Владимир Герасичев: Лидерство в новых условиях

Владимир Герасичев

Ситуация, в которой мы оказались сегодня, выходит за привычные рамки. Традиционные вопросы, которые мы привыкли задавать в трудные моменты: «что делать?» и «кто виноват?» — на мой взгляд, потеряли свою актуальность. Ответы на них ничего не изменят. Поэтому неудивительно, что сегодня все настойчивее звучат другие вопросы, ответы на которые позволят нам по-другому взглянуть на существующую ситуацию, а главное на свою собственную роль в ней. Одним из них является вопрос лидерства. Что такое лидерство? Кто такой лидер и какими качествами он обладает? Могу ли я проявиться лидером или это дано не каждому? — на эти и другие вопросы я приглашаю вас поразмышлять вместе со мной.

Имея 18-ти летний опыт работы с людьми и коллективами и командами, для меня не составляет труда увидеть лидерские качества в человеке. Хотя мой набор критериев лидерства, возможно, некоторых и удивит. В отличие от традиционных качеств, таких как уверенность в себе, харизматичность, умение выступать публично и хороший внешний вид я на первое место ставлю следующие навыки. Я бы рекомендовал руководителям обратить внимание именно на эти качества в сотрудниках:

1. Создание качественных взаимоотношений. На мой взгляд, это основа, на которой можно создать качественный прорыв в результатах. Джим Коллинз в соей книге «От хорошего к великому» написал: сначала «кто», а потом «что». Сначала люди, единомышленники, команда, на которую можно положиться, и только потом структуры, стратегии и план действий. Эти слова звучат наиболее актуально, особенно в контексте лидерства. К сожалению, зачастую, отношения начальник-подчиненный складываются по формуле «я начальник, ты дурак», что подразумевает разделенность, доминирование, желание сохранить образ умного, сильного и всезнающего человека за счет других. Как результат — неэффективность и сопротивление, которые накапливаются после каждого общения в подобном стиле. Противовесом этого является умение создать доверительные и партнерские отношения, основанные на уважении и умении держать слово.

2. Способность сказать «я не знаю» — одна из сильнейших сторон современного лидера. Если не знает — и именно честно и смело об этом говорит, не пытаясь притворяться. Честность, открытость, прозрачность в намерениях, разговорах, действиях — лидерские характеристики.

3. Поощрение и поддержка. Любая инициатива вместо критики может быть услышана, одобрена и доведена до конкретных шагов. Особенно стоит отметить сегодня отношение к ошибкам. Известно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но, к сожалению, мы не стимулируем подчиненных к действиям, пусть даже через ошибки, напротив, мы используем любую ошибку как возможность подчеркнуть свое превосходство и значимость как начальника за счет унижения своих коллег и подчиненных. Дайте им возможность действовать, проявлять инициативу и ошибаться. В конце концов, ведь дело не в ошибках, а в том, как мы с ними взаимодействуем. Запуганный, зажатый рамками сотрудник в лучшем случае может поддерживать существующие процессы, но никак не развивать компанию на новом уровне, что остро необходимо в сегодняшних условиях.

4. Готовность к переменам. Если раньше руководителям было страшно что-либо менять: все хоть как-то, но работало, прибыль была и все шло по накатанной, то прелесть нынешней ситуации в том, что кризис диктует жизненную необходимость перемен. Оставив все как есть, скорее всего, вы проиграете. Начав строить новое, — получите колоссальную возможность выиграть сейчас и быть первым завтра. Гибкость к новым условиям и готовность работать по-другому создают возможности для роста развития.

5. Радость и энергия. Лидер это тот, кто создает энергию и заряжает ею других. Многие думают, что энергия — это некоторое врожденное качество избранных, я же считаю, что наличие в человеке энергии — это его собственный выбор и ответственность. Энергия не врет. Одно из основных качеств лидера — вдохновение и воодушевление других на что-то большее. Без искренней вовлеченности и энергии это невозможно. Лидеры не полагаются на контроль, они полагаются на вдохновение. Обращаю внимание руководителей, это качество является важным «двигателем» в создании новых результатов и в решение проблем.

Хочу заметить, что в новых условиях, тем более условиях кризиса — нужны лидеры новой формации, готовые брать ответственность на себя, создавать коллективы единомышленников и быть гибкими в поиске новых решений.

Сейчас уже очевидно, что условия игры изменились. Многих этот факт расстраивает больше всего. До кризиса каждый из нас совершал безопасный и комфортный набор действий, который приводил к определенным результатам, которые нас устраивали. Но теперь, продолжая делать то же самое, мы перестали получать прогнозируемые результаты. Привычная парадигма мышления перестала срабатывать. Это буквально сводит нас с ума. Но вместо того чтобы начать действовать по-другому, многие продолжают делать снова и снова то, что привыкли, ожидая новый результат.

Я предлагаю не отворачиваться от реальности, просто потому что она вам в данный момент не нравится. Смотрите. Ищите. Вариантов не стало меньше. Их стало больше. Всегда, во все эпохи были лидеры, которые использовали кризисы и периоды нестабильности для создания великих начинаний. В этот раз таким человеком можете быть вы.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.