Как привлечь и удержать внимание взрослой аудитории

У лектора есть только 8 секунд, чтобы захватить внимание слушателей. За это внимание он конкурирует с десятками других раздражителей: оповещениями в смартфоне, соцсетями, интересными собеседниками — факторов много. Если спикер проиграет эту конкуренцию, цель обучения не будет достигнута.

Если знать, как устроено внимание, можно им успешно управлять: выбирать лучшее содержание курса, грамотно структурировать информацию, определять оптимальный формат обучения.

Разберем основные характеристики внимания:

  1. Концентрация
  2. Устойчивость
  3. Отвлеченность

1. Концентрация

Концентрация внимания — это удержание информации о каком-либо объекте в оперативной памяти. Такое удержание предполагает выделение объекта в качестве понятия из общего представления о мире.

Для иллюстрации этого понятия можно посмотреть, например, на фото с цветами – обычно часть в фокусе, а часть нет. Так же, как объектив фотоаппарата, сделавшего такой снимок, работает и наше внимание. Его фокус ограничен числом объектов или действий, которые нужно с этими объектами произвести.

Физиологи считают, что число объектов, которые мы можем держать в фокусе внимания – от четырех до шести. Но у лектора нет и этой роскоши. Слушатели отвлекаются на телефон, на мысли о работе, на личные проблемы. Поэтому 1-2 слота внимания – это все, на что может рассчитывать преподаватель.

Как уложить информацию в доступный объем внимания слушателя:

  1. Давайте информацию последовательно. Если в учебном материале есть новые понятия, начинайте объяснение с самого простого.
  2. Группируйте информацию и объясняйте, по какому принципу вы ее объединили. На обработку разрозненной информации нужен гораздо больший объем внимания. Например, запомнить последовательность букв «у о ч б и н е е» сложно, а «о б у ч е н и е» – легко.
  3.  Одна единица информации – одно действие с ней. Если нужно сделать больше, внимание разделяется и качественно не задействуется ни в одной из задач. Так, необходимость запомнить не только последовательность букв, но еще и их цвета – задача повышенной сложности.
  4. Выстраивайте систему. У слушателя должна возникнуть полная картина нового знания. Например, этой цели может служить оглавление курса. По нему удобно сориентироваться, что изучено, что еще предстоит узнать и что в итоге получится. 
  5. Расставляйте акценты. Для обучаемого, который слушает курс впервые, вся информация выглядит равнозначной. Не стесняйтесь указать – вот это важно, вот это надо запомнить.
  6. Не перегружайте контент. Желание включить побольше информации приведет к тому, что не усвоится ничего.

2. Устойчивость внимания

Еще одно свойство внимания – это устойчивость. То есть способность длительно концентрироваться на определенных объектах окружающей действительности. 

Длительно – это сколько? Фильм можно смотреть два и даже три часа без перерыва, не теряя концентрации внимания. А в ходе лекции, особенно на иностранном языке, устойчивость внимания снижается уже через 20-30 минут. В фильме заложены сюжетные повороты и спецэффекты, лекция же требует однообразной нагрузки, которая перегружает мозг.

Таким образом, однообразие – главный враг устойчивости внимания. Если у человека есть возможность взаимодействовать с объектом наблюдения, раскрывать в нем новые стороны и связи – устойчивость внимания повышается.

Как управлять устойчивостью внимания при обучении:

  1. Чередуйте активности разного типа: изложение материала, вопросы аудитории, небольшое задание. Важно давать обучаемым возможность что-то делать с объектом изучения, рассматривать его с разных сторон.
  2. Предлагайте рассуждать, как применить полученную информацию на работе и в жизни, как новые знания связаны с уже усвоенными. Это полезно еще и потому, что материал в отрыве от известной слушателю теории и практики быстро забывается.
  3. Делайте передышки. Человек не может долго работать на полных оборотах, нужно чередовать периоды действия с бездействием.

3. Отвлеченность

Отвлеченность – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, которое возникает при действии посторонних раздражителей.

Отвлеченность может быть трех типов.

  • Первый – обычный режим работы мозга, при котором он делает мелкие отвлечения каждые 1-2 секунды, чтобы не перегреваться. При этом негативного влияния на восприятие информации нет, так как человек не успевает отвлечься от основного процесса.
  • Второй тип – это непроизвольная реакция на какой-то внешний объект. Например, если в ходе лекции за окном проехала пожарная машина – и аудитория отвлеклась на громкие звуки. Это более длительное переключение внимания, из-за чего слушатель выпадает из основного процесса. Кто-то быстро вернется к деятельности, а чье-то внимание увлекут мысли о громких звуках, о том, куда ехала пожарная машина.
  • Отвлечение третьего вида – переключение, сознательное завершение одной деятельности и переход на другую.

Как управлять отвлекаемостью слушателей:

  1. Объясняйте, что даст прохождение курса – это первое, что важно в обучении взрослых. Вовлеченного человека, который понимает, зачем тратит время, сложнее отвлечь. Кстати, вначале мы говорили, что внимание взрослого человека можно захватить в течение первых 8 секунд. Именно в эти 8 секунд нужно говорить про важность: «Этот курс тебе нужен, потому что…»
  2. Давайте информацию в разных форматах. Отвлекаемость усиливается из-за однообразной деятельности, поэтому добавляйте в учебный материал иллюстрации, инфографику, видео. Но использовать активности нужно вдумчиво. Картинка на слайде нужна только если этот прием работает на задачи обучения.
  3. Переключайте внимание слушателя сознательно, чтобы подвести черту под частью курса, перевести внимание на новую информацию или дать время для отдыха.
  4. Выстраивайте результат совместно с обучаемыми, чтобы вовлекать их в процесс. Схема ниже визуализирует все сказанное в статье, но размещенная вначале она была бы мало понятна читателю. Сейчас же она создает полную картину. Но не только автор последовательно рассказывает о каждом из разделов, читатель тоже проходит их шаг за шагом.  

Вывод

Итак, если лектор не сможет завладеть и удержать внимание слушателя, даже самый лучший курс не достигнет своей цели. Современному преподавателю приходится действовать в режиме дефицита времени, конкурируя с огромным числом отвлекающих факторов. Поэтому при планировании и проведении обучения важно учитывать главные особенности внимания:

  • Помнить, что объем внимания слушателя ограничен, и использовать его нужно продуктивно: учитывать, сколько информации, какой сложности может освоить обучаемый и как будет ею оперировать.
  • Человек способен воспринимать однообразную информацию не дольше 20-30 минут. Используйте разные форматы и позволяйте аудитории взаимодействовать с предметом изучения, чтобы управлять устойчивостью внимания.
  • Обучаемый легко отвлекается от курса на любые внешние раздражители, если устал и не видит смысла учиться. Осознание важности – главный аспект успешности обучения взрослых.

Управлять концентрацией, фокусом и вниманием взрослой аудитории – непросто, но очень важно, если вы хотите обучить людей чему-либо. Делать максимально вовлекающий контент и эффективно обучать людей можно научиться в Академии iSpring.

За три месяца вы освоите профессию разработчика онлайн-курсов станете сертифицированным пользователем iSpring Suite — самого популярного инструмента для разработки курсов. Вы пройдете путь от написания сценария до запуска курса. Освоите педагогический дизайн, сторителлинг и геймдизайн.

В этом вам помогут преподаватели и наставники Академии iSpring – опытные эксперты, запустившие онлайн-обучение в Яндекс, Skyeng, Ozon и других компаниях.

Уже более 700 выпускников Академии iSpring разрабатывают курсы внутри компаний и на фрилансе. Узнать больше

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Нижний Новгород

Прекрасная статья! Как любил говорить известный острослов принц Филипп, герцог Эдинбургский – "Ум не может поглотить то, что не может вынести зад".)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.