Чему можно научиться во время визита в компанию

Практики бизнес-школ могут несколько отличаться, в этой статье я систематизировала опыт Центра международных программ МВА РАНХиГС (Бизнес-школа известна под брендом «Кингстон/РАНХиГС» и имеет 25-летней опыт сотрудничества с Kingston University London), который во многом отражает подходы и распространенные практики как российских, так и международных бизнес-школ. 

С точки зрения цели визита можно предложить следующую классификацию:

  1. Изучение лучших практик 
  2. Уникальные объекты или компании
  3. Работа над проблемой – решение кейса
  4. Технологии, которые меняют бизнес и процессы
  5. Комбинация вышеперечисленных

Как правило, визит в компанию или посещение производства проходит в рамках изучения определенного курса и современных управленческих решений, с ним связанных. Наиболее распространенные темы: «Операционный менеджмент», «IT для бизнеса», «Цифровая трансформация», «Инновационный менеджмент», когда важно получить реальную иллюстрацию изучаемой темы, увидеть и обсудить внедрение решений.

1. Изучение лучших практик (best practices)

Это самая распространенная цель визита в компанию. У Бизнес-школы Кингстон/РАНХиГС палитра таких визитов достаточно разнообразная: Mercedes Bens Manufacturing Rus, L’Oreal, Технологический кластер «Технониколь» – вот только несколько визитов последних лет.

Как правило, обсуждение темы начинается еще в аудитории, а вот продолжить, точнее увидеть, что такое производственная система компании гораздо эффективнее на заводе, например, Mercedes Bens Manufacturing Rus в Московской области. Или изучить, как реализуется экологическая программа на заводе L’Oreal в Калужской области. Посетить современное производство строительных материалов в Технологическом кластере «Технониколь» в Рязани и увидеть то, чем гордится компания – производство новых изоляционных ПИР материалов, испытательные лаборатории, прочувствовать атмосферу, управленческие практики и культуру организации. А позднее обсудить увиденное с руководством компании и задать самые острые вопросы. Чем откровеннее такой диалог, тем более ощутим эффект для обеих сторон.

2. Опыт уникальных компаний представляет особый интерес

Это еще одно направление бизнес-визитов. Примером таких визитов служит, например, посещение слушателями программы ЕМВА Аэропорта Шереметьево: аэропорт как как сложная многофакторная операционная система, город в городе, где во главе всех процессов лежит безопасность. Шереметьево занимает почти половину всего объема авиаперевозок в Московском авиаузле, в этом «городе» работает почти 16 тыс. сотрудников. Только периметр аэропорта составляет 35 км.

Безопасность и пунктуальность отправлений – ключевые параметры эффективности, которым подчинена деятельность многочисленных подразделений: диспетчеры, ситуационный центр, своя метеослужба, заправка, управление кризисными и внештатными ситуациями, профайлеры в штатном, биометрия и огромное количество более видимых для пассажиров служб. Шереметьево использует предиктивную аналитику для планирования 15 видов ресурсов. Как все эти процессы бесшовно стыкуются между собой, какие технологии помогают в этом – изучение такого опыта является невероятно поучительным, в какой бы сфере не работала ваша компания. 

К изучению уникальных компаний и организации, их внутренних процессов можно отнести также посещение Сколковского института науки и технологий в рамках изучения курса «Инновационный менеджмент». Как строится взаимодействие наука – образование – бизнес? Роль патентов и защита интеллектуальной собственности. 5G, композитные материалы и аддитивные технологии, включая биопечать – что уже доступно и что на подходе. 

3. Работа над проблемой – решение кейса

Такой тип визита требует особой открытости и зрелости организации. В копилке Кингстон/РАНХиГС есть несколько визитов, которые могут быть отнесены к этой категории, например, посещение немецкой компании WILO RUS в Технопарке «Ногинск».

Компания WILO RUS производит различные насосы и в осенне-зимний период, с ноября по февраль, испытывает значительное падение спроса на свою продукцию. Неравномерная загрузка, работа с сезонностью стала запросом, своего рода кейсом от руководства компании, над которым работала группа ЕМВА. Под руководством Операционного директора были предложены подходы по работе с сезонность. Нужно учитывать, что такой тип визита, требует значительного времени, а работа над кейсом может занять не один день.

4. Изучение перестройки бизнес-процессов под влиянием новых технологий

Как новые технологии меняют бизнес? Это еще одна из возможных целей визита – изучение цифровизации или, если процессы более глубокие, цифровой трансформации. Интересным примером подобного визита служит посещение Центра организации дорожного движения Правительства Москвы. Сильное впечатление на участников произвел опыт использования городом многочисленных потоковых данных в режиме реального времени, структурирование данных и использование для принятия управленческих решений.

На данный момент город собирает столько больших данных, что их потенциал использован менее, чем на четверть. Сложность в том, что универсального «лучшего» решения по организации дорожного движения для городских агломераций нет, каждый город неповторим и требует уникального решения.

5. Комбинация вышеперечисленных

Большинство визитов тем не менее являются комплексными, сочетающими две или три названные цели, при этом, одна из них может быть ведущей. Так, например, визит в «Технониколь» – это изучение лучших практики и одновременно внедрение новых технологий, цифровых решений от простой автоматизации процессов до использования компьютерного зрения и локальных элементов интернета вещей; Аэропорт Шереметьево – это уникальный объект, комплексные процессы, в чем-то лучшие практики, а где-то новейшие технологии для решения бизнес-проблем. 


Можно ли чему-то научиться во время визита в компанию? Безусловно! Как говорится, лучше один раз увидеть… Даже наглядная агитация на предприятии дает представление о культуре и лидерстве в компании. Чтобы визит действительно удался, сначала нужно проделать домашнюю работу – изучить тему в аудитории, а также включить внимание, заинтересованность, открытость новому опыту и настроится на конструктивный диалог.

Узнать больше о программах Кингстон/РАНХиГС можно на сайте siberanepa.ru

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Святослав Иванов, Марина Шермет
Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Часто люди идут по площадке (производству) и ничего не видят. У них нет опыта "как должно быть" и им не с чем сравнить. Они даже на знают куда смотреть, для того, чтобы понять что надо абсорбировать, а от чего отказаться (что плохо). Но вот это вот "прочувствовать атмосферу" это всегда пожалуйста.

Кстати владелец площадки никогдане не поделится стоящими практиками, которые он через набитые шишки (затраты) сам осознал и которые позволяют ему повышать эффективность. Опыт это актив и раздавать его направо и налево - простаков нет.

Руководитель проекта, Москва

Надо "ходить в гости" только к тем, кто готов делиться. Иначе, вы правы, это не имеет смысла. Вообще-то по настоящему успешные компании делятся своими практиками вполне открыто. Это показатель зрелости компании и ее устойчивости. Говорю вам это вполне ответственно на основании своего более чем 15 летнего опыта в бизнес-образовании.  И точно так же самые успешные топ-руководители умеют переосмысливать свой опыт с позиции "набитых шишек" и передовать именно "выученные  уроки". Мастер-классы такого формата  - это высший пилотаж, встечается нечасто, но встречается)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.