Игорь Маркичев: Просьюмеры всех стран, где же вы?

Игорь Маркичев

Просьюмеризм! Хоть слово дико,

Но мне ласкает слух оно…

Неизв. Вл. Соловьев

Просью́мер (prosumer от professional + consumer, то есть «профессиональный покупатель») – экономический термин, имеющий несколько конфликтующих значений. Если «про» означает «профессиональный», то просьюмер – это покупатель, который предъявляет к товарам большие требования, чем среднестатистический покупатель; потребитель, который в числе прочих таких же влияет на политику компаний-производителей относительно выпуска их продукции, компетентный пользователь.

Как всякое полезное явление, просьюмерство имеет русские великодержавные корни. Одним из первых просьюмеров, зафиксированных историей, был Владимир Красное Солнышко (он же – Владимир Святой). Официально он, конечно, устроил двухэтапный тендер и грамотно пропиарил договорных победителей, но техническое задание написал задолго до этого, используя все источники и возможности: родственные связи, МИД, иностранных консультантов (причем поюзал их бесплатно!). Результат оказался столь успешным, что выдержал Марину Мнишек, Никона, Петра, большевиков, и даже Хрущова, не считая внешних захватчиков.

А все почему? Потому что Сам поставил основную цель – укрепление Вертикали Власти. Вертикаль, с косметическими ремонтами 1237, 1480, 1613, 1825, 1927-37 и 2008, держится до сих пор. Пока что ЭТО является мировым рекордом.

Просьюмерское движение на Руси стало шириться, и вошло в плоть и кровь народа настолько, что перестало замечаться, как чистый воздух. Ведь такие явления как «бабушкино варенье», дачное движение и, конечно, САМОГОН – это типично просьюмерские действия.

Схема просьюмерства: придумал – сам, оптимизировал идею и сделал – с помощью нанятых внешних узких специалистов своими силами (недорого и качественно) – теперь сам пользуюсь и радуюсь!

Разумеется, все испортили большевики. Или Сталин. Или Хрущов. Или Горбачев. Или… неужели?!

Но просьюмерство выстояло. Хотя – будучи замечено и привито на Западе – зачахло, потеряло размах, начало разваливаться – вплоть до отделения судьюсерства (Supplier + Producer) и превращения в просьюмеризм. Но – зато – просьюмеризм обозначился, озвучился, приобрел видимые очертания и стал предметом научного изучения.

Хотя в силу своей революционной сущности – по обнаружении был обласкан, аккуратно выхолощен, пережеван, переварен, тщательно стерилизован, расфасован – так, что узнать становится мудрено…

Кто такие просьюмеры?

В переводе с официального на русский, это те, кто

- умудряется точно узнать, что ему нужно и чего он хочет, даже не обладая при этом специальными знаниями. Не просто «ставит общую задачу» - а активно участвует в инжиниринге тех сложных систем – технических, организационных, финансовых, социально-психологических, которые собирается использовать,

- активно участвует в создании этого своими ресурсами. Частью – из-за наличия излишков ресурсов, частью – из необходимости обеспечить качество (со своих-то спрос посерьезнее), частью – из-за экономии (зачем отдавать кому-то производственную маржу и половину инжиниринговой, а также 80% промо-бюджета?),

- кому интересно работать и достигать недостигнутого и недостижимого.

Это те, кто строит дом, прибегая к услугам архитектора и профессиональных строителей там, где нужна грамотная узкопрофессиональная работа – но концепцию оставляет за собой, и использует специалистов «с правом совещательного голоса».

Это те, кто сам занимается своим здоровьем – следуя советам (некоторым, обдуманным лично), а не «указаниям и назначениям» врачей (избранных случаем), используя тренеров, массажистов, физиотерапевтов, диагностические комплексы на пользу себе, а не финансовым результатам «третьих юридических лиц»

Это те, кто сам выстраивает свою компанию, команду, семью - не полагаясь на книжные схемы, но внимательно учитывая все достижения и ошибки коллег

Это те, кто самостоятельно разрабатывает требования к ключевым сотрудникам и системам, не надеясь на то, что купленные «задорого» футболисты «сами знают, где ворота»

Те, у кого хорошая работа и хороший результат вызывают эстетическое наслаждение. А уж участие в этом с позиции композитора и дирижера!..

Что такое просьюмерство?

Как всякая перспективная идея – от бронзы до атомной энергии – просьюмерство после обнаружения «официальными лицами» в первую очередь было поставлено на службу истреблению себе подобных. Но жизнь не стоит на месте – к моменту появления просьюмерства была уже в наличии нейтронная бомба, истреблявшая людей и не трогавшая материальные активы. Переродившееся на новой почве в просюьмеризм оно пошло дальше – стало инструментом растления душ и уничтожения мозгов.

Просьюмеризм проявился изначально в медийной отрасли и в индустрии компьютерных игр. Зрители стали требовать угодного им продолжения, геймеры – воплощения своих идей игры. Но здоровая закваска начала понемногу проявляться – к процессу подключилась Nike и японские производители медицинских услуг.

Я буду говорить про просьюмерство. Просьюмерство – это активный стиль жизни, позволяющий получить от нее значительно больше, чем при пассивном ожидании того момента, когда [неоформленный] «спрос породит предложение». Порождает-то он порождает… но – «сон разума рождает чудовищ», и вместо получения нового качестватовара и услуги от заинтересованного продавца – последние десятилетия мы имеем новое качество продвижения и рекламы. Apple, совершившая в одиночку одну из последних революций в мире, скатилась до iPod'a и iPhon'a, где всех технологических и эргономических новшеств – перенос производства в Китай. А все остальное – реклама и продвижение. Понятно, что история с Newton'ом многому научила компанию, и обвинять ее в предательстве идеалов 80-х – пальцы не поворачиваются, и виноваты не маркетологи Apple, а рынок, дошедший до маразма и не способный уже не только потребовать, но и принять что-то новое.

Солнце встает на Востоке, Мао плывет по Янцзы.

Японцы постарались не только понять, чего хочет потребитель (это – идеи XIX века). И не только предугадать и разработать то, что он захочет завтра (это – 60-80 годы XX века). И, тем более (честный все же народ – самураи), – не слепить то, что «пипл схавает» под грамотный промоушен (перелом тысячелетий). Они постарались вовлечь потребителя в процесс постановки задачи производителю, и активного участия потребителя в самом производстве услуги. Из болота «просьюмеризма» (суффикс «изм» означает «учение», «теорию») восстал феникс – просьюмерство. (Я чувствовал, что суффикс «-во» означает что-то хорошее, но такого даже не ожидал! «-во» означает «дело, искусство» (И.А. Гарднер, Богослужебное пение в русской православной церкви, 2004), употребляется в значении «объекта и орудия действия». Сакральное различие суффиксов, не находите?)

Просьюмерство – это активный стиль жизни. Но активный не в отношении «нерабочего времени» - «гольф, текила, гитара, форель» (корни опять посконные: «баня, водка, гармонь и лосось»!) - а в отношении всей жизни. Включая самые интересные и вдохновляющие ее моменты – Работу, Творчество, Созидание. Просьюмерство позволяет не «строить из кубиков» - а создавать, инсталлировать. И не только форму и структуру – но и сам материал, из которого творит Мастер.

Типичная фраза просьюмера: «нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?.. будем искать!..». И продолжение: «…того, кто сделает по-нашему»

Экономические выгоды просьюмерства

Мы о них уже напоминали, но стоит сказать еще раз. Просьюмерство – это не только приятно и возбуждающе, но еще и выгодно. Выгода от просьюмерства поступает по нескольким каналам:

- мы получаем только то, что нам нужно, и не платим за «прибамбасы», «приблуды» и «примочки»,

- мы пользуемся не готовым изделием, в стоимость которого входит, кроме прибыли производителя, еще и инжиниринговые, маркетинговые, логистические услуги плюс ошибки и пробы продавца, перелагаемые на покупателя, плюс пакет налогов, а «индпошивом» - платим только за работу, а не «за все под ключ», включая неграмотный раскрой ткани. Оставляя себе большую часть интеллектуальной и творческой маржи,

- сложные вещи мы получаем гораздо быстрее и дешевле, поскольку экономим время и средства на создание и пробы отвергаемых вариантов,

мы экономим на характерных ошибках узких специалистов, на их «замыленном взгляде» (когда Америка вступила в I Мировую войну, оказалось, что снарядов требуется такое количество, что нужно построить еще десятки заводов. «Специалисты» спасовали. Выручил бенчмаркинг – привлекли специалистов не по снарядам, а по массовому производству – и дело рвануло),

- мы перестаем слышать слово «невозможно». Для меня это – самое приятное во всей технологии просьюмерства.

Просьюмерство в бизнесе

По моим наблюдениям, в бизнесе просьюмерство может принести максимальный эффект в направлении… «работа над кадрами». Приписываемое И.В.Сталину высказывание «кадры решают все», родилось, согласно апокрифам, из брошенной в сердцах фразы: «эти «кадры» всех порешили!». Как ни пытаются нас уверить в обратном, но ситуация с квалификацией – далеко не катастрофическая, почти нормальная, как с сырьем. Проблема - с подбором связок человек-место. Если мы ставимюриста на должность начальника юротдела, а главбуху поручаем «ведение учета» - то что мы должны получить? Правильно, некомпетентность в первом случае и сверхзатраты во втором.

Если подбор хороших кадров еще удалось кое-где наладить с помощью HR, то расстановку их по местам доверяют катастрофически некомпетентным людям. В результате – сапоги тачает пирожник, пироги печет сапожник, и этот квартет, невзирая на деньги, заплаченные консультантам за «разработку правильной оргструктуры» - способен только сидеть. Иногда вместо него сажают гендира или главбуха.

Просьюмерство в бизнесе стоит начинать с формирования работающих команд, с выстраивания требований на пакет связей «человек-место-результат». И никто, кроме Первых лиц, не способен на практике сделать это. Так что задача – не «делегировать», и не «поручить» - а чисто по-просьюмерски – сделать важное самому, а остальное доделать чужими руками.

Просьюмеры всех стран!.. где же вы?!

Увы, стать просьюмером самостоятельно – очень тяжелая задача. И дело не в том, что нужны какие-то особые Знания или Душевные Силы. Дело – в малой массе. Ее недостаточно для того, чтобы «продавить» рынок предложения товаров и услуг. Несмотря на рассказы и разговоры о том, что «сейчас рынок покупателя», «спрос рождает предложение» - все мы прекрасно знаем, что бывает тогда, когда ты хочешь получить не то, что продавец впаривает (Я видел, как крупная IT-компания впаривает крупной нефтяной компании систему учета… Анатолий Кашпировский отдыхает, Вольфганг Мессинг нервно курит в сторонке, авторы учебников по НЛП льют умильные слезы, глядя на успехи учеников…), а то, что тебе реально нужно. От «мы этим не занимаемся» до «заоблачных» цен, от «это вам больше к лицу» до «берите, что есть, а то со следующего месяца поставки прекращаются!»

Настоящим просьюмером можно стать только в коллективе единомышленников. Поддерживающих и взаимообогащающих друг друга, создающих силу, которой не смогут противиться ретрограды «от свободного рынка»

Настоящие просьюмеры и просьюмерство должны заявить о себе и противопоставить себя «просьюмеризму». Это – тяжелый и опасный путь, который практически невозможно преодолеть в одиночку.

Что нужно просьюмерам сейчас, немедленно? – организация и сайт, а также – принципы отношений с поставщиками.

Что нужно сделать? – собраться, и выработать требования к организации и сайту, выработать Принципы.

Когда? – Немедленно!

С чего начать? – да елки-палки, просьюмеры мы, или где?! «Твари дрожащие», или дело умеем?!

Просьюмеры всех стран! Соединяйтесь!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.