От стартапа до корпорации: как менять стратегию управления персоналом

С ростом компании необходимо менять подходы к управлению сотрудниками — ведь одни привычные приемы не дают прежней эффективности, а другие перестают работать вовсе. 

Пути управленца

Управление персоналом — одно из главных составляющих успеха компании, ведь прибыль напрямую зависит от того, насколько эффективно работают сотрудники каждого подразделения. А чтобы этого добиться, необходимо выстроить стратегию, которая будет отвечать целям бизнеса на определенном временном промежутке.

Кадровая политика — не константа, ее можно и нужно менять в зависимости от размеров компании и конкретных целей. Условно можно выделить пять основных типов стратегий:

  1. Стратегия динамического роста. Цели и перспективы постоянно сопоставляются, контроль и детальный анализ помогают своевременно корректировать планы. Такой бизнес заинтересован в сотрудниках, которые легко адаптируются к переменам. Ценится умение обоснованно рисковать, однако степень риска при такой модели не очень высока. Поэтому и критерии оценки работы оговариваются заранее.
  2. Стратегия прибыльности. Главная цель — сохранить достигнутый уровень прибыли. Эта стратегия характерна для крупных компаний с развитой административной структурой. А потому и менеджмент кадров нацелен на повышение эффективности при минимальном уровне риска и финансовых затрат.
  3. Предпринимательская. Здесь компания стремится быстро реализовать планы. Финансовые риски высоки, но и горизонт планирования относительно небольшой. Руководство заинтересовано в инициативных сотрудниках, которые не боятся ответственности.
  4. Циклическая. К такой стратегии прибегают компании, когда надо сохранить бизнес. Затраты максимально сокращаются, в штате оставляют лишь самых лояльных сотрудников, ориентированных на глобальные цели. Организация заинтересована в разносторонних специалистах, а карьерный рост хотя и возможен, но проходит очень сложно.
  5. Ликвидационная. Используется при падении ключевых показателей. На первый план выходят устранение убытков, сокращение штата, продажа активов. Все управление при этом строится на удовлетворении текущих потребностей и производственной необходимости, а деятельности сотрудников не уделяется должного внимания.

В компании большой и малой

На стратегию управления персоналом влияет горизонт планирования. В крупных компаниях сегодня он по-прежнему остается годичным или двухгодичным, а вот уже организации среднего размера оперируют периодами в месяц. Чем меньше информационной ясности, тем короче управленческие шаги. Что на дистанции нередко приводит к ошибкам в расчетах и потере рабочего времени на их устранение.

Кроме того, этот подход может затруднить работу при росте компании. При переходе от малого бизнеса к крупному необходимо своевременно корректировать стратегию управления персоналом. При этом следует обратить внимание на пять важных факторов:

  1. При переходе к более крупному бизнесу, необходимо создать более структурированную систему управления персоналом. Она установит более четкие правила и процедуры, что позволит лучше контролировать деятельность сотрудников.
  2. Крупные компании часто предоставляют своим сотрудникам больше возможностей для карьерного роста. Это необходимо, чтобы они могли развиваться и оставались мотивированными.
  3. Также важна программа профессионального развития. Этот шаг поможет сотрудникам приобрести новые навыки и знания, необходимые для успешной работы в новых условиях.
  4. Планирование потребностей в персонале должно быть более тщательным. Важно учитывать не только текущие потребности, но и закладывать запас на перспективу.
  5. Переход к более крупному бизнесу потребует изменений в организационной культуре и структуре компании. Грамотное управление изменениями поможет сотрудникам адаптироваться к новым условиям и сохранить высокую производительность.

Полная картина

В сложившейся обстановке специалисты по кадрам многих компаний переходят от комплексных стратегий к операционному менеджменту. Фактически к ручной настройке. Чтобы не допустить возможных перекосов, стоит избегать частых ошибок, а именно:

  • Управлять бизнесом только через ФОТ. Это дает быстрый эффект, но не устраняет причин возникновения трудностей — и на дистанции приводит к потерям.
  • Часто прибегать к переработкам. Локальная оптимизация вредит глобальным планам, поскольку эффективность перегруженных отделов снижается и приводит к переработкам в смежных подразделениях.
  • Путать загрузку с эффективностью. Лучше всего компания работает при постоянной загрузке порядка 70% — так структура способна переносить пиковые нагрузки из-за кризиса или внутренних перестроек без потери продуктивности.
  • Переоценивать индивидуальные поощрения. Сотрудники сосредотачиваются на краткосрочных задачах, забывая о перспективе.

Если же этим пренебрегать, то с ростом компании будет множиться и структурная неразбериха: одни отделы будут дублировать функции смежных подразделений, тогда как на других лягут несвойственные задачи. А отсутствие грамотной HR-стратегии не позволит своевременно собирать продуктовую команду, как следствие – компания не будет успевать за изменениями и потеряет эффективность.

Для правильного анализа подходов к управлению компанией важно видение общей картины. Нужно видеть связи между разными отделами, разделение их функций, прав и ответственности. Только это поможет сделать правильный выбор при диагностике и изменении оргструктуры.

В условиях сократившегося горизонта планирования быстрое администрирование, проведение расчетов и распределение затрат неотрывно связано с достижением компанией поставленных целей. Если уйти от долгих процедур согласования изменений в кадровой политике, можно будет быстрее форматировать команду и подбирать необходимых специалистов под конкретные задачи. А поскольку человеческий капитал напрямую влияет на стоимость компании, то большое конкурентное преимущество получит именно тот, кто сможет эффективнее использовать единицу времени каждого сотрудника. Такой подход в бизнесе сокращает затраты и ускоряет достижение результата.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Что такое система целеполагания, стратегического планирования, оперативного планирования и контроля управления компанией?

Это составные части подсистемы управления персоналом.

Так можно прочитать публикацию. От персонала к миссии, стратегии, планам и проектам.

А почему бы и нет? Кадры ведь решают все...

Начальник участка, Москва

С точки зрения построения ЛБ автора статья вопрос решила - вроде разбирается на норм глубину. А вот с точки зрения обмена информацией с профессиональным сообществом - ничего ценного из статьи я для себя не вынес. 
Исходя из названия должны быть этапы развития оргсистемы и как это отображается в эйчар стратегии. Но ничего этого нет. Да, и полное несоответствие названия, анонсу и тексту.

Аналитик, Нижний Новгород

Из всех предложений соответствующих поднятой теме, только первый пункт имеет существенное значение.

Цитата: "1. При переходе к более крупному бизнесу, необходимо создать более структурированную систему управления персоналом. Она установит более четкие правила и процедуры, что позволит лучше контролировать деятельность сотрудников."

Остальное - косметика. Например, какое отношение профессиональное развитие имеет к управлению персоналом? Или планирование кадровой политики? Ну разве что опосредованое. Наверно хороший профессинал будет пользоваться уважение, но не факт, что эффективно управлять. Если имеется ввиду обучение управлению, а не процессами, то этого мало. Необходимо создавать условия для эффективного управления.

С ростом компании или входом в условия турбулентности, необходимо создание системных условий для принятия решений. Основа качественных решений - достоварная, качественная, достаточная информация, её анализ и аудит эффективности. У кажого решения или предоставленной информации должен быть автор. Только личная отвественность и системный подход.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.