Психология, полезная для жизни и бизнеса

В августе 2011 года состоялась очередная встреча Дискуссионного клуба Executive. Ее участники познакомились с психологами Натальей Титовой и Марией Забурмах, которые рассказали о том, как не перегореть на работе и расположить к себе любого собеседника.

Наталья Титова – автор уникальных программ тренингов – является также создателем концепций «Управляемые Бизнес-коммуникации», «Силовые переговоры», «Человекология» и «Линия харизмы». Человекология – новый авторский подход Натальи Титовой к достижению оптимального взаимопонимания с разными людьми в процессе делового общения. E-xecutive опубликовал интервью с Натальей, где та описала шесть типов личностей и особенности их поведения в Сообществе.

Александр Мизун: «Я так орал на бедную жену, паркующую к тротуару медленно машину, что ко мне подошли дорожные рабочие спросить, куда им разгружать асфальт. Они подумали, будто я прораб. Надеялся, на даче будет тихо. Пусть шелестят листва-трава, пусть будут птицы, пчелы, комары, жена. Но нет! С соседнего участка слышу я «джаляб» – вопят узбеки. И, вроде как эхо, им в ответ «ом прост» (наверное, по-молдавски). Высокая-высокая поэзия, фольклор Союза. Пойду с мансарды посмотрю, с чего там так бушуют страсти. Нормально все. Узбеки выгружают плиты. Другие же – похоже, молдаване – укладывают утеплитель крыши, послушно следуя указаниям прорабов.

Вот к чему я напредисловил: дождливым вечером 10 августа 2011 года прошел Дискуссионный клуб на тему «Психология для жизни и бизнеса». Очаровательнейшая дама и психолог Наталья Титова всех нас поделила на группы разных видов. Практически случайно нам досталась роль «зануд», и мы отлично понудили. На наших собственных примерах нам показали, как лучше понимать друг друга».

Леонид Никифоров: «Наталья Титова сразу же предложила тезис, захвативший присутствующих: «Даю классификацию трудных людей»: высокомерные, болтливые, скептики, замкнутые, зануды, деспоты.

Клиенту очень легко быть высокомерным, ибо где еще можно самоутверждаться, как не тогда, когда вам предлагают что-то купить? Тем самым интеллектуально был сразу же решен вопрос о нашей всеобщей причастности к нескольким смертным грехам и к пороку вообще, против чего никто не возражал, ибо люди собрались неглупые.

Болтливые «хотят рассказать о себе», а также готовы рассказать, что сделают, но неизвестно, сделают ли.

Скептик – это человек, который всегда в плохом настроении (типа ослика Иа). «Вы встречали таких людей?» – спросила Наталья. Лес рук тут же подтвердил и еще один наш порок – уже интерфейсный. А как вы хотели, ведь «№3 рубит весь энтузиазм на корню».

Замкнутые. Цитирую: «Их просто нет. Их не видно. Они молчат, даже когда вы задаете им открытые вопросы». Все «штирлицы» в зале дружно промолчали на таковую характеристику. Видно, что еще и не такое слыхали на своем веку.

Зануды замучают вас инструкциями и параграфами, ссылками и уточнениями, вы полезете на стенку от 100%-го отсутствия креатива, и вообще таких все боятся и избегают.

Стиль деспотов – допрос. «Вы кто? Вопросы задаю здесь я!», «Вы свободны» и т.д. После общения с типом №6 радуешься, что еще жив.

Сильным ходом докладчицы было проведение мини-игры, когда разделенные на группы участники встречи играли роли, причем пытались построить контакт с соседним типом «трудного человека».

Как утверждает Наталья Титова, за каждым типом стоят установки и ключевые психологические потребности, вот это ценно! Рекомендую прислушаться, ибо я дня через два понял, что я ничего не понял в классификации своих топ-менеджеров, но вот конспект:

Потребности (ключевые/психологические):
№1. Статус и внимание от окружения (артисты).
№2. Общение и еще раз общение (социолог, а может и социопат).
№3. Поддержка и понимание, чтобы «его не бросили, не забыли».
№4. Новое знание.
№5. Соблюдение правил, и отсутствие с ними прелюбодеяний.
№6. Контроль и власть.

Далее Наталья Титова рассказывала, что на всех трудных есть «свои методы». Чтобы построить общение, например, с №1, нужны две фразы: «Вы уникальны» и «Мы уникальны».

С №2 проще, он и сам общается всегда, смерть для него – аналитика (я думаю, именно поэтому социологи-маркетологи так ничего за 20 лет и не измерили в России, а только болтают), путь – понимать потребность.

С №3 (что любопытно, это весь «Серебряный век») нужно играть, как с ребенком (это плата за их внутренний мир), посколько они всю жизнь играют в свою игру (вспомните хотя бы маску Пьеро у Вертинского).

Стиль контакта с №4 – решение задач и выяснение подробностей решения, то есть признание его интерфейса общения с миром. Основная глупость – задавать сразу открытые вопросы.

№5 – примерно также, но занудство надо увеличить раз в 10, можно и счетом денег, ибо это прагматик до мозга костей.

С №6 сразу забудьте, что вы есть, забудьте про свое эго и лучше придите уже «втоптанным в грязь». Лучше сказать: «Я пришел предупредить вас о негативных последствиях». То бишь, получается, этому уроду нужен риск-менеджер?»

Екатерина Тихвинская: «Очередное заседание Дискуссионного клуба прошло как-то особенно хорошо. Слушатели были заинтересованные и позитивно настроенные. И докладчики делали свои презентации живо, интересно и с особым шармом.

Наталья Титова кратко рассказала нам, как понимать людей с первого взгляда. Как определить, к какому из шести типов относится ваш собеседник. Как сделать так, чтобы установить с ним контакт и достичь своего результата. Наталья нам не только описала основные характеристики каждого типа, но и предложила разбиться на группы и представить каждый из них. Далее представитель каждой группы взаимодействовал с представителем другой группы. Надо сказать, что участники изображали психологические типы с большим артистизмом и отвечали очень точно.

Я была настолько воодушевлена происходящим и той манерой, в которой Наталья делала свою презентацию, что тут же купила ее книгу «Как понимать людей с первого взгляда».

Второй гость Дискуссионного клуба – Мария Забурмах – характеризует синдром сгорания как сложное духовно-психологическое состояние человека, которое чаще всего ассоциируется с переутомлением от профессиональной деятельности. Существует мнение, что он быстро наступает при чрезмерной нагрузке, особенно у людей «помогающих» и консультирующих профессий, либо при продолжительных стрессовых нагрузках.

Александр Мизун: «Мария Забурмах – изысканная женщина и врач. Поговорили про проблему выгорания, про уровни энергии и страсти. Подробно обсудили механизмы обретения и потери человеком радости к жизни и труду. Хорошие примеры. Много информации. Рассказывали нам переживательно и страстно.

Я понял, судя по себе, что людям в бизнесе не хватает нормального общения. Простого человеческого, типа, «А как ты сам?» Еще мне показалось, что психологи ранимые, наивные и хрупкие создания. Их надо поберечь»

Леонид Никифоров: «Тезисы доклада Марии:

  • В бизнесе за пять лет выживают лишь 10%, остальные «сгорают», «перегорают».
  • Единственное условие выгорание – дисбаланс ответственности, причем, кстати, вы сами можете дать дефиницию ответственности, на этом участники встречи помучились.
  • Серп на ВДНХ («Рабочий и колхозница») – магическая смерть мужского начала.
  • В Америке (на Западе) клиент – посланник Бога, ибо он принес весть, что этот бизнесмен избран Богом (тезис для нас весьма сложный, ибо намного из протестантской этики).
  • Ответственность есть ответ жизни (кому?) за право реализовать свой счастье.
  • Где взять энергию? Последовательность: физическая – сексуальная – психоэмоциональная – деньги – знания – власть – вера (как энергетическая наполненность. «Но учтите, – добавила Мария, – властвуют только потому, что кто-то соглашается подчиняться».
  • Выгорание связано с искренностью, если есть конфликт в триаде (цели – ценности – убеждения), а если нет, то бизнес идет, как песня.
  • Все выгорания связаны с эмоциональным интеллектом.
  • Выгорают три типа: «матери Терезы», «гордецы и жадины», «те, кто ходят в масках».
  • Как не выгорать? Как только включается вдохновение (особое состояние правды к себе и к жизни): энергии появляется в шесть раз больше.

«Напрасно экономить – надо просто зарабатывать больше!».

Екатерина Тихвинская: «Тема презентации Марии Забурмах – «Выгорание и перегрев». Поскольку тема обширная и за 20 минут ее не изложишь, Мария очертила основные моменты крупными мазками. Не возьму на себя смелость повторить изложенное, чтобы не ошибиться. Насколько я поняла, одна из основных причин выгорания – несоответствие между внутренней программой человека (что он действительно хочет) и что у него есть (чего он достиг). То есть целями, ценностями и убеждениями. Гармоничный или негармоничный человек. Мария предложила небольшой тест. Он мне понравился, так как наглядно показывает соответствие или несоответствие между ценностями человека, достижениями и как он себя описывает. Я даже подумала, что его можно использовать при проведении собеседований.

К выгоранию также приводит ассиметрия ответственности. Стремиться к признанию – прямой путь к выгоранию, реализация своего призвания не приводит к выгоранию. Не будьте гордецами и жадинами, снимите маски, и выгорание вам не грозит. Соответственно, нужно быть предельно искренним в ответе на вопрос: «Чего я хочу?»

Мне очень понравилась формулировка Марии: «Вдохновение – особое состояние правды к себе и обществу». Одна из основных причин перегрева – стремление все взять на себя («Я сама»). Как это знакомо!

Что еще мне импонировало в обеих презентациях, так это то, что оба докладчика уложились в формат. За отведенные 20 минут каждая изложила свою тему так, что сложилось достаточно ясное представление о предмете. И пропорция деталей и обобщений была очень точная. Если проводить аналогию с трапезой (в данном случае интеллектуальной), то мы насытились, но осталось небольшое чувство голода. Медики говорят, что это самое правильное питание».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Бренд-менеджер, Москва

Уж сколько раз твердили миру...
Классификаций психотипов великое множество. Начиная с классики и заканчивая современностью: Соционика, Толкачев и Бродянский, etc. Есть же 4 типа темперамента, чего на них наворачивать-то бесконечно?
Что восхитительно нового в изложенных интерпритациях? Очередной научпоп.
Во всех многочисленных ''рецептах душевной организации'' явственно присутствуют методики манипулирования. Понять, кто ты, чтобы можно было легко оставлять тебя в дураках.

Может, наконец, просто позволим людям быть разными и не научимся не ''драконить'' друг друга?

Редактор, Москва
Анна Пирогова пишет: Может, наконец, просто позволим людям быть разными и не научимся не ''драконить'' друг друга?
О том, собственно, и речь в публикации :)
Бренд-менеджер, Москва

Андрей, раз вы ''в эфире'' воспользуюсь и задам вопрос: где можно прочеть об отборе статей в категорию Лучшее за неделю?

Менеджер интернет-проекта, Москва
Анна Пирогова, сборники Лучшее за прошлую неделю не формируются уже больше года (просто нет места в плане публикаций, чтобы их анонсировать). Лучшая статья недели в Творчестве без купюр определяется по сочетанию читаемости статьи, количества и качества комментариев и рейтинга статьи.
Консультант, Москва
Светлана Шишкова пишет: Лучшая статья недели в Творчестве без купюр определяется по сочетанию читаемости статьи, количества и качества комментариев и рейтинга статьи.
Капля офф-топа: а как определяется качество комментариев?
Менеджер интернет-проекта, Москва
Борис Зверев, Анна Пирогова, пример. Есть четыре статьи, опубликованные за одну неделю: - у одной рейтинг 5, и есть положительный отзыв, но прочли ее всего три пользователя – автор (с двух разных компьютеров) и его любимая собака, которая и оставила восторженный комментарий; - другую прочло 250 человек, и у нее 100 комментариев, но 99 из них ругательные, а сотый написал сам автор; - у третьей 13 комментариев, большей частью нейтральные, ее прочло 200 человек, которые определили ее рейтинг в 4,5; - у четвертой тоже 200 читателей, рейтинг 3,5, после статьи 3 нейтральных отзыва и 2 положительных, а потом один комментатор называет статью полной ерундой, обосновывает свою точку зрения, и из этого развертывается дискуссия по теме статьи еще на 45 сообщений. Этот материал и будет признан лучшим за неделю, поскольку его резонанс в Сообществе максимально продуктивен.
Консультант, Москва

Светлана, спасибо, я понял Вас. Правда, под ''качеством комментария'' я имел в виду несколько иное, но, продолжая обсуждать тут эти вопросы, мы создадим офф-топ, поэтому дискуссию лучше бы перенести в другое место. А Вам могу подкинуть идею - изложите это в виде статьи или стартового топика в разделе ''Проект e-xe'', и там обсудим подробнее.

Адм. директор, Москва

Отзыв Андрея Сидло на выступление Наталья Титовой:

Человекология – видимо это наука о человеках. То есть наука о тех, кто мы и кто с нами рядом.
Давайте сразу обозначим проблему: нас окружают люди, и не со всеми мы совпадаем. Кто-то слишком болтлив, кто-то, слишком лебезив, кто-то слишком надменен, кто-то слишком…. с лишком. В общем, у каждого своя выпуклость. Вспомните своего начальника/подчиненного с которым не складываются отношения. Вроде и он, и вы хорошие люди, а не клеится как-то. Ладно бы, если от нашей коммуникации ничего особенно не зависит, а если завтра в разведку, а мы не стыкуемся?

В подходе Натальи все не сложно. Каждый индивид мнит себя (иногда не осознавая) носителем социальной роли или штампа: прагматик, социолог, участник, интеллектуал и т.д. Проявляется это выпячиванием определенного стиля поведения, или стиля общения. Варианты: - Вы что, самый умный?; – Я хотел. Вот. Понимаете…; - Уточните, какой именно параграф данной статьи следует…. и т.д.
В общем, кого-то социальный статус душит, кто-то слишком много книжек прочитал и забыл, что книжки тоже люди писали, а кто-то в детстве поглаживаний недополучил. И теперь, несут по жизни свои программы, и не подозревают, что здесь мы умные притаились и сейчас их расколем. )))
Как создать комфортные условия для нашего успешного сосуществования? А просто сделать подстройку. Заполнить пустоту в эго-эмоциональном поле нашего собеседника и в рамках разговора стать единым, полноценным организмом. Ели видите, что ваш партнер по общению, например, «артист» (а проявляется это в высокомерности, демонстративности поведения) это значит, что ему не хватает признания его статустности и уникальности. Соответственно, дайте ему искупаться в овациях. Скажите, что он уникален, но не забудьте подчеркнуть и свою уникальность тоже: «- Вы привлекательны, я - чертовски привлекателен, так зачем время зря терять?» Ведь он, такой нарядный, не будет а-бы с кем время делить. Похвалите коллегу по уникальности и пожинайте плоды.
Основных типов не так много всего шесть. Значит и количество приемов подстройки тоже не придется много заучивать.

Но помните: Все кто вас окружают – ваши зеркала. Вы притягиваете в свою жизнь по системе резонанса только тех, кто отражает части вас самих. Проанализируйте свое окружение и вам многое откроется. А когда поймете кто вы – вспомните лучший способ общения с таким человеком и направляйтесь туда, где эти качества наиболее востребованы. Там вы найдете лучшие возможности для самореализации.
Интересных вам открытий!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.