All you need is love, или Зачем топ-менеджерам брать на себя функцию родителей?

Медицинские представители «Гедеон Рихтер Фарма» почти пять месяцев находились в официальном простое. После их возвращения к работе руководители компании были вынуждены стать для некоторых сотрудников «родителями» или той важной фигурой, которая способна на психологическую поддержку. 

Вынужденные каникулы – не повод для радости

В середине августа примерно 70% сотрудников компании – все медицинские представители – вернулись к работе. С марта они находились в техническом простое, так как были законодательные ограничения, и к тому же компания не хотела подвергать их риску. В условиях пандемии выполнение сотрудниками своих ежедневных обязанностей – общение с врачами и провизорами – стало небезопасным.

На время простоя сотрудникам сохранили около 80% зарплаты, но они очень переживали из-за вынужденных «каникул» и хотели поскорее вернуться к работе. В середине августа директора региональных отделений сказали: «Мы выходим». Фактически это решение было принято «снизу», самими медицинскими представителями – мы на них не давили. Управленцы с этим согласились и обеспечили сотрудников средствами защиты: антисептиками, медицинскими масками и защитными экранами. Но вскоре стало понятно, что это далеко не единственная помощь, которую ждали от работодателя.

Кому сложнее всего

Некоторым сотрудникам после выхода «в поля» потребовалась психологическая поддержка на рабочем месте. КПД этих медицинских представителей упал, потому что им не удавалось сконцентрироваться на работе, они не могли справиться со своей тревогой. Ситуация не менялась с течением временем.

Что с ними происходило? У каждого человека есть две социальные группы, в которых он живет – первичная и вторичная. Первичная группа – это наша семья и очень близкие люди. Они дают нам чувство защищенности, поддержку, безусловную любовь и мотивацию для «выхода в свет». Вторичная социальная группа – это наша работа, коллеги и друзья. Во вторичной группе формируются стандарты работы, признаки сравнения, она позволяет нам раскрыть свой потенциал. Каждый руководитель ответственен за качество вторичной группы подчиненного.

Те сотрудники, у которых сильная первичная группа, испытывали во время простоя значительно меньше страха и тревоги из-за коронавируса. Дома они чувствовали мощную поддержку, благодаря которой готовы были работать эффективнее, чем в докоронавирусную эпоху. Тем, у кого первичная группа слабовата, пришлось сложнее. Например, мама, воспитывающая в одиночку ребенка, боится за свое и его здоровье. Она переживает: «Что будет, если я заболею?». Таким сотрудникам было страшно, когда они находились в простое дома. Они продолжили беспокоиться и при выходе на работу. Сейчас риск и страхи даже увеличились, ведь пандемия продолжается – набирает силу «вторая волна», заголовки средств массовой информации вносят определенную долю паники.

All you need is love

Сотрудники, которые не получают поддержку «в первичной группе», испытывают острую потребность в безусловной любви. Им необходимо, чтобы их любили такими, какие они есть – независимо от результатов. Свой запрос на любовь они переносят из семьи на коллег и руководство. Они хотят, чтобы здесь их ценили просто так, не обращая внимания на плохую работу или невыполненный план. Они пытаются компенсировать свои потребности в заботе, защите и поддержке. То есть получить на рабочем месте то, чего нет в их первичной группе.

От руководителей в такой ситуации требовалось проявить все свои лучшие человеческие качества. Они должны были помочь справиться тем людям, у которых слабая первичная группа. Это очень тяжело: по сути, нужно было на какое-то время взять на себя функции личного психолога или даже родителя.

Сейчас эффективность сотрудников зависит от силы или слабости их первичной группы. И мы понимаем: если она слабая, то в течение некоторого времени именно руководителю приходится оказывать психологическую поддержку. Залог успеха – когда менеджеру удается «поработать психотерапевтом» для сотрудника, но при этом не снижать требования к качеству его работы. Медицинский представитель, у которого не получается сосредоточиться на работе, может рассчитывать на поддержку своего начальника. Но вместе с тем он должен совершать все запланированные KPI.

Справились сами

Подавляющее большинство сотрудников после выхода «в поля» сохранили боевой настрой. Им поддержка на рабочем месте не потребовалась. У них высокая мотивация, даже несмотря на то, что болеют их коллеги и врачи.

Они руководствуются лозунгом, который появился у нас во время простоя: «До августа компания заботилась о нас, а с августа до декабря мы должны позаботиться о ней».

По обратной связи от сотрудников мы видим, что сейчас в компании здоровая рабочая атмосфера. Это во многом заслуга наших руководителей: они создали условия, в которых невозможно жить и работать «кое-как».

Новые особенности работы

Некоторые сотрудники не могут сконцентрироваться на работе. Не то, чтобы этой проблемы не было год назад. Но сейчас ее усугубляет повышенная тревожность из-за пандемии и связанной с ней неопределенностью.

Скорее всего, такие сотрудники не получают поддержку в своей семье (первичной группе), они не чувствуют себя защищено. Поэтому им хочется, чтобы начальник или работодатель поддерживал их независимо от достигнутых результатов.

Работодатель должен понимать, что эффективность сотрудников в тревожное время зависит не от их нацеленности на результат, а от того, насколько мощная их первичная группа. Если она слабая, работодатель должен помочь им, не снижая при этом требований к работе.

Мы каждую неделю проводим короткие управленческие тренинги с директорами региональных подразделений, где рассказываем о важности поддержки медицинских представителей. Руководители доводят эту информацию до менеджеров, в чьи обязанности входит взаимодействие с полевыми силами. Необходимо, чтобы топ-менеджмент компании акцентировал внимание на роли психологической поддержки в данный период и выполнении своих обязанностей сотрудниками.

Мы еще не вышли из пандемии. И мы уже прогнозируем, что скоро наступит момент, когда устанут наши менеджеры.  Но это уже другая история.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Богдан Литовченко
Преподаватель, Украина

Перед тем, как еаписать комментарий, предлагаю участникам дискуссии вспомнить "Маленький принц" (не только "ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", а хотя бы всю главу XXI о Лисе) - люди нуждаются в том, чтобы их приручили. А есть еще и глава IV: "Взрослые любят цифры..."

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.