Александр Горячев: Как компании искать новые ниши для развития?

Александр Горячев

Сейчас многие российские компании ищут средства на модернизацию производства чуть ли не по всему миру, а часто эти средства находятся внутри их же компаний. Именно рацпредложения – один из способов, как найти и задействовать скрытые резервы.

Сейчас же происходит второе рождение этого инструмента. Как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое. Самый экономичный и логичный путь развития компании в любой отрасли - это усовершенствование имеющегося. Этот путь сам подсказывает направление развития компании. Пример – коммуникатор, он совместил мобильность, мультимедиа и удобство пользования сразу несколькими информационными потоками.

Именно в этом направлении компании нужно искать новые ниши для развития.

Мы говорим не о создании нового рынка, а о нишах в уже сложившихся сегментах рынка. То есть – рационализаторство, усовершенствование, совмещение близких по смыслу вещей. Мы же ещё помним, как носили КПК, фотоаппарат, мобильный телефон, диктофон? Теперь всё в одном корпусе, плюс internet.

Как же это сделать?

Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Нужно чутко и внимательно слушать жалобы своих клиентов и делать анализ причины возникновения недовольства. На самом деле клиент, пришедший с жалобой, делает для компании большое и нужное дело. Он фактически бесплатно предоставляет ей важную информацию о допущенных ею ошибках, помогает ликвидировать упущения и преодолеть недостатки. Маркетологи определяют целевой рынок, однако они не могут его контролировать. Однако, они способны вовремя отреагировать на ту или иную реакцию потребителей товаров. Это может стать золотым дном, обеспечивающим компанию количественной и качественной информацией о товарах. Дополнительно ко всему нужно стараться максимально вовлечь работников предприятия в процесс оптимизации производственного процесса.

И, безусловно, для создания новой ниши необходимо 3 составляющие: анализ, смелость и нетривиальный подход к данным. При анализе в первую очередь надо учитывать потенциально возможный спрос, иначе новый эволюционный продукт останется невостребованным. Вот тут и выступают на сцену маркетологи. Сначала, на уровне виртуального макета идея прогоняется через фокус группу единомышленников, далее делается тестовый экземпляр и снова прогоняется через фокус группу оппонентов и так до тех пор, пока все доступные плюсы не будут выявлены и внедрены в модель, а минусы исправлены. Действовать нужно именно по этой схеме, иначе получится такая ситуация, где производитель будет без ума от нового продукта, а реальному потребителю он окажется как зайцу спидометр.

Если же вывод продукта был удачен – это рывок по переделу рынка, прибыль, положительный имидж бренда, бесплатный PR и другие приятные бонусы за смелость.

Инновации сопряжены с большим риском, никто не застрахован от ошибки при выборе новаторского направления, поэтому нужно иметь смелость идти до конца и смелость уйти, если проект окажется нерентабельным. При принятии решения необходимо отстаивать свою точку зрения и быть первым в принятии нетрадиционного решения.

Для нетривиального подхода требуется креативность и получение нового пути или свойства при наличии противоречивых ограничений.

Серьёзный разговор на тему поиска новой ниши на рынке при крайне скупой информации невозможен. Мы можем только обсуждать субъективные мнения, основывающиеся на личных имеющихся данных и эмоциях. А данных фатально недостаточно. И их нужно собирать.

Для примера - именно этим путем пошла группа разработчиков, совместно с производственными и торговыми компаниями климатического рынка (все названия опускаем, чтобы избежать обвинения в рекламе). Проанализировав сектор бытовых систем кондиционирования воздуха, отзывы потребителей, пожелания профессионального сообщества они нашли логичные точки пересечения в эксплуатации различных приборов и предложили производителю продукт, являющийся естественным шагом в эволюции удобства использования имеющегося на рынке оборудования. Таким продуктом для климатического рынка стал прибор, совместивший в себе: функции управления бытовыми климатическими приборами – очистителями, увлажнителями, анализаторами, кондиционерами воздуха, а также контроля и отображения климатической среды в помещении. Получился некий универсальный гаджет, способный нести программное обеспечение для любого или нескольких приборов, имеющих пульт дистанционного управления (ПДУ).

Осталась логичная добавка. Если все приборы, так или иначе, связаны с формированием и поддержанием климата в помещении, то логично будет отображать эти параметры в режиме метеостанции, которая и стала объединяющей платформой и той самой эволюционной составляющей, новой нишей на рынке кондиционеров.

Продукт – это полноценная домашняя метеостанция с датчиками температур внутри и с наружи, влажности, давления и одновременно ПДУ кондиционера.

Причем ПДУ избавился от кнопок за счет экрана тачскрин, а метеостанция автоматически контролирует и корректирует фактические и заданные параметры атмосферы для помещения. Фактически получилась система климат-контроля.

Разработчики не стали вкладывать средства в разработку эргономики и дизайна, так как внимательно следили за мнением потребителя и использовали для продукта готовые корпуса различных электронных гаджетов, имеющихся в свободном доступе на рынке. Самый лучший дизайн – это дизайн, за который покупатель проголосовал рублём.

Проведение маркетингового анализа было только в узком кругу профессионалов. Для более широкого теста и исследований нужно запускать в продажу готовый гаджет. Что сейчас и делается. Первая, ограниченная партия поступит на российский рынок в мае этого года.

Стоит отметить, что таких примеров множество. Это и радиотелефоны с АОН и автоответчиком, и недорогие домашние кинотеатры без проводов и в одной коробке, и планшетные компьютеры, и принтеры с WI-FI, и моноблок сканер/копир/принтер, и чайники с регулировкой температуры нагрева воды и т.д.

В общем, новая ниша – это близко, прежде всего, эволюция, логичное усовершенствование и объединение лучших потребительских свойств приборов, задействованных в заданном сегменте рынка.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.