Андрей Свиридов: Как внедряли стратегию CRM и что из этого получилось

Андрей Свиридов

Когда рынок, на котором работает предприятие, переходит в стадию стабилизации. Компания осознает невозможность дальнейшего использования стратегии замещения уходящих клиентов новыми, так как привлечение новых клиентов обходится все дороже, а цены на предлагаемые услуги остаются прежними, или даже начинают снижаться. И это большая проблема, которая требует изменения стратегии, иначе компании предстоят незавидные времена.

В этот период настает момент осознания клиентов компании как основного ее бизнес-актива. Осознается ценности партнерских отношений, которые позволяют понять интересы клиента, а понимая интересы, мы можем управлять ими, и чем лучше мы их понимаем, тем эффективнее способны управлять. Именно на осознании ценности партнерских отношений, строиться бизнес-стратегия CRM. Благодаря этой стратегии компания получает возможность конкурировать не только ценовыми методами, но и своей способностью удовлетворять индивидуальные потребности каждого клиента.

Благодаря информационным технологиям, мы получили возможность сохранять информацию о каждом контакте с клиентом, его платежах, рекламациях и еще множества различных показателей.

В этой статье, вашему вниманию предлагается описание некоторых задач по автоматизации деятельности компании, без которых переход к стратегии CRM, представляется маловероятным.

Краткое описание деятельности компании

Итак, компания занимается обслуживанием грязезащитных покрытий. Это те самые ковры, которые располагаются во входных группах зданий, в основном конечно бизнес и торговых центров. Компания занимается доставкой, раскладкой, стиркой и сушкой ковров. В день обслуживается более полутора тысяч точек размещения ковров.

К сильным сторонам можно отнести:

— Пока еще достаточно большое количество постоянных клиентов;

— Крупное собственное производство (помещение, оборудование);

— Значительный собственный автомобильный парк;

— Развитая офисная инфраструктура (наличие помещений, оснащенность IT оборудованием, владение специализированным ПО).

Слабости компании:

— Производственное оборудование и автотранспорт в большинстве своем имеют большой износ;

— Не идеальная локация производства (порождает сложную логистику);

— Отсутствие единого бренда.

Основная проблема компании – это наличие множества микро-фирм конкурентов, которые не могут обеспечить аналогичного качества обслуживания, как в четкости соблюдения графика поставки, так и качества и чистоты обменного фонда ковров. Но обозначенные фирмы предоставляют свои услуги по бросовым ценам и это их основное конкурентное преимущество.

Кроме того в активе компании было множество клиентов, самого разнообразного уровня доходности, платежной дисциплины и требовательности к качеству оказываемых услуг. Вся клиентская база требовала оценки и последующей сегментации, для выявления наиболее интересных клиентов.

Задачи автоматизации и итоги их решения

В данном случае, с помощью информационных технологий, предстояло решить такие задачи как:

1. Осуществлять контроль и анализ качества предоставляемых услуг;

2. Обеспечить хранение обращений клиентов и фиксацию рекламаций;

3. Особняком стояла задача повышения результативности сбора дебиторской задолженности.

Для автоматизации была выбрана, самая популярная учетная система российского производства «1С» и система отслеживания маршрутов автотранспорта, также российского производства.

Оценить качество предоставляемых услуг, можно было по таким параметрам как:

  • Точное соблюдение графика замены ковровых покрытий, который оговаривается и закрепляется в договоре;
  • Качество обменного фонда (изношенность ковров и их чистота).

После внедрения системы удалось осуществить контроль соблюдения графика доставки, в онлайн режиме. На мониторе диспетчера отображается движение и остановки каждого автомобиля, кроме того система сигнализирует об отставании, не посещении точек.

Отслеживая эту информацию, диспетчер может созвониться с водителем или заказчиком, решить часть проблем, скорректировать маршрут. Данные о задержках и не посещениях точек, сохраняются в системе и доступны для дальнейшего анализа, позволяют оптимизировать маршруты автомобилей.

Для реализации, потребовалось оснастить все автомобили оборудованием позволяющим отследить местонахождение автомобиля. Оборудовать рабочее место диспетчера, соответствующим программным обеспечением. Наладить хранение, и фиксацию получаемых данных в основной учетной системе компании.

Задача контроля качества обменного фонда (качество и чистота ковров), на информационную систему не возлагалась. Такой контроль возложен на производственные подразделения.

Но тем не менее, косвенно отследить моменты, связанные с качеством ковров можно через соответствующие отзывы клиентов, и эта задача во многом перекликается со вторым пунктом перечня.

Отслеживание обращений клиентов, было построено через объединение АТС с основной учетной системой. Кроме того, все письма клиентов также фиксировались в информационной системе. Все данные о звонках, письмах и жалобах клиентов, опозданиях и непосещениях точек водителями доступна, на рабочем месте менеджера по работе с клиентами.

Перед началом проекта, менеджеры использовали разрозненные файлы Excel, где фиксировали все данные о взаимоотношениях с клиентами. Очевидны недостатки такого подхода:

  • Файл с легкостью удаляется;
  • Информация не структурирована и понятна только владельцу файла, что в свою очередь порождает зависимость компании от сотрудника.

Заставить пользователей отказаться от использования файлов Excel, оказалось невероятно сложной задачей! По началу, были приняты попытки обратиться к сознательности пользователей, было проведено обучение, объяснены преимущества предлагаемого подхода (например: исключение двойного ввода информации). Но как результат – саботаж пользователей, постоянные жалобы высшему руководству. В итоге, после достаточного количества совещаний было принято волевое решение: «К определенной дате отключить доступ пользователей к программному продукту Excel, оставив его только у руководителя отдела».

Важно отметить, что принятие такого решения, предваряли работы по переносу все данных зафиксированных в файлах в базу данных. Перед менеджерами, был поставлен простой выбор: или система или они. Это ключевое решение, которое позволило дальше развиваться проекту.

Задача по совершенствованию процедуры сбора дебиторской задолженности, действительно стояла особняком, и ее решение зависело не только от разработки программного продукта, но и от совершенствования оргструктуры компании, а также изменение регламента работы сотрудников отдела.

В оргструктуре было окончательно утверждено выделение отдела по работе с клиентами, которым передавались клиенты от отдела продаж, после получения первой оплаты и окончательного оформления первичного договора на оказание услуг. В обязанности сотрудников отдела входит:

1. Оформление первичных документов (счетов, актов выполненных работ, счетов-фактур, договоров об оказании услуг в случае, если закончился срок первичного договора);

2. Взаимодействие с клиентом: изменения графика обслуживания, прием жалоб;

3. Сбор дебиторской задолженности.

В части изменения регламента работы менеджеров по работе с клиентами, был пересмотрен план работы по сбору задолженности. План был направлен на гармонизацию сроков получения платежей. Ранее, львиная доля платежей поступала в конце месяца, что рождало кассовые разрывы в начале. Решено было ввести премиальную систему оплаты, менеджеров отдела обслуживания клиентов. Премия (значительная часть заработка) начисляется, в случае выполнения условий:

  • Собраны оплаты 50% счетов к 15 числу месяца;
  • Собраны оплаты 90% счетов к 25 числу месяца;
  • Выполнение 100% плана, к последнему числу месяца (показатель мог быть уменьшен, исходя из обстановки по решению руководителя отдела).

Кроме того, в случае перевыполнения плана, предполагалось начисление бонуса в процентах от уровня переплаты.

Надо заметить, что график сбора платежей рассчитывался с учетом условий договоров, на каждый месяц (некоторые клиенты имели отсрочку платежа, доходящую до трех месяцев).

Также были разработаны механизмы управления сбором дебиторской задолженности. Отлажены алгоритмы взаимодействия с клиентом, когда осуществлять звонки, на какой день просрочки платежа необходимо написать письмо и какой степени жесткости. И, наконец, когда следует передавать работу с долгом клиента в службу безопасности.

С помощью информационных технологий был реализован уникальный интерфейс рабочего места менеджера по работе с клиентами. Каждый день, запуская учетную программу, менеджер видит перечень дел на сегодня. Уровень собранной дебиторской задолженности. Перечень рекламаций и их статус. Перечень задач по работе с дебиторской задолженностью (кому из клиентов надо позвонить, кому и какое написать письмо). Все звонки осуществлялись через интерфейс учетной программы, с помощью гарнитуры, что позволило экономить время на наборе телефонных номеров.

Вся информация о качестве обслуживания, уровне дебиторской задолженности, степени выполнения планов, теперь хранится в одной информационной системе и доступна всем пользователям в той части, на которую у пользователя имеются права доступа. Можно легко формировать отчеты и принимать управленческие решения. Кроме того, накопленная информация дает возможность статистической обработки, с целью сегментирования клиентов, выявление трендов. Такие отчеты как: «ABC анализ покупателей» и «XYZ анализ стадий взаимоотношений с покупателями» формируются нажатием нескольких кнопок.

Проект автоматизации, позволил:

  • Исключить двойной ввод информации;
  • Чётко разграничить ответственность за вводимую информацию (бухгалтерия фиксирует платежи, диспетчер комментирует задержки доставки, менеджеры по работе с клиентами фиксируют жалобы и обращения клиентов);
  • В автоматическом режиме получать перечень задач, для выполнения на каждый день;
  • Получить достаточный массив информации для последующего анализа;
  • Обязательная реакция на жалобы клиентов, поддержание контакта с клиентом позволила начать переход к маркетингу партнерских отношений.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.