Можно ли за год поднять российский завод до европейского уровня?

Меня часто волнует один вопрос. Почему большинство производственных предприятий России плохо организованы, отличаются низким качеством продукции и деловой культуры, срывают отгрузки потребителям и никак не могут изжить массу других проблем? У меня есть ответ на этот вопрос, и в рамках данной статьи я хотел бы поделиться своим мнением с сообществом профессиональных управленцев.

Все ли производственные предприятия в России представляют печальное зрелище? Нет, есть образцовые заводы и фабрики. Так откуда они взялись? Об этом тоже поговорим. Производственных предприятий я посетил немало, причем как в России, так и в Европе и Африке. Мне довелось поработать и преподавателем в вузе, и консультантом, и начальником бюро на большом литейном заводе, и аудитором в крупнейшем органе по сертификации, и директором по качеству в крупном холдинге, и на руководящих должностях в автопроме. Я видел и плохое, и хорошее. Есть с чем сравнивать и что сравнивать. Поэтому давайте посмотрим сначала на то, что сегодня собой представляет обыкновенное российское предприятие, а потом сравним его с компаниями, которые выше на две головы.

Как все обычно устроено

Повторюсь: я не утверждаю, что все предприятия в России одинаково отсталые. Уровень менеджмента различается, но в целом, про большинство производственных компаний можно сказать следующее.

1. Охрана труда в неудовлетворительном состоянии. Почему мы начинаем с охраны труда? Safety never compromised. Никогда, никогда не идите на компромиссы в вопросах производственной безопасности. Некоторое время назад я посетил одно крупное российское предприятие, производящее очень нужную продукцию, которая в том числе экспортируется. За полчаса нахождения в цехе я просто ужаснулся хаосу в соблюдении законодательных требований к охране труда. И это знаковое российское предприятие. Что уж говорить о заводах, которые не на слуху. Что конкретно нарушалось на том предприятии? Люди и транспорт двигались под висящим многотонным грузом. Цеховое руководство демонстративно стояло без каски возле работающей кран-балки. Проезды для транспорта были загромождены, и транспорт двигался по пешеходным дорожкам. Кто-то подумает: ну и что? Дальше вы все поймете.

2. Качество продукции низкое. Потребители недовольны поломками, браком. На том знаменательном предприятии, испытывающем как раз большие проблемы с качеством, брак измеряется в процентах. Уровень сдачи продукции с первого предъявления ОТК составляет около 30% из месяца к месяцу. Таким образом, внутренний брак составляет 70%. Это 700 000 ppm. Тушите свет.

3. Отношение начальников к подчиненным неуважительное. Руководители позволяют себе хамство, крик в отношениях с подчиненными: «Я плачу вам зарплату выше, чем на вашем предыдущем месте работы, поэтому могу делать с вами, что хочу». Или: «Вы плохо работаете». – «А что конкретно я сделал плохо?» – «Все равно вы плохо работаете». И т.д.

4. Культура производства, как правило, низкая. Понятие «культура производства» включает в себя многие аспекты, перечислим некоторые: чистота на производстве, соблюдение технологического процесса, ношение спецодежды, ритмичный выпуск продукции, ритмичная подача комплектующих, высокая дисциплина в коллективе.

5. Деловая культура тоже, как правило, низкая. Сюда можно отнести соблюдение различных корпоративных кодексов, дресс-кодов, культуру деловой переписки, культуру проведения совещаний и т.д. Как пример: на заводе дресс-код установлен для всех, в том числе и для РСиС. Однако кто-то спецодежду носит, а кто-то не носит. Это пример низкой деловой культуры. Попробуйте дозвониться до какого-нибудь начальника – он на совещании. Начальники всегда на совещаниях. Это пример низкой деловой культуры, низкого уровня менеджмента. Я помню слова одного начальника участка с одного крупного предприятия: «С одного совещания мы идем на другое совещание. Работать нам некогда. Сначала мы сидим на совещании у директора по производству, потом – у заместителя директора по производству, потом – у начальника цеха, потом – у заместителя начальника цеха». Или вот еще от него же: «Нам очень нравится, когда начальство посылает нас в одно место. Если сегодня не послали, то нам уже не привычно, чувствуем: что-то не то». И пока линейный менеджер проводит время на совещаниях, участок его остается бесхозным, а рабочие – без руководителя.

6. Логистика. Срыв отгрузок потребителю для многих российских компаний – норма.

7. Общий уровень менеджмента обычно низкий. И дело здесь не в наличии сертификатов ISO 9001 или других. Сертификат есть, а системы нет, вот в чем проблема.

Результат всего описанного: либо заниженная прибыль, либо убытки.

Как все должно быть устроено

А бывает по-другому? Да. Вот отличительные характеристики западной компании.

1. Охрана труда – на первом месте. Это видно повсюду. Вы приходите как посетитель на западное предприятие – вас одевают в спецодежду, в спецобувь. И все работники предприятия идентифицируют вас как посетителя. Проводятся такие мероприятия как аудиты безопасности, выходы в цех высших руководителей для бесед с рабочими по вопросам безопасности (top safety visit).

2. Качество продукции измеряется в ppm. Установлены годовые цели по customer ppm, по внутреннему ppm, есть план мероприятий по их достижению. Фактический уровень customer ppm составляет ноль либо однозначную цифру. Директор по качеству начинает свои отчеты с состояния охраны труда. Во время командировок на заводы, входящие в производственную группу, проводит аудит по охране труда (top safety visit).

3. Вежливое обращение начальников с подчиненными.

4. Культура производства высокая. Повсюду чисто, дисциплина, порядок.

5. Деловая культура высокая. Минимум совещаний. Цели предприятия, они же цели генерального директора, каскадированы до директоров по направлениям, далее – до начальников отделов, и так – по цепочке. Все работают над достижением целей. Некогда ставить друг другу палки в колеса. Некогда сидеть на совещаниях. У каждого процесса KPI, который ежемесячно отслеживается. Есть личные планы работы на месяц.

6. Логистика. Показатель процесса on-time delivery составляет 100%. Нет срывов отгрузок.

7. Есть стандарт на систему менеджмента (ISO 9001, ISO/TS 16949 или другой.). Есть стандарт на систему управления предприятием.

Результат слаженной работы, высокой операционной эффективности – прибыль для акционеров. Предприятие может работать автономно и в отсутствие генерального директора.

Таким образом, вы видите, что между уровнем менеджмента обычной российской компании и европейской – пропасть по всем направлениям. И как один из недавних примеров, о котором говорила вся страна, – это установка дефектных комплектующих на двигатели для спутников. На другом предприятии, не в космической отрасли, а в металлургии, в производство запускается песок низкого качества. В результате – брак, и приходится организовывать сверхурочные работы, чтобы его исправить. Безобразие.

На образцовом предприятии есть процедура входного контроля: сначала логистический контроль, затем контроль по качеству. Есть процедуры, все регламентировано. Есть требования КД. Есть список утвержденных поставщиков. Такое, как упомянуто выше, просто не может произойти. Но поскольку в России это происходит, то это самое убедительное свидетельство того, как много у нас производственных предприятий с низким уровнем менеджмента.

Где выход?

Я вижу два пути, позволяющие сократить отставание в управленческом плане от западных компаний. Первый: ставить на позиции генеральных директоров людей по профессиональным заслугам, а не руководствуясь родственными мотивами или дружескими связями. Позиция первого лица – генерального директора – определяющая для развития компании. Компетентный руководитель способен вывести бизнес из любого управленческого тупика. Есть ли в стране грамотные управленцы, способные перестраивать производственные предприятия по мировому образцу? Да. Откуда они взялись? Это те, кто работал в западных компаниях и перенял там весь лучший управленческий опыт.

Второй путь. Если первое лицо созрело до проведения изменений в менеджменте, но у него на это не хватает знаний, всегда можно прибегнуть к услугам специалистов, у которых есть соответствующий опыт. По моему мнению, чтобы преобразовать предприятие до среднего европейского уровня, достаточно года для завода средних размеров и, пожалуй, двух лет для крупного производства. Причем, перестройка менеджмента не потребует колоссальных капиталовложений, как многие думают. Западные компании тоже порой работают на старом оборудовании. Но у них, как вы уже поняли, другой менеджмент.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

"Где выход?

Я вижу два пути, позволяющие сократить отставание в управленческом плане от западных компаний. Первый: ставить на позиции генеральных директоров людей по профессиональным заслугам, а не руководствуясь родственными мотивами или дружескими связями. Позиция первого лица – генерального директора – определяющая для развития компании. Компетентный руководитель способен вывести бизнес из любого управленческого тупика. "

Вы о чем говорите? О каком менеджменте, какого завода может идти речь, когда у нас МИНИСТРОВ и других руководителей ФЕДЕРАЛЬНОГО МАСШТАБА, назначают не по профессиональным заслугам, а руководствуясь именно родственными мотивами или дружескими связями (вспомните хотя-бы того же Сердюкова и всю его камарилью).

Менеджер по персоналу, Вологда

Олег, наймите Романа и все у вас через 1-2 года будет хорошо.

Генеральный директор, Москва
Андрей Черневский пишет:
Олег, наймите Романа и все у вас через 1-2 года будет хорошо.

Я лично не знаком с Романом, поэтому теоретически все возможно и он сможет кому-нибудь что-то наладить.

Но о прочтению статьи, у меня сложилось ощущение какой-то "виртуальности" и "маниловщины".

Общие, набившие оскомину, слова и ни какой проработки практического воплощения идей о "светлом" будущем российского менеджмента.

Автор, на мой взгляд, не совсем понимает, что состояние "хаоса" многим удобно т.к. в нем можно спрятать ошибки и безответственность.

Я в молодости был ярым противником бюрократизации внутри компаний, но чем старше я становился и чем в более крупных компаниях работал, тем более осознавал себя сторонником разумной бюрократизации.

Сейчас я, консультируя компании, рекомендую практиковать только письменные распоряжения и вопросы, на всех уровнях управления компании. Ведь как говорится, что написано пером, то не вырубишь топором.

На первом этапе, многие сотрудники, особенно рядовые, говорили, что они загружены и им некогда заниматься перепиской. Но когда они ощутили, что при такой форме коммуникации, их никто не может беспричинно обвинить в халатности, то отношение изменилось.

Самое интересное, что письменная форма коммуникации, стало мобилизовывать и руководителей т.к. теперь они, понимая, что оставляют четкий и отслеживаемый след, стали вынуждены четче формулировать свои задания и ответы подчиненным .

И при любом разборе полетов, можно, быстро определить, кто и на каком этапе, что-то не выполнил.

Но надо признать, что во многих случаях, когда на руководящие посты расставлены родственники и знакомые, такое четкое выявление ответственного, многим не нравится.

Ведь это же надо ругать или выгонять племянника, двоюродную сестру или друга семьи.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Как все должно быть устроено

А бывает по-другому? Да. Вот отличительные характеристики западной компании.

Очень интересный материал. Будем вчитываться и задавать вопросы.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Теоретически возможно всё.

Практика: как только ты построишь высокотехнологичный завод, поставишь в нем все процессы по европейскому уровню, наладишь сбыт и начнешь получать прибыль..... У тебя его будут пытаться отнять все и любыми доступными путями! Менты, прокуратура, ФСБ, бандиты и т.д. Если устоишь против всего этого и не попадешь в тюрьму и еще останутся деньги, то хорошо! :) 99,9% стартаперов не выдерживают давления Системы и уезжают заграницу. Подымаются снова или содержат винный бутик....

Конечно выход всегда есть! Там где вход! :)

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

В готовом виде если бизнес и есть заказчик на становление процесса, у нас занимает от 1 года до 5 лет (если предприятие градообразующее или республиканского значения). Но мы не внедряем европейский стиль, мы внедряем наш русский!!

Генеральный директор, Тольятти

Уважаемые участники дискуссии! Мне очень приятно, что тема вызвала некоторый интерес. Возможно, что хаос на производстве кому-то и выгоден. Но я не могу его выносить. Вместе с тем, рабочие очень положительно воспринимают, когда генеральный директор наводит на заводе порядок. В порядке и без брака им работать нравится больше, нежели чем в хаосе. Многим, наверное, после прочтения статьи по-прежнему не верится, что из хаоса можно организовать европейское предприятие. Можно. Я уже делал.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Тогда купите должность в государственной компании. Для нас это был огромный опыт! стоит должность генерального директора в крупной госкомпании всего 500 000$, окупается за год! Проверенно практикой!!

И причем предприятие брали, банкрот, с 10 млр. рублей долга!

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Партнер, Новосибирск

Вам бы проще объявление давать, что возьмете в управление завод или предприятие. Но лучше, чтобы за Вами как специалистом такого плана, стояла страховая компания из ТОП 50 в мире, которая застрахует все риски или крупный инвестиционный фонд, который покроет все убытки, в случае наступления форс мажора.

За мной и компанией сегодня такие стоят. Но даже в этом случае, хаос намного выгодней, чем системность! :)

Генеральный директор, Нижний Новгород
Роман Сюров пишет:
Первый: ставить на позиции генеральных директоров людей по профессиональным заслугам, ... Компетентный руководитель способен вывести бизнес из любого управленческого тупика. Есть ли в стране грамотные управленцы, способные перестраивать производственные предприятия по мировому образцу? Да. Откуда они взялись? Это те, кто работал в западных компаниях и перенял там весь лучший управленческий опыт.

Не буду спорить, Роман. Но чаще всего ситуация такая, когда такого управленца с западным опытом нет (и вопрос - с опытом какого уровня? - среднего звена, высшего руководителя?) Какие Ваши предложения для такой ситуации?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.