Уход голливудских студий из России по-разному отразился на экономике кинозалов и онлайн-кинотеатров. И, конечно, это обстоятельство усугубило и без того сложную ситуацию, в которой они находились со времен пандемии. Дело в том, что в отечественном кинопрокате голливудский контент занимал более 70% и практически гарантировал приход зрителя в кинозалы.
С уходом голливудского контента залы опустели, и доходность киноотрасли оказалась отброшена на десятилетие назад. Так, в 2022 году сумма валовых сборов составила 24 млрд рублей, что почти в два раза ниже показателя 2021 – 41 млрд рублей и существенно ниже доковидного 2019 года – 56 млрд рублей.
Что касается онлайн-площадок, в отличие от кинотеатров, их в меньшей степени затронули событиями прошлого года. Конечно, в основном это связано только с тем, что их контентная база формировалась в большей степени за счет российских картин.
Но и онлайн-кинотеатрам предстоит проделать огромную работу. Так, прошедший год стал для них неординарным – изменились зрительские предпочтения: значительная часть аудитории стала больше склоняться к просмотру новостных каналов и социально-политических программ, а не развлекательных передач. Например, в первом полугодии 2021 года только на просмотр социально-политических программ приходилось всего 8-9%, а в 2022 – уже 15%.
Безусловно, изменение зрительских интересов требует и корректировки жанров в планировании программы передач. К примеру, на сегодняшний день жанр драмы и ужасов стал восприниматься зрителями значительно хуже, чем раньше. Поэтому очевидно, что смещение контента будет происходить в сторону комедий, мелодрам, исторических и познавательных фильмов, а также семейного и детского кино.
Статистика посещаемости обычных и онлайн-кинотеатров
Пик посещаемости кинотеатров традиционно приходится на новогодние праздники, когда зрители всей семьей приходят в кино. Прошедший год не стал исключением. Так, в период с 22 декабря 2022 по 8 января 2023 посещаемость российских кинотеатров возросла с 1,5 млн до 13 млн зрителей.
Рейтинг фильмов возглавил семейный комедийный фильм «Чебурашка», который побил все рекорды: уже 1 января 2023 года было куплено билетов на 226 млн рублей, а всего за праздники «Чебурашку» посмотрело более 9 млн человек и совокупные сборы превысили 3 млрд рублей.
За последние десять лет (а точнее за весь период сбора статистических данных с 2014 года) – это абсолютный рекорд среди зарубежных и отечественных картин, который оставил позади даже такие кассовые фильмы как «Холоп» (3,08 млрд), «Движение вверх» (2,9 млрд), «Король Лев» (2,6 млрд), «Т-34» (2,3 млрд) и «Пираты Карибского моря» (2,1 млрд).
Согласно статистике Единой автоматизированной информационной системы вторую строчку в прокате сейчас занимает фильм «Иван Царевич и Серый волк 5», а замыкает тройку лидеров фильм «Непослушник 2».
На что сейчас делают основную ставку в прокате
По традиции кинотеатры делают ставку на развлекательное, семейное и приключенческое кино. Например, уже в феврале текущего года в прокат выйдут комедии «Клипмейкеры», «Одни на каникулах» и «Битва шефов».
А весной кинотеатры порадуют своих посетителей еще несколькими российскими новинками, среди которых фильмы «На солнце, вдоль рядов кукурузы» и «Вызов».
В свою очередь онлайн-кинотеатры в попытке привлечь уже избалованную и хорошо насмотренную аудиторию предлагают контент на любой вкус, начиная от стриминга федеральных телеканалов и заканчивая блогерским контентом на любом языке и в любом формате.
И все же при всем разнообразии, контент онлайн-площадок является более насыщенным, дерзким и острым по сравнению с тем, что мы привыкли видеть в кинотеатре. Ключевую роль, конечно, здесь играет сериальный контент. И онлайн-платформы, наряду с телевидением, останутся главной площадкой для этого жанра, потому что невозможно представить просмотр сериала в кинотеатре.
Различия в зрительских предпочтениях
Кинотеатр никогда не потеряет своего зрителя. Потому что кино останется, прежде всего, выходом в свет, местом романтических свиданий и дружеских встреч. Кроме того, кино дает удивительные эмоциональное взаимодействие не только с героями экрана, но и с такими же зрителями, которые находятся рядом с вами. Вместе смеясь и вместе замирая от страха, кинозрители становятся как бы единым организмом, и это дает непередаваемое ощущение восторга и синергии эмоций.
Эти чувства невозможно испытать во время обыденного просмотра сериала на каком-нибудь девайсе. Кстати, здесь будет более уместным выражение «потребление контента» в домашней обстановке, к которому многих из нас приучила пандемия.
Кинотеатральный показ сильно отличается от того, что мы можем посмотреть через онлайн-площадку. Конечно, прежде всего, зрелищностью и полным растворением границ между зрителем и экраном при помощи современных технологий. Кино останется уникальным местом для визуального аттракциона, будь то VR, 3D или вертикальная картинка. С другой стороны кинотеатральный бизнес вряд ли когда-нибудь вернется к прежним показателям посещаемости.
Онлайн-кинотеатры уже зарекомендовали себя как альтернатива кинотеатрам и продолжают завоевывать аудиторию, ядро которой составят, прежде всего, жители крупных городов в возрасте от 25 до 45 лет и те люди, которые уже привыкли платить за качественный контент и возможность просмотра любого киноконтента, когда и где им удобно.
Поэтому запуск производства оригинального киноконтента – едва ли не единственный выход из сложившейся ситуации, когда видеосервисы потеряли доступ к эксклюзивным западным новинкам и к тому же остались один на один с пиратами, которые точно также расширяют свои библиотеки. Без сомнения, онлайн-платформы уже в ближайшее время с успехом справятся с этой задачей, потому что в их распоряжении лучшие эксперты индустрии.
Вместо заключения
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что традиционный и онлайн-кинотеатры будут существовать параллельно, как разные виды досуга. Люди будут продолжать посещать как любимые всеми кинозалы, так и смотреть разнообразный контент на онлайн-площадках.
Читайте также:
Не люблю кино за вечно жующих, шуршащих и разговаривающих людей. Постоянный мусор после сеанса.
Конечно, в основном это связано только с тем, что их контентная база формировалась в большей степени за счет российских картин. (с)
как раз нет, там были старые и относительно новые иностранные фильмы, которые с окончанием лицензий исчезают оттуда. Иностранные фильмы большинство.
Чебурашка на рал такую кассу из-за отсутствия альтернативы. А время занять чем-тотнужно было. Будь в прокате больше хороших фильмов, результаты были бы иные.
Как бы то ни было, но он-лайн кино не способно дать той радости, что дает оф-лайн.
Тут вопрос на самом деле в том, что при развитии технологий, доступности услуг он-лайн, обычные кинотетары давно должны были призадуматься о нише , потребностях клиентов и позициионировании. На что пойдут люди в зал?? наверное, на то, где важна картинка, звук, детское кино и мультики или что-то потрясающее.
Вот из этого и надо строить репертуарную политику. А не кидать всякие "проходящие" фильмы. Впрочем, чем умнее будет потребитель, тем требовательнее к приобретаемым фильмам будут залы, тем качесвеннее будет и кино.
Елена (автор), добрый день!
А почему очевидно, что смещение контента будет переходить в указанные вами группы?
Нет конкуренции между онлайн-кинотеатром и традиционным кинотеатром, поскольку это площадки для просмотра. Если в случае традиционных кинотеатров - это только площадка для просмотра, то онлайн-сервисы могут являться сами производителями корнтента - и это уже существенное отличие.
Для примера компания "Дисней" фактически "отжирает долю в онлайне" у Netflix. И в тоже время, являсь номером №1 по получению доходов от кинотеатров, так что непонятно, что вы с чем сравниваете в статье?
У вас даже нет сравнительной базы по количеству людей и профилей и т.д.
Вместо вывода: тема интересная, было бы прекрасно в таких материалах про конкуренцию - смотреть динамику по каким показателям соревнуются и какой отрыв.