Чичваркин и Касперский – нам учителя?

Количество бизнес-школ неустанно растет, а вместе с ним растет и конкуренция. Параллельно наблюдается упадок доверительного отношения к российским бизнес-школам. На рынке уверенно себя чувствуют только самые топовые, крупные и успевшие себя зарекомендовать за многие годы существования школы, остальным приходится несладко. Каким образом будущие слушатели останавливают свой выбор на том или ином образовательном учреждении? Что влияет на их решение? Проведенный в феврале 2011 года опрос Executive.ru и Международного института менеджмента ЛИНК, в котором принимало участие 1325 респондентов, показал, что на выбор школы прежде всего влияют: приемлемая цена, соответствие программ госстандартам, рекомендации коллег и знакомых, наличие международной аккредитации и рейтинг. Однако, понятно, что как бы то ни было, многие абитуриенты все равно уделяют немалое значение известности и узнаваемости бренда, в том числе и статусу, опытности и звездности преподавателей. Оправданно ли это? Кто такие эти «звезды», зачем они нужны и чему они могут научить?

Силиконовое лукоморье

Обратим внимание на зарубежные топовые бизнес-школы. Образование по программам MBA и Executive MBA проводится на основе кейсов. И одна из главных причин высокой популярности этих школ состоит в большом числе преподавателей, которые являются успешными предпринимателями и весьма обеспеченными людьми. А большинство бизнес-кейсов ведут сами персонажи-звезды, создавшие бизнес с нуля и приведшие их к уровню мировых гигантов и корпораций. Эти люди не только обучают, они еще и вдохновляют своих слушателей на успех, стирая границы страха перед риском. С исчезновением подобной методики обучения качество зарубежного образования упало бы во много раз, равно как и появление новых «звездочек» в мировом предпринимательском бизнесе. Возможно, именно такому количеству «образцовых учителей» мы обязаны, к примеру, популярностью и массовым распространением стартапов по всему миру… Причем наиболее быстро и прогрессивно в России развивается тот стартап, у которого основателями являются выпускники именно зарубежных бизнес-школ. «Ощущение того, что «все возможно», было связано для меня в Stanford с живыми людьми, предпринимателями, которые приходили к нам и рассказывали свои истории успеха, - признался в интервью E-xecutive Камиль Курмакаев, основатель и co-CEO стартапа «Викимарт». - Там вы начинаете считать, что вам все по плечу, и неразрешимых задач не существует. Сейчас, спустя уже два года, как я окончил MBA, я думаю: «Какие мы были безумные, затеяли сумасшедшее дело – построить аналог eBay в России…». А в Stanford нам это казалось абсолютно нормальной идеей. Каждый день приходит какой-либо «персонаж» из кейса и рассказывает, как воплотил свои проекты в жизнь, как построил свою компанию. И ты думаешь: «О, здорово! Они могут, а чем я хуже? Я тоже смогу!»

В гостях хорошо, а свое небо – ближе

Хорошо, с зарубежным образованием все понятно. Система вдохновения работает там на все 100%, и результат налицо. Возникает вопрос: а нужно ли строить программы MBA на звездных преподавателях в России? Мы берем пример с Запада, но у наших менеджеров не хватает оригинальности, большинство бизнесов сделано как под копирку и мало чем отличается от своих зарубежных братьев-близнецов. При отсутствии неких образцов мы начинаем искать их вначале у знакомых, затем пытаться что-то построить и перестроить, после чего и начинается процесс делового творчества, замечают участники Сообщества в дискуссиях. Смогут ли наши успешные предприниматели и бизнесмены вдохновить своих учеников? Особенно, когда свежие и оригинальные идеи негде реализовывать. Российский рынок не готов и не нуждается в новых разработках.

Еще одна проблема в том, что в России пока еще не состоялось сообщество людей, ставших звездными и широко известными благодаря огромному вкладу в развитие бизнеса своим интеллектуальным и честным трудом. В то время как в Европе или США их появление буквально потоково, у нас это редкие вспышки на просторах бизнес-галактики, самые яркие из которых не могут или не хотят в силу определенных причин заниматься обучением. Что касается остальных, то «нет смысла лукавить – многие предприниматели из начала 90-х были успешными, заработали немало денег, но это не те люди, которые были бы неким примером для подражания, и которых хотелось бы приводить в пример своим детям», - говорит Камиль Курмакаев.

Звездная болезнь

Интересно узнать на практике, как российские бизнес-школы справляются с вопросами звездности. E-xecutive опросил некоторые из наиболее топовых российских бизнес-школ. Оказалось, что мнения, представления о «звездности» и подходы у всех разные. В ВШБИ НИУ ВШЭ подход к преподавательскому составу во многом напоминает зарубежный. Соотношение постоянных и приглашенных преподавателей – примерно 30/70. Критерии отбора – работа в бизнесе и опыт преподавания взрослой аудитории. К примеру, в 2011 году в школе состоялись лекции глав, директоров и топ-менеджеров из Google, Яндекса, «1С-Битрикс»,«Росгосстрах», PricewaterhouseCoopers, NAUMEN.

Леся Мельниченко, к.э.н, доцент, директор центра маркетинга «Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» говорит, что «звездные» преподаватели в бизнес-образовании, безусловно, нужны, потому что от них зависит 50% успеха всего обучения: содержание и форма программы, техника преподавания, и, что особенно важно, атмосфера в аудитории. «При поиске таких профессионалов мы принимаем во внимание ряд критериев: личный успешный опыт, практический и преподавательский опыт, базовое образование, знание иностранного языка, методическую подготовленность курса. В количественном отношении мы могли бы говорить о 17 преподавателях-звездах, которые являются руководителями программ МВА. Бывает так, что «звезда» – блестящий практик, имеет собственный бизнес или занимает топовую позицию в крупной компании, но большого опыта работы со слушателями у него нет. Тогда он приходит в МИРБИС «Школу педагогики», помогающую адаптироваться в образовательной среде и выстроить свою преподавательскую траекторию».

В каждом из нас живет учитель

Не стоит слишком узко смотреть на термин «звездные преподаватели. Если в стране дефицит людей с громким именем, сколотивших себе состояние на своем честном труде, совсем не значит, что у нас нет «звезд». Ведь, в принципе, любой преподаватель, имеющий успешную практику в бизнесе, в состоянии дать ценные знания, становясь при этом не кумиром, идолом и брендом, но наставником. «Критерием для привлечения в учебный процесс преподавателя не является его «раскрученность» или «звездность». У нас, например, выступают такие эксперты, как Виктория Петрова, заместитель генерального директора компании «Базовый Элемент», и Сергей Кравченко, президент Boeing Russia. Приглашаем мы их в первую очередь потому, что они являются настоящими профессионалами, - говорит представитель ВШБ-МГУ. - Присутствие таких людей в образовательном процессе очень важно. Но, по сути, все преподаватели школы, которые работают со студентами, «звезды» в своих областях. Например, Олег Виханский – стратегическое управление, Александр Наумов – организационное поведение, Вячеслав Болтрукевич – производственные системы. Они вкладываются в учебный процесс и постоянно совершенствуют его».

Многое зависит от того, чего хотите вы, идя учиться в бизнес-школу. Спросите себя: кого вы хотите видеть своим учителем и наставником? Топ-менеджера крупной западной или российской компании, успешного стартапера или известного бизнесмена, обучающего по кейсам, основанным на собственных ошибках? Потому что, возможно, вы найдете своего учителя и источник вдохновения в преподавателе или сокурснике, успешном, но не знаменитом управленце и предпринимателе среднего или малого бизнеса. А куда идти и на кого равняться – выбирать вам.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Проблема в том, что Касперский никогда не был бизнесменом и научить ничему не может.

Боюсь, что с Чичваркиным история будет ещё хуже: он может научить, как построить компанию, имеющую перманентный долг по кредитам на несколько сотен миллионов долларов, ввозящую и продающую серый импорт, давая взятки чиновникам всех рангов. И как сбежать в Лондон, когда терпение у кредиторов лопнет.

Тиньков, напротив, пишет книги ''по бизнесу'', из которых в основном можно узнать, какой он великий, креативный и вообще.

Боюсь, якорные примеры выбраны совсем неверно.

Президент, председатель правления, Москва
Игорь Ашманов пишет: Тиньков, напротив, пишет книги ''по бизнесу'', из которых в основном можно узнать, какой он великий, креативный и вообще.
С этим трудно не согласиться. Я бы добавил книгам О.Тинькова более целевое назначение. Привлечение дополнительного внимания к монобрендовому баньку. :) :) :)
Руководитель проекта, Украина

Игорю Ашманову - если б было можно: +100 (БУКВАЛЬНО в десятку!) Видимо, ''стране нужны новые герои'', в первую очередь, как кажется, - местным МВА. Или вАЩе пора под новых гуру, и Камиль Курмакаев – их пророк? А автор текста, Анна Сергеевна – такая обаятельная девушка с проницательным взглядом, - разве не заметила всеобщего ''благополучия'' наглядно вытекшего из «с зарубежным образованием все понятно. Система вдохновения работает там на все 100%, и результат налицо»? Но E-xecutive-то тут при чем? - здесь «студенты» ПТУ?

Директор по развитию, Москва
''Проведенный в феврале 2011 года опрос E-xecutive и Международного института менеджмента ЛИНК, в котором принимало участие 1325 респондентов, показал, что на выбор школы прежде всего влияют: приемлемая цена, соответствие программ госстандартам, рекомендации коллег и знакомых, наличие международной аккредитации и рейтинг. Однако, понятно, что как бы то ни было, многие абитуриенты все равно уделяют немалое значение известности и узнаваемости бренда, в том числе и статусу, опытности и звездности преподавателей.''
Я учился в ЛИНКе, учился помодульно, с разными группами и не один год. Сказать что там низкая цена, это как пошутить неловко)) Сказать что студенты выбрали это заведение из-за статуса, звездности преподавателей или соответствия госстандартам будет лукавством. Львиная доля студентов ЛИНКа выбирает его за халявность обучения.Не надо посреди недели ехать на занятия, не надо постоянно что-то писать или усердно заниматься дома...Или вы думаете, что кто-то скажет о том, что он потратил деньги зря? Или что лучше бы он пошел туда или туда учиться!? :) Я не скажу, что данные мне в ЛИНКе знание плохи, это совсем не так, они реально меняют карьеру к лучшему. Но уж больно часто говоря об образовании МВА у нас говорят о нём и о его студентах, как о чём то высоком, чуть ли ни к небу приближённом))
Респонденты Из 1325 участников Сообщества менеджеров E-xecutive, которые уже приняли участие в опросе, 769 мужчин и 556 женщин. Наибольшее число респондентов было в возрасте 27-34 года (451 человека) и 35-42 года (412 человек), из которых 430 человека работает руководителем компании или крупного подразделения, 418 - руководителем отдела и 270 - линейным менеджером, руководителем проекта.
Что-то уж больно много ТОПов среди респондентов... на деле, по крайней мере в ЛИНКе их поменьше и это проблема. Очень сложно учиться в разношерстной группе или с теми, чей опыт значительно уступает твоему. И это на мой взгляд одна из главных проблем сейчас. Всё меньше людей готовых поделиться реальным опытом стратегического управления компанией, да и опыт преподавателей в большей степени не от оперативной деятельности, а консультационный. Теряется сама суть бизнес образования.
Партнер, Украина

Автор статьи может быть выбрала неправильные примеры, но сам вопрос задан правильно: приглашают ли в качестве преподавателей и мотивационных спикеров отечественных успешных предпринимателей или нет?
Вопрос - правильный.
И ответа на него я пока не увидел.
Приведенные в статье примеры - все больше не о предпринимателях, а о наемных менеджерах.
Наемный менеджер - не может быть примером для предпринимателя. Тем более менеджер локального подразделения крупной международной компании.
В дискуссии, к сожалению, пока одна критика приведенных в статье имен. Понятно, что автор статьи хватанула фамилии, которые просто ''на слуху''.
Может быть будет полезно сделать опрос на портале - пусть каждый предложит тех, кого он считает хорошими предпринимателями, которые могут быть достойным примером для наших студентов? Из них сформировать огромных список, из которого наши бизнес-школы смогут выбирать и приглашать себе спикеров?
Если захотят ;)

Редактор, Москва
Федор Нестеров пишет: Может быть будет полезно сделать опрос на портале - пусть каждый предложит тех, кого он считает хорошими предпринимателями, которые могут быть достойным примером для наших студентов? Из них сформировать огромных список, из которого наши бизнес-школы смогут выбирать и приглашать себе спикеров?
Федор, спасибо за интересное предложение. Обязательно его рассмотрим.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.