Инновации как осознанная необходимость

На пороге второго десятилетия нового века Российская экономика по-прежнему находится в состоянии «перехода на инновационный путь развития». С самых высоких трибун нас призывают строить ту самую «инновационную экономику». В чем же причины невыполнения этих вполне однозначных поручений?

История последних лет показывает, что инновационная инфраструктура успешно создается и развивается, венчурная индустрия набирает обороты, в развитие инноваций в нашей стране вкладываются весьма серьезные усилия и финансовые средства.

Традиционно считают, что Россия — страна изобретателей. Это верно, много самых разных оригинальных идей и технологий рождается у наших сограждан. В то же самое время сложно найти реальные «истории успеха», истории появления и успешного развития российских инновационно-технологических компаний.

Инфраструктура создана, венчурные фонды работают, авторы изобретают. Почему инновации не развиваются? Вспомним, что нужно для успеха любого инновационного проекта. Как минимум, это три субъекта — Автор, Инвестор и Менеджер.

Если с автором и инвестором все более-менее понятно, роль менеджера требует некоторых пояснений. Весь мировой, да и современный российский опыт показывает, что наличия автора идеи и инвестора недостаточно для успеха проекта. Нужен менеджер. Это человек, заинтересованный в успехе проекта, понимающий, как такие проекты развиваются, с какими типичными проблемами можно столкнуться и как их преодолеть, осознающий всю полноту ответственности за успех проекта с учетом значительного количества рисков и неопределенностей и твердо уверенный в своих способностях довести проект до этого успеха.

Можно с уверенностью сказать, что одна из проблем инновационного развития российской экономики заключается именно в недостатке высококвалифицированных менеджеров, способных построить устойчивый бизнес на оригинальной идее, на новом товаре или услуге.

Недостаточно быть автором, мало найти инвестора. Нужно либо самому быть профессиональным инновационным менеджером, либо пригласить в свой проект такого специалиста. Для успеха проекта это необходимое условие.

Управление инновационным проектом — это вполне конкретная сфера профессиональной управленческой деятельности, характеризующаяся четко определенными компетенциями и квалификационными требованиями к тем специалистам, которые способны такой деятельностью заниматься. Если автор разработки, как правило, является предметным специалистом, то кругозор менеджера должен быть куда шире. Он должен одинаково хорошо ориентироваться как в той самой предметной сфере (понимать, в чем суть и в чем уникальные преимущества разработки, на каком научно-техническом уровне сегодня находятся конкуренты, какие имеются реальные возможности по совершенствованию разработки — причем мнения эти не обязательно будут совпадать с позицией Автора), так и в огромном перечне экономических и управленческих аспектов реализации проекта и продвижения продукции на рынок. Именно от компетенций, уровня подготовки и практического опыта менеджера в первую очередь будет зависеть успех проекта в целом.

Учебных заведений, готовых обучить данным аспектам управленческой деятельности, сегодня в России не так уж много. Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ ведет отсчет своей учебно-консультационной деятельности с 1994 года, когда при АНХ был создан Фонд «Международный инкубатор технологий» и затем «Центр коммерциализации технологий АНХ», в 2004 году получивший статус факультета АНХ.

Программы ФИТБ АНХ сконцентрированы на подготовке специалистов по управлению инновационными проектами. Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» является уникальной российской образовательной программой в данной сфере. Специалисты-практики, имеющие опыт реализации реальных инновационных проектов, делятся со слушателями не просто знаниями, а профессиональными инструментами, которые позволяют в условиях российской действительности плодотворно использовать инструментарий проектного подхода к управлению.

За два года обучения слушатели под руководством преподавателей-консультантов готовят свои индивидуальные проекты, а при необходимости привлечения в проект инвестиций специалисты факультета помогут найти финансирование среди реальных венчурных инвесторов.

Обучение на подобных программах уже не является «украшательством» своего резюме или способом самореализации управленца. Выпускник программы МВА «Инновационный и проектный менеджмент» — это в первую очередь профессионал, востребованный современной экономикой, а само обучение на программе — в прямом смысле «осознанная необходимость».

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

В первой части - согласен, сам давно удивляюсь, почему очевидная мысль не приходит в голову советникам администрации нашей страны.

Вторая часть (как любая реклама) - спорна. Но надеюсь, что статья ''выйдет в эфир'' (уже вышла :) - и обсудим уже обстоятельно.

Руководитель проекта, Томск

Название и анонс интригующие, но - реклама... :(

Аналитик, Тюмень
Евгений Ясин вот считает, что инновационность вовсе не от менеджеров зависит.
Генеральный директор, Нижний Новгород
При более внимательном прочтении, обнаружил пару спорных моментов и в первой части статьи. Автор статьи (далее его текст – в кавычках) пишет о том, что нужно - «Как минимум, это три субъекта — Автор, Инвестор и Менеджер. Если с автором и инвестором все более-менее понятно…» Вспомним классический пример, Япония – как раз ее больше всего упрекали в период реализации японского экономического чуда – в отсутствии авторов, и замене их покупкой лицензий. Другой более близкий по времени пример - Китай – где копирование (в том же автопроме) – работает вполне успешно. ИМХО, наоборот, быть может, то, что у нас авторов изобретений полно – это в чем-то мешает понять разницу – придумал и внедрил (немного знаю тему, так как в советское время получил значок «Изобретатель СССР» - его давали как раз за «внедрение изобретений», достаточно было успешно внедрить лишь одно свое изобретение, чтобы стать обладателем такого значка). «Можно с уверенностью сказать, что одна из проблем инновационного развития российской экономики заключается именно в недостатке высококвалифицированных менеджеров, способных построить устойчивый бизнес на оригинальной идее, на новом товаре или услуге». – Вот здесь интересно с автором поспорить. ИМХО, никакого особенного менеджмента на оригинальной идее не существует. Есть просто менеджмент. Причем любая (даже самая консервативная) компания должна проводить инновации – иначе получишь hook от жизненного цикла (спроса, технологии, продукта). «Недостаточно быть автором, мало найти инвестора. Нужно либо самому быть профессиональным инновационным менеджером, либо пригласить в свой проект такого специалиста» - кто кого должен пригласить – это очень большой вопрос. Опять же, ИМХО, что в нашей стране считается, что пригласить должен изобретатель – а он «очень умный» - раз уж изобрел, мол, и сам в менеджменте разберется – в результате имеем то, что имеем. Кстати, чтобы «пригласить хорошего менеджера» - нужно в этом самом менеджменте разбираться, иначе пригласишь не того.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Токарев пишет: Кстати, чтобы «пригласить хорошего менеджера» - нужно в этом самом менеджменте разбираться, иначе пригласишь не того.
Это безусловно. Я не вижу проблем с нашими менеджерами. Любых проектов! Они есть. Но, вот, где ещё та беда - как бы с самим ''оценщиком'' не ошибиться!!! :D ;)
Константин Хомкин убежден, нашей стране не хватает управленцев, которые способны сделать проект успешным.
Ну, и куда они все делись? Ведь раньше их у нас было достаточно. Теперь они трудятся заграницей и на иностранцев? - Ну, так... прочувствуйте разницу... Бесследно-то и в никуда ничего не исчезает. :) P.S. А статья, к сожалению, вообще ни о чем. PR - и только, при чем слабо и неубедительно. :oops:
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Пусть автор не обижается, но такой бодряческо-комсомольской чуши давно не попадалось. То, что реклама, понятно, но такая тупая 8) Неудобно за редакторов сайта - как можно пропускать такой офф-топ, если, конечно, он не проплачен :D
Именно по этой причине (каждый колбасится на фоне имитации решения реальной проблемы) термин [COLOR=blue=blue]инновация[/COLOR] стал бумажным и пустозвонным. [COLOR=red=red]Чубайс[/COLOR] и [COLOR=red=red]Роснано[/COLOR]... комментарии нужны?

Игорь Заславский Игорь Заславский Финансовый директор, Австрия

Забавная статья. Напомнила мне живую '' академическую'' дискуссию о повышении эффективности бартерных операций в начале 90-х годов.Фискальная политика первых росийских правительств привела в ,тот момент. в полному прекращению денежных взаиморасчетов между предприятиями. И масса людей
включилась в обсуждение повышения эффективности бартерных операций.Естественно , это были те, кто не мог практически,заработать '' на взаимозачетах''!
Сегодняшняя ситуация с частной собственностью ( в том числе, с защитой прав интеллектуальной собственности), всеми прочими институтами , просто не предполагает'' экономики третьей волны''.
При чем здесь качество управленцев, если при нынешнем качестве институтов , само явление '' модернизация'' отсутствует как таковое?! :?:

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Кстати, а ещё ни единого слова об хорошей команде проекта! Ай-я-яй! Как можно! - Ведь это и есть залог успеха всего проекта!
Или г-н Хомкин и вправду считает, что всё зависит от высококлассного менеджера? - тогда всё ''как коту под хвост''! :D

Господа! А кто может привести яркий пример успешного менеджера проектов? И в чем его сила и секрет?

Я, вот, недавно читал книженцию про Абромовича. Честно скажу, впечатлило! Вот, уж не знал, и не подумал бы... Я сейчас не про его уникальные личностные качества, и не про то ''как он поднялся'', а про то, что он сколотил себе такую команду, что ему теперь, наверное, и сам черт не страшен (успешность всех проектов в массе приближается к 100%!). :D

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Крючков пишет: Чубайс и Роснано... комментарии нужны?
Это к данной теме не имеет никакого отношения. :D ... уж лучше тогда про Абромовича, или ещё кого из ''ярких'' примеров по теме. :D
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Юрий Зиненко пишет: Евгений Ясин вот считает, что инновационность вовсе не от менеджеров зависит.
Насколько я понял из этого длинного интервью - от культуры. На этом он ставит главный акцент, и не раз упоминал. А финал (его можно просто прокрутить в конец - 56-ая минута), так вообще: ''Надо с головой дружить''. :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.