Как будет развиваться event-индустрия после самоизоляции

Сегодняшние реалии event-рынка и ближайшие перспективы

Российские и зарубежные компании уже переносят ранее запланированные мероприятия на следующий год. Официальные спортивные награждения отменены либо перенесены на неопределенные даты. КХЛ отменил церемонию закрытия сезона 2019/2020, которая планировалась на конец мая 2020 года и не хочет проводить это мероприятие в онлайн.

Некоторые массовые мероприятия перенесены из офлайна в онлайн. Например, VK fest 2020 был перенесен с июля на май и уже прошел в онлайн. Фестивали «Нашествие», пикник «Афиши» – под вопросом. Большинство таких событий в этом году просто не состоится, поскольку традиционное время их проведения попадает на период ограничений. Фестиваль «Усадьба Jazz» в усадьбе Архангельское, запланированный на 30–31 мая 2020 года, перенесли на 2021 год.

До начала августа 2020 года большинство крупных живых мероприятий не состоятся. Есть и будут существовать государственные ограничения, но останутся и внутренние корпоративные ограничения там, где может быть риск для здоровья сотрудников.

Сентябрь: скорее всего произойдет пиковый всплеск мероприятий офлайн-формата, поскольку к сентябрю ограничения скорее всего будут сняты, а большинство сотрудников придут из отпусков.

Декабрь: происходит сокращение бюджетов и количество заказчиков. Поэтому и мероприятий будет существенно меньше, чем в прошлом году, ранее запланированные бюджеты компаний уже пересмотрели или пересматривают — об этом открыто говорят большинство клиентов.

Однако, некоторые мероприятия в ближайшее время точно пройдут, и первыми заказчиками на рынке будет государство. Также из «окопов» выйдет частный клиент. Без юбилеев и свадеб люди долго жить не могут. Даже сейчас частные праздники в скромном масштабе, но они все же проходят. Следующими заказчиками станет часть корпоративных клиентов. Тех «диссидентов», чью работу вирус не остановил, и кто изначально критично относится к самоизоляции.

В следующем году возможен рост внутрироссийских MICE мероприятий. В том случае, если «заграницу» не откроют — их начнут проводить в России, например на Алтае. Но, в связи с пересмотром бюджетов, произойдет уменьшение аудитории на реальных (офлайн) событиях.

Перспективы event-рынка для агентств

Падение рентабельности агентств привело к пересмотру бизнес-моделей компаний, поэтому происходит и еще будет продолжаться серьезная трансформация ивент-агентств. Многие не доживут до следующего года. Кто-то уйдет с рынка в другие сферы. Другие объединят бренды в процессе поглощения и слияния. Сегментации агентств по направлениям деятельности не будет. Компании будут цепляться за любые возможности заработка, усилится демпинг.

Заметен тренд изменения оплаты оставшихся топ-сотрудников — меньше постоянная часть, больше переменная. Часть агентств еще больше сократит расходы, уменьшит штат и дойдет до небольшой команды, состоящей из нескольких экспертов. Некоторые не сумеют сохранить свои команды и уйдут во фриланс.

Фриланс vs ивент-агентства

Несмотря на кризис, продажи останутся актуальными для бизнеса. И ему от индустрии событий понадобятся сложные маркетинговые мероприятия. Требования к событиям в онлайн и в офлайн очень сильно возрастет. Существенное увеличение количества профессионального фриланса на рынке, возможно приведет к появлению агентств, которые попытаются стать агрегаторами рынка event-услуг. Речь не о работе агрегаторов с одиночками.

Кризисы 2008-2009 годов, а затем и 2014–2015 годов уже объединили часть независимых event-экспертов в небольшие постоянные команды, которые как и крупные event-агентства стали работать с постоплатой. Постоянный состав из 4-6 экспертов привлекает в случае необходимости дополнительных профессионалов с углубленной специализацией, необходимой тому или иному проекту.

Этот формат стал альтернативой громоздким ивент-агентствам с их большими постоянными штатами, которые были необходимы для работы с большим входящим потоком заявок и тендеров. Такие компактные экспертные команды, как «конструктор» собираемые в оптимальной конфигурации под каждый проект, наиболее успешно смогли перестроиться в изменившейся реальности. Этой реальностью стал «тотальный онлайн», который после возвращения традиционных офлайн-событий, не уйдет со сцены, но станет важной частью многих мероприятий.

Доля онлайна даже после отмены ограничений увеличится

На ближайших живых событиях любого масштаба мы в обязательном порядке будем устанавливать антисептики для рук, проводить дополнительную дезинфекцию помещений. Мы столкнемся с мероприятиями с социальным дистанцированием, с повышенной себестоимостью. Собрать большое количество людей на одной площадке во многих случаях будет проблемой.

Но, за долгое время, проведенное на «удаленке», мы уже привыкли к онлайну, получили опыт, выработали новые правила, некоторые возможности нам пришлись по душе. Поэтому, постепенно возвращаясь к «до-вирусной» жизни, мы частично оставим онлайн-форматы, ставшие удобными: быстрые совещания, обучение, внутренние конференции, встречи с поставщиками и партнерами.

Также на рынке в скором времени начнет появляться целый пласт совершенно новых мероприятий — гибридных, когда целевая аудитория событий в живом формате будет существенно прирастать за счет онлайн-участников.

Это не событие с аудиторией удаленных наблюдателей трансляции в YouTube — их трудно удержать у экрана длительное время. Это мероприятия с аудиторией полноценных онлайн-участников, которые удаленно смогут влиять на ход мероприятия и получать почти все те возможности, что и гости на площадке: обсуждение, голосование, бизнес-общение, презентация своего продукта на виртуальном стенде, ответы на вопросы от представителей компаний, сессии с ментором и многое другое.

Для реализации этих возможностей уже сегодня происходит коллаборация event и подрядчиков из параллельных и смежных сфер. Такие совместные решения уже сейчас приводят к разработке многочисленных онлайн-платформ и онлайн-студий. Нас скорее всего ожидает смена лидеров на рынке онлайн-платформ, в том числе и мобильных приложений. На этот рынок за последние месяцы пришло очень много новых, интересных игроков.

Выставки и форумы трансформируются и станут намного интереснее. В том числе потому, что прирастающая онлайн-аудитория не имеет территориальных границ, не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы принять участие в мероприятии. Это выгодно и участникам, и спикерам, и спонсорам, и естественно организаторам.

С рынка уйдут старые форматы и бизнес-модели

Нас ожидает повышение сложности мероприятий и их новые типы. Продюсирование таких событий — это сбор команд нужной конфигурации. Речь об экспертах с глубокой специализацией, которая необходима в той или иной области предстоящего мероприятия. И поскольку командам, собираемым под проект, не нужен большой постоянный штат менеджеров для работы с непрерывным потоком заявок и тендеров, то им нет необходимости закладывать в бюджеты мероприятий расходы, понесенные в тендерах, в том числе проигранных, чтобы получить рентабельность.

Мой опыт работы с проектными «командами-конструкторами», показывает: этот формат появившийся после кризисов 2008-2009/2014-2015, актуален и сейчас. Ему очень легко перестроиться под любую задачу, в том числе новую. И поскольку меняться сегодня приходится всем, способность к изменениям, без снижения уровня экспертности, со способностью ее наращивать — это ключевое умение для игроков ивент-рынка.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.