Тренды Well-being 2.0: финансовое благополучие сотрудников – опыт компаний России

Что делать, если я не смогу оплачивать кредит? Что, если потеряю источник дохода, а у меня совсем нет накоплений? Как безопасно решать финансовые вопросы на «удаленке»? Эти и другие вопросы сотрудников обострились в период пандемии.

Финансово защищенный сотрудник с низким уровнем финансового стресса более лоялен и производителен. Рассмотрим мировой опыт в построении системы финансового благополучия сотрудников. В 2021 году, в продолжение тренда 2020 года, благополучие сотрудников становится приоритетом, а работа по увеличению вовлеченности сотрудников в бизнес переходит на новый этап.

В последние годы уровень вовлеченности сотрудников по всему миру находится на низком уровне. И тенденция к его снижению продолжает усиливаться (по статистике Employee Assistance Professionals Association и департамента труда правительства США). Чтобы повысить эффективность своих сотрудников, 75% международных компаний запускают программы корпоративного благополучия и поддержки сотрудников (well-being programs).

Как менялись программы благополучия

За время существования таких программ вектор развития сотрудников прошел несколько этапов эволюции.

Well-being 1.0. Здоровье

Регулярный скрининг здоровья, здоровое питание на работе, помощь в отказе от вредных привычек, корпоративные программы против курения. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам портативные гаджеты для отслеживания базовых показателей здоровья и общей физической активности. Такие программы были созданы преимущественно для экономии средств работодателей на здравоохранение.

Well-being 2.0. Финансовое благополучие

Образовательные программы и тренинги по управлению личными финансами, развитие экономического мышления, обучение финансовым стратегиям. Специалисты рассказывают сотрудникам как принимать верные финансовые решения и как правильно откладывать накопления. Исследование WillisTowerWatson «Welcome to (employee) Wellbeing 3.0» показало, что работодатели все еще недооценивают влияние финансовых стрессоров на своих сотрудников.

Well-being 3.0. Целостный поход

Устаревание монопрограмм по благополучию, переход к холистическим программам. Забота об общем благополучии сотрудника: физическое и ментальное здоровье, финансовые стабильность и грамотность, work-life balance, обучение нетворкингу. Работодателям важно увидеть связь между этими областями жизни сотрудника и его вовлеченностью в рабочие процессы.

Финансовое благополучие – тренд, который усиливается после пандемии

85% работодателей согласны с тем, что программы финансового благополучия должны быть неотъемлемой частью общей стратегии благополучия сотрудников (данные Wellbeing in the workplace, 2018). И сотрудники с ними согласны. Взрослое экономически активное население часто видит именно в работодателе точку опоры в решении личных финансовых вопросов. По результатам исследования Morgan Stanley «Лучше для сотрудника, лучше для бизнеса», 74% сотрудников считают важным, чтобы работодатель предлагал им программы поддержки финансового здоровья.

Люди, обремененные долгами, кредитами, имеющие финансовые сложности, менее эффективны на работе. Они чаще болеют, менее вовлечены и реже общаются с коллегами. По данным Американской психологической ассоциации, 72% взрослых хотя бы время от времени испытывают стресс, вызванный их финансовым положением. В Великобритании сложная финансовая ситуация признана главной причиной стресса среди работающего населения. Опрос PwC выявил, что для 35% работающих американцев сложная финансовая ситуация и сопутствующий ей стресс – основная причина проблем со здоровьем.

В разгар пандемии C0VID-19 финансово грамотные люди лучше проходят «экзамен» неопределенности, поскольку способны принимать более взвешенные финансовые решения и планировать свою жизнь. Неудивительно, что обучение финансовой осознанности и развитие общего финансового благополучия, набирают популярность в компаниях по всему миру.

Согласно данным Международного психологического центра, 60% британских работодателей изъявили готовность проводить программы финансового просвещения для своих сотрудников, если бы специализированные центры предоставили им методику и материалы и помогли бы с организационной частью. Правительства и регуляторы часто оказывают содействие работодателям и поддерживают такие программы. Это одна из самых действенных форм реализации национальных программ по повышению уровня финансовой осознанности граждан.

В Великобритании, например, была сформирована рабочая группа при финансовом регуляторе, создан портал финансовой грамотности, где работодатель может найти всю полезную информацию. Была выпущена брошюра с финансовыми рекомендациями для работающих граждан. Похожую информацию для работодателей на своем сайте разместило правительство Канады. В ситуации пандемии и перехода в онлайн количество компаний, участвующих в программе возросло уже в четыре раза. Этот мировой тренд продолжит развиваться.

В конце 2019 года российский Национальный центр финансовой грамотности также запустил при поддержке Минфина России программу «Финансовая грамотность на рабочем месте» с целью заботы о финансовой стабильности и безопасности работников. Несмотря на то, что программа уже завершена, российские работодатели формируют активный спрос на программы поддержки финансовой осознанности своих сотрудников.

Варианты поддержки финансового благополучия сотрудников

1. Обучение, консультирование и поддержка

  • Программы обучения персонала, разовые и комплексные, для сотрудников разных возрастов. Эти программы могут реализовываться в форме вебинаров, живых лекций, информационных брошюр для персонала, корпоративные образовательные рассылки по электронной почте.
  • Индивидуальное или групповое консультирование по управлению финансами в офисе компании. Этот формат может использоваться отдельно или в дополнение к образовательным программам.
  • Горячая линия и телефон психологической помощи для персонала.
  • Корпоративные стандарты оценки и регулярные опросы благополучия сотрудников.
  • Сообщества для персонала компании по финансовой тематике, для развития бизнес-мышления.

2. Прямая материальная поддержка

  • Компенсация расходов на образование персонала.
  • Поддержка в сложных жизненных ситуациях в экстренных случаях (фонд сострадания и помощи сотрудникам).

3. Дополнительные финансовые услуги

Такие продукты напрямую связаны с теми или иными поставщиками финансовых услуг. Организация дает сотрудникам корпоративную скидку или полностью возмещает стоимость обучения (корпоративные пенсионные программы, ДМС, программы лояльности от компаний-партнеров, гибкая система выдачи заработной платы).

Кто уже уделяет внимание развитию финансовой грамотности: опыт компаний в России

Компания Siberian Wellness регулярно проводит офлайн и онлайн-тренинги по личным финансам, и обучила более 2700 сотрудников и бизнес-партнеров из 14 стран (России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Кыргызстана, Литвы, Германии, Болгарии, Чехии, Турции и Вьетнама). На тренингах они учатся правильно управлять личными финансами, составлять личный финансовый план, формировать подушку безопасности и создавать семейный капитал. Для проведения обучения компания приглашает бизнес-тренеров в сфере финансов. Также компания сотрудничает с банками, страховыми и инвестиционными компаниями, предлагая сотрудникам программы с корпоративными скидками и возможностью индивидуального консультирования и обслуживания.

Siberian Wellness разрабатывает полезные финансовые продукты и предложения, такие как: дебетовая карта с двойным доходом (кэшбэком и процентом на остаток), кэшбэк-платформа с возможностью оплаты накопленного кэшбэка за сотовую связь и электронные сертификаты интернет-магазинов, и другие инструменты поддержки. Каждая из этих инициатив формирует культуру заботы о благосостоянии сотрудников и бизнес-партнеров, а также повышает их доверие и лояльность к работодателю.

Крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания СИБУР создала для сотрудников программу «Экономика для жизни», основой которой стала «Неделя финансовых знаний». Вебинары компании посетили более 5 тыс. сотрудников.

О финансовом благополучии и повышение финансовой грамотности своей команды не первый год заботится IKEA. В феврале 2020 года в рамках проекта Минфина РФ компания организовала обучение сотрудников по программе «Повышение финансовой грамотности на рабочем месте». В вебинарах приняли участие более 550 сотрудников.

В компании Mars «финансовое благополучие — часть стратегии программы Mars Be Well. Компания отмечает, что для нее важно, чтобы сотрудник грамотно распоряжался деньгами и был уверен в своем финансовом будущем. В этом случае он находится в «ресурсном заряженном состоянии», его не отвлекают данные вопросы и не болит голова о том, «где взять деньги на погашение ближайшего ипотечного платежа». Когда он находится в балансе, он готов быть более креативным, эффективным и быстрее достигать целей компании. Поэтому это стратегия win-win для обеих сторон.

Уделяют внимание финансовому здоровью работников и менее крупный бизнес. Так, международная сеть интерактивных развлечений «Клаустрофобия» финансово поддерживает сотрудников, попавших в сложную финансовую ситуацию, предоставляя беспроцентные займы. Также желающие получить дополнительное образование могут получить возмещение затрат на обучение, если они подписали контракт с работодателем сроком более 1 года. Для этого компания собирается внедрить специальные сервисы в зависимости от трендов в этом сегменте.

Коммуникационное агентство PR Partner также оказывает финансовую помощь персоналу в сложных жизненных ситуациях. Сотрудник может получить беспроцентный кредит от компании в экстренных случаях. Также агентство предоставляет ДМС. Каждый сотрудник, проработавший в компании более 1 года, располагает бюджетом, который он может потратить на образовательные программы на свое усмотрение: курсы по PR, SMM и маркетингу, повышение уровня английского языка.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Варианты поддержки финансового благополучия сотрудников

Вот что только не придумают, что бы не платить сотрудникам больше :)

Трейдер, Казань

И все таки бизнес это не благотворительный фонд. Идея так себе, очков на понтах заработать.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Совсем недавно, задержавшись после деловой встречи, побывал на коворкинге финансового консультанта по вопросам кооперации в бизнесе, где затрагивались в том числе вопросы финансовой граммотности - лучшее событие за последние 3 года! 

Аналитик, Москва

Почему-то мало комментариев, а ведь статья интересная. Вот, например:

  • Поддержка в сложных жизненных ситуациях в экстренных случаях (фонд сострадания и помощи сотрудникам).
Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск
Анатолий Курочкин пишет:

Почему-то мало комментариев, а ведь статья интересная. Вот, например:

  • Поддержка в сложных жизненных ситуациях в экстренных случаях (фонд сострадания и помощи сотрудникам).

Никто не готов брать на себя меценатскую ответственность. Люди и так работодателей воспринимают как решение своих финансовых проблем, и только дурак будет это отрицать. Чтобы достичь большего чем торга за должность, то работодатель должен стать источником полезной информации, соответственно работник источником полезной инициативы. Именно такой симбиоз создаёт привязаность и, соотвественно, дружбу и взаимопонимание. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.