Виртуальные обнимашки: 3 инструмента для развития wellbeing-программ

По данным исследования компании Antal, в пандемию около четверти компаний (24%) из числа опрошенных задумалось о внедрении специальных программ, направленных на поддержку благополучия сотрудников. А у 66% респондентов такие программы уже существовали или стартовали в 2020 году. Большинство из них нацелено на стимулирование лояльности и удержание сотрудников, а также на поддержание баланса между работой и личной жизнью.

Источник: результаты исследования Antal Russia

Безусловно, всеобщая удаленка стала тем самым толчком, который запустил изменения в корпоративном сознании, в том числе в головах собственников и топ-руководителей в самых разных отраслях. Несмотря на то, что wellbeing или, по-русски благосостояние, чужд российской корпоративной культуре, которой свойственен контроль и извлечение максимальной продуктивности и прибыли (вспомним «пятилетку за три года»), изменения уже начали происходить. 

Благодаря взрывному развитию технологий, доступу к информации, люди становятся более разборчивы и избирательны. Современное поколение – зумеры – обращают больше внимания на возможности для развития и комфортную среду, чем на уровень заработной платы. Как следствие, wellbeing-программы могут и должны стать тем самым конкурентным преимуществом на современном высококонкурентном рынке труда.

За прошлый год почти все крупные компании сделали первые шаги в направлении программ благополучия: кто-то продолжил улучшать и развивать существующие решения, кто-то обновил и актуализировал инструменты, а кто-то только начал этот долгий и извилистый путь.

В этой статье хочу поделиться тремя цифровыми инструментами, которые помогут вам на любом этапе внедрения wellbeing-проектов. Важно отметить, что все упомянутые инструменты универсальны и могут быть использованы для решения других задач, однако в данном материале мы рассмотрим их в разрезе повышения уровня благополучия сотрудников.

HR-аналитика или пульс-опросы

Начну обзор не с самого распространенного в России, но при этом крайне востребованного и эффективного инструмента – HR-аналитики. И сейчас речь не о кадровых программах и даже не о более сложных интеллектуальных решениях типа CRM-систем, которые позволяют анализировать разные HR-блоки (текучесть, средний трудовой стаж, уровень зарплат и т. д.). 

Речь пойдет об HR-системах, которые позволяют в буквальном смысле «держать руку на пульсе» изменений в компании. Основанные на принципе коротких опросов и вооруженные искусственным интеллектом системы собирают обратную связь сотрудников в анонимном режиме, а затем формируют результаты в виде информационных панелей, на которых отражаются основные показатели: вовлеченность, благополучие, выгорание, инклюзия и другие. 

Эти данные сравниваются со стандартами, установленными для отрасли. Затем даются рекомендации по оптимизации вовлеченности персонала через улучшение отстающих драйверов, либо драйверов с наибольшим потенциалом влияния на вовлеченность персонала. Далее для работы по каждому из драйверов предлагается план действий, а в некоторых системах и набор образовательных статей и видеороликов из библиотеки.

Некоторые системы предоставляют возможности для диалога между сотрудником и руководством, сохраняя при этом анонимность. Используя окно чата или мгновенные реакции, руководитель может дать обратную связь респонденту, а также выработать план действий для своего подразделения или компании в целом. 

Более того, такие системы могут определять уровень выгорания сотрудника не только анализируя его ответы на опросник, но и отслеживая рабочее время, а также оценивая частоту и тональность ответов в почте. Своеобразные «тревожные звоночки», которые покажет система, могут помочь руководителю предотвратить увольнения и конфликты в коллективе, при условии активного вовлечения самого менеджера в процесс.

Таким образом, инструмент позволяет решать проблемы более системно и глубоко, усиливая и дополняя стандартный набор: ДМС, лекции, спортивные активности.

Чат-бот

В сферу HR автоматизированные помощники вошли довольно давно. Они успешно поддерживают такие сценарии, как первичные и выходные интервью, заказ пропусков и ответы на самые часто задаваемые вопросы. 

По оценкам компании WhosOn, занимающейся разработкой корпоративных ботов, сейчас чат-боты по поддержке благополучия сотрудников находятся на пике популярности.

Во-первых, это обусловлено развитием и эволюцией технологий чат-ботов в целом. По мере того, как компании внедряют ботов в клиентский сервис, люди все больше привыкают к взаимодействию с виртуальными помощниками.

Во-вторых, чат-боты становятся умнее и способны взаимодействовать с нами благодаря машинному обучению и обработке естественного языка. Поэтому неизбежно, что люди ищут новые способы их использования.

Теперь объединим развитие ботов с повышением осведомленности о психологическом здоровье и благополучии и получим идеальное совпадение. Все больше людей обращаются за помощью к квалифицированным специалистам – психологам и психотерапевтам. Это создает нагрузку на рынок психологических услуг, а спрос и цены начинают расти.

В результате людям приходится долго ждать или платить баснословные деньги, чтобы получить профессиональную помощь. В корпоративной среде чат-боты могут стать альтернативой офисному психологу или психологической помощи по ДМС, они смогут снять первичный запрос, уточнить жалобы и дать практические рекомендации. 

Существенным плюсом, особенно в наших реалиях, является то, что чат-боты – это самый простой и доступный путь к психологической помощи. Сотруднику не нужно записываться на прием, краснеть и волноваться от того, что ему придется «открыть душу» перед незнакомым человеком или опасаться того, что информация каким-либо образом станет известна руководству. Чат-бот позволяет сформировать здоровую привычку и дестигматизировать страхи и предрассудки, связанные с обращением к психологу.

В России wellbeing-ботов пока не так много, однако интерес к ним растет. В числе самых популярных можно выделить три сценария:

  • Трекер здоровых привычек. Бот напоминает о том, что надо размяться, попить воды и вовремя закончить рабочий день. 
  • Бот-собеседник. Чат-бот обеспечивает поддержку пользователей, вовлекая их в разговор в те моменты, когда они чувствуют себя плохо. Окно чата становится тем местом, где можно высказывать опасения, тревоги и навязчивые мысли. Некоторые чат-боты могут давать рекомендации или инструменты (от медитации до умственных упражнений и самопомощи), чтобы помочь пользователям справиться с негативными мыслями. 
  • Бот-дневник. Чат-бот может выступать в роли дневника и помогать пользователям отслеживать свое настроение, прогресс и мысли. Позже это может помочь выделить тенденции или триггеры, которые влияют на благополучие пользователя.

Интерактивный календарь

В качестве завершающего инструмента подборки я выбрала интерактивный онлайн-календарь, который можно использовать для тематических активностей или внедрить на целый год. Такой календарь представляет собой виртуальную страницу с окошками, за каждым из которых скрыта определенная активность: обучающее видео или статья, тест или опрос, челлендж или конкурс. 

С точки зрения продвижения темы благополучия этот инструмент довольно эффективен, поскольку позволяет охватить сразу все направления. Современные эксперты выделяют пять факторов, влияющих на благополучие сотрудников: 

  1. Физическое здоровье.
  2. Душевное или психологическое равновесие.
  3. Финансовая грамотность и благополучие.
  4. Здоровое окружение и возможности для социализации.
  5. Комфортные условия труда и карьерные перспективы.

Неоспоримыми преимуществами интерактивного календаря являются: доступность с любого устройства, в любой точке мира, а также элемент геймификации. Это детское любопытство – что ждет меня в следующем окошке. Соответственно, вовлечение в активность будет значительно выше в сравнении с классическими рассылками, днями здоровья и лекториями. 

Календарь рекомендуется внедрять поступательно: сделать пилотный запуск на две недели или месяц, оценить затраченные ресурсы и эффективность, и лишь после этого «раскатывать» проект на более долгий срок. 


Подводя итог, подчеркну, что wellbeing-инициативы только приходят на российский рынок, и 2021 год станет своеобразной взлетной полосой для их запуска. По нашему убеждению, интерес к программам благополучия не пойдет на спад после пандемии, поскольку многие компании останутся в удаленном режиме, а кто-то перейдет на гибридный формат.

Кроме того, COVID внес значительные коррективы в наше отношение к работе и заставил переосмыслить многие ценности: на первое место выходит здоровье во всех его смыслах: физическом, психологическом и социальном. 

Объединив два тренда – цифровизацию и wellbeing – вы сможете достичь целей меньшими ресурсами и в короткие сроки. Цифровые инструменты не только помогут снять с вас рутинные задачи, но заложат фундамент для внедрения и развития следующих digital-решений, как в HR, так и в других подразделениях компании.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Санкт-Петербург

все красиво написано, но мне непонятно, о каких компаниях идет речь и для кого ориентирована данная статья. Если речь о крупных компаниях, лидерах отрасли или IT, то они все это уже знают и давно используют. Интересно мнение автора о доле тех компаний, которым это сейчас нужно и которые готовы это реализовать. 

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Александр Бадмаев пишет:

все красиво написано, но мне непонятно, о каких компаниях идет речь и для кого ориентирована данная статья. Если речь о крупных компаниях, лидерах отрасли или IT, то они все это уже знают и давно используют. Интересно мнение автора о доле тех компаний, которым это сейчас нужно и которые готовы это реализовать. 

Александр, возможно речь о тех компаниях, которые или международные, или госкомпании, у которых огромные бюджеты, или о тех компаниях, у которых просто есть большие бюджеты, чтобы играться во все это...как деньги закончаться, или сменится руководство, или придет совсем другой эйчар с профессиональной подготовкой и с хорошей квалификацией, многие эйчары с этими программами в таких обьемах просто вылетят из компаний... другое дело что некоторые премы можно адаптировать под ситуацию, и если это целесообразно, внедрять только не в таких обьемах...увязать с системой экономического стимулирования, например, твоя жена с малым ребенком получает машину и врача за счет компании, но только в том случае, если ты выполняешь план, нет нареканий по качеству достижения параметров плана, слабое звено не обломилось в течение н-р 3 периодов..а если цели не выполнил, вызываем жену, и при ней забираем бонус, и смотрим с какой стороны у тебя фингал под глазом от жены на следующий день :) тема обширная...

Генеральный директор, Москва

Всё очень мило. Только в такой форме HR окончательно превращается в детский сад, который вместо работы занимается "обнимашками" и вытиранием соплей нерадивым сотрудникам.

На мой взгляд, реальность изменилась. И в этой новой реальности умение работать удалённо, мотивировать и организовывать себя самому становится одним из ключевых навыков. Ничего личного - только бизнес.

Если человек этого не умеет - ему придётся либо этому учиться, либо - вакцинироваться и идти работать курьером, рабочим или в сферу услуг. Там где можно оттрубить от звонка до звонка не включая мозги...

 

IT-менеджер, Красноярск

Существенным плюсом, особенно в наших реалиях, является то, что чат-боты – это самый простой и доступный путь к психологической помощи. 

Это, наверное, в очень далеком будущем. Пока же, психологическая помощь требуется после общения с таким вот ботом от Сбера или ВТБ.)) 

Генеральный директор, Москва
Антон Французов пишет:
Это, наверное, в очень далеком будущем. Пока же, психологическая помощь требуется после общения с таким вот ботом от Сбера или ВТБ.)) 

Добрый день Антон! Меня зовут Максим. Какая именно помощь вам требуется? ...

- вот до этого момента, которого я жду с содроганием, остаётся все меньше и меньше времени...

Генеральный директор, Москва
Александр Бадмаев пишет:

все красиво написано, но мне непонятно, о каких компаниях идет речь и для кого ориентирована данная статья. Если речь о крупных компаниях, лидерах отрасли или IT, то они все это уже знают и давно используют. Интересно мнение автора о доле тех компаний, которым это сейчас нужно и которые готовы это реализовать. 

Александр, спасибо за ваш комментарий. На самом деле, в статье идет речь о компаниях, которые а) территориально распределены б) в них работает больше 500 сотрудников в) поставили перед собой задачу развивать программы благополучия сотрудников. На наш взгляд, если компания отвечает одному из этих критериев, ей определенно будет полезна наша статья.

Сейчас доля компаний, заинтересованных в развитии подобных программ, существенно возросла (в связи с пандемией и переходом на гибридный или удаленный формат работы), поэтому мы, ориентируясь на запросы наших клиентов можем смело сказать, что готовность есть. Тем более, что не все инструменты, перечисленные в нашей подборке, требуют значительных трат. Тот же чат-бот реализуется в кратчайшие сроки и стоит адекватных денег.

Генеральный директор, Москва
Леон Фед пишет:
Александр Бадмаев пишет:

все красиво написано, но мне непонятно, о каких компаниях идет речь и для кого ориентирована данная статья. Если речь о крупных компаниях, лидерах отрасли или IT, то они все это уже знают и давно используют. Интересно мнение автора о доле тех компаний, которым это сейчас нужно и которые готовы это реализовать. 

Александр, возможно речь о тех компаниях, которые или международные, или госкомпании, у которых огромные бюджеты, или о тех компаниях, у которых просто есть большие бюджеты, чтобы играться во все это...как деньги закончаться, или сменится руководство, или придет совсем другой эйчар с профессиональной подготовкой и с хорошей квалификацией, многие эйчары с этими программами в таких обьемах просто вылетят из компаний... другое дело что некоторые премы можно адаптировать под ситуацию, и если это целесообразно, внедрять только не в таких обьемах...увязать с системой экономического стимулирования, например, твоя жена с малым ребенком получает машину и врача за счет компании, но только в том случае, если ты выполняешь план, нет нареканий по качеству достижения параметров плана, слабое звено не обломилось в течение н-р 3 периодов..а если цели не выполнил, вызываем жену, и при ней забираем бонус, и смотрим с какой стороны у тебя фингал под глазом от жены на следующий день :) тема обширная...

Леон, спасибо за дополнение. На самом деле, как я уже писала выше, что не все форматы требуют значительных финансовых ресурсов. Однако соглашусь с вашей идей, что каждый формат можно адаптировать под цели и стратегию компании, специфику и имеющиеся ресурсы. И, конечно, важно понимать, что для внедрения вот таких передовых форматов, должна быть готова база в виде социального пакета.

Генеральный директор, Москва
Андрей Федотов пишет:

Всё очень мило. Только в такой форме HR окончательно превращается в детский сад, который вместо работы занимается "обнимашками" и вытиранием соплей нерадивым сотрудникам.

На мой взгляд, реальность изменилась. И в этой новой реальности умение работать удалённо, мотивировать и организовывать себя самому становится одним из ключевых навыков. Ничего личного - только бизнес.

Если человек этого не умеет - ему придётся либо этому учиться, либо - вакцинироваться и идти работать курьером, рабочим или в сферу услуг. Там где можно оттрубить от звонка до звонка не включая мозги...

 

Андрей, возможно, вас дезориентировал заголовок. Те же пульс-опросы – прекрасный инструмент для менеджмента на всех организационных уровнях: они позволяют собирать информацию оперативно, выявлять боли и проблемы сотрудников и оперативно их устранять. Главное при внедрении такого инструмента провести хорошую подготовительную работу с менеджерами и разъяснить важность обратной связи.

Генеральный директор, Москва
Антон Французов пишет:

Существенным плюсом, особенно в наших реалиях, является то, что чат-боты – это самый простой и доступный путь к психологической помощи. 

Это, наверное, в очень далеком будущем. Пока же, психологическая помощь требуется после общения с таким вот ботом от Сбера или ВТБ.)) 

Антон, вы совершенно правы, что многие чат-боты далеки от совершенства. На мой взгляд, это вопрос времени и скорости развития технологий – а она уже практически космическая. В нынешних реалиях работы по разработке и улучшению бота могут идти поэтапно, с каждой итерацией  можно добавлять новые навыки и темы.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Андрей Федотов пишет:

Всё очень мило. Только в такой форме HR окончательно превращается в детский сад, который вместо работы занимается "обнимашками" и вытиранием соплей нерадивым сотрудникам.

Вовсе нет, Андрей. В такой форме автор недвусмысленно сообщает нам об абсурдности HR-департаментов в их сегодняшнем состоянии. Это прекрасная, истино саморазоблачительная статья. Ибо в ней нам откровенно объявляют о том, что мы и сами давно подозревали.

Во-первых, о том, что HR- департаменты живут своей отдельной от бизнеса жизнью, и чтобы хоть немного понимать происходящее в компании, нуждаются в параллельных "HR-системах, которые позволяют в буквальном смысле «держать руку на пульсе» изменений в компании. Основанные на принципе коротких опросов и вооруженные искусственным интеллектом...".

Во-вторых, о том, что офисные психологи- равно шарлатаны, коль скоро "В корпоративной среде чат-боты могут стать альтернативой офисному психологу или психологической помощи по ДМС". 

Ну, и вишенкой на торте - о социализации посредством общения с интерактивным календарем. Так они понимают wellbeing, ага!

Вывод, который напрашивается после прочтения статьи: поделить бюджет на мероприятия HR- департамента на 10, а 9/10 его штатной численности сократить. И впрямь, зачем их держать, если их так легко заменить чат-ботами? И никакого детского сада :-)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.