Портрет современного слушателя программы МВА. Результаты опроса Executive.ru

В феврале 2011 года Executive.ru и Международный институт менеджмента ЛИНК провели опрос среди участников Сообщества, посвященный изменению бизнес-образования в посткризисный период и появлению новых потребностей в обучении в условиях неопределенности и постоянного вызова со стороны бизнес-среды у современного поколения менеджеров. Целью исследования было выявить, что же изменилось в портрете современного слушателя программы MBA и бизнес-образовании в целом. Представляем вашему вниманию итоговые результаты исследования.

Респонденты

Из 1325 участников Сообщества менеджеров E-xecutive, которые уже приняли участие в опросе, 769 мужчин и 556 женщин. Наибольшее число респондентов было в возрасте 27-34 года (451 человека) и 35-42 года (412 человек), из которых 430 человека работает руководителем компании или крупного подразделения, 418 - руководителем отдела и 270 - линейным менеджером, руководителем проекта.

poziciya.jpg

В основном среди отвечавших на вопросы были люди с опытом управления, причем 33% из них имели 3-8 лет опыта руководящей должности, 35% - более 8 лет, а 20% - 1-3 года. Из всего числа респондентов 256 человек уже завершили свое обучение на программах бизнес-образования, 175 человек обучается, 437 – только планирует обучение. К сожалению, у 400 ответивших, имеющих желание пойти учиться, нет возможности это сделать по тем или иным причинам, а 57 оставшимся это вовсе не интересно.

planiruet-obuchenie.jpg

Те из ответивших, кто уже окончил свое обучение и еще учится, отдали свое предпочтение образованию в России: 229 и 158 человек, соответственно. Уровень удовлетворенности опрашиваемых качеством обучения, как в России, так и за рубежом, находится достаточно на высоком уровне: 184 человека ответило положительно из тех, кто уже завершил свое обучение и 112 – из тех, кто еще учится. В общей сложности недовольными оказались лишь 32 человека, а 103-м оказалось сложно ответить на данный вопрос.

chislo-dovolnykh.jpg

Что вас сдерживает?

Те респонденты, которые еще не начали обучение на программах бизнес-образования, указали разные причины, сдерживающие их желание получения знаний. Наиболее популярным оказался ответ «нехватка финансов» - 282 человек, у 132 – имеются проблемы с нехваткой времени, 78 человек сдерживает отсутствие решения у руководства в этом вопросе, а 48 ответивших просто еще не успели определиться с выбором бизнес-школы.

chto-vas-sderzhivaet.jpg

Также опрос помог выявить причины, которые могут послужить основными мотивами пойти учиться на программы бизнес-образования. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, и наибольшее число голосов (896) отдали в пользу стремления к новым профессиональным знаниям. Потребность в новых деловых связях отметило 554 человека, а желание что-то изменить в своей жизни – 582.

motivy.jpg

Мне не интересно!

А какие же причины в ответе на вопрос, почему для вас бизнес-образование не представляет интереса, указали те 57 респондентов, которые не планируют обучение на программах? 14 ответов прозвучало в пользу того, что в России просто нельзя получить достойного бизнес-образования; 17 человек отметили, что их опыт важнее любого бизнес-образования, в том числе и МВА, а для 10 человек, помимо остальных причин, бизнес-образование – это еще и очень дорогое удовольствие.

pochemy-ne-interesno.jpg

Что выбрать, чтоб не прогадать

При выборе бизнес-школы на решение могут повлиять совершенно разнообразные факторы. Приемлемая цена на обучение важна для 672 респондентов, рекомендациям коллег и знакомых следует 574 ответивших, для 538 человек большую важность играет соответствие программ государственным и международным стандартам, а для 438 - наличие у бизнес-школы международных аккредитаций. И только 237 человек при выборе ориентируются еще и на известный бренд образовательного учреждения.

faktor-vybora.jpg

Для респондентов, заинтересованных в получении бизнес-образования, наибольший интерес представляют программы МВА, так ответило 638 человека. Однако 279 человек считает, что нельзя забывать и про эффективность краткосрочных тренингов и семинаров. О значимости курсов повышения квалификации задумалось 221 ответивших, а о профессиональной переподготовке 206 человека. Второе высшее образование наиболее полезным для себя отметило 195 человек.

naibolshiy-interes.jpg

Наиболее предпочтительной формой обучения для отвечавших стали те варианты, которые давали бы возможность учиться с минимальным отрывом от работы: смешанное обучение (blended learning) с использованием различных форм (491), очно-заочное - самостоятельное изучение материала и очные встречи несколько раз в месяц по выходным (392), вечерняя форма обучения (несколько дней в неделю по вечерам) – 380 человек.

formy-obychenia.jpg

Было интересно посмотреть, как респонденты представляют себе обучение на МВА. Оказалось, что 767 из них видят процесс обучения в форме активной самостоятельной работы, периодических очных занятий в группах, выполнения письменных работ по анализу и совершенствования своей деятельности. Также 780 человека, заинтересованных в бизнес-образовании, ждут, что на занятиях они будут выполнять разбор case-study известных западных компаний на тренингах и в письменных работах, а 454 ответивших одним из важнейших критериев ставят встречи с известными бизнесменами и их истории успеха.

kak-predstavlyaete.jpg

В том, чем бизнес-образование отличается от традиционного университетского, 833 респондента видят в предоставлении бизнес-школами интегрированной информации из важнейших областей знаний, необходимых менеджерам. Не менее важным отличием является наличие управленческого опыта у преподавателей для 842 ответивших и активные методы обучения для 599 человек.

otlichie-ot-tradicionnoy-shkoly.jpg

Что мне даст учеба

Респонденты считают, что при поступлении на программы обучения, самая главная цель - стать профессионалом и повысить эффективность своей деятельности (957 человек). Материальная сторона вопроса стоит далеко не на последнем месте, так как для 577 человек очень важной целью получения бизнес-образования является увеличение уровня дохода. Для 348 человек важно суметь установить в аудиториях деловые связи, а 303 ответивших мечтают еще и о последующем карьерном росте.

celi-obychenia.jpg

Но если отбросить материальную заинтересованность и сконцентрироваться на повышении уровня профессионализма с помощью бизнес-образования, то 837 ответивших хотят, чтобы обучение помогло им обобщить и структурировать накопленный опыт и знания; 789 респондент ждет, что в аудитории их научат решать самостоятельно любую бизнес-проблему в любой ситуации, а также дадут знания о различных актуальных бизнес-моделях, которые смогут впоследствии применить 776 ответивших.

chto-shkola-daet.jpg

Так куда же пойти учиться?

Респондентам было предложено ответить на вопрос, какие из российских бизнес-школ они стали бы рассматривать в качестве альтернатив, если бы уже завтра имели возможность пойти на обучение. Почти все участники опроса дали по несколько вариантов ответа, но все же самым популярным оказалось желание обучаться в Европе или Америке (600 голосов). На втором месте оказалась Высшая школа бизнеса МГУ (430 голосов). После нее идет Академия народного хозяйства АНХ (389 голосов), Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ (312 голоса) и Международный институт менеджмента ЛИНК (259 голосов).

business-schools.jpg

Рисуем портрет. Подведение итогов

По проведенному опросу видно, что уровень удовлетворенности тех, кто учится, и тех, кто закончил свое обучение, находится примерно на одинаковом уровне. Варианты ответов на вопросы, что даст бизнес-образование в области профессионального роста и какими привилегиями оно обладает над традиционным университетским, говорит о понимании его высокой значимости и о том, какой неоценимый вклад оно привносит в область управленческой деятельности. И, хотя большинство респондентов отдают предпочтения в качестве альтернатив западным школам бизнеса, разница в их выборе в сравнении с российскими невелика.

Тем не менее, многие участники опроса не готовы идти учиться в связи с высоким уровнем стоимости образования и нехваткой времени. Из последнего следует, что программам стоит обращать больше внимания на возможности создания таких форм обучения, которые бы минимально отрывали топ-менеджеров от работы и были бы сосредоточены в основном на активной самостоятельной работе, периодических очных занятий в группах, выполнении письменных работ по анализу и совершенствованию своей деятельности, разборе case-study известных компаний. Современный слушатель стремится к получению качественных знаний, основанных на практических знаниях, в максимально короткие сроки и у преподавателей, которые сами не понаслышке знают, что такое управленческий опыт. Но самое главное, что все же на первое место нынешние и будущие ученики в обучении ставят свой профессиональный рост, а не увеличение уровня дохода.

Также смотрите:

Бизнес-образование на этапе болезненного перехода

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Борис Яровой, Александр Мизун
Генеральный директор, Владивосток

Замечания по опросу - вопрос: ''Какие формы обучения для Вас наиболее предпочтительны?'' Третий вариант ответа: ''Онлайн-обучение (самостоятельное изучение материала без встречи с группой и преподавателями) ...- это вообще что? Я по гранту закончил онлайн ''Московский Университет экономики, статистики и информатики''. Сам три года веду онлайн вебинара и хочу понять, ''самостоятельное изучение материала без встречи с группой и преподавателями'' - это чьи карта мира? Человек когда спрашивал, он вообще знает что такое онлайн обучение? Как это нет преподавателя? А я тогда кто в ''Academy Webmistress''? Как это нет группы? А с кем я тогда на своих вебинарах и тренингах общаюсь? (пример http://vc.v-class.ru/vclass/vcplayer.html?cid=5410666702820672402 - промовебинар ''Трансформация структуры финансовых службы HR'')? Или это не люди, а искусственный разум? Во всем мире онлайн набирает силу, а Вы своими опусами активно продолжаете заталкивать людей в баблокос МБА. Я тут смотрел цены на культурные кросс - коммуникации - это же ужас!! Три года назад мне недельный курс по данной теме обошелся в $8000. Так это с учетом полета туда-обратно в Индонезию и стоимости лекции у Энн Энтус, звезды НЛП мирового значения. А тут набирут чиновников и сосок, которые что-то там чешут из Википедии, сами ни дня не работающие в реальном бизнесе.
Господа и дамы - не слушайте разных старперов, учитесь онлайн. Это реально дешевле, интереснее и перспективнее. Если у кого какие вопросы - пишите в личку, подскажу что и как.
PS Для тех кто не в Москве, как и я - совершенно не обязательно держать коучера за руку, что бы научиться инвестированию, интроспекции или риторике. Знания, они в словах и графиках, а не в дыхании и ладошках (если конечно вы не изучаете ниндзюцу или тантрические практики даосов, там конечно, тело к телу :-)

Президент, председатель правления, Москва
Яровой Борис пишет: А тут набирут чиновников и сосок
Это хорошо, когда есть конкурентный выбор обучения. По цене, формату и окружению. Посмотрел промовебинар по ссылке. Прикольно, наверное даже перспективно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.