Жизнь до и после: чему пандемия научила компании

Деловой мир так и не привел рабочие процессы к единому знаменателю – одни не согласны возвращаться в офис, другим жизненно необходимо общее рабочее пространство.

На основании собственных исследований попробуем ответить на вопросы:

  • Как изменится спрос и предложение на рынке труда?
  • Что будет с зарплатами?
  • Какие процессы в работе изменились навсегда?
  • Каких инструментов не хватает для оптимизации работы?
  • Какие HR-практики хорошо себя зарекомендовали за время пандемии?

Фокус-группы

Мы провели опрос, анализируя события, связанные с пандемией и бытовыми трудностями компаний при переходе в режим удаленной работы. В нем приняли участие более 300 CIO, CEO, CTO и других топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге. А затем подключили к исследованию более 80 опытных HR-специалистов, чтобы понять процессы, проявившиеся с постепенным возвращением сотрудников компаний обратно в офис.

На один ответ могло встречаться несколько основных тезисов, поэтому количество тезисов по заданным вопросам отличается от количества полученных ответов. Тезисы классифицировались по категориям. Были выделены основные проблемы и тренды среди них.

Основные находки топ-менеджмента

При переходе на удаленную работу у компаний возникали четыре типа проблем: с коммуникацией (41%), эмоциональные (25%), организационные (21%) и технические (13%).

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

В чем это выражалось?

Респонденты отмечали, что без живого общения невозможно прочувствовать эмоции собеседника, сложнее установить, правильно ли он все понял, осознал ли свою задачу. Из-за этого люди увеличивают количество «подходов», то есть коммуникаций — созвонов, митингов в зуме, переписок в мессенджерах и социальных сетях — стало на порядок больше. Эмоциональные проблемы выражались в основном в нехватке эмоций (31%), недостатке неформального общения (23%), снижении мотивации (21%). 

Организационные проблемы можно разделить на две части: самоорганизации (самодисциплины) и контроля. Один из минусов удаленки — отсутствие триггера «дом-работа-дом». Одни начинают работать сразу после того, как проснулись и работают больше. Это может привести к переутомлению и снижению продуктивности. Другие откладывают начало рабочего дня до обеда. Третьи не видят четкой границы во времени, когда нужно перестать обращаться к человеку по рабочим вопросам. Происходит рассинхронизация по времени. 

Технические проблемы во многом зависели от степени цифровизации компаний. Часть организаций была полностью готова к переходу в онлайн, так как все бизнес-процессы были хорошо структурированы, а необходимое для работы ПО заранее освоено. У других не имелось цифровой версии рабочих процессов. Но главной определяющей всех технических проблем стало отсутствие домашних рабочих мест.

Изменение эффективности

Участников опроса мы попросили оценить эффективность работы в онлайн-режиме по сравнению с офлайном. Несмотря на описанные проблемы и временные трудности с перестройкой форматов, суммарное количество ответивших «выше», «немного выше» и «много выше» на 25% больше, чем респондентов, ответивших «ниже», «немного ниже» и «много ниже». 

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

Онлайн навсегда

Не все процессы могут чувствовать себя хорошо в режиме онлайн, однако с каждым годом их процент увеличивается. Меняется подход к работе, появляется новый софт, обеспечивающий удаленку. По мнению наших респондентов, вероятнее всего, на вечной удаленке смогут остаться все процессы, связанные с разработкой ПО, множество онлайн-мероприятий — планерки, совещания, крупные митинги, и процессы выполняемые бэк-офисом. Также часто на вопрос «Какие процессы могут навсегда остаться в онлайн-режиме?» отвечали: «Все». Очевидно, что немалая часть организаций полностью приспособилась к такому режиму работы.

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

Плюсы удаленки

Задумайтесь: за свою жизнь мы в среднем тратим 20 тыс. часов или 2,3 года на дорогу до работы. И на смертном одре мы точно не будем вспоминать эти «прекрасные» годы. Поэтому один из самых очевидных плюсов удаленки для 36% респондентов — экономия времени на дорогу. 16% оценили гибкий график, а 14% сошлись во мнении, что здорово сократились расходы на содержание офиса.

Есть и более интересные результаты — 5% опрошенных отмечают повышение эффективности за счет логирования процессов и коммуникаций. Диалоги сохраняются, процессы записываются, теперь легче распутать клубок и обнаружить истинную причину той или иной ошибки. Еще один не самый очевидный плюс, выделенный 14% респондентов — это возможность сосредоточиться и больше работать. Отсутствие неформального общения — не всегда плохо, иногда оно служит отвлекающим фактором. Дисциплинированному и организованному сотруднику становится легче сконцентрироваться на задаче и погрузиться целиком в работу: его продуктивность увеличивается не на 15-20%, а в 2-3 раза. 4% отметили как плюс более легкий доступ к данным и ресурсам.

Как удаленка изменила рынок труда

Анализируя ответы HR-специалистов, мы выделили основные прогнозы по изменению рынка труда. Разберем подробнее ведущие тренды.

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

Спрос на IТ-специалистов

В чем никто не сомневается, так это в том, что спрос на IТ-специалистов не уменьшается и в ближайшем будущем уменьшаться не собирается. Вместе с ним растет и заработная плата этих специалистов. Кроме того, сохранится спрос на высококвалифицированных специалистов и в других сферах.

Выравнивание средней зарплаты по Москве и регионам

Как мы выяснили, у компаний поменялось отношение к удаленной работе. Многие люди и даже целые отделы не вернутся в офис и останутся в онлайне навсегда. Очевиден рост процента людей, работающих удаленно. В связи с этим — если можно привлечь любого хорошего специалиста в онлайн, то зачем переплачивать именно за московских? Сотрудники из регионов все чаще получают равные со столичными зарплаты. 

Дисбаланс на рынке труда

Сейчас количество кандидатов превышает количество вакансий. В проведенном нами опросе превалирует мнение о том, что в ближайшее время такая тенденция сохранится. Однако, стоит отметить стабильный, совсем не экспоненциальный, но уверенный рост числа вакансий. Также одним из самых популярных прогнозов является мнение о том, что после кризиса рынок останется прежним, планомерно увеличиваясь, как и раньше.

Выводы и тренды

Многие из онлайн практик доказали свою эффективность. Произошел сдвиг парадигмы. То, что казалось раньше невозможным (например, перенос рабочего ПО на домашние ПК сотрудников и сопутствующий доступ к коммерческим данным) зарекомендовало себя настолько хорошо, что отказываться от нового положения дел уже мало кто хочет.

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

Командировки и митинги

Если вы думали, что акции Zoom после кризиса вернутся на прежний уровень, не спешите их продавать. Онлайн-встречи завоевали сердца наших коллег. Физическое присутствие при проведении переговоров, планерок, знакомств, интервью, обучения и много другого теперь не является необходимым или предпочтительным.

Эффективность удаленки и смешанный формат

К работодателям пришло осознание, что удаленная работа может быть не менее эффективной, чем работа офлайн. В целом, из дома люди трудятся намного больше времени, чем в офисе. Те, кто не может полностью уйти в онлайн, выбирают смешанный или гибридный формат с возможностью работать 2-3 дня из дома, а остальное время — в офисе, либо приходить в офис один раз в неделю/месяц, а остальное время работать из дома. Сценариев может быть много.

Текущая цифровизация и автоматизация HR

По-прежнему не все успели перестроиться. Недостаток тех или иных инструментов испытывают 60% респондентов. Одна из находок заключается в высокой дифференцированности уровня цифровизации различных компаний. Кто-то уже давно внедрил и использует сложные IT-системы, а у других тем временем нет электронного документооборота или корпоративного портала.

Инфографика: ONLY (it-only.ru)

Наиболее успешные HR-практики постпандемии

Использование корпоративного портала оказалось эффективной практикой, которая позволила поддерживать положительный эмоциональный фон, контакт между сотрудниками и целостность команды. Однако по итогам нашего исследования у каждой шестой компании этот инструмент отсутствует. 

Хорошо себя зарекомендовали планерки, мини-корпоративы, внерабочая активность вроде совместных онлайн-игр, а некоторые организации даже ввели и такую опцию, как психологическая помощь для своих сотрудников. Все это лишний раз подчеркивает, как необходимы любой команде общение, взаимная поддержка и «чувство локтя», чтобы быть эффективной.

Инфографика: ONLY

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Колесников
Директор по маркетингу, Москва

Очень хорошое исследование, спасибо Кирилл.

А я еще кое что положительное заметил, и очень важное для себя.Я руководитель, поэтому совещания - это моя работа, в том числе и в других городах, с выездами. И часто бывает приехали на совещание, за 15-20 минут все обговорили, и начинается пустословие, как бы неудобно "зачем людей звали, они ехали, отвлекались" .

В скайпе это «неудобство» пропало. Присоеденились, все обговорили. «Вопросы есть?» «Нет» «Хорошего дня». Это действительно крутой плюс удаленки

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.