4 беды, мешающие сотрудникам работать в полную силу

По данным Организации экономического сотрудничества и развития , российские работники самые неэффективные во всей Европе. Что мешает вашим сотрудникам работать в полную силу и как это можно исправить?

1. Стресс

Многие руководители убеждены, что напряженная атмосфера побуждает сотрудников лучше и интенсивнее работать. Однако истина в том, что стресс воздействует на подчиненных только в краткосрочной перспективе: в конечном итоге он отрицательно сказывается как на здоровье, так и на мотивации. Согласно статистике Американской психологической ассоциации , в компаниях с высоким уровнем стресса расходы на медицинские услуги возрастают в полтора раза, а из-за заболеваний, связанных со стрессом, экономика США ежегодно теряет порядка $500 млн.

Что делать? Для формирования благоприятной и бесстрессовой среды ведущие компании стараются создавать комфортные условия работы для своих сотрудников: уютные офисы с фитнес-залами, зонами для сна и отдыха, бесплатными обедами. Так, ряд исследований говорит о том, что сотрудники, участвующие в корпоративной оздоровительной программе, увеличивают производительность команды в среднем на 4%. А данные Стокгольмского института исследования стресса показывают, что на напряженность сотрудников и, соответственно, на эффективность их работы влияет даже уровень шума в офисе.

В то же время практически все управленцы сходятся во мнении, что атмосфера в офисе всегда начинается с начальника и его манеры общения с подчиненными, а не с внешних атрибутов. В фирме Campbell Soup выяснили, что лучше всего на производительность труда влияет уважительное отношение руководства к сотрудникам.

В итоге все упирается в необходимость работать с людьми, налаживать с ними контакт. Нежелание руководства это делать зачастую продиктовано тем, что сам процесс общения достаточно энергозатратный, поэтому хорошая отдача от приложенных усилий не всегда гарантирована. Люди не роботы: им нужна крепкая мотивация, так что одни и те же действия по улучшению корпоративной среды могут вызывать разную реакцию, в том числе негативную.

2. Неотлаженные бизнес-процессы

Часто неэффективность связана с тем, что в компании нет четкого распределения ролей – понимания, кто за что отвечает. Или, например, в компаниях используют устаревшее оборудование и программы, которые требуют от сотрудников больших временных затрат на элементарные операции и задачи.

Нередко на производительность труда влияет и неоднородная нагрузка на работников. По нашим данным, чаще всего от этого страдает бухгалтерия. Руководители редко разбираются в специфике ее работы. А потому зачастую один сотрудник там загружен на 90%, в то время как другой работает только на 10%. Некоторым сотрудникам хорошо удается симулировать бурную рабочую деятельность, а у начальства, как правило, на руках нет никаких объективных данных – чем на самом деле сотрудник занят в течение рабочего дня. Откуда их можно получить, когда ты сам не успеваешь следить за другими? Особенно, если компания большая. Проблему неэффективности бизнес-процессов уже признали даже на уровне правительства: у руководителей российских предприятий банально не хватает соответствующих знаний, как лучше выстроить работу.

Что делать? Идти по пути автоматизации. Так, «Почта России» внедрила систему, работающую по принципу «одного окна», которая заменила 15 разных программ, которыми до этого вынуждены были пользоваться сотрудники. Это помогло заметно увеличить скорость доставки посылок. «Сбербанк» также работает над эффективностью всех операций, которыми занимаются сотрудники. По заверениям компании, это помогло увеличить производительность на 20-50%.

Компания «Норникель» запустила обучающую программу по эффективному управлению для своего топ-менеджмента. Нередко с умом расходовать свое рабочее время обучают и самих сотрудников. По нашему опыту, здесь также помогают ежедневные или еженедельные отчеты о том, как именно работник проводит свое время за компьютером. Во-первых, это формирует верное представление о происходящем у начальства. А во-вторых, многим сотрудникам такой взгляд на себя со стороны помогает четче планировать день и распределять рабочие задачи.

Кроме того, важно, чтобы каждый из членов команды понимал, для чего он выполняет ту или иную работу, помнил о глобальной миссии компании, в которой проводит большую часть своего времени. В реалиях современного бизнеса цели компании, отделов и сотрудников сонаправлены лишь в 20% российских организаций.

3. Зарегулированность

Стремясь четко выстроить рабочие процессы, многие компании приходят к зарегулированности. В результате бумажная волокита приводит к тому, что организация упускает выгодную сделку или не успевает собрать пакет документов для участия в очередном тендере. Издержки из-за избыточного администрирования назвали одним из главных сдерживающих факторов роста производительности труда в России.

Помимо этого, чрезмерное количество правил в компании отнюдь не мотивирует сотрудников. Различные исследования показали, что для по-настоящему продуктивной работы важны перерывы. Существует следующая формула: 52 минуты работы и 17 минут отдыха равны достижению успеха в команде. Если верить ученым, производительность сотрудников, которые следовали подобному режиму работы, была на 10% выше. В Cornell University пришли к выводу, что сотрудники, которые получали напоминания о необходимости делать перерывы в работе, были на 13% более эффективны, чем их коллеги.

Что делать? Снизить количество нормативных документов. Два главных правила, которые должны остаться в вашей организации: уважение друг к другу и понимание миссии компании.

В офисах, где каждый шаг регламентирован, как правило, хорошей мотивацией становятся любые незначительные послабления. Будь-то возможность носить джинсы по пятницам или слушать музыку во время работы. Согласно некоторым исследованиям, это позитивно сказывается на атмосфере и увеличивает эффективность сотрудников.

В любом случае руководству не стоит делать скоропалительных выводов. Предположим, что с помощью системы мониторинга рабочего времени удалось выявить, что сотрудник тратил на развлечения 20-30% рабочего времени. Это, во-первых, может говорить о том, что он справляется с поставленными задачами быстрее коллег, а в компании просто-напросто не вознаграждают за высокую производительность. Во-вторых, сотрудник может быть недостаточно загружен работой из-за халатности начальства или неэффективной организации внутренних бизнес-процессов. В конечном счете может оказаться, что сам работник ленится, и с ним лучше расстаться.

Хотя ведущие международные корпорации, такие как 3M и Google, официально предоставляют своим сотрудникам около 10% свободного времени, чтобы они могли поэкспериментировать с новыми идеями, придумать креативные ходы и привнести нечто новое в работу команды.

4. Недооцененность труда

Сотрудники, которые недовольны собственной оплатой труда, конечно, не хотят эффективно работать. Другое дело, что такого рода недовольство не всегда бывает обоснованным. Часто низкая оплата труда становится отговоркой для лентяев. Но нытье на тему собственной недооцененности одним сотрудником может негативно отражаться на настроении всего коллектива. Этот психологический момент также стоит учитывать.

Что делать? Во-первых, регулярно сравнивайте цены на рынке труда. В этом вам помогут известные сайты с вакансиями – HeadHunter, Superjob и другие. Во-вторых, выстроите эффективную систему премирования. В большинстве российских компаний принято выдавать премии всем сразу вне зависимости от того, как человек работал.

Не стоит забывать, что вознаграждение за труд должно быть не только в денежном выражении. Так, компания «ВымпелКом» дарила сотрудникам с лучшими показателями по привлечению клиентов яркие брендированные кеды, а также возможность отдохнуть в кругу семьи за счет компании (походы в театр, ресторан или на другие мероприятия на выбор сотрудника).

Нередко дополнительными бонусами становятся медицинская страховка, возможность карьерного роста, обучения за счет компании или даже корпоративный фитнес. Занятия йогой и бегом в рекламно-коммуникационной группе BBDO часто начинают до окончания рабочего дня. Это мотивирует сотрудников быстрее справляться с поставленными задачами.

Чтобы бороться с пониженной продуктивностью команды, нужно для начала признать важность этой проблемы. Центр мониторинга развития промышленности опросил 500 руководителей промышленных предприятий: только треть из них назвали повышение производительности труда первоочередной задачей, при этом более 70% опрошенных признали прямое влияние роста эффективности на прибыль предприятия. Это дало повод топ-менеджменту компаний задуматься над тем, как чувствуют себя их сотрудники, что они говорят и какая атмосфера царит в офисе.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по развитию, Москва

Неэффективными являются , в первую очередь, не сотрудники , а предприятия , в силу глубокого технологического отставания и как следствие , устаревшего продукта. Сотрудники , как и предприятия могут либо расти , либо стагнировать. Рост в стагнирующем предприятии не приносит истинного удовлетворения и желания выкладываться по полной..

Генеральный директор, Турция
Александр Марченко пишет:
Рост в стагнирующем предприятии не приносит истинного удовлетворения и желания выкладываться по полной..

Прямо вот в точку! Аплодирую и присоединяюсь к данному мнению!

Аналитик, Нижний Новгород

Очередной очерк о здоровом образе жизни. Почти всё сказано верно, но предлагаемые, иногда совершенно не логичные, меры настолько банальны, что и темой-то обсуждения быть не могут. Посему посмотрим на нелогизмы

1. Во втором пункте очень точно подмечена неравномерная загрузка исполнителей. Правда не раскрываются причины, которые обычно сводятся к личным качествам руководителя. Решение предлагается вообще не имеющая отношения к перераспределению нагрузки. Внедрение автоматизации, цифровизации и других примочек существенно влияет на производительность крупных офисов, но никак на проблему загрузки, если её не решать специально на основе фотографии рабочего дня, например. Кто нибудь пользовался подобным методом? Предлагал? Я лично не слышал.

2. В третьем пункте Вы обращаете внимание на зарегулированность, но предлагаете действовать методами регулирования. Даже если Вы собираетесь снизить количество регулирующих документов или поощряете послаблением "строгого режима", суть этих мер - регулирование. Ухватили себя за хвост. А дальше вообще прелестно: "...с помощью системы мониторинга рабочего времени удалось выявить, что сотрудник тратил на развлечения 20-30% рабочего времени". Пускай следят не за всеми сотрудниками, а только выборочно и Вы им будете предлагать работать ради светлого будущего? Будут радоваться 10% времени творчества или, какой ужас, ношению джинсов по пятницам. В наших условиях (в смысле не американских) смахивает на маразм.

3. Ну наконец о неудовлетворённости оплатой труда. Отвечая на этот вопрос Вы как-то сбились на ответ по другому вопросу: "Это мотивирует сотрудников быстрее справляться с поставленными задачами". Хотя, если посмотреть внимательней, очень сложно провести грань между мерами по этим 4 пунктам. Например, если подставить в "Что делать" при недооценённости меры от зарегулированности или оптимизации бизнес-процессов, то вполне подойдёт. К примеру Вы сняли перегруженность с одного из работников. Вероятно он может остаться довольным своей оплатой труда.

В общем, мы привыкли брать примеры из чужой бизнес-среды, не учитывающей наш менталитет, уровень производственных отношений, традиций и проч. Предлагаемые меры носят очень косметический характер иногда вот такой нелогичный как уход от зарегулированности регулированием.

Руководитель управления, Казань
Михаил Трофименко пишет:
Во втором пункте очень точно подмечена неравномерная загрузка исполнителей. Правда не раскрываются причины, которые обычно сводятся к личным качествам руководителя.

"Больше нагружают того осла - который не брыкается и молча везет", это у же давняя практика менеджмента. Проще добавить работы "тихому исполнителю" чем "громогласному лентяю".

Аналитик, Нижний Новгород

Денис Перевезнов пишет:

"Больше нагружают того осла - который не брыкается и молча везет", это у же давняя практика менеджмента. Проще добавить работы "тихому исполнителю" чем "громогласному лентяю".

Когда начинал служить в армии, хромовые сапоги стёр до дыр за неделю на строительстве дороги на Дальний Восток под Читой. Ещё тогда "старые" лейтенанты меня учили - кто везёт на том едут.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Работал в свое время в компании, где новый руководитель решил ввести контроль труда. Ежедневные, еженедельные отчеты. Когда я в отчете писал одну строку условно "Работа с документами" в течении дня, меня вызывали и требовали пояснения. Когда я заполнял все так как положено и действительно расписывал то что я делал в течении дня и последним пунктом писал что ровно 58 минут заполнял отчет тогда как за час мог бы много полезного до фирмы сделать. Но я был занят отчетом. Я его не виню! Ему в том числе большое спасибо что с 2011 года я занимаюсь собственным бизнесом.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Главная причина эффективности (или её отсутствия) работы сотрудников является их Руководитель.....

Партнер, Красноярск

Кроме "миссии" неплохо понимать и "ценность" компании. А то такое ощущение, что мы с автором под "бизнес-процессами" и "эффективностью" совсем разное понимаем. Фитнес, это здорово, конечно, а вот если к нему прибавить и непрерывное развитие компании, про стресс можно забыть навсегда.

Аналитик, Москва

В соответствии с Кодексом у нас не сотрудники, а работники. Хотя, я допускаю, что автор пишет о сотрудниках офисов. Тогда это многое меняет. Позволю себе поделиться своими сомнениями - я офисный работник в ИТ разработке.

Что же в остатке?

1. Стресс
2. Неотлаженные бизнес-процессы

Спора нет. но вот зачем эту наивность: "важно, чтобы каждый понимал, для чего он выполняет ту или иную работу, помнил о глобальной миссии компании".

3. Зарегулированность

"Существует следующая формула: 52 минуты работы и 17 минут отдыха равны достижению успеха в команде. Если верить ученым, производительность сотрудников, которые следовали подобному режиму работы, была на 10% выше. В Cornell University пришли к выводу, что сотрудники, которые получали напоминания о необходимости делать перерывы в работе, были на 13% более эффективны, чем их коллеги".

Где купить прибор, измеряющий эффективность офисных работников?

"возможность носить джинсы по пятницам или слушать музыку во время работы"

- неужели где-то у нас запрещают носить джинсы!?

"с помощью системы мониторинга рабочего времени удалось выявить"

- никогда не буду работать там, где есть такие системы. Одна такая система перечеркнёт все усилия мотивации и пр., и пр.

4. Недооцененность труда

"яркие брендированные кеды, а также возможность отдохнуть в кругу семьи за счет компании (походы в театр, ресторан или на другие мероприятия на выбор сотрудника)".

Я тоже знал компании, которые давали билеты на посещение аэротрубы - директор очень любил эту потеху.

Консультант по корп. финансам

Лично я
по первому пункту - конечно, согласен. Начальник-псих делает обстановку на работе хуже, чем спокойный и адекватный начальник. А кто с этим не согласится?
По второму пункту - если плохо поставлены бизнес-процессы, их нужно автоматизировать - конечно, не согласен.
По третьему пункту - 70% загрузка не трагедия. Вообще не трагедия. Про мониторинг - Анатолий уже сказал.
По четвертому пункту - не знаю, как понимать, это абстракция. На хедхантере и суперджобе реальную оплату труда узнавать не вариант (вообще не верю, что автор это пишет серьезно). Конечно, выстроить эффективную систему труда нужно, вопрос как.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.