации – это вещь посерьезнее. Особенно, если завод является градообразующим предприятием некого поселка, и это поселение тоже надо обеспечивать ресурсами. Перед принятием окончательного решения познакомьтесь с предприятием. Обратите особое внимание на состояние опасных производственных объектов (ОПО): газовое хозяйство, сосуды под давлением (в том числе с ОХВ).
  • Персонал «50-60 +». Молодежи в машиностроении крайне мало. Поэтому закиньте подальше книжки из серии «Уволь кого-нибудь прямо сейчас». Никого вы увольнять не будете до последнего. Эти рекомендации хороши в крупном городе с хорошим потоком соискателей и конкурентным рынком труда. А в вашем случае иногда придется не только посылать машину за каким-нибудь уникальным наладчиком, но и по дороге завозить его в больницу, чтобы вывести из абстинентного синдрома.
  • Релокация в областной центр или город с населением 15-90 тыс. жителей с особой провинциальной спецификой. Сразу оцените, насколько вы готовы принять новый lifestyle. Если вы не представляете свое утро без чашечки кофе в кафе на Патриарших или ваша любимая супруга не готова к переезду, скорее всего, эта тема не для вас.

Практические приемы, как новому директору подобрать ключ к заводу

Что является главным ресурсом завода? Это персонал. Как получить результат в короткие сроки на новом предприятии? Только сплотив коллектив вокруг себя, внушив им уверенность в новом руководителе и его решениях, а также создав каналы оперативного информирования о проблемах и возможных рисках. Для этого я предлагаю ряд полезных приемов.

1. Работайте с коллективом на всех уровнях

Будьте готовы: все ваши непосредственные подчиненные руководители из числа местных в той или иной степени лукавят, чтобы скрыть свои ошибки и квалификационные дефициты. Или потому, что имеют свои интересы. Поэтому необходимо иметь несколько источников объективной информации о рисках и надвигающихся проблемах. Налаживайте контакт с основным производственным и вспомогательным персоналом.

2. Делайте ежедневный утренний обход

Необходимо каждый день начинать с утреннего обхода. Будьте в курсе того, чем дышит завод, чтобы лично разобраться в ключевых проблемах. Рекомендую, по крайней мере, первое время, пока не наведете чистоту и порядок, одеваться попроще.

3. Познакомьтесь с личным составом

Обращайтесь лично (по имени, отчеству и на Вы) и дайте возможность обращаться лично к вам. В нашей бизнес-культуре принято, что выход директора на завод – это действо, когда руководитель в дорогом костюме в окружение свиты ходит по заранее выделенному маршруту. Обходите завод один, в конкретном подразделении можете пригласить начальника (цеха, участка), а можете не приглашать.

4. Определите ключевых работников и неформальных лидеров

В первую очередь это бригадиры, а также наладчики, ремонтники ключевого оборудования. В реалиях высокого износа оборудования его наладка и ремонт сродни магии. И бывает, что к одной единице (группе) однотипных станков в комплекте один наладчик.

5. Интересуйтесь судьбами своих работников

А также их здоровьем (вы же помните, ядро вашего коллектива – люди 50+). По мере сил пробуйте решать их отдельные личные проблемы. Первая соцпрограмма, которую стоит реализовать – это не обучение, а медицинское обслуживание ключевых сотрудников.

6. Спрашивайте о рабочих потребностях

Часто для повышения производительности надо сделать совсем немного, например, поменять инструмент – начать закупать его не там, где обычно, а нормальный. Закупить или изготовить специальную тару. У меня был случай, когда за счет использования специальной ячеистой тары на пропитке уровень брака был снижен фактически с 20% до 0. Спрашивайте непосредственно у причастных, на рабочем месте, они же и подскажут о системном браке.

7. Проводите ежемесячное совещание бригадиров

Хороший способ, чтобы наладить контакт с трудовым коллективом и повысить их вовлеченность – периодически проводить совещание бригадиров (с привлечением начальников цехов и участков), заместителей. Принятые вопросы фиксируйте протоколом и отчитывайтесь о выполнении на следующих совещаниях. Да, это очень необычно – отчитываться перед подчиненными, но этим вы завоюете их доверие.

8. Заведите маленький блокнот

Записывайте туда все, что вам подскажут или о чем попросят. Именно блокнот, а не запись в телефон, воспринимается как то, что вы услышали обращенный к вам вопрос. И конечно же, прорабатывайте записанные вопросы.

9. Будьте равноудалены от всех подчиненных

Власть и авторитет руководителя строится не на страхе и давлении, а на доверии, что «придет директор и всех по справедливости рассудит». А это возможно только при условии холодной головы и равноудаленности от всех интересантов. Во всех смыслах и контекстах.

10. Ведите себя достойно

Даже если вы попали на новое место в силу обстоятельств, если непросто и опускаются руки – это ваш выбор и люди не виноваты, что вам может быть действительно тяжело. Регулярно выражайте благодарность – это простой и дешевый способ повысить мотивацию и вовлеченность, о котором почему-то всегда забывают.

11. Добавьте уверенности и позитива

Любое сказанное директором слово, интонация, выражение лица является сигналом для трудового коллектива и поводом для обсуждения. Внушайте своим видом и поведением несокрушимую уверенность и умеренный позитив.

12. Выполните план месячного производства

Попробуйте лично выполнить 20 или 30 (в зависимости от производственного графика) сменно-суточных заданий. Некоторые директора думают, что не барское это дело – план по суткам. По опыту, при работе 5/2 в конце месяца можно нагнать за счет «продленок» и рабочих суббот отставание в 2-3 суток. А отставание в 4-5 суток – уже большой вопрос. Возможно, большая часть выпущенной таким «штурмом» продукции вернется назад на завод в виде рекламаций.

13. Выявите узкие места

Принцип Парето работает и на заводе: будут 20% станков, создающих основные проблемы и риски по производительности, простоям и качеству, 20% ТМЦ, которых почему-то всегда не хватает, 20% персонала, которые требуют повышенного внимания. Лично у меня во время утреннего обхода есть порядка 30 контрольных точек, которые я проверяю ежедневно.

14. Запустите инвестиционную программу/кооперационные поставки

Анализируйте состояние парка по трем направлениям: качество / частота отказов / производительность. Проанализировав узкие места в оборудовании, расшивайте их или точечной закупкой оборудования или выводом полуфабрикатов на кооперацию. Экономические службы не любят кооперацию, поскольку цены, как правило, выше, чем себестоимость изготовления своими силами. Но данное удорожание несущественно по сравнению с потерями из-за срыва сменно-суточного задания.

15. Держите ритм

Решение любой сложной и длительной задачи должно быть структурировано. Первое – это дорожная карта (план работ). Второе – регулярные совещания, оптимально собираться еженедельно. Раз в месяц – это мало, персонал успевает отвлечься на другие задачи, а чаще раза в неделю – источник дополнительной нервотрепки, такое допускается только в исключительных случаях. Ключевые направления, которые требуют деятельного участия директора: статус по основным показателям операционной деятельности (план/факт, отклонения), программа техперевооружения, мероприятия по повышению качества, проектный офис, освоение и продвижение новых продуктов, развитие кадрового потенциала. Помимо прочего, периодичность совещаний имеет и дисциплинирующий характер. Люди так устроены, что риск публичного провала – это дополнительный стимулирующий фактор.

16. Используйте силу протокола

Составляйте и актуализируйте протокол по итогам каждого совещания по ключевому направлению деятельности. Даже если вы не наказываете никого за срыв сроков, сам факт наличия фамилии в графе «Ответственный» повышает исполнительскую дисциплину. Иногда заменой протокола может быть группа в мессенджере. Скидывайте свои поручения прямо туда, обяжите причастных к решению вопроса давать обратную связь.

17. Следуйте стратегии варана

Комодский варан охотится так: он кусает свою жертву и потом методично бродит за своей добычей по всему острову, пока та не умрет от ран и заражения крови. Когда увольнения – это крайняя мера, ваши инструменты обеспечения исполнительской дисциплины: ритмичность, занудство, несокрушимое хладнокровие и положение по оплате труда, конечно.

18. Закройте периметр

Смените охрану. Освежите службу безопасности. Внедрите систему видеонаблюдения, обязательно с режимом ночной съемки и мониторингом движения в ночное время. Введите в штат аналитика, которые будет своевременно отсматривать полученные данные.

19. Уделяйте личное внимание системе продаж

Регулярное деятельное внимание высшего руководителя к продажам приводит к их увеличению минимум на 15-20% (плюс соответствующий рост маржинальности сделок). А если есть продажи и денежный поток, если предприятие по обороту находится выше точки безубыточности, все остальное – технически возможно.

20. Организуйте свой досуг в нерабочее время

Помимо обязательного условия высыпаться 7-8 часов, определите круг занятий, на которые вы будете переключаться во внерабочее время: спорт, локальные путешествия, краеведение, самообразование. Один мой знакомый директор, заядлый спиннингист, возит в багажнике полный комплект снаряжения для рыбной ловли. Все это необходимо, чтобы своевременно сбрасывать психологическое напряжение.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Главное на заводе это организация выпуска востребованной продукции. Есть востребованная продукция - есть деньги на коллектив и хотелки собственников - нет продукции - нет денег. А для того что бы выпуск востребованной продукции обеспечить необходимо не бегать вокру коллектива, а устанавливать контакты с инжиниринговыми и проектными организациями. 

Не понимаю зачем ломать систему работы на производстве не понимая как она работает. Ведь все описано как надо делать что бы процветать, вместо этого выдумки на тему: "давайте вместо выцарапывания заказов директор будет ходить по цехам и заигрывать с людьми не имея возожности заплатить".

Взял заказы, построил систему управления производством и пуляй деньги собственникам и коллективу. Все что требуется т директора. Остальное бред высосаный из пальца.

Аналитик, Москва

Прекрасная статья! 
Я бы добавил чуток своего.
1. Кредиторская задложенность, это пожалуй самое важно в первый год работы. Понять и попытаться решить её. Как? Тут советов быть не может, у каждой проблемы свои решения.

2. Большой руководитель должен выработать свой стиль, понятный и привычный для людей. Каждый работник должен представлять реакцию директора на то или иное событие. "Такое директор не прощает" - хорошо, если у людей появится такие слова. Но и положительная реакция важна - сказать спасибо при народе дорогого стоит. А для этого нужно ваше личное понимание коллектива и даже любовь к нему. 

3. В течении месяца у вас должно сложится понимание узких мест. Не растягивайте этот срок. Уж лучше, особенно, если нет семьи, можно и пожить на заводе или совсем рядом. Это месяц - самый решающий. Ну а вздохнуть сможете через годик. Попробуйте сдалть что-то показательно хорошее. Бывает так, что в женском коллективе нет зеркала. Мелочь, но это мгновенно оценивается. Рукавицы для слесарей, туалетная бумага...

Researcher, Москва

Мне кажется, лучше было бы назвать статью без НЕ:
Как угробить завод: 20 рекомендаций новоиспеченному директору

И писать от обратного. Ну то есть, чтобы читатель мог инвертированием рекомендаций прийти к пониманию обратного эффекта.
То есть, чтобы проделал небольшую умственную работу.
1) Тогда ценностное восприятие публикации у читателя, которому она адресована, будет выше. Ибо заплатил хоть и небольшой, но умственной работой. И критики от таких будет меньше. Другими словами -- волки будут целы.

2) В тред набегут все кому не лень (те кому публикация точно не адресована и все виды нигилистов) и будут фантазировать о том, как еще лучше и быстрее угробить завод, накручивая рейтинг публикации и раскачивая психику 1).
И овцы будут сыты.

3) Охват будет шире вдвое. И вирусность контента будет выше.
Мы впервые в истории увидим Индекс Рефлексии (RI) ~2.

4) Публикация войдет в дайджест 2023 года.

Коммерческий директор, Воронеж

Статья хороша, для предприятия работающего выше точки безубыточности. А в основном наши машиностроители сводят еле-еле концы с концами, выплачивая минимум ЗП. Новые изделия – требуют существенных инвестиций, которые банк  вряд ли даст на приемлемых условиях, инвесторы – акулы. Так что первейшая задача нового директора оценить рынок того, что уже выпускается на предмет возможного расширения и снижения затрат. Обеспечить стабильную работу без прибыли, но и без убытков. Далее поиск новой продукции, технологически выписывающейся в существующие технологические возможности. И далее выход на новые рынки, и новые изделия. Стабильные показатели на это время, позволят решать вопросы и с инвесторами и банками.

Аналитик, Москва

Судя по вводным данным, завод напоминает старые советские наручные часы, найденные на чердаке. На выцвевшем циферблате написано: "21 камень". Но быстро понимаешь, что двух камней явно не хватает. Один камень нужен, чтобы эти часы на на него положить, а другой - для точного разрушающего удара. :)

Ну, да ладно. Вернёмся к кейсу из статьи. Насколько я понимаю, речь идёт о заводе, который входит в крупную холдинговую компанию. Причем, возможно, даже не имеет своего/отдельного юридического лица. В свою очередь, в холдинге управление осуществляется централизованно, т.е. существует управляющая компания, консолидирующая все ниточки управления по ключевым бизнес-процессам предприятий, входящих в холдинг. Соответственно роль директора завода сводится к роли руководителя промышленной площадки, который занимается оперативным руководством операционной деятельностью. Что, с одной стороны, сужает спектр задач директора, понижая его статус. С другой стороны, снимает лишнюю ответственность.
Например, из текста видно, что главное для директора - выполнять производственный план. Вопросами сбыта, а также экономики и ценообразования явно занимается вышестоящая структура. Больше похоже на то, что продукция завода гарантированно сбывается в рамках самого холдинга по специальным трансфертным ценам, предусматривающим относительно минимальную рентабельность.  

Тем не менее, несколько обескуражен подходом, предложенным в статье. Ведь основной посыл статьи - не навреди. Совсем как у врача. Но врач же перед тем как начать лечить пациента и уж, тем более, оперировать изучает историю болезни, смотрит анализы, просматривает рентгеновские снимки, проводит осмотры и т.д. А здесь получается, что пришёл новый директор и начинает "шашкой махать". На мой взгляд с самого начала не хватает нулевого пункта - аудита деятельности предприятия. Либо это предварительное изучение уже каких-то готовых отчетов по результатам аудита управляющей компании. Либо это аудит собственными силами. Причём, важно, чтобы такой аудит был до начала трудоустройства. В противном случае так можно оказаться новоиспечённым капитаном тонущего "Титаника".Или даже уже затонувшего. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями. Это первый момент. 

Второй момент связан с отсутствием риск-менеджмента. Например, была упомянута кооперация в производстве какой-то продукции завода. Т.е. часть работ предполагается отдать на сторону. Допустим, речь идёт о сторонних услугах производственного характера или покупных полуфабрикатах. Разумеется, это будет дороже. Вдобавок, это просто усложняет учёт: бухгалтерский, управленческий, складской, производственный. Но, самое главное, это вовсе не сужает поле рисков, а наоборот расширяет его. Сторонний подрядчик может изготовить продукцию не того качества или типоразмеров. Или же изготовить, но отказать в доставке по причине задержки оплаты со стороны управляющей компании. Вариантов может быть масса. При этом степень влияния на ситуацию у директора может быть существенно ограничена, по сравнению с тем, как если бы данная продукции производилась на заводе.
Или же взять ситуацию со сменой охраны. Мало того, что это выглядит странно или даже подозрительно. Мол, неужели новоиспеченный директор хочет заняться, так сказать, "внутренним предпринимательством" ? Так ведь нет гарантий, что новая охрана будет лучше и дешевле. Особенно если эта услуга осуществляется сторонней компанией. Так или иначе, подобное действие директора должно быть обосновано перед управляющей компанией или, как минимум, согласовано с ней.
Ну, и теперь про самостоятельные прогулки по цехам завода. Оно, конечно, "хозяин - барин". Но, как правило, производственный цех -  это опасный производственный объект. Само собой, ответственным за безопасность в цехе является начальник цеха. Вплоть, до уголовной ответственности, кстати. А это значит, что никакой посторонний не должен находиться в цехе без ведома начальника цеха. Даже директор. Вот пошёл, например, директор в цех, никому даже не сказал. А там кровлю ремонтируют. И тут кусок кровли неожиданно падает вниз. Даже если человек в каске, то учитывая высоту потолков в производственных помещениях, это почти всегда "нулевой" случай. В результате, мало того, что директор подвергает риску свою безопасность, так он еще расшатывает основы техники безопасности в цехе, на предприятии, в холдинге, а также в стране в целом. И это вместо того, чтобы быть примером для остальных. В принципе, если так уж нужно наблюдать за тем, что происходит в цехах, то можно там камеры поставить, а изображения вывести себе на монитор.

Таким образом, при всем уважении к автору, наставления новоиспеченному директору в статье больше напоминают "Вредные советы" Григория Остера. Это исключительно мое мнение, основанное на собственном опыте.

Начальник участка, Москва

Что бы картинка сложилась давайте посмотрим на суммы зп. Интересно это с налогами или без.
https://www.avito.ru/roslavl/vakansii?q=рославльские+тормозные+системы

Какая должна быть производительность труда, что бы не обеспечивать воспроизводство рабочей силы? 

Задача собственника вставить имеющийся актив туда где он даст фин результат. А тут впечатление что с трупа пытаются состригать растущие ногти, волоски и зарабатывать на этом. 

Составляешь список проектных организаций и идешь знакомиться со всеми, потом с торовыми представителями европейских компаний желающих локализовать производство в РФ с целью обхода санкций. Примерно на 5 знакомстве завод будет загружен рентаельными заказами. И денег хватит всем и работникам и собственникам. 
А учить правильно подметать, ходить по цехам и заниматься выполнением бригадирского функционала не нужно, это все от управленческой безграмотности и ментальных проблем собственника актива.

Аналитик, Москва
Алексей Уланов пишет:

Что бы картинка сложилась давайте посмотрим на суммы зп. Интересно это с налогами или без.
https://www.avito.ru/roslavl/vakansii?q=рославльские+тормозные+системы

Какая должна быть производительность труда, что бы не обеспечивать воспроизводство рабочей силы? 

Как интересно, надо же. Рославль, Смоленщина...Родина предков...После трёх классов деревенской церковно-приходской школы дедушку отдали в ученики к столяру как раз в этот город. И через пару-тройку лет он уже умел делать мебель для дома и на продажу. Ещё через несколько лет эта специальность помогла ему получить перспективную специальность металлурга-литейщика. Потому что долгое время все макеты и формы для литья предварительно делали из дерева. Вот это совпадение.

P.S. Зарплаты, конечно...Как говорится, обнять и плакать.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Почитал заголовок, потом комментарии к ней, и решил -статью даже читать не буду...

Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:

Почитал заголовок, потом комментарии к ней, и решил -статью даже читать не буду...

Ну, это Вы зря. Статья нетривиальная, на актуальную тему. Так или иначе, комментарии - это не более, чем взгляд со стороны, оценочные суждения.

Менеджер, Краснодар

Работа генерального директора очень разнообразная от "быть в Гемба" до "представлять интересы предприятия в органах государственной власти". Согласен, что статья не охватывает всех аспектов работы генерального директора, в том числе и на старте. Но основная мысль статьи верная. На мой взгляд, необходимо статью дополнить:

1. Сделать ревизию основному бизнес-процессу, прямо пройти ногами его, от получения заказа до отгрузки на складе готовой продукции (каким образом заказ попадает на завод, кто его привлекает, как заказ попадает в производственный план, как на него приобретается сырьё, как планируется производство, где находятся точки контроля качества, как передается от производства на склад ГП, по каким документам продукция вывозится с завода). Описать его, сделать графическую схему и посмотреть, что можно улучшить, в том числе и с точки зрения безопасности.

2. Вытащить всех "скелетов из шкафов" - провести инвентаризацию, как правило, много несписанных расходов, прошлых периодов, на складе запасных частей, оснастки, материалов. На складе сырья могут числиться ТМЦ с невозможностью переработки. На складе готовой продукции, изделия которые не смогли продать или вернули и им уже несколько месяцев или даже лет. На счете основных средств, может учитываться, уже давно неработающее оборудование. Дебиторская задолженность покупателей, там тоже могут быть "тухлые активы". Другими словами, необходимо сделать баланс правдивым, увидеть реальное финансовое состояние завода.

А дальше можно по пунктам, как в статье.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.