Великий кадровый путь: как найти работу в Китае

Рост спроса на специалистов, умеющих работать на азиатских рынках – следствие интересного двустороннего процесса. Российские компании выходят на азиатский рынок, а китайские – стремятся занять место европейского и американского бизнеса в России, который теряет позиции из-за санкционного режима.

Китайским игрокам интересны люди с опытом работы в международных компаниях. При этом китайцы понимают особенности ведения бизнеса за рубежом и отличия КНР от других стран, и готовы давать значительную свободу, не настаивая на введении своих стандартов.

Сотрудники, работающие на позициях уровня «генеральный директор -1», то есть директор филиала, генеральный директор и директор производства, в Китае получают фиксированную часть от 5 до 10 тыс. долларов в месяц плюс премию, которая редко превышает 100%. Кроме зарплаты все кандидаты могут рассчитывать на релокационный пакет. Он включает оплату квартиры, несколько перелетов к месту работы и обратно в течение года, обучение детей в школах. Также обычно оплачивается достаточно дорогая медицинская страховка.

При трудоустройстве в китайскую компанию рекомендуется обращать внимание на размер и известность организации-работодателя. Мелкий и средний бизнес ищет сотрудников самостоятельно, но в этом случае никто не гарантирует вам соблюдения местного законодательства и выполнения всех обязательств в рамках трудового договора. В крупных компаниях есть профессиональные кадровые и юридические службы, поэтому сам факт поиска сотрудника через кадровое агентство говорит об уровне компании и о том, что она может себе позволить тратить деньги на подбор кандидатов.

Китайские рекрутинговые агентства, безусловно, занимаются поиском кадров, однако при работе с российскими клиентами сталкиваются с языковыми и культурными барьерами. В первую очередь, мало китайцев владеют русским языком, поэтому им сложно подобрать качественного русскоязычного специалиста.

Проект по поиску российского представителя в Китае может длиться минимум месяц, если срочно нужен сотрудник, но может растянуться до полугода и больше. При этом, в поисках идеального сотрудника китайцы очень четко соблюдают все требования законодательства и формальности.

Российские компании при отборе кандидатов исходят из производственной необходимости, то есть, главная задача в том, чтобы процесс не останавливался. Если у китайцев есть перечень требований (список дипломов, сертификатов и лицензий) то они будут следовать этому. С другой стороны, если они находят человека, который подходит им по всем пунктам, то они сразу принимают решение. При этом завоевать доверие китайцев достаточно сложно, а лояльность ценится очень высоко, поэтому сотрудники работают в одной и той же компании десятилетиями. «Гуанси», то есть связи, имеют определяющее влияние в бизнесе.

Китай – огромный и растущий рынок, поэтому многие российские предприятия заинтересованы в специалистах для продвижения на нем товаров, услуг и организации производства. Население Китая в 9,5 раз больше населения России и в 4,3 раза больше населения США. Китайский рынок обладает потенциалом, сравнимым с США. ВВП Китая в 10 раз больше ВВП России и составляет 64% от американского.

Сейчас наиболее востребованные вакансии – коммерческий директор и директор представительств. Также востребованы специалисты по логистике. За счет географического положения Россия выступает удобным транспортным коридором между Европой и Китаем.

Также спрос на логистические услуги формирует интернет-торговля: китайцы закупают европейскую продукцию – качественную одежду и продукты, европейцы – недорогую электронику. В 2017 году общий товарооборот России и Китая увеличился на 20,8% в годовом выражении, достигнув $84,07 млрд. Доля интернет-торговли уже превысила 3 млрд долларов, и он будет расти. На российском рынке 80% составляют покупки через китайские интернет-платформы.

Ключевое требование для работы – многолетний опыт жизни и работы в Китае или других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, понимание местного рынка. И естественно свободное владение китайским языком – китайцы не очень хорошо говорят по-английски.

В России есть несколько ведущих вузов, которые готовят профильных специалистов – Институт Стран Азии и Африки, СПБГу и Дальневосточный Федеральный Университет. Между тем, в Китае за многие годы сформировалось большое русскоязычное комьюнити. Оно представляет собой целый рынок труда для российских компаний, ведущих бизнес в Китае.

Раньше топ-менеджеру рекомендовалось обязательно пройти обучение в западной бизнес-школе. Однако сейчас есть мнение, что, к сожалению, российская экономика будет больше связана с Азией и Востоком, либо станет локальной. Рынок будет переориентироваться с поиска топ-менеджеров, обладающих международным опытом, на тех, кто сможет на локальном уровне наладить управление, либо работать с прицелом уже не на Запад, а на Восток, страны Южной Америки и Азии.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Владивосток

Наверно действительно, в Москве трудно найти спецов по Китаю. А у нас во Владивостоке с этим проблем нет.

Консультант, Красноярск

Это обоюдный процесс.И китайцев интересует российский рынок.Буквально пару недель назад обсуждался вопрос о формах продвижения китайской продукции, связанной в сельским хозяйством, на рынки СНГ. И меня через фейсбук нашли сами китайцы.

Директор по рекламе, Москва

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Но обратите внимание на разное отношение Европы и США к России и Китаю.

Китайцам разрешили купить VOLVO, SAAB и даже HAMMER, а России не дали купить даже OPEL...

Дизайнер, Москва
Олег Шурин пишет:
Дмитрий Федоров пишет:

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Но обратите внимание на разное отношение Европы и США к России и Китаю.

Китайцам разрешили купить VOLVO, SAAB и даже HAMMER, а России не дали купить даже OPEL...

потому как в России этот Опель превратился бы в очередную нефтегазодобывающую компанию.

Директор по работе с клиентами, Москва

Спасибо. Работаю по Китаю и Корее (Южной) уже более 20 лет. Китайцы конечно хотят в России что-то делать - но платить за услуг и не хотят. Точнее неохотно. Но - работаем. Что-то получается. Что-то нет. Во Владивостоке - я знаю некоторых спецов по Китаю. В основном это брокеры. Или кто знаю китайский язык помогает в переговорах. Но к сожалению как правило это просто перевод. Есть еще направление когда наши ребята в Китае следят за тем чтобы китайы всё в срок и с нормальным качеством производили. Работали с такими.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.