Как договориться с командой о новых правилах работы

Периодически мы сталкиваемся с необходимостью перестроиться на новые рельсы, в частности, на работе. А руководителю, помимо собственной перестройки, также необходимо и свою команду вовлечь в новые реалии. 2020 год запомнился резким и, что важно, вынужденным переходом на удаленный режим работы. Понятное дело, что и раньше многие компании практиковали подобное, но никто не думал, что это решение перестанет быть выбором и переквалифицируется в обязательство.

Зачем в 2023 году вспоминать дела давно минувших дней? Потому что мне захотелось поделиться простым алгоритмом достижения договоренностей с командой на примере перехода на удаленку. Этот алгоритм можно использовать для любых других перемен.

Итак, дано:

  • Отделы обучения и подбора, менеджер по корпоративной культуре.
  • Количество сотрудников – 9.
  • Задача: организовать переход команды на удаленный формат работы без потери в результатах.

Ключевые ожидаемые результаты:

Отдел

Ожидаемый результат

Отдел обучения

1. Учебный план скорректирован с учетом изменений тактик по группе компаний

2. Программы, включенные в план, трансформированы в онлайн-формат и проведены

3. Оценка программы от прошедших обучение составляет 9,5 баллов

4. Разработаны новые программы

Отдел подбора

1. Выполнен план по подбору с учетом изменений тактик по группе компаний

2. Скорректированы и реализованы планы адаптаций сотрудников, работающих в ГК менее 6 месяцев

3. Разработан план по оценке персонала

Менеджер по корпоративной культуре

1. Скорректирован и реализован медиа-план в корпоративных соцсетях

2. Скорректирован и реализован план корпоративных мероприятий

Шаг 1: осознайте, что изменения реальны

Что за переменами, действительно, скрывается возможный повод для стресса. Порой, с уровня своего возраста, опыта или ответственности, нам кажется, что линейные сотрудники аналогичным образом воспринимают происходящее. На самом деле, это не так, существуют различия в устойчивости к неопределенности у руководителей и линейных специалистов.

Шаг 2: организуйте встречу команды

Сформулируйте цель этой встречи – например, договориться о правилах работы на удаленке. Создавая встречу в календаре, уделите внимание описанию – почему встреча актуальна, какую цель хотите достичь, что нужно подготовить участникам ко встрече. Согласитесь, что обсуждения таких вопросов между делом в кабинете (ведь «вы сидите все вместе») создает лишь иллюзию договоренностей и в перспективе рождает череду сложностей.

Шаг 3: начните встречу с актуальности вопроса, из-за которого собрались

Дайте команде высказаться при помощи вопроса: «Что вы об этом думаете?», «Что слышали из СМИ, от близкого окружения?», таким образом, вы получите срез мнений.

Объедините всех собравшихся в две группы и попросите одну группу составить список возможностей, которые дает это изменение, а вторую группу – список сложностей, которые маячат на горизонте. Порядка 15 минут им точно хватит на обсуждение, можно дать 10, а за минуту до истечения времени уточните, нужно ли добавить еще 5 минут.

Шаг 4: обсудите сложности и возможности, которые принесут перемены

Пусть группы по очереди озвучат свои списки. Ваша задача на данном этапе – откалиброваться со всеми участниками в едином понимании каждого пункта и вынести это на доску/флипчарт.

Пройдитесь совместно по всему списку и сформируйте две таблицы, первая из которых будет включать возможности и их использование:

Возможность

Как используем

Экономия времени на дорогу

30 минут гуляем утром и вечером / занимаемся спортом / дольше спим

Экономия денег на дорогу

Откладываем деньги на приятный подарок себе любимому

Большая концентрация на задачах (не отвлекают коллеги)

Эффективнее расходуем ресурс на выполнение рабочих задач

Вторая таблица будет включать риски и пути их страхования:

Риск

Как страхуем

Семья воспринимает нахождение дома как отличную возможность общаться

Договариваемся о режиме дня и использовании пространства

Нет поддержки коллег здесь и сейчас

Каждое утро проводим 15-минутный звонок для поддержания настроения

Малоподвижный образ жизни

30 минут гуляем утром и вечером (берем из экономии времени на дорогу)

В таблицах приведен неполный список выявленных возможностей и рисков, но, полагаю, логика ясна. Также очевидно, что некоторые возможности могут страховать риски, например, экономия времени на дорогу восполняет малоподвижный образ жизни.

Шаг 5: создайте правила и договоренности

После совместного анализа возможностей и рисков составьте вместе несколько правил, которых будете придерживаться всей командой, например:

  • Как часто будете проверять почту/рабочие чаты.
  • Как будете использовать общие ресурсы (например, бронирование корпоративных личных кабинетов в Zoom и других аналогах).
  • Как будете обмениваться планами/итогами на день/неделю.

Если к моменту проведения такой встречи в компании уже утвержден какой-либо локально-нормативный акт, то вы сможете интегрировать его содержание в ваши договоренности и мягко внедрить спущенную директиву.

Перенесите все ваши наработки в слайд или структурированный текст и закрепите в общем чате – пусть у сотрудников будет возможность оперативно вернуться к договоренностям.

Выводы

Второй и третий кварталы 2020 года вспоминаю с большой благодарностью, поскольку мы выполнили все поставленные планы и задачи из таблицы выше. Помогли бизнесу отреагировать на изменения, а также реализовали задачи, до которых не доходили руки на спокойной воде. Также приятным бонусом стало уверенное освоение инструментов онлайн-обучения. Весь накопленный капитал используем до сих пор.

Существует много моделей, помогающих внедрению изменений (PDCA, ADKAR, модель Курта Левина…), но не всегда есть время заглянуть в конспекты, спасает неосознанная компетентность или управленческая интуиция – зависит от этапа, на котором мы находимся.

Как вы договариваетесь о новых правилах в команде? Поделитесь в комментариях!

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

Не начальник, а только лидер способен договориться с командой. Мягкий руководитель не сможет добиться существенных изменения. А от жёсткого начальника при серьёзных изменениях лучшая часть команды разбежится. В этом и риск. Или станьте лидером, или вам не повезёт...

HR-директор, Санкт-Петербург
Александр Сейнов пишет:

Не начальник, а только лидер способен договориться с командой. Мягкий руководитель не сможет добиться существенных изменения. А от жёсткого начальника при серьёзных изменениях лучшая часть команды разбежится. В этом и риск. Или станьте лидером, или вам не повезёт...

Спасибо, что подсветили важный момент - действительно, для открытых разговоров с командой нужно управленческое мужество, а это часть лидерства.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

По чаще бы компании так же писали о себе на Headhunter. И о себе хорошее мнение соискателям, и наглядный пример для подражания другим. А ещё бонусом, что негативные отзывы не оседают тяжким грузом, а разбераются и над ошибками менеджеров хотя бы работают. 

HR-директор, Санкт-Петербург
Александр Ковалёв пишет:

По чаще бы компании так же писали о себе на Headhunter. И о себе хорошее мнение соискателям, и наглядный пример для подражания другим. А ещё бонусом, что негативные отзывы не оседают тяжким грузом, а разбераются и над ошибками менеджеров хотя бы работают. 

Думаю, что если бы на HH была возможность вести блог, то многие работодатели этим бы воспользовались, но функция у ресурса несколько иная.

А тема отзывов, которую вы затронули, конечно, очень обширная. Может, в следующей статье поделюсь своим мнением по этом вопросу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.